Эксклюзив
Царьков Андрей Юрьевич
03 августа 2015
11195

Парадоксы Жилищного кодекса РФ: норма права и ее комментарии

Main unnamed  1

Случилось странное… Формулировка части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) наводит на мысль, что собственникам помещений в многоквартирном доме можно устанавливать тарифы на содержание дома и придомовой территории. Устанавливать без согласия и часто ведома собственников. А все из-за расширенного понимания содержания указанной нормы права, не отражающей всех возможных случаев и вариантов проведения собраний собственников по установлению этих самых тарифов…

Последний ответ от 22 июля 2015 г. № 39 ТГ – 35907/С Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» за подписью заместителя руководителя Э.П. Сущенко сообщает об однозначном понимании нормы части 4 статьи 158 ЖК РФ. Суть – собственникам вправе устанавливать жилищно-коммунальные тарифы постановлением органа местного самоуправления. По смыслу ответа – без вариантов всегда, если нет отдельного оформленного решения собрания собственников. Постановления, на которые ссылается ГУ ГЖИ Московской области, устанавливают цены (далее по тексту): «…за содержание и текущий ремонт жилого помещения, включающие в себя услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых МП «ДЕЗ ЖКУ», а также в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 156 и частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации…».

Внешне все верно. Только как понимать комментарии к указанной норме права, которые сильно отличаются от мнения уважаемой Государственной жилищной инспекции Московской области? Речь идет о комментариях, взятых из правовой системы «Консультант Плюс»: «Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации» (под ред. П.В. Крашенинникова) («Статут», 2012).

Справка (с сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации):

«…Крашенинников Павел Владимирович, Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Образование: Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко (1989); Аспирантура Свердловского юридического института (1991). Ученые степени: Доктор юридических наук. Ученые звания: профессор…».

В указанном комментарии черным по белому однозначно указано, что нормы части 4 статьи 158 ЖК РФ не могут быть применены при управления многоквартирным домом управляющей компанией. Вот так, неожиданно.

ГУ ГЖИ Московской области на данное мнение в части комментарий к части 4 статьи 158 ЖК РФ высказывается несколько резко. А именно: «…сообщаем Вам, что комментарии П.В. Крашенинникова – это мнение одного юриста.

…Поэтому, Госжилинспекция Московской области в своей деятельности будет руководствоваться нормативными правовыми актами, а не мнением одного юриста…».

То, что П.В. Крашенинников является председателем комитета Государственной Думы, законодательного органа, принявшего Жилищный кодекс Российской Федерации, не может быть представлено как мнение одного юриста.

Запрос в Государственную Думу

Учитывая разные мнения по одному и тому же вопросу, направил через сайт Государственной Думы обращение на имя Председателя Государственной Думы Нарышкина Сергея Евгеньевича и Председателя комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинникова Павла Владимировича. Пришло подтверждение о получении обращения.

Ждем ответ с разъяснением.

Вот какой текст направлен в Государственную Думу:

«…В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Государственной Думы Нарышкину Сергею Евгеньевичу

Председателю комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинникову Павлу Владимировичу

От Царькова Андрея Юрьевича

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемый Павел Владимирович!

Поводом для моего обращения к Вам послужило различное толкование нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) в части установления тарифов для жителей многоквартирного дома в случае, если собрание собственников не приняло решение об установлении тарифов.

Согласно части 4 статьи 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» ЖК РФ: «…4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от29.06.2012 №96-ФЗ,от21.07.2014 №217-ФЗ,от29.06.2015 №176-ФЗ)…».

Исходя из указанной нормы, в которой не рассматриваются варианты, когда собственники не проводили собрания или собрание не набрало кворум, жителям устанавливаются тарифы, принятые муниципальным органом власти для муниципального жилищного фонда. С этим мнением соглашаются региональные Государственные жилищные инспекции, считая законным  установление  тарифов  для  собственников  помещений в многоквартирном доме на  основании  постановления  муниципального  органа  власти  об  установлении  тарифов для муниципального жилья.

Однако,     согласно    Постатейного    комментария     к    ЖК   РФ     под     редакцией П.В. Крашенинникова от 2012 года, полученного из системы «Консультант Плюс», комментарий к указанной статье 158 ЖК РФ говорит об обратном. А именно:

«…Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Комментарий к статье 158

…1. Комментируемая  статья  увязывает  положения  ч.  3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 с положениями ст. 156 ЖК РФ…

…5. Собственники  помещений  в  многоквартирном  доме  обязаны   участвовать   в   расходах на содержание общего имущества в таком доме (ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 156 и ч. 1 ст. 158 ЖК)…

…14. В   ч.   4    комментируемой   статьи  установлено,  что,  если  собственниками   помещений в многоквартирном доме не принято решение об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Жилищный кодекс РФ исходит из того, что эта норма может быть применена при условии, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме имеет кворум, на нем приняты решения по всем вопросам, необходимым для содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, кроме установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Без  определения  собственниками  помещений  перечня  услуг  и  работ  по   содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме установление органом местного самоуправления  или  органом  государственной  власти  города федерального значения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения неправомерно.

Необходимо учитывать, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК).  В  случае несогласования условия о  размере  платы  за  содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ считается незаключенным и полностью или частично ничтожной сделкой (ст. ст. 166 - 168 и 180 ГК). Поэтому органы местного самоуправления не могут реализовывать положения ч. 4 комментируемой статьи при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Поскольку решение об установлении размера платы за капитальный ремонт многоквартирного дома могут принимать органы управления товарищества или кооператива (см. комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 137,   п. 4 ч. 2 ст. 145  и  ч. 8 ст. 156 ЖК),   а   не   общее   собрание   собственников   помещений в многоквартирном доме, то положения комментируемой нормы не относятся к управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом.

С учетом сравнительного анализа и системного толкования положений ЖК РФ можно сделать вывод, что положения ч. 4 комментируемой статьи могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Данный вывод основан также на требованиях п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. В этих нормах устанавливается, каким способом органы местного самоуправления могут реализовывать полномочия, предусмотренные в ч. 3 ст. 156 ЖК РФ и ч. 4 комментируемой статьи…».

Выделенные части комментария – выделены мною.

С указанным мнением, подробно высказанном в Комментариях к ЖК РФ под редакцией П.В. Крашенинникова по части 4 статьи 158 ЖК РФ, не согласны управляющие компании, муниципальные органы власти и Государственные жилищные инспекции. Установление тарифов для собственников помещений в многоквартирных домах проводится часто. Так, имеется ответ ГЖИ по Московской области от 22 июля 2015 г. № 39 ТГ – 35907/С, в котором сообщается, что «…повторно сообщаем Вам, что комментарии П.В. Крашенинникова – это мнение одного юриста.

…Поэтому, Госжилинспекция Московской области в своей деятельности будет руководствоваться нормативными правовыми актами, а не мнением одного юриста…».

Прошу Вас разъяснить изложенные выше противоречия. Также прошу Вас внести изменение части 4 статьи 158 ЖК РФ для уточнения изложенной в ней формулировки, с учетом изложенных выше обстоятельств.

С уважением, А.Ю. Царьков

03 августа 2015 г…»

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован