14 марта 2002
8448

Патриотическое воспитание: проблемы и суждения.

К итогам Всероссийского семинара-совещания организаторов патриотического воспитания "О ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Актуальные проблемы и пути их решения" (16-17 декабря 2002 года).
(информационно-аналитический обзор выступлений участников)

Среди проблем, стоящих перед российским обществом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из сложнейших и важнейших, острых и судьбоносных.

Состоявшийся в декабре 2002 года семинар-совещание организаторов патриотического воспитания можно по достоинству считать этапом в становлении и развитии научно-методических основ воспитательной работы в Российской Федерации.

Речь идет о будущем страны, а оно невозможно без возрождения, в первую очередь у молодежи, духовных ориентиров, формирования гражданственности и воспитания патриотических чувств. Новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, требуют переосмысления сущности патриотического воспитания, его роли и места в общественной жизни. Так считает начальник отдела воспитательной работы департамента образования Вологодской области Г.Ю.Поромонова.

Настало время определить четкую государственную позицию в сфере становления гражданского самосознания, определить с учетом наших вековых культурных традиций, национальных интересов, со знанием предмета и, прежде всего, тысячелетней истории российской государственности. Такую оценку ситуации дал секретарь-референт управляющего делами Московской Патриархии М.Мироненко.

Как заметила участница семинара - заместитель директора по воспитательной работе Гусевского стекольного колледжа О.Н.Ежова: "Воспитание без формирования патриотизма, готовности служить и защищать Отечество - пустой звук".

Существуют и другие стороны этой проблемы - необходимость, во-первых, опоры патриотического воспитания на закономерности воспитательного процесса в целом, и, во-вторых, исключения подмены формирования патриотического чувства мероприятиями военно-патриотической тематики, в рамках которых доминирует военно-техническая подготовка специалистов. При такой подмене, считает заместитель Министра образования Российской Федерации Ю.В.Коврижных, снижается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения.

Нравственное воспитание.

Как отметил заместитель Главкома внутренних войск МВД России С.Ф.Кавун, у современной молодежи отсутствует четкое понимание основ патриотизма и культурно-нравственного фундамент, на который можно достраивать систему воинского воспитания. Ведь изначально у каждого человека должен быть внутренний цензор добра и зла, которым является нравственность.

Самые простые ежегодные опросы, говорит первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации В.А.Кожемякин, показывают абсолютную безграмотность, абсолютную дезинтеграцию представлений о нравственных ценностях в сознании молодых людей, которые становятся в воинский строй.

Сегодня для нас главное - сохранить человека, - убежден заместитель командующего Северным флотом А.Г.Дьяконов.

Одним из важнейших постулатов ислама - это мысль о том, что любовь к Родине является частью веры. Мы пытаемся в настоящее время трансформировать этот лозунг с тем, чтобы он звучал так: "Защита Родины является частью твоей веры". Однако, на наш взгляд, сегодня важно понимать, что воспитание патриотизма не исчерпывается только военной проблематикой, считает руководитель отдела стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России С.А.Мальков.

Начинать надо с выработки высокой нравственности молодежи. Нравственность и патриотизм - неразрывные понятия, ибо не может быть патриотом безнравственный человек. Нравственность нации - залог будущего России. Эти слова принадлежат председателю совета ветеранов педагогического труда Саратовской области Е.И.Сказкину.

По определению нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у людей моральных качеств, норм и принципов поведения на базе ценностей высшего порядка, к которым относятся входящие в фундаментальную для европейской культуры формулу - "Вера, Надежда, Любовь", а также другие понятия аксеологического ряда - Чистота, Смирение, Благодать, Слава, определяющие в совокупности содержание воспитательной деятельности.

К.Д.Ушинский отмечал, что "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях. В противном случае она превращается в простой набор практических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю".

В научном плане это означает, что патриотическое воспитание выступает составной частью целостного воспитательного процесса передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерного и целенаправленного формирования личности с учетом возрастных этапов, начиная с младенческого и детского возраста, ее подготовкой к общественной жизни и производительному труду в условиях взаимодействия воспитателей и воспитуемых, самих воспитуемых между собой, одновременно в качестве объектов, так и субъектов воспитания.

Соответственно, предметом патриотического воспитания служит содержание деятельности, направленной на формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок, обеспечивающих трансформацию эмоционально-чувственной сферы в сознательное поведение гражданина-патриота.

Основным научным принципом патриотического воспитания является принятый в отечественной педагогике и психологии деятельностный подход, рассматривающий организованную совместную деятельность в качестве необходимого условия становления и развития нравственности, патриотических чувств и сознания.
Практическую ценность в этой связи приобретают те материалы семинара-совещания, которые опираются на конкретное содержание, формы и методы, требования к организации воспитательной деятельности, развивающей чувство любви к Родине, переживаемой каждым индивидом самостоятельно и самобытно.

Нельзя приказать быть патриотом. Патриота нужно воспитать. Это долгий и трудный процесс, он проходит как в семье, так и в тех социальных институтах, в которых проходит формирование ребенка, считает заместитель председателя Госкомспорта России В.В.Балахничев.

Патриотическое воспитание - это самый естественный путь, который должен пройти каждый человек, открывающий в себе талант патриотизма. Талант этот сродни любому другому дарованию, которое нуждается в поддержке и бережном отношении.
К основаниям содержания воспитательной деятельности с учетом сказанного следует отнести свободу и право выбора личностью предмета и объекта любви, что необходимо для самоутверждения и самореализации.

Прежде чем строить долгосрочную государственную стратегию в деле патриотического воспитания, считает М.Мироненко, секретарь-референт управляющего делами Московской Патриархии, надо точно определить для себя, что является целью, а что средством.

Поэтому цель и главный результат воспитания - убежденность в истинности и общественной необходимости выполнения поставленных задач, уверенности в успешности их решения служит определению основных требований к средству - содержанию воспитательной деятельности.

Четкое разделение этих понятий дано О.Н.Ежовой, - благодаря развитию у молодежи таких важнейших качеств, как верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей (наряду с социальной зрелостью, ответственностью, чувством долга, милосердием, альтруизмом и другими), значительно повышается ее готовность к активному участию в основных сферах социально значимой деятельности.

Трудовое воспитание

Для меня труд и патриотизм - понятия равнозначные. Любят то, над чем трудился, то, что тебе досталось трудом. Не может быть патриотизма без труда, поэтому нужно восстанавливать систему трудового воспитания, которая у нас была, адаптировать ее к новым условиям, но главное, - без патриотического воспитания ее не будет, считает Ю.Л.Муравьев - первый заместитель председателя комитета по социальной политике администрации Омской области.

Трудовое воспитание неразрывно связано с социальной патриотической работой военно-патриотических и молодежных объединений, под которой представитель Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане В.В.Чернов понимает систему педагогических, социальных, организационных и иных мероприятий, осуществляемых путем привлечения молодежи к оказанию адресной помощи в решении социально-бытовых проблем, осуществлению мероприятий моральной поддержки и информировании лиц, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Отмечается, что возрождение лучших традиций советского времени находит отражение в набирающем силу тимуровском движении, содержание которого имело ярко выраженную социально-патриотическую направленность. В то же время просчеты в трудовом патриотическом воспитании, как считает председатель комитета по молодежной политике администрации Иркутской области А.И.Беломестных, неизбежно стимулируют процесс деградации, когда "мы целенаправленно формируем потребительский характер у нашей молодежи", имя которому хищный инфантилизм.

Работая с молодежью мы пытаемся как можно больше обращать внимание на воспитание в ее душах милосердия и доброты. Не только к людям старшего поколения, но и ко всему окружающему. Ведь в деятельности по поддержке людей пожилого возраста заложена глубокая гуманистическая идея взаимопомощи разных поколений, их общей, солидарной ответственности за судьбы страны и родного края, сохранение и улучшение окружающей среды во всех сферах человеческой деятельности, говорит специалист администрации Орловской области А.В.Войтенков.

Примером успешного решения этих задач, приведенным С.Ф.Кавуном, служит шефство Саратовского военного института над Саратовской областной детско-юношеской спортивно-оздоровительной школой инвалидов.

Спорт

Спорт становится инструментом воспитания патриотов, не только участников спортивных событий, но и тех, кто их смотрит. Ибо спорт - это единственное социальное мероприятие, в котором итогом является поднятие флага и исполнение гимна страны, считает заместитель председателя Госкомспорта России В.В.Балахничев. По его мнению, необходимо создавать такую ситуацию в обществе, когда спортивный стиль жизни будет не только модным, престижным, но и патриотичным.

Не вызывает сомнений, что занятия физической культурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях, вносят большой вклад в подготовку молодых граждан к службе в армии, укрепляя их не только физически, но и духовно. В то же время необходимо разностороннее физическое развитие молодежи, для чего администрацией Орловской области создана областная федерация полиатлона, объединяющего виды спорта, некогда входившие в многоборье ГТО и получившего широкое распространение как спортивно-соревновательная деятельность в учебных заведениях.

Тесным образом с воспитанием патриотизма связаны мемориальные спортивные состязания, которые служат сохранению и воспитанию трудовых и боевых традиций Отечества, бережному отношению к памяти героев.

Познавательная деятельность

Безусловным приоритетом, по мнению Н.Ю.Травина, заместителя директора Государственного военно-исторического и природного музея "Куликово поле", должны пользоваться те мероприятия, которые составляют познавательный базовый блок об основных поворотных вехах развития нашей страны.

Об оживлении деятельности музеев боевой и трудовой славы, вокруг которых создаются группы активистов из преподавательского состава, учащихся и ветеранов, которые практическими мероприятиями откликаются на все современные события в стране, тесно увязывая их с историей нашего государства, свидетельствует председатель Московского комитета ветеранов войны И.А.Слухай.

О необходимости совершенствования методов музейной педагогики, создающей предпосылки для познавательной активности посетителей, формирования у молодежи интереса к исследовательской работе говорит представитель Вологодской области Г.Ю.Поромонова.

Под школьным музеем понимается не просто музейные экскурсии или выставки в стенах школ, а многообразные формы деятельности учащихся, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в городах и экспедициях, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Музей, его экспонаты, активно используются в работе образовательных учреждений на уроках, в работе факультативов и кружков, в организации дополнительного образования.
Положительный результат и хорошее эмоциональное воздействие на посетителей выставок достигается, по мнению статс-секретаря, первого заместителя руководителя Росархива А.Н.Артизова, при сочетании подлинных исторических документов прошлого с музейными предметами и произведениями искусства.

Говоря о большом патриотическом заряде, полученном людьми при посещении Бородинского поля, заместитель директора Государственного Бородинского военно-исторического музея - заповедника А.В.Горбунов указывает на необходимость создания условий, при которых посетители почувствуют себя не зрителями, а участниками праздника (эффект соучастия), при разумном сочетании содержательной и зрелищной стороны мероприятий.

Культура и искусство

Не секрет, что высокие чувства патриотизма всегда воспитывались на примерах высокохудожественной литературы, поэзии, кино, музыки и театра. По силе эмоционального воздействия, мощному духовному заряду патриотизма трудно переоценить значение фильмов патриотической направленности, в том числе о Великой Отечественной войне. Они воспитывают любовь к России, ее истории, к нашей армии, образу защитника Отечества. Эти мысли, высказанные В.В.Смирновым, начальником отдела Минкультуры России, лежат в основе важнейшего требования к воспитывающей деятельности - эмоционального воздействия необходимой интенсивности, порождающего переживания, связанные с получением новых знаний и впечатлений.

Препятствием для решения этой задачи служит тот факт, что большинство молодых людей сегодня не приучены читать книги и газеты, ходить в театры и музеи, потребляют, в основном, западную видеопродукцию. Главное поэтому, считает В.В.Смирнов, найти пути влияния на сознание молодых людей.

По большому счету во всех своих бедствиях, кроме стихийных, виноват сам человек. Самая страшная его вина - это равнодушие, считает депутат законодательного собрания Оренбургской области, генеральный директор "Центра подростков" С.Б.Попцов.

Решение в этих условиях задач воспитания, по мнению народного артиста России В.К.Бабятинского, состоит в "терапии" нравственных проблем культурой и искусством, понимая при этом, что процесс воспитания не есть празднично-показная трескотня, отдельные концертики и отдельные выступления популярных артистов. Трудно, однако, переоценить эмоциональную силу прямого воздействия личности выдающихся деятелей искусств, их исполнительского мастерства на аудиторию, будь то, например, исполнение государственного гимна певцом "в живую", зарядившее футболистов на победу в отборочных матчах, или запрограммированный проигрыш при исполнении его фонограммы.

Касаясь, в частности, военно-шефской работы В.К.Бабятинский говорит об уникальной способности культуры и искусства формировать высокую духовность при создании положительных образов и моделей поведения военнослужащих в повседневной и боевой действительности, повышать эффективность военной службы.

Высоты русской культуры - это не столько эстетическое совершенство, сколько служение совести. Задача восстановления традиций, лежащих в основе культуры и определяющих ее содержание - это важный и благородный труд. И только через него путь в будущее. Самым благодарным материалом в целях приобщения молодежи к искусству является декоративно-прикладное искусство, которое по мысли О.Н.Ежовой, в состоянии решить широкий круг познавательных и воспитательных задач, а также вырабатывать навыки и умения, необходимые в такой работе, будить столь необходимое в жизни умение и желание трудиться и трудиться красиво.

Включение ребят в исследовательскую творческую работу во время подготовки и проведения интеллектуальных, развлекательно-познавательных мероприятий, встречи и совместная творческая работа с мастерами народных промыслов обеспечивает соприкосновение со своей культурой, историей и творческим наследием.
Следует добавить в этой связи о чрезвычайно высоком воспитательном потенциале привлечения молодежи к участию в художественной самодеятельности, из которой вышли многие выдающиеся советские артисты, такие патриоты России как певцы Нестеренко и Кобзон.

Опыт художественной самодеятельности используется ныне в проекте "Фабрика звезд". Указанное направление воспитания успешно реализуется в работе с контингентом осужденных в системе ГУИН Минюста России.

Творчество - не исключительное состояние художественной, научной или изобретательской деятельности. Воспитательная деятельность также должна включать момент творчества, который характеризуется вдохновением - состоянием своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения в любой области человеческой деятельности.

Нельзя не согласиться с тем, что фундаментом культуры в России стала литература, словесность. Пока русская литература ощущает свое единство и в географическом плане, и в историческом измерении, т.е. помнит свои истоки и традиции. Сегодня нам еще доступны и понятны пушкинские строки, еще не забыт язык русской классической литературы. Однако, по словам В.А.Кожемякина, когда читаешь наши школьные учебники, убеждаешься, насколько мы далеки от того, чтобы простым, доходчивым, ясным, понятным языком сказать каждому мальчишке, каждой девчонке, что нам есть чем гордиться, нам есть что защищать.
Как считает В.К.Бабятинский, в стране есть огромный арсенал творческих учебных заведений, обладающих языком общения, на котором разговаривают молодые воины.
В процессе воспитания необходимо быть предельно осторожными, ибо одно неосторожное слово может вызвать диаметрально противоположную реакцию, полагает профессор РАН Л.С.Рубан.

Как правило, лучше запоминается короткая, хлесткая, резкая фраза.
Сказанное подтверждает известное из психологии и педагогики требование к воспитательной деятельности: необходимость создания благоприятной рече-мыслительной среды общения с учетом сохранения эффектов первичности, новизны, взаимного тяготения, минимизации бессодержательного общения.

Интернациональное и военно-патриотическое воспитание

Как считает большинство участников совещания, решение проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Из представленных результатов комплексного социологического исследования, ведущегося РАН на протяжении 15 лет, следует, что после развала СССР до 70-80 % респондентов определяло свою Родину как малую родину. На втором месте идет осознание Родины как Отечества, страны, государства, державы. У каждого народа свой менталитет, свои традиции и задача педагогов сохранять все лучшее и постараться избежать конфликтных моментов национальной окраски.

Как отмечает представитель Республики Башкортостан Р.И.Арсланов с 1990 года количество школ с преподаванием родных языков возросло в полтора раза, обучение ведется на 15 языках, что способствует развитию национально-патриотических чувств в условиях многих конфессиональных и этнокультур.

Решение задач интернационального воспитания в этих условиях обеспечивается формированием исторической памяти о событиях в стране и регионе, сохранением все эти годы в республике преподавания курса начальной военной подготовки, включающего физическую и морально-психологическую подготовку школьников к защите своего дома, семьи, Отечества.

В интересах расширения историко-правовой основы и повышения эффективности патриотического воспитания необходимо продолжение работы по совершенствованию положений Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России" и Закона Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"

Исторически сложилось так, что укрепление государственности России начиналось с восстановления военного образования и армии. Примером может служить военная реформа Д.А.Милютина после поражения в Крымской войне, важнейшим направлением которой было военно-патриотическое воспитание молодого поколения.

Как и милютинские военные гимназии, современные образовательные учреждения - суворовские училища, кадетские корпуса и классы, ориентирующиеся, в основном, на контингент школьников среднего и старшего возраста, становятся опорой для роста патриотического сознания общества.

"Есть такая профессия - Родину защищать и самое замечательное в этой профессии - это любовь к Родине, верность делу, чести": - считает оренбуржец С.Б.Попцов. Поэтому одним из главных направлений патриотического воспитания и воспитания вообще является, по его мнению, военно-патриотическое воспитание, притом, что силу государства определяют два его института - образование и армия.

Соответственно содержание военно-патриотического воспитания составляет духовная близость воспитателей и воспитуемых по отношению к ценностям - любви к Родине, верности делу и чести, которые определяют в качестве главных принципы и установки: делай как я, Родину не выбирают, в военной форме все равны, взаимопомощи и выручки, сострадания, жертвенности, решающей значимости коллективных отношений, наличия командиров и подчиненных, исторической роли в воспитании русского офицерства.

Из психологии известно, что повышение опасности условий деятельности, ужесточение дефицита времени решения задач в значительной степени переводят деятельность человека на более низкие уровни психики, повышая роль эмоциональных и других познавательных процессов.

Особенностью военно-патриотического воспитания является возможность создания морально-психологического климата, близкого к армейским условиям, высоких моральных и физических нагрузок при максимально насыщенном распорядке дня, связанным с выполнением интересных для подростков и обязательных для военнослужащих мероприятий.

При усложнении человеко-машинных комплексов слаженность и эффективность действий коллектива (боевого расчета, экипажа) во все большей степени зависит от индивидуальной морально-психологической подготовки каждого сотрудника (номера боевого расчета, оператора). В этих условиях необходим системно-функциональный подход к организации воспитательной деятельности. Так, рассматривая Северный флот в качестве мощного фактора воспитания, воздействия на умы моряков, контр-адмирал А.Г.Дьяконов говорит о необходимости воспитания в коллективе на лучших образцах техники в ходе боевой подготовки. Данный фактор при сплочении экипажей служит решению проблем интернационального воспитания личного состава флота.
Из сказанного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования с учетом элементов патриотического воспитания организации военно-технической подготовки молодежи, проведения по линии РОСТО соревнований по техническим видам спорта, а также символики военных профессий и специальностей.

Индивидуальный подход в патриотическом воспитании, по словам В.А.Кожемякина, означает необходимость иметь в виду конкретного человека, иметь в виду конкретную личность, иметь в виду конкретного солдата, офицера и всех, кто сегодня находится в воинском строю.
О комплексном решении этих проблем при опоре в воспитательной работе на авторитет родителей военнослужащих, организации шефской работы с учреждениями культуры, органами государственной власти, регионами, восстановлении и присвоении исторических наименований различным объектам, информировании личного состава об укреплении мощи Северного флота говорил в своем выступлении А.Г.Дьяконов.
Личность будущего гражданина-патриота формируется в семье. Стержень патриотизма - это любовь к своим родным, говорит председатель Московского комитета ветеранов войны И.А.Слухай. Им отмечается особая роль в формировании патриотических чувств матери, приниженное положение которой ведет к "одиночеству детей, их безнадзорности даже в семье" - базе для детской преступности. Поэтому важно сохранить и поддержать живую связь каждого воина с малой родиной, семьей, которая выступает в качестве главного ресурса воспитания патриотизма.

Представитель администрации Оренбургской области Н.Ф.Старых рассказывает об опыте организации работы по созданию на базе ряда войсковых частей подразделений "сынов полка", осуществляющих воспитание и обучение несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Можно упомянуть в этой связи о воспитании ответственностью, которую воинский коллектив берет на себя, заменяя семью для воспитанников - подростков из трудных семей или не имеющих родителей.
О недостатках в этой сфере деятельности говорит появление множества правозащитных организаций анти армейской направленности, наступательная пропаганда СМИ, формирующих в общественном сознании, сознании юноши негативное отношение к военной службе.
С учетом изложенного необходимо включение в законодательство по делам семьи и молодежи положений о патриотическом воспитании молодого поколения, мерах поддержки и сохранения семьи, как фундамента социальной стабильности общества, об ответственности родителей за воспитание и подготовку детей к самостоятельной жизни.

Толерантность как условие интернационального воспитания

Вся история многонациональной России подтверждает тот факт, что вопросы патриотического воспитания и толерантности не должны рассматриваться изолированно друг от друга, без опоры на вековые традиции культурного сосуществования семьи русских народов и различных религиозных конфессий, считает представитель Московской Патриархии М.Мироненко.
По словам представителя Иркутской области А.И.Беломестных нельзя скрывать, что русский - это не только национальность, это наднациональное понятие. Все живущие в России относятся к этой категории.
Русские и нерусские Карачаево-Черкесской Республики - традиционно и навечно россияне, говорит Т.Ю.Эдиева. Заканчивая молитву, наши старики обычно просят у Бога благополучия и процветания стране, и на торжествах провозглашают здравицу Отечеству.
В качестве преграды анти этнических и анти этических воздействий со стороны СМИ в Карачаево-Черкесской Республике рассматривается воспитание у молодых людей установок толерантного сознания, позволяющего повысить порог эмоционального реагирования, выдержку, самообладание, способность длительно выносить неблагоприятные воздействия.
Для решения этих задач осуществляется деятельность поисковых отрядов, проведение эмоциональных ритуалов и рассказов о творцах истории, оставивших о себе благодарную память, осуществляется сбор о них материалов.
По содержанию поисковая работа связана с музейной деятельностью, обеспечивая пополнение и создание музеев и комнат боевой славы, установку памятных знаков, сооружение мемориалов. При этом решается государственная задача отдать долг солдатам, показать, что каждый павший за Отечество достоин его уважения.
В воспитании главное - не навредить, считает командир Саратовской общественной областной организации "Союз поисковых отрядов "Искатель", учитель истории Г.Гарибян. Это обусловлено эмоциональным воздействием на молодых поисковиков вида поля боя, с одной стороны, и осознанием того, что павшие бойцы брошены государством, с другой. К числу негативных последствий относится рост числа "черных" следопытов и "безобразие, продолжающееся годами", когда "из траншеи с останками местная молодежь тащит черепа и кости немецких солдат". Для выполнения долга по отношению к своим бойцам, необходим "взгляд с другой стороны, взгляд, подкрепленный картами, схемами, которые очень нужны поисковикам", необходимы данные из немецких архивов, полагает Г.Гарибян.

Государственный патриотизм

По оценке писателя Ф.Достоевского "Патриотизм - это теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства". Поэтому необходимо воспитывать уважение к своей стране, к ее символам, стране, которой ты служишь, - считает заместитель главкома внутренних войск МВД России С.Ф.Кавун и представительница Брянской области Е.Ю.Зерина.
Нет, и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на политической карте мира, не заботясь ни о собственном воинстве, ни о поддержании и укреплении духовного единства народа, чувства интернационального патриотизма и общности.
Патриотизм - это центростремительное по определению явление общественного сознания, считает представитель Управления социальной политики Правительства Чеченской Республики С.М.Долаев.
Гражданин, лишенный чувства патриотизма, более обездолен, чем тот, кто не по своей воле лишен этого. У него также разорвана связь со своим Отечеством, но этот разрыв опаснее, поскольку необратимо утрачено не внешне формальное отношение человека и государства, которое можно восстановить, а внутреннее духовное родство со своим Отечеством, полагает М.Мироненко.
Поэтому государственный патриотизм проявляется при духовном отождествлении Родины с государством в условиях, когда любовь к Родине становится движущим мотивом поведения граждан независимо от государственного строя, структуры общественного производства и экономического положения страны в данный исторический период.
По словам представителя Ханты-Мансийского автономного округа Е.Ю.Кузнецовой государство должно и обязано вкладывать деньги в детей, в молодежь. Государство, которое не вкладывает деньги в сегодняшнее, это государство не имеет будущего.
Патриотическое воспитание всегда будет действенным, если молодежь увидит, что государство заботится о тех, кто отстоял свободу Родины, кто защищал ее целостность в послевоенные годы и защищает ее сегодня, будет гордиться Россией и своей малой родиной, уверена представитель Хабаровского края Л.Г.Барышева.
По мнению М.Мироненко для соборного строительства государственности необходимой составляющей международной политики России и ее долгосрочной общенациональной стратегии развития, составной частью военно-патриотического и патриотического воспитания граждан России должна стать память о разделенных семьях и разделенных народах, сотрудничество с зарубежными соотечественниками и с потомками вынужденных эмигрантов первой волны и, конечно, с миллионами бывших граждан СССР, которые не по своей воле оказались оторванными от Отечества.
С.А.Мельков, руководитель отдела стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России в свою очередь считает, что истинный патриотизм российского государства, российских граждан, независимо от национальной, конфессиональной или иной принадлежности проявится в том случае, когда государство не встанет на позиции одной религиозной, социальной, национальной, профессиональной или иной группы.
По словам В.А.Кожемякина очернение славных традиций и страниц истории, открытая пропаганда способов уклонения от военной службы, призывы не выполнять свой воинский долг в ходе контр террористической операции ведет к тому, что молодые люди тяготятся двухгодичной службой в Вооруженных Силах, но, прибыв в другую страну (где подобная пропаганда невозможна), они с гордостью и исправно несут трехгодичную службу.
По мнению участников семинара, необходимым условием воспитания гордости, уважения к своей стране служит изучение Конституции Российской Федерации, государственных символов, государственного гимна и гимна области, истории герба и флага России, а также военной символики. Ибо только правовое государство, стоящее свою политику на твердых демократических принципах, может стать настоящей Родиной для подрастающего поколения и воспитания истинных патриотов.

Информационная политика

В качестве приоритетного направления большинством участников семинара рассматривается единая и четкая информационная политика в сфере патриотического воспитания, где не может быть размытых критериев и каких-то абстрактных, никому непонятных ценностей.
Получила одобрение разработка и практическая реализация МПТР России концепции создания опорных центров по работе с региональными СМИ на базе Пермской ГТРК. Главной целью при этом служит усиление внимания органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по привлечению региональных СМИ к выполнению государственной программы патриотического воспитания.
О необходимости совместных мер для борьбы с темой анти патриотизма в СМИ, направленных на противодействие очернительству, фальсификации и открытой лжи, путем расширения публикаций новых архивных документов, издания объективной отечественной исторической литературы, мемуаров и справочных пособий, серий книг патриотической направленности, активном создании информационной базы в сети Интернет по проблемам патриотического воспитания, говорит директор Росвоенцентра Ю.П.Квятковский.
Влиять сегодня на программную политику средств массовой информации можно только имея под рукой законодательную базу, считает заместитель начальника управления МПТР России А.И.Гагаркин, отмечающий положительную тенденцию выстраивания системы проведения конкурсов на лучшее освещение в СМИ темы патриотического воспитания, поддержки изданий печатной продукции, проплаты по грантам лучших передач социально значимой тематики.
Изложенный подход к оценке деятельности СМИ позволяет дать определение понятию антипатриотизм как целенаправленная деятельность, содержание которой связано с подавлением чувства патриотизма, соответствующих потребностей, мотивов и установок, а также препятствующая проведению мероприятий патриотической направленности.
С учетом изложенного необходимо внесение изменений в законодательство о средствах массовой информации о недопустимости пропаганды анти патриотизма, а также пропаганды, направленной на подрыв семейных устоев, на разжигание нетерпимости и розни между различными поколениями граждан, негативного отношения к истории и государственным деятелям России;

Интеграция обучения и воспитания

К числу основных задач системы образования Доктрина образования в Российской Федерации относит воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Основное место, где закладывается база патриотического воспитания - это конечно школа. В то же время, по мнению заместителя начальника управления образования Ульяновской области В.А.Основина, система воспитания служит объединению всех учреждений образования, начиная со школьного и заканчивая учреждениями высшего специального образования.
"Образовательное учреждение - основа системы патриотического воспитания граждан" - такая научно-практическая конференция проводилась в Тоцком районе Оренбургской области.
Министерству образования Российской Федерации необходимо скорректировать работу департамента по молодежной политике на консолидирующую и координирующую роль по патриотическому воспитанию всех категорий молодежи, а не только школьников и студентов. Сегодня крен только на эти две категории, считает представитель Хабаровского края Л.Г.Барышева.
По мнению О.Н.Ежовой работа в учебных заведениях помогает решать задачи, поставленные социумом перед образовательными учреждениями в плане стратегии образования и воспитания патриота, гражданина, гуманиста, творца, труженика - профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни.
Патриотическое воспитание предполагает осуществление совместных, общенациональных, государственно-церковных программ, затрагивающих все сферы народной жизни, от непрерывного образования, направленного на духовное становление личности на каждом из этапов жизни, до экономической стратегии и международной политики, считает М.Мироненко.
Как отмечает представитель Брянской области О.Ю.Зерина, большое значение в реализации межведомственных программ патриотического воспитания приобретает интеграция обучения и воспитания.
Этот тезис подтверждается выступлением С.М.Долаева, из которого следует, что в задачу Управления социальной политики Правительства Чеченской Республики входит выработка концепции и программы идеологической, агитационно-пропагандистской и образовательной деятельности, координация и реализация воспитательно-адаптационной работы со всеми слоями населения
В числе основных проблем системы воспитания и образования представитель Саратовской области Е.И.Сказкин отмечает несоответствие существующих образовательных программ задачам патриотического воспитания, обеспечение преемственности в воспитании различных возрастных групп детей и молодежи, снижение роли семьи и разрушающее воздействие на сознание подрастающего поколения фальсификации отечественной истории и истоков русской и национальной культуры.
С учетом изложенного при создании нормативно-правовой базы формирования государственной политики в области патриотического воспитания можно сделать вывод о необходимости внесение изменений и дополнений в Федеральные законы Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", касающихся включения в содержание государственных образовательных стандартов в качестве обязательных программ воспитания, в том числе патриотического и требований к уровню воспитания выпускников, организации подготовки специалистов-воспитателей в образовательных учреждениях всех уровней для государственного и частного сектора экономики, участия в воспитательном процессе представителей общественных и религиозных организаций;

Программно-методическое обеспечение патриотического воспитания

В докладе первого заместителя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации В.А.Кожемякина дается оценка существующей программы патриотического воспитания, которая "предлагает не только и не столько мероприятия, а, стало быть, ориентирована не на какие-то разовые акции, а имеет и четко обозначает практические направления, тенденции, то есть, обозначает основные контуры системы патриотического воспитания в масштабе государства".
Программа - один из моментов, который должен связывать воедино нашу страну. Поэтому при нашем слабом финансировании должны быть расставлены приоритеты, как это не сложно, уверен Н.Ю.Травин.
Как считает заместитель Министра образования Российской Федерации Ю.В.Коврижных, причинами недостатков в работе по реализации программы, прежде всего, помимо отсутствия финансирования, является недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания. Происходит смещение в понимании задач патриотического воспитания. Формирование патриотического чувства подменяется мероприятиями военно-патриотической тематики, в рамках которой доминирует военно-техническая подготовка специалистов. Тем самым снижается значимость политической и морально-психологической мотивации патриотического поведения. Именно в этой связи, по мнению Ю.В.Коврижных, важно усилить работу над проектом концепции патриотического воспитания и как можно быстрее ее дальнейшее принятие.
Концепция должна стать научной, нормативной и правовой основой для разработки государственных и других документов патриотической направленности, а также платформой для практической деятельности организаторов патриотического воспитания всех уровней, отмечается в докладе заместителя начальника Административного департамента Аппарата Правительства Российской Федерации А.Л.Балыбердина.
По словам директора центра военно-патриотического и гражданского воспитания департамента образования г. Москвы Р.С.Акчурина главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
"Все организации должны работать над тем, чтобы в стране была единая концепция патриотического воспитания, начиная от Госдумы и Совета Федерации, работа с Президентом, его помощниками и т.д. Это наша главная задача":, - считает председатель Московского клуба Героев Н.Т.Антошкин.
Предполагается, что концепция станет основой, обеспечивающей выполнение государственной программы в 2003-2005 годах, а также методическим фундаментом для разработки конкретных программ и организационных документов в области патриотического воспитания граждан России федеральными и региональными органами власти, в том числе государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, полагает директор Росвоенцентра Ю.П.Квятковский.
В то же время, как считает депутат Государственной Думы Д.Ф.Солдаткин, давно назрела необходимость разработки под эгидой Государственной Думы целостной концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации как системы взглядов на формирование гражданина-патриота Родины в современных условиях, которая послужит основой для подготовки федерального закона о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации.
Прежде чем строить долгосрочную государственную стратегию в деле патриотического воспитания, считает М.Мироненко, секретарь-референт управляющего делами Московской Патриархии, надо точно определить для себя, что является целью, а что средством.
С принятием концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации необходимо совершенствовать и структуру новой программы по целям и задачам, этапам ее реализации, а главное обеспечить комплексный подход и охват всех социальных и возрастных групп населения России при участии всех заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, отметил в своем выступлении начальник отдела РОСТО О.Н.Захарков.
В рамках разработки концепции патриотического воспитания, в рамках новых подходов к организации патриотического воспитания, как и в целом всей системы воспитательной деятельности, большое значение приобретают конкурсы проектов, считает представитель Ульяновской области В.А.Основина.
Для активизации военно-патриотической работы необходимо, в частности, по мнению директора Краснодарского краевого центра военно-патриотической работы А.О.Грибко, усиление научно-методической, информационно-аналитической и материально-технической поддержки всех субъектов патриотического воспитания молодежи.
С.Б.Попцов, говоря об отсутствии сегодня государственной доктрины патриотического воспитания, указывает на необходимость создания научного учреждения, которое занималось бы этими проблемами. О стимулировании и развитии теоретических и научно-методических исследований в области патриотического воспитания говорит консультант аппарата главы администрации Волгоградской области А.И.Коломыткин.
Нам нужно подключать науку, нужны научные изыскания, проводить мониторинги, обрабатывать их результаты, потому что при помощи науки мы должны четко определиться, как и на какую категорию, какими методами и формами воздействовать - от 7 до 14 лет, от 14 до 25 лет, и от 25 до 30 лет. Мы не можем переделать человека, которому 30 лет - считает представитель Ханты-Мансийского автономного округа Б.Ю.Кузнецова.
О спектре дисциплин, составляющих научно-методическую основу патриотического воспитания, говорит кинорежиссер А.А.Гурешидзе. "Настало время подключать для работы над проектами историков, педагогов, специалистов по социальной психологии, политологов", - считает он.
Комитет по науке, высшей и средней профессиональной школе администрации Оренбургской области работает над созданием социологической лаборатории историко-этнографического направления. На базе областного краеведческого музея организована работа научно-практической лаборатории по этнографическому музееведению, слушателями которой являются работники музеев, преподаватели вузов, представители национальных центров, общественных организаций.
По мнению представителя Ямало-Ненецкого автономного округа И.В.Шевелевой в современных условиях, когда развитие гражданского и военно-патриотического воспитания становится на новый качественный уровень, актуальным стал поиск новых интересных форм работы с молодежью, которые обеспечивают заинтересованность молодых людей и желание отстаивать интересы своего Отечества на новых направлениях.
Активизация военно-патриотической работы, считает А.О.Грибко, достигается за счет самоорганизации молодежи, как наиболее активной и восприимчивой части общества, укреплением взаимодействия экономической и воспитательной сфер деятельности при поддержке молодежных социальных программ, направленных на обеспечение жильем, работой, поддержкой молодых семей и предпринимателей.
Анализ заявок из регионов на реализацию подпрограммы на 2003 год, к сожалению, показал, что, как правило, акцент делается на старые формы и методы работы, прежде всего с молодежью. Несмотря на то, что за последние 15-20 лет во многом изменилось массовое сознание всего российского общества, на которое воздействует не только СМИ, но и социальная среда, культурное влияние других стран, широкое распространение западных образцов массовой культуры, старые советские методы патриотического воспитания не могут быть достаточно эффективны, - к такому выводу приходит начальник отдела Минкультуры России В.В.Смирнов.
По мнению О.Н.Ежовой, особенно хороший воспитательный эффект дает сочетание традиционных и инновационных методов обучения, по которым имеется обширный круг наработок, интегрированная система учебной и внеучебной работы, дополнительное образование, обогащение занятий музыкой и литературным материалом, улучшение внутреннего интерьера или территории учебного заведения.

Кадровое обеспечение патриотического воспитания.

В докладе отмечается, что проблема подготовки специалистов для патриотического воспитания остается по-прежнему актуальной. Известные успехи в этой области достигнуты в Волгоградской, Владимирской, Ивановской, Курской, Смоленской, Тверской, Ярославской и ряде других областей.
Так, работа Ивановского института усовершенствования кадров направлена на подготовку специалистов дополнительного образования и патриотического воспитания. Приобретен первый опыт подготовки кадров в Брянской области, где при Институте повышения квалификации работников образования работают курсы подготовки специалистов патриотического воспитания.
В Тамбовской области организован постоянно действующий семинар: "Проблемы организации и методика патриотического воспитания".
О решающем значении педагогического мастерства и творческой инициативы в деле патриотического воспитания свидетельствует опыт объединения "Центр подростков", которым руководит депутат законодательного собрания Оренбургской области С.Б.Попцов.
В объединении, которому уже 12 лет, под руководством пятисот квалифицированных педагогов занимается по интересам около 10 тысяч детей (начиная с пятилетнего возраста) из многих школ областного центра. На базе этого центра работает 10 военно-патриотических профильных школ: "Юный десантник", "Юный моряк", "Юный разведчик" и другие.
При Оренбургской областной администрации действует информационно-методический центр по патриотическому воспитанию, организующий регулярное проведение в учреждениях, организациях, на предприятиях единых дней информации по проблемам патриотического воспитания, возрождения духовных ценностей общества.
В интересах подготовки кадров проводятся конференции, семинары, курсы специалистов патриотического воспитания для учителей школ, учреждений дополнительного образования, преподавателей училищ, работников культуры.
В целях совершенствования воспитательной работы, подъема ее на качественно новый уровень в средних школах с 2002 года вводятся должности заместителей директоров школ по вопросам патриотического воспитания и гражданского воспитания (всего 197), организовано поэтапное введение должностей организаторов и методистов по патриотическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования.
На дефицит профессиональных кадров в учреждениях культуры, занимающихся вопросами патриотического воспитания, препятствующий эффективной работе Минкультуры России в данном направлении, обращает внимание В.В.Смирнов.
Как считает Р.С.Акчурин, воспитательная результативность любого музея зависит целиком от его сотрудников. Однако штатным расписанием образовательного учреждения должность музейного работника в Москве не предусмотрена. На эту работу идут энтузиасты, бывшие преподаватели истории, литературы, поэтому Минобразованию России необходимо проработать решение этой проблемы.
В школах недостает мужчин, 92 % женщин. Когда основы военной службы преподает женщина, а не человек, прошедший военную службу, - это нонсенс. Мы обратились с просьбой в Минобороны России активизировать привлечение офицеров запаса для работы в образовательных учреждениях, говорит Р.С.Акчурин.
О нехватке высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах говорит представитель Вологодской области Г.Ю.Поромонова. Усиление кадрового обеспечения военно-патриотического движения в Краснодарском крае предусматривает развитие системы подготовки как государственных и муниципальных служащих, так и руководства общественных организаций в области законодательного, материального, планового обеспечения организации и проведения патриотической работы.
Уже третий год в Ханты-Мансийском автономном округе действует программа "Кадры" для подготовки инструкторского состава для работы в лагерях, клубах военно-патриотической направленности, повышения квалификации для руководителей этих клубов. Имеются экспериментальные площадки по гражданскому воспитанию.
В целях закрепления молодых кадров в Хабаровском крае и поддержки творческой молодежи губернатором края утверждены стипендии и премии, в том числе для лучших организаторов молодежной политики. Принят закон Хабаровского края о целевой подготовке специалистов и закреплении в сельских отдаленных районах на 2003-2007 годы, где кроме ряда льгот предусмотрено строительство и приобретение жилья для молодых специалистов.

Координация деятельности по патриотическому воспитанию.

В целом на государственном уровне координацию деятельности по реализации государственной программы патриотического воспитания осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в компетенцию которой входит рассмотрение работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выработка необходимых предложений и рекомендаций.
Исключительно важным и значимым, по мнению В.А.Кожемякина, представляется роль Российского организационного комитета "Победа" как главного координатора всей системы патриотического воспитания. Комитетом утверждены основные документы, регламентирующие работу на 2003 год - перечень основных мероприятий, а программные документы, связанные с празднованием 60-летия Сталинградской и Курской битв, Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Отмечается роль программы патриотического воспитания в улучшении взаимодействия Минобороны России с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, консолидации усилий в общей системе патриотического воспитания при проведении юбилейных мероприятий.
Для повышения эффективности деятельности госучреждений и общественных организаций по вопросам патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта приказом Госкомспорта России создан Координационный совет по спортивно-патриотическому воспитанию. Работа совета позволяет объединить усилия специалистов, усилия ветеранов, усилия профессионалов, тренеров, которые занимаются спортивной работой.
В июле 2002 года при Минобразовании России в целях координации реализации мероприятий программы создано государственное учреждение - Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Отмечается, что успехи в реализации программы патриотического воспитания в Волгоградской области были достигнуты благодаря выполнению исполнительной властью функций координатора. Созданная система строится на консолидации деятельности органов власти всех уровней, образовательных учреждений, учреждений культуры, ветеранских, молодежных и религиозных организаций.
Однако трудности, которые разработчики и исполнители испытали в первый год реализации программы во многом были связаны с отсутствием четкой, регулярной координации их действий.
Программы головных исполнителей, министерств между собой были слабо взаимоувязаны, считает Н.Ю.Травин.
К одной из нерешенных проблем Е.И.Сказкин относит отсутствие системы координации деятельности в вопросах патриотического воспитания органов государственной власти, местного самоуправления, научных, общественных организаций, учебных заведений и средств массовой информации.
О недостатках координации в деле оказания практической помощи военно-патриотическим клубам и кадетским корпусам Минобразования России говорится в выступлении директора Новосибирского военно-патриотического объединения "Мужество, Героизм и Воля!" А.М.Некрасова. Это касается выделения Минобороны России необходимых ресурсов, сложности оформления передачи списываемого военного имущества, а также не целевым призывом выпускников профильных военно-патриотических клубов и кадетских корпусов.
Мы очень нуждаемся в координационном центре здесь - в Москве, говорит Г.Гарибян, так как две организации "Поиск" и "Ассоциация поисковых отрядов СНГ" - общественные организации, и помощь поисковикам они оказать не смогут. Отрядам нужны миноискатели, палатки, спальники, продукты, нужна координация действий. По его мнению, поле боя нельзя брать штурмом в одиночку и не каждый отряд можно допускать к поиску, мародерство - грех, который люди не понимают, требуется оградить их от этого.
Необходимо подумать о сертификации программ деятельности общественных объединений, создании вертикальной структуры руководства этой важнейшей сферой. Не будет вертикальной структуры - не будет целостной работы по патриотическому воспитанию - к такому выводу приходит Р.С.Акчурин.
Представляется необходимым в соответствии с изложенным внести изменения и дополнения в законодательство о порядке разработки и реализации планов и программ, касающиеся подготовки положения о государственных программах патриотической направленности, методах и средствах программно-целевого планирования в решении задач воспитания граждан Российской Федерации.

Финансирование программы патриотического воспитания.

Отсутствие финансирования государственной программы из федерального бюджета поставило под вопрос проведение Минобразованием России в 2002 году ряда мероприятий, в том числе создание компьютерных игр, издание исторической и мемориальной литературы патриотической тематики. Из-за ограниченного финансирования некоторые мероприятия проведены как межрегиональные, а не всероссийские. К ним относится фестиваль "Кириллица", посвященный славянской письменности и культуре, сообщил Ю.В.Коврижных.
По мнению А.Н.Артизова, для реализации общего дела надо рассчитывать не только на федеральный бюджет, не только на бюджеты субъектов Российской Федерации, но все больше думать о том, как привлекать к патриотическому воспитанию внебюджетные источники, искать спонсоров, думать о бизнесе.
С конкретными предложениями в этом направлении выступает А.М.Некрасов, - директор Новосибирского военно-патриотического объединения "Мужество, Героизм и Воля!". Дело можно организовать так, что при активной позиции клубов "Юный моряк" обеспечить уверенный сбыт среди десятков тысяч юных моряков по всей стране учебной литературы и пособий карманного формата по шлюпочной и начальной морской подготовке, совместив прибыльность и учебно-воспитательные задачи, организовав выпуск серии пластиковых сборных шлюпок ЯЛ-6 для реализации среди клубов.
О необходимости создания специализированных фондов для проведения исследований по проблемам молодежи и воздействия на ее ценности ставит в своем выступлении вопрос директор Краснодарского краевого центра военно-патриотической работы А.О.Грибко.
Сегодня в стране существует довольно много фондов, союзов, ассоциаций, разрозненных, занимающихся военно-шефской работой. Некоторые просто греют руки в тощем кошельке Минобороны России. Необходимо объединить эти усилия, централизовать их и помочь решению и их собственных задач и главных задач совета по военно-шефской работе, считает председатель указанного совета, народный артист России В.К.Бабятинский. Первым этапом этой работы является, по его мнению, наведение порядка в наименее финансово-затратной части - в бесплатном посещении концертных представлений, спектаклей по путевкам совета.
Нуждается в централизованном решении проблемы обеспечения образовательных учреждений предметами государственной символики и дотации государством изданий патриотической направленности, считает представитель Омской области Ю.Л.Муравьев.
В выступлении Л.Г.Барышевой из Хабаровского края обращается внимание на необходимость бюджетной поддержки региональной организации РОСТО, финансируемой на 18% от ее потребностей, что привело к закрытию детских кружков и снижению количества подготовленных для службы в армии специалистов. Предлагается также увеличить вклад центра в регион при проведении мероприятий в связи с памятными датами истории, имеющими значимость не только для региона, но и страны в целом.
По мнению представителя администрации Оренбургской области Н.Ф.Старых необходимы целевые выделения части денежных средств субъектам Российской Федерации через соответствующие министерства, например, Минкультуры России, Минобразование России, Росархив и другие.

Первый этап патриотической работы - это реанимация патриотизма, восстановление и создание определенных организационных норм. На втором этапе нам нужно ставить нашу работу на очень серьезную основу. Здесь нужны будут серьезные финансовые, технические и людские ресурсы. На самодеятельности далеко не уедешь, поэтому надо ставить вопрос о финансировании, т.к. программа государственная, - считает Ю.Л.Муравьев.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован