14 марта 2007
2446

Парламент работает без каникул

Николай Иванович БУЛАЕВ -депутат Государственной Думы по 149-му избирательному округу, сегодня возглавляет один из самых социально-значимых комитетов -по образованию и науке. Приближается к концу первая думская сессия нового созыва, а мы снова говорим не столько об итогах, сколько о ближайших планах -настолько насыщен график законодательной работы поистине судьбоносными решениями. Но для начала Николай Иванович сказал несколько слов о составе комитета Государственной Думы по образованию и науке.

-В комитете у нас семнадцать человек. В нем представлены в основном две фракции -КПРФ и "Единая Россия". КПРФ представлена руководителем фракции Геннадием Зюгановым, его заместителем в партии Мельниковым, Нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, Олегом Смолиным и другими. На два человека больше представителей "Единой России" в комитете, по одному от ЛДПР и фракции "Родина". Что касается проблем, которые рассматривает комитет, они очевидны -законопроекты, связанные с образованием и наукой. За последние три месяца рассмотрено около 30 законопроектов, по каждому из них принято решение на пленарном заседании Думы. Это много, целым рядом комитетов рассмотрено по 8-10 законопроектов.

-Николай Иванович, какие из рассматриваемых законопроектов кажутся вам наиболее значимыми?

-Представлен на рассмотрение в Госдуму большой (на 600 страниц) законопроект о внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах государственной власти и местного самоуправления". В нем две основные составляющие. Первая -достаточно жестко разделяются полномочия государственной власти на федеральном и региональном уровнях и органов местного самоуправления. Распределяются не только полномочия и ответственность, но и финансовые потоки. Второе, более существенное -все, что касается социальных гарантий для определенных групп населения, действующих сегодня. После принятия этого закона многие из них или изменяются, или отменяются. Думаю, в регионах законодательные собрания изучат этот законопроект внимательнейшим образом. В этом законе очень много места уделено проблемам образования, серьезным образом должны измениться законы об образовании, о вузовском и послевузовском профессиональном образовании, о науке и научно-технической политике. Некоторые нормы этих законов будут отменены. Нас это волнует, поскольку затрагивает конституционные основы, на которых зиждется система образования в Российской Федерации. Здесь есть, над чем думать и размышлять.

-Этот законопроект напрямую затрагивает бюджетные перспективы 2005 года. Работа над бюджетом уже началась. Как вы смотрите на возможности нашего региона в бюджетном процессе на федеральном уровне? Сможем ли мы на что-то рассчитывать? Достаточно ли активна в этом смысле новая администрация области?

-Новая администрация свои предложения подготовила и по ним работает. Недавно один из руководителей администрации предложил совместно поработать в Минэкономразвития, чтобы выяснить, что область могла иметь, чего не имела, каковы перспективы. Вчера весь день был посвящен этому. Мне это важно, интересно и кажется перспективным. Область имеет не меньше возможностей, чем другие, но до сих пор они в полном объеме не были реализованы. Я вижу, что сейчас появилась заинтересованность в том, чтобы как можно больше денег возвращалось к нам из федерального центра по разного рода программам, инвестиционным проектам. И эта заинтересованность проявляется не только на словах, но и в деле. Открыто представительство Рязанской области при Правительстве Российской Федерации.

Что касается конкретной работы по бюджету, некоторые вещи в планах на 2005 год уже упущены. Их не наверстаешь. Все основные параметры бюджета уже определены. Топтать дорожки в министерстве надо было еще в конце прошлого года, и новая администрация области делает многое, чтобы наверстать упущенное. Есть расчетные параметры, средства по которым область получит, независимо от собственной активности. Но все, что связано с федеральными программами, инвестициями, надо отрабатывать заранее.

-Скажите, участие в федеральных программах -это универсальное средство? Или какие-то проблемы можно решить самим?

-Мне кажется, мы иногда слишком драматизируем ситуацию и слишком большие надежды возлагаем на федеральный центр. Есть проблемы, которые можно успешно решать на региональном уровне. Больше заинтересованности в исправлении любой ситуации (социальной, демографической, криминальной), чем на местном уровне, ни у кого нет. Дело в финансировании региональных программ. Денег на уровне федерального центра должно оставаться как можно меньше, как можно больше денег должно уходить в регион. Федеральные программы должны решать общефедеральные проблемы -обороны, безопасности, единого образовательного пространства. Что касается других вещей-отдайте деньги в регион, они сами решат, что для них наиболее актуально. А если мы начнем делить все деньги на федеральном уровне, решить проблемы каждого региона не сможем. Сегодня у нас этих программ больше сотни, и многие из них необоснованны.

-Что вы думаете об изменениях, внесенных в Устав области, о формировании правительства?

-Я давно был сторонником такого решения. Губернатор -это в том числе и политическое лицо области. И я думаю, что его стоит выделять особняком из структуры администрации. Создание правительства является шагом на этом пути. В лице правительства появляется более ответственный структурированный орган, глава которого несет ответственность перед губернатором в решении конкретных экономических, финансовых вопросов, за исполнение бюджета. Я думаю, что это более целесообразно. Что будет реализовано на самом деле, покажет время. Если посмотреть на то, как сегодня администрация выстраивает отношения с федеральным центром, с теми, кто представляет область на федеральном уровне, складывается впечатление, что все будет нормально.

-Вернемся к проблематике вашего комитета. Новое Министерство образования каким-то образом меняет подходы к реформе образования? Она, надо сказать, волнует многих.

-Сегодня мы говорим не о реформе, а о модернизации образования. Само министерство еще окончательно не сформировалось, но я бы включил моменты, которые для меня стали очевидными. Более взвешенный, прагматичный подход к выработке решений. Мы ожидали, что весной в Думу придет очень солидный пакет законопроектов, касающихся образования, -от 15 до 25 законов. Эти законопроекты в Думу не поступили и понятно, что в весеннюю сессию уже не поступят. Это говорит о том, что новое министерство, новый министр очень детально вникают в эти проекты и вырабатывают по ним свою позицию. Это значит, что уже не будет стремления отдать дань моде -заявить, что модернизация начата, а там посмотрим.

-Скажите, как вы относитесь к введению единого государственного экзамена? Сегодня эта тема особенно актуальна.

-На самом деле ЕГЭ, по оценкам ученых, позволяет выявить в массе ребят 80 процентов талантливых. 20 процентов наиболее одаренных остаются за бортом. У них другое восприятие, другой склад ума. И они в этих заданиях не могут реализоваться и быть принятыми в вуз. Единый госэкзамен будет способствовать их реальной потере для будущего. Поэтому наши представления совпадают с представлениями нового руководства министерства в той части, что ЕГЭ не может быть единственным мерилом. Есть олимпиады, есть классические экзамены. Человек должен иметь право выбора, если он знает, что ЕГЭ ему не подходит.

Я был недавно на конкурсе "Шаг в будущее", который проводит МВТА им.Баумана. Так ребята представляли свои проекты экспертам -докторам наук. Он с доктором наук один на один беседует. Доказывает жизнеспособность своей идеи. Это будущее нашей науки. Выявить таких ребят с помощью формального тестирования или вариативных заданий невозможно. Для этого нужны классические экзамены и олимпиады в первую очередь. Пока с нами не соглашаются по законопроекту, в соответствии с которым победы на региональных олимпиадах учитывались бы при поступлении в вуз по профилю.

-Проблема профессиональных кадров для экономики, предприятий области становится все более актуальной. Рассматривалась ли в Госдуме проблема государственного или корпоративного заказа на подготовку кадров?

-Очень интересный вопрос. Я думаю, что первым законом в блоке законопроектов о модернизации образования будет закон, регламентирующий право и формат участия работодателей в формировании госзаказа на специалистов. Сегодня практически нет мониторинга, рынка труда. Госзаказ существует и сегодня, но роль работодателя в его формировании нулевая, в нем сложился монополизм государства, его представлений о том, что нужно делать. По общему мнению, наиболее точные данные о состоянии проблемы есть у работодателей. Они должны участвовать в формировании заказа и для высшего, и для среднего профессионального образования. Такой законопроект готовится. Для решения проблемы необходимы усилия государственно-корпоративного сообщества. У нас зачастую государство более заинтересовано в развитии корпорации, чем сама корпорация.

-Как вы расцениваете намерения передать систему среднего профессионального образования в ведение регионов?

-Я думаю, что выскажу сейчас не очень модную позицию, и многие коллеги меня не поймут. Все почему-то считают, что из Москвы виднее, что делать с ПТУ. Я считаю, что система начального и среднего профессионального образования должна быть в полном ведении регионов. Там знают рынок труда, возможности того или иного училища. Другое дело, что необходимо передать в регионы и финансирование. Как я это понимаю, в первый год отдадут регионам все в полном объеме, потом могут изменить расщепление налогов, в том числе и не в пользу региона. Сейчас правительством декларируется необходимость закрепить на долгосрочной основе налоги за регионами. Тогда у них появится заинтересованность в развитии налогооблагаемой базы.

У меня стол завален письмами от работников системы начального и среднего профессионального образования. Они категорически против переподчинения местным властям. Почему? Потому что до сих пор они находились под определенной защитой Минобразования. Я убежден, что это неправильно. Тогда все школы и всю медицину надо отдать на федеральный уровень. Сегодня увеличился спрос на квалифицированную рабочую силу. Эти процессы виднее в регионах. Мы что считаем, что там дураки работают? Если региональная власть социально ответственная, дайте возможность ей эту ответственность реализовать.

На этом завершился наш разговор, который не удалось приурочить к завершению думской сессии. Работы много. И Госдума будет заседать до августа. Практически без каникул.


РЯЗАНСКИЕ ВЕДОМОСТИ. РЯЗАНЬ.

17 июня 2004 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован