- Павел Григорьевич, почему главный приз получил именно фильм "Шультес"?
- Это замечательный по форме и глубокий по содержанию фильм про всех нас. Хотя главную роль в нем играет непрофессиональный актер Гела Читава, было предложение наградить и его. Словом, у "Шультеса" в нашем жюри оказалось очень много сторонников, и мы почти единогласно решили отдать главный приз именно ему. Других вариантов практически не было.
- А по режиссуре были и другие кандидаты, кроме Прошкина?
- Были, но я не хотел бы их называть, чтобы никого не обидеть. Мы рассматривали работы молодых и уже известных постановщиков. Остановились на Александре Прошкине, представителе старшего поколения, сделавшего очень интересную, я бы даже сказал, образцовую в своем роде экранизацию повести Валентина Распутина "Живи и помни".
- Вы сказали, что "Шультес" - фильм "про всех нас". Неужели вам, известному и состоявшемуся человеку, близки перипетии жизни безвестного воришки? Этот вопрос у меня возникал еще и после выхода на экран вашего фильма "Вор"
- Профессия героя тут ни при чем. Картина ведь не о воришке и не о человеке, потерявшем память. Она о том, что в современном мире часть души каждого из нас замерзает и теряет чувствительность. А безвестными "маленькими людьми" полна классическая русская литература. Больше того, она построена на сочувствии к ним. Без "Бедных людей", без "Униженных и оскорбленных" не было бы Достоевского. Внимание к личности, к человеческому достоинству, пристальный взгляд на самого простого человека - задача искусства.
- А в распределении других наград вы старались держаться того же принципа?
- Да, конечно. Тем более что на фестивале были картины противоположного, антигуманистического пафоса. К сожалению, именно к таким фильмам, которые мне не хотелось бы видеть самому и тем более показывать молодым людям, проявили повышенный интерес прокатчики
20.06.2008
http://www.peoples.ru/art/cinema/scenario/pavel_chuhray/interview4.html
Виктор Матизен
Новые Известия