В начале ноября Владимир Путин посетит Италию, где пройдет саммит Россия-ЕС. Вероятно, в рамках этого визита президент России встретится с главой Ватикана Иоанном Павлом II. Такая встреча в нынешних условиях не может быть иной, кроме как встречей глав двух государств. Как не может пока состояться поездка понтифика Римско-католической церкви в Россию. Причина одна: отношения Ватикана и Русской православной церкви остаются напряженными. Об этом и о других актуальных общественных вопросах патриарх АЛЕКСИЙ II рассказал в интервью корреспонденту агентства Интерфакс Валентине ДУДКИНОЙ - специально для "Известий".
- Ваше Святейшество, в последнее время отношения между Русской православной церковью и Ватиканом широко обсуждаются в масс-медиа, вызывают повышенный интерес политиков. Например, недавно премьер Италии Сильвио Берлускони заявил о готовности сделать все возможное для улучшения этих отношений. Происходят ли какие-то реальные подвижки в диалоге между нашими Церквами?
- О существенных положительных сдвигах в официальных отношениях между Русской православной церковью и Ватиканом говорить пока не приходится. К сожалению, события этого года - учреждение новых католических епархий в Казахстане и создание Одесско-Крымского экзархата греко-католиков на Украине - свидетельствуют об обратном.
Ватикан продолжает осуществлять экспансию на пространстве бывшего СССР, где крупнейшей христианской Церковью является православная. Это не может не вызывать у нас серьезной озабоченности.
Для кардинального улучшения отношений между двумя Церквами требуются воля и решимость реально исправить существующее положение. За словами о необходимости примирения неизбежно должны следовать дела. Однако католические миссионеры продолжают действовать в регионах, где католиков ничтожное меньшинство. На Западной Украине положение православных верующих, пострадавших от притеснений со стороны греко-католиков, не улучшилось. Вот проблемы, которые требуют срочного разрешения.
Поскольку это трудности межцерковных отношений, то и преодолеваться они должны самими Церквами. Усилия, предпринимаемые в данной сфере светскими политиками, пока никак не повлияли на ситуацию, ни на йоту не изменили официальную позицию Ватикана. - Одной из главных тем российской общественной жизни стали выборы в Государственную думу, затем - и президентские выборы. Собирается ли Русская православная церковь каким-то образом принимать участие в выборах депутатов Госумы?
- Хотелось бы пожелать им вести честную дискуссию, уважительно относиться к своим оппонентам. Всегда надо помнить: политическая борьба не должна приводить к духовной деградации ее участников, нет таких целей, которые бы оправдали любые средства. Русская православная церковь не разделяет своих верующих по политическому признаку, в связи с чем не может оказывать поддержку какой-либо одной партии или движению.
Святой апостол Павел призывал: "Старайтесь иметь мир со всеми" (Евр. 12: 14). Следуя его завету, перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов.
- Как продвигается вопрос о преподавании религии в общеобразовательных школах?
- Этот вопрос широко обсуждается, высказываются разные точки зрения. Еще в 1997 году в Законе "О свободе совести и религиозных объединениях" было закреплено положение о том, что в государственных и муниципальных школах преподавать религию можно, но факультативно, вне рамок образовательной программы. Против этого никто не возражает, и во многих местах это делается. Но такой способ религиозного образования показал свою неэффективность, поскольку все преподавание перекладывается на плечи религиозных организаций, а школа только предоставляет им помещения. Во многих регионах России сложилась иная практика, инициатива проведения которой принадлежала светским педагогам и ученым. Изучение религиозной культуры было введено в образовательную программу в рамках регионального компонента. Светскими же авторами были написаны программы и учебники по предмету "Основы православной культуры". Имеются первые неплохие результаты такого преподавания, и ни в одном регионе оно не привело к межрелигиозным конфликтам в школах.
Убежден, что преподавание знаний о религии должно оставаться добровольным. Но очень важно, чтобы дети имели реальную возможность получения таких знаний. Для этого нужно создавать пособия, готовить педагогов, продумывать методы обучения. В данной области мы делаем только первые шаги. Пока в подавляющем большинстве школ безальтернативно предлагают образование, основанное на материалистическом мировоззрении, исключающем религию. Надеюсь, что вскоре такому подходу будет предложена альтернатива, православные родители и их дети смогут осуществить свое право на образование, которое соответствовало бы их убеждениям.
- В последнее время вновь активизировалась дискуссия вокруг проблемы кряшен, которым не дают статус самостоятельного народа. Недавно они обратились к Вашему Святейшеству с просьбой помочь в получении этого статуса. Каково Ваше личное отношение к этому вопросу?
- Действительно, кряшены уже давно добиваются возвращения им статуса самостоятельного этноса, который был утерян в сталинское время. За последние два года общественные лидеры кряшен дважды обращались ко мне с просьбой о поддержке в этом вопросе. Церковь оказала им посильную помощь. В преддверии Всероссийской переписи населения 2002 года "кряшенский вопрос", казалось, был благополучно решен. Однако этим летом он вновь обострился. Русская православная церковь, безусловно, не может решать, достаточен ли уровень этнического самосознания кряшен для придания им статуса отдельного народа, однако убедительные аргументы выступающих за это ведущих этнологов России видятся нам заслуживающими внимания.
Хотелось бы надеяться, что при обнародовании результатов переписи населения пожелания этнологов и самих кряшен будут учтены.
"Известия" 30.10.2003
http://nvolgatrade.ru/