Дмитрий Медведев, кандидат в Президенты России, выдвинутый политическими партиями, выступающими за преемственность курса модернизации страны, хорошо известен всем, равно как и его дела. Слово за нами, избирателями. Самое время подвести итоги истекших лет и определить стратегические цели и задачи на перспективу. При этом очень важно оценить всё это в контексте целей и задач перестройки М.С. Горбачёва. Ведь именно она положила начало глубочайшему цивилизационному процессу, который на основе ценностей Свободы и Справедливости, защищенных Законом и Согласием, уже необратимо меняет очень сложную и противоречивую российскую судьбу, заплатив за это, к сожалению, как всегда в нашей истории, огромную цену.
Принципиальное отличие перестройки от всех других попыток модернизации страны, осуществлявшихся в условиях несвободы и поэтому завершившихся крахом, заключается в том, что она провозгласила и реально начала процесс демократизации страны.
Да, конечно, можно было многое предвидеть. Например, что перестройка встретит глухое сопротивление партийной номенклатуры, а процесс модернизации страны лишится мощной организованной силы, способной сплотить нацию во имя великой цели. Или что цвет советской экономической мысли не сможет предложить программу необходимой фундаментальной экономической реформы, а гласность не устоит перед ненавистью к прошлому, повергнув тем самым общество в шок, а власть в - бессилие. Можно было предвидеть, что развитие и становление предпринимательства будет проходить жестоко, порой кроваво и породит дикий олигархический капитализм, а деньги, став для многих единственным смыслом жизни, буквально парализуют общественные и человеческие отношения, породят невиданные прежде коррупцию и преступления. Наконец, что личные амбиции высшей региональной партийной номенклатуры в клочья разорвут великую державу вопреки интересам собственных народов и это в очередной раз обрушит на наше многострадальное общество огромные тяготы и лишения.
В то время некому было противостоять такому развитию событий. Во власти не было и не могло быть людей, способных предложить обществу конкретный план модернизации страны, избежав очевидных разрушительных последствий. Страшный парадокс: огромный интеллектуальный потенциал России всегда раздражал власть, лишая её уверенности в себе, а поэтому, за редчайшими исключениями, никогда ею не был востребован.
Удручающе-тягостная атмосфера увядания великой державы в течение более 30 лет создавала ощущение полнейшей безысходности. Конечно, и в это время происходили великие прорывы и открытия в науке, культуре, образовании, даже во внешней политике, а в средствах массовой информации в различных формах робко, но последовательно поднималась тема необходимости перемен. И только власть, одряхлевшая, но обладавшая мощным инстинктом самосохранения, была абсолютно лишена какой бы то ни было осмысленной созидательной инициативы. Система себя изжила, и перестройка, несмотря ни на что, была совершенно неизбежна. Понимая всё это, в одном из первых публичных выступлений М.С. Горбачёв сказал: дальше так жить нельзя, как жить иначе, не знаем, давайте вместе поймем это, научимся этому, а пока займемся дисциплиной. Честнее и точнее не скажешь.
Прошло 20 трудных лет, и вопреки грубейшим ошибкам, тяжким преступлениям, несмотря на действительно огромные тяготы, большинство россиян не отвергают нынешнюю полномасштабную модернизацию, более того они приняли её, причём - честь и хвала здравому смыслу российского народа - без кровопролития.
Бесспорно, огромное число людей оказались выбитыми из привычной колеи и не смогли найти себя в новой жизни. Но время лечит любые раны, и с каждым годом все больше россиян начинают ценить выстраданное чувство свободы и сопричастности к историческим переменам. Они уже никогда и никому не отдадут впервые обретенную свободу, особенно поколения, родившиеся и сформировавшиеся в условиях демократических реформ, уже воспринимающие свободу как само собой разумеющееся, как норму жизни. Тем более, что всем становится ясно: только свободное предпринимательство создает условия для людей своим трудом и волей создавать благополучие своих семей, рабочие места и возможности для других, общественное богатство для всех и платить налоги государству, в том числе для поддержки тех, кто по разным причинам не способен воспользоваться возможностями свободного предпринимательства. Для них личная судьба жестко связана с судьбой страны. Они больше всего заинтересованы в сильной власти, способной защищать их интересы, права и свободы и вместе с которой они готовы обеспечивать благополучие людей и мощь страны. И это действительно так. Ведь капитализация их бизнеса жестко связана с капитализацией страны. Эти люди - золотой фонд любого народа, и у нас их уже достаточно много, причем не только в сфере бизнеса. Они стали опорой, движителем и защитниками перемен. Но для этого необходима не только экономическая свобода.
Именно поэтому в последние годы после долгих лет "хождения по мукам" стало очевидно: Россия благодаря, как всегда, своему народу, сквозь страдания и лишения пронесла, сохранила уникальный шанс остаться великой державой и одновременно существенно обогатить российскую цивилизацию новыми ценностями, адекватными условиям и требованиям современного мира, нашим уникальным природным и людским ресурсам. И это, во многом связано с именем В. Путина и редким феноменом в нашей истории - наличием не показной, а реальной поддержки лидера народом. Президент и большинство граждан заинтересованы в строительстве современной, суверенной и процветающей России, может быть, впервые реально понимая, что это значит. А это означает, что точку возврата мы уже прошли.
Ныне в России восстановлена сильная и эффективная власть, действующая с опорой на новые ценности и привнесённые ими в нашу жизнь мощные инициативу, энергию, динамизм и качество. Без какой бы то ни было ломки достигнутого в невероятно сложных условиях удалось не только сохранить приверженность власти курсу на полномасштабную модернизацию страны, но ввести этот сложнейший процесс в осмысленное, планомерное рабочее русло.
Понятно, что сделать это одновременно с фундаментальной политической реформой и демократизацией власти было абсолютно невозможно. Слишком "загуляли" демократию. Уверен, что это хорошо понимают и те, кто публично сердится по поводу угрозы демократии. Впереди ещё тяжелая работа по защите достигнутого - главным образом от огромной по масштабу коррупции, преступности и сохраняющейся вседозволенности элит, дискредитирующих власть, угнетающих общество и унижающих людей. Подобное состояние общества и власти - не результат демократизации, как об этом, к сожалению, думают и говорят многие из наших сограждан. Это естественный и закономерный результат её отсутствия. Победить такого монстра в одиночку невозможно, а не победить - значит погубить модернизацию страны.
И здесь мы подошли к самому главному, самому важному, к тому, что так глубоко сейчас беспокоит всех: в состоянии ли власть и общество обеспечить преемственность курса на завершение полномасштабной модернизации страны? Для этой обеспокоенности есть все основания. Наша история учит, что блистательные взлеты России часто, очень часто сменялись разрушительными провалами, застоем, а затем новыми героическими попытками изменить российскую судьбу, начиная все сначала.
Причина этого лежит исключительно в традиции российской власти, фактически не менявшейся с тех пор как формировалась российская империя. Её отличие от других европейских империй заключается в том, что она формировалась как единая страна на гигантской территории трёх континентов, она объединила в единый народ с общей историей и общей судьбой более 150 наций и национальностей, исповедующих фактически все мировые религии. Только сила и страх могли удерживать целостность и единство империи. Время от времени русский бунт, "безжалостный и беспощадный", потрясал империю. Так на страхе друг к другу формировалась генетика отношений власти к народу и народа к власти. И это в той или иной форме сохранялось до сих пор. ХХ век - мрачное тому подтверждение. Беда только в том, что никогда, никому не удавалось гарантировать преемственность власти даже в условиях монархии. Сталинский режим, контролировавший половину мира, рухнул сразу же после ухода вождя. И не страх за преступления режима вынудил первого же преемника сделать это. Это был панический страх перед самим Режимом.
Времена изменились. Признанная миром, лучшая в мире система образования в СССР, неистребимая духовность и культура народа, двадцать лет очень трудной свободы ломают этот стереотип власти. Более того, есть, как минимум, два обстоятельства, с которыми в современном мире нельзя не считаться.
Первое. Несвободный человек неконкурентен ни в чём - ни в быту, ни в труде, ни в общественной жизни. Осознание этого факта стало решающим в глубокой социализации капитализма, осуществленной во второй половине ХХ века на Западе. Мировые тенденции поставили сохранение национального суверенитета в очень сложные условия. Это стало уделом только тех, кто способен обеспечить конкурентоспособность страны во всём - от условий жизни человека до системы организации власти.
Второе. Предпринимательское сословие - и не только оно - глубоко осознало необходимость сопричастности к власти для защиты личных, корпоративных и национальных интересов. Без этого бизнес работать не может, тем более - стать патриотичным, национальным. Лишить людей этого - значит перечеркнуть всё, что было достигнуто.
Вывод напрашивается сам собой: остро необходима фундаментальная политическая реформа, в том числе демократизация власти. И для этого в последние восемь лет созданы все предпосылки.
Конечно, демократия в любой стране имеет национальные особенности. Но в любой стране, если она является демократической, есть один императив, без которого о демократии говорить невозможно. Это постоянная угроза потери власти в результате выборов. Только это вынуждает власть быть максимально ответственной и эффективной. Участие в таких выборах делает людей сопричастными к власти, к управлению делами государства и общества, порождает чувство личной ответственности за происходящее, активную жизненную позицию, меняет отношение к труду, создает гражданский комфорт и самоуважение. В этом подлинный смысл демократии, в этом суть свободы.
Только на этой основе может быть сформировано гармоничное общество, в котором личные и государственные интересы не противостоят друг другу, а совпадают, в котором свободные люди во имя стабильности обеспечивают справедливость, защищают диктатуру закона, воспитывают в себе готовность к согласию. Это саморазвивающийся процесс. Задача власти защищать этот процесс от любых внутренних и внешних опасностей и злоупотреблений. У нас, к сожалению, этого не было, нет и быть не может до тех пор, пока для этого не будет создана вся необходимая инфраструктура.
Во-первых, Конституция должна сформулировать роль и место партий в политической системе, их права и обязанности.
Во-вторых, для реализации этой роли должны существовать адекватные ей партии. Речь идет о федеральных партиях, объединенных патриотизмом и ответственностью, идеологической убеждённостью, пассионарностью лидеров, ангажированностью на успех общего дела. К этому обязательно нужно добавить чистоту помыслов, партийную дисциплину и взаимную требовательность, широкую поддержку населения. Партии должны быть обеспечены интеллектуально, профессионально и организационно, готовы к открытой публичной борьбе за лидерство и к сотрудничеству с другими партиями, способными сформировать сильную, эффективную, открытую власть. Только такая власть в состоянии защитить преемственность курса реформ, завершить начатую модернизацию страны, сохранить ее целостность и единство, возродить эффективное взаимодействие братских народов на постсоветском пространстве, явить миру пример ответственного и эффективного сотрудничества, готовность к совместной борьбе с опасными вызовами человечеству. Только такие партии имеют моральное право стать единственными легитимными инструментами власти - и это тоже должно быть закреплено Конституцией демократической России.
У нас пока таких партий не было, и нет. Потому не случайно значительная часть населения страны связывает надежды на то, что перемены к лучшему будут продолжены - с Владимиром Путиным Бессмысленно обсуждать, какое "место в строю" займет Путин. Ситуация такова, что любое решение имеет свою логику, но как он поступит - его выбор. История беспристрастно рассудит, а он, похоже, к этому, слава Богу, неравнодушен. Важно другое - максимально использовать его авторитет и доверие к нему людей для продолжения модернизации страны и начала фундаментальной политической реформы.
ВЛАДИСЛАВЛЕВ Александр Павлович,
председатель правления Фонда "Единство во имя России", Чрезвычайный и Полномочный посол, профессор
http://sr.fondedin.ru/