Российская почта имеет многовековую историю, Россия была в числе стран-учредителей Всемирного почтового союза. Однако к концу 90-х годов четко обозначилась необходимость реформирования и модернизации почтовой логистики. О том, какие перемены уже происходят и ожидаются в будущем, корреспонденту журнала рассказывает руководитель Дирекции магистрально-сортировочной сети ФГУП `Почта России` Павел ЮНКИН.
Павел Юнкин: система магистральной логистики нуждается в глубоких переменах![]() Павел Олегович, за последние несколько лет Почта России сделала серьезные шаги в своем развитии. Как совершенствовалась все это время транспортно-сортировочная сеть, и на каком уровне сейчас находится наша почтовая логистика? - Распад традиционных экономических и политических ориентиров, резкое сокращение объемов почты, удорожание содержания сети за счет повышения тарифов на энергоносители, ГСМ и, соответственно, авиа- и железнодорожных тарифов привели к тому, что для поддержания работы почте пришлось резко сократить свою логистическую сеть. Это, в свою очередь, повлекло снижение качественных показателей - возросли сроки доставки. В период начала 90-х годов тарифы на железнодорожные перевозки изменялись порой по 3 - 4 раза в год. |
| |||||||||
В настоящее время в связи со стабилизацией экономического положения, тарифов на перевозку, появлением платежеспособного спроса, увеличением объемов почтовых отправлений логистическая сеть, сложившаяся к концу 90-х годов, не соответствует требованиям. За счет успешной работы почтовая связь может позволить себе более развитую логистическую структуру.
Система магистральной логистики несомненно нуждается в концептуальных изменениях. Реинжениринг логистических бизнес-процессов предполагает оптимизацию структуры управления магистрально-сортировочной сетью, сокращение непроизводственных издержек, модернизацию и автоматизацию всех компонентов системы и, как следствие, достижение коренных улучшений основных показателей работы сети.
Сейчас по договоренности с ОАО `Российские железные дороги` действуют 83 магистральных маршрута с общим пробегом 7 млн километров в месяц. Для сравнения отмечу, что в 1995 году действовало 312 маршрутов, а в 1996 году - 184. Однако заметно увеличилась доля пробега почтовых вагонов в составах скорых и пассажирских поездов, она достигла 56%. Будет продолжаться работа по организации новых и увеличению частоты курсирования действующих магистральных автомобильных и железнодорожных маршрутов, а также по переводу почтовых вагонов из составов почтово-багажных поездов в пассажирские и скорые поезда. Это уже позволило сократить сроки прохождения почтовых отправлений. Однако увеличение количества магистральных маршрутов не успевает за ростом объемов принимаемых почтовых отправлений.
- Прежде всего, ограниченные возможности действующего железнодорожного почтового парка. Количество почтовых вагонов за последние пять лет сократилось с 1 319 до 1 079. Последний новый вагон был введен в эксплуатацию 10 лет назад, а срок его `жизни` до капитально-восстановительного ремонта - 28 лет.
- Планируется закупка новых вагонов улучшенной конструкции, позволяющих перевозить почту как россыпью, так и с использованием многооборотной тары. Необходимо также продление сроков эксплуатации существующих вагонов за счет своевременных ремонтов и модернизации. С целью оперативного управления парком почтовых вагонов, пригодных к эксплуатации, все почтовые вагоны передаются из организаций федеральной почтовой связи в ГЦМПП. Для обеспечения плановых маршрутов вагоны, полученные ГЦМПП, оперативно перераспределяются между обособленными структурными подразделениями. Почтовые вагоны, не задействованные под перевозку почты в связи с истечением сроков эксплуатации или ввиду неустранимых технических неисправностей, подлежат списанию или реализации.
Это будут современные почтовые вагоны с улучшенными бытовыми условиями для обслуживающего персонала. В первую очередь, они войдут в состав скорых поездов. До 2014 года планируется закупить более 900 единиц такой техники.
Действительно, широкое использование авиации для перевозки почты является принципиально важным условием для сокращения сроков доставки почтовых отправлений и реализации ряда новых перспективных проектов. Пока магистральные авиаперевозки осуществляют предприятия 60 крупнейших городов страны, используя регулярные авиарейсы практически на всех направлениях. Для этого авиакомпании выделяют почте квоты на перевозку грузов на регулярных рейсах. В зависимости от изменения пассажиропотока квоты могут меняться. В пиковых ситуациях авиаторы значительно сокращают квоту на доставку почты из-за необходимости в первую очередь перевезти пассажиров. Не в полной мере удовлетворяет и частота выполнения рейсов. Из всего числа лимитированных авиарейсов, перевозящих почту, ежедневно действуют только 20% рейсов, в то время как около 40% рейсов осуществляется 1 - 2 раза в неделю.
- Первый способ - расширение сотрудничества с авиакомпаниями, второй - создание собственного парка воздушных судов. Пока наиболее целесообразным и экономически выгодным считается первый. Причем за счет конкуренции между авиаперевозчиками и их желания сотрудничать с таким крупным корпоративным клиентом, как Почта России, нам удается значительно снизить тариф на доставку почты. К сожалению, у нас пока не существует единого тарифа на авиаперевозки почты, и это мешает расправить почте свои крылья.
- В первую очередь, интересно и целесообразно развитие малой авиации. В районах Сибири, Дальнего Востока и Якутии работают несколько авиакомпаний, эксплуатирующих малые воздушные суда, и мы вынуждены с ними сотрудничать, несмотря на нерегулярность рейсов и очень высокие тарифы. Эти проблемы могли быть решены за счет создания собственного почтового авиапарка. Сейчас возможность разработки специализированных почтово-грузовых самолетов прорабатывается с ОАО `Компания `Сухой`. А если говорить о дальних расстояниях, то предполагается, что эксплуатация парка воздушных судов почты, на первом этапе, будет осуществляться совместно с авиакомпаниями, подписавшими договор на обслуживание самолетов.
Действительно, согласовать по времени готовность к отправке письменной корреспонденции и расписание движения почтового транспорта наиболее успешно возможно только при автомобильных перевозках. Автомобильные перевозки значительно сокращают сроки доставки грузов, по сравнению с железнодорожными, они не привязаны к стальным магистралям, где Российские железные дороги являются монополистом. Поэтому английские коллеги совсем отказались от использования железнодорожного транспорта, заменив его автомобильным. В настоящее время на сети Почты России функционирует 75 магистральных автомобильных маршрутов. Основное внимание уделяется качественным показателям автоперевозок - увеличению частоты курсирования машин, оптимизации грузоподъемности. И, конечно же, обновлению парка, который выработал свой амортизационный срок на 70 - 80%.
После проведенного анализа грузовых автотранспортных средств различных производителей сделан выбор в пользу закупки автомобилей фирмы IVECO. Критериями отбора служили высокие ходовые и скоростные характеристики, позволяющие сократить сроки доставки грузов, доступные цены, расходы на топливо и техобслуживание по сравнению с иномарками аналогичного класса, приспособленность к условиям российских дорог. В результате современные большегрузные почтовые автомобили, оборудованные под контейнерные перевозки, будут доставлять почту значительно быстрее, по собственному графику, обеспечивая ее сохранность, а также удобство погрузки и выгрузки. Использование автомашин большей грузоподъемности позволяет обслуживать сразу несколько регионов. Например, вместо двух автомаршрутов Москва - Иваново и Москва - Кострома действует автомаршрут Москва - Иваново - Кострома. Применение автотраков сократило время доставки почты в среднем на 30%.
Конечно, не все так безоблачно. Использование автотранспорта в большинстве филиалов неудовлетворительно. Отсутствие эффективного централизованного управления автоперевозками не позволяет устанавливать и контролировать единые параметры качества услуг. Решением этой проблемы является создание единого автотранспортного предприятия с филиалами в регионах.
Да, он состоит из двух этапов. В Москве, при Главном центре магистральных перевозок почты (ГЦ МПП) - филиале ФГУП `Почта России`, создано специальное автотранспортное предприятие федеральной транспортно-сортировочной сети для Центрального федерального округа. На втором этапе проект выйдет на региональный уровень. В частности, предполагается развитие региональных участков автотранспортного предприятия, создаваемых при сортировочных центрах с подчинением Московскому АТП. Такая структура позволит сократить сроки прохождения почты от сортировочных центров, исключить холостой пробег автотранспорта, сломать межведомственные препятствия при передаче почты с магистрального маршрута на областной или районный, обновить имеющийся автотранспорт, унифицировать тарифы и стандартизировать параметры качества почтово-транспортных услуг.
Главной, принципиальной задачей реформирования системы магистральной логистики является построение такой структуры, которая бы оперативно реагировала на любые изменения параметров сети, на любые форс-мажорные обстоятельства: отмену или перенос рейсов, остановку вагонов, погодные условия и обеспечивала значительное сокращение сроков перевозки почтовых отправлений. Система должна мгновенно фиксировать любой сбой, после оперативной оценки обстановки вносить изменения в маршрут следования или осуществлять переключение на другой вид транспорта, обеспечивая сохранение скорости прохождения почтовых отправлений. Чтобы добиться гибкости и оперативности, все действующие инструменты существующей транспортной системы предстоит объединить в единую структуру.
Регулирующий центр такой системы - автоматизированная диспетчерская служба. Там отслеживается местонахождение любого почтового отправления в режиме реального времени. При появлении непредвиденных обстоятельств решения по изменению параметров сети принимают диспетчеры разных уровней. Будущее Почты России именно за такой системой, и логистические решения для ее построения уже определяются. Причем, отдельные элементы внедряются уже сейчас. Для создания подобного центра предстоит не только широко внедрять автоматизированные системы управления на основе IT-технологий, но и значительно расширять и совершенствовать саму сеть.
Например, вместо трех объектов почтовой связи, занятых обработкой магистральной почты на территории Кемеровской области (Кемерово, Новокузнецк и Тайга), создан один магистральный сортировочный центр в Кемерово. В настоящее время уже действует 37 магистральных центров, которые обслуживают 37 магистральных железнодорожных маршрутов, 28 автомобильных и 380 авиамаршрутов. До конца 2005 года число МСЦ планируется довести до 55. Важной составляющей работы по совершенствованию почтовой логистики является переход к зонально-узловому принципу построения магистральной сети.
- Создание сети автоматизированных и высокомеханизированных сортировочных центров, а также развитие транспортной инфраструктуры магистральных перевозок почты.
Да, ведутся работы по созданию сортировочных центров в Московском и Северо-Западном регионах. В перспективе планируется построить автоматизированные сортировочные центры (АСЦ) в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Минеральных Водах. Таким образом, к концу 2010 года в полноценную эксплуатацию можно ввести 6 АСЦ, а к 2021 году предполагается автоматизировать около 20 сортировочных центров. Общий объем инвестиций в этот проект оценивается в 200 млн евро. |
Беседовал Виктор ЕВДОКИМОВ
`Почта России` N7/2005www.fc.russianpost.ru