Пандемия COVID-19 и последовавшие за ней ограничения привели к существенным изменениям юридического рынка РФ. Но если прошлый год был пронизан духом паники, то результаты последних месяцев можно назвать периодом активной адаптации юристов к новым реалиям
«Многие отрасли находятся не в лучшем состоянии, повсеместно ощущается инфляция – все это не может не сказываться на спросе на юридические услуги», – объясняет партнер Maxima Legal, руководитель практики IP/IT Максим Али. Эксперт не исключает, что худшие моменты для экономики еще впереди и это предельно обострит борьбу за выживание юридических компаний.
Управляющий партнер АБ «Коблев и партнеры» Руслан Коблев связывает растущую конкуренцию с постоянным увеличением числа национальных юридических компаний и адвокатских образований. И это при сокращении доли иностранных юристов на рынке. Причина в том, что ряд услуг, на которых специализируются «ильфы», сейчас мало востребованы, а цены достаточно высоки, считает управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай. «На рынке продолжается процесс дробления и отпочкования от юрструктур групп юристов, которые создают новые небольшие компании либо работают в одиночку», – резюмирует эксперт.
Продолжающийся кризис усугубил процесс естественного отбора на рынке. Многие юрфирмы уже закрылись, выжили сильнейшие, зато некоторые из последних, замечает председатель МКА «Арутюнов и партнеры» Александр Арутюнов, завалены работой. «По нашим наблюдениям, речь идет о юркомпаниях, которые используют комплексный подход и предлагают клиентам быстрое и качественное решение «всех проблем в одном месте», – уточнил адвокат.
Эксперты предрекают обострение борьбы на рынке юридических услуг. В новых условиях рынка выживут не все консультанты и даже адвокаты, считает Коблев. «Те, кто переживет этот идеальный шторм, станут не только сильнее, но им еще достанется большой призовой пирог рынка», – продолжает мысль Тай.
ПРАВО НА КАЧЕСТВО
Но рост конкуренции – не всегда эволюция качества. Так произошло и с юридическим бизнесом, где эксперты фиксируют снижение уровня оказываемых услуг, особенно среди судебных представителей.
«Вследствие нестабильной экономической ситуации бизнес и население беднеют и не всегда могут позволить себе опытных и хорошо подготовленных юристов-литигаторов, привлечение которых ставит вопрос о финансовой целесообразности судебного спора. Это приводит к снижению стоимости услуг и, как следствие, падению качества и стандартов их оказания», – объясняет управляющий партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев.
В целях экономии клиенты все чаще предпочитают привлекать специалистов только на поздних стадиях споров. «Значительно увеличились обращения за помощью уже на стадии апелляции и кассации», – отмечает управляющий партнер коллегии адвокатов «Барщевский и партнеры» Елена Михалевич.
Но не секрет, что чем выше инстанция, тем меньше инструментов в руках адвоката для изменений. «Анализ таких дел подтверждает, что результатом неблагоприятных для клиента решений очень часто оказывается именно непрофессиональное ведение дела представителем», – продолжает Михалевич. Если не принимать мер, то эта тенденция, по мнению эксперта, продолжит нарастать, вступая в конфликт со ст. 48 Конституции РФ (право на получение квалифицированной юридической помощи).
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Самым очевидным последствием пандемии стало распространение онлайн-услуг. Ограничения ускорили цифровизацию юридической сферы – удаленная работа превратилась в норму. Это позволило некоторым фирмам вообще отказаться от офисов, существенно снизив или даже сведя к нулю расходы на аренду, отмечает Арутюнов. Необходимость работать дистанционно потребовала оперативных решений по перестройке многих процессов. «Привычное ежедневное общение с коллективом перешло в мессенджеры, встречи с клиентами и судебные заседания – в видеоконференцсвязь», – рассказывает управляющий партнер «Легес бюро» Мария Спиридонова.
Следующий пункт в цепочке изменений – вытеснение бумажного документооборота. «Сейчас можно полностью провести дело, не выходя из офиса или квартиры. Встречи и консультации, заключение соглашения, ознакомление с материалами дела, подача процессуальных документов, участие в судебных заседаниях – все это доступно в онлайн-формате», – подтверждает Михалевич. В свою очередь, гендиректор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова поясняет, что «многие компании внедряют legal tech инструменты, активно используют их в практике и частные юристы – от CRM до онлайн-консультаций».
Данный тренд характерен и для Фемиды. «В судах общей юрисдикции чаще стали применять прием и подачу документов в электронном виде, через личный кабинет: формат, давно привычный в арбитраже, теперь быстрее приживается и в общей юрисдикции, даже в уголовном процессе», – развивает мысль Коблев.
Помимо прочего digital помогает автоматизировать процессы в правовых департаментах. «Это и конструктор документов, работающий на базе искусственного интеллекта, и инструмент, упрощающий процесс и снижающий риски работы с персональными данными, и алгоритм по автоматизации любого вида комплаенса (налоговый, антимонопольный, антибанкротный, антикоррупционный, санкционный), и пакетное решение по переходу на налоговый мониторинг», – дополняет управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Эксперт отмечает ажиотаж вокруг этих услуг и предрекает увеличение предложения.
Безусловно, онлайн-формат благотворно сказался и на развитии деловой среды. «Общение среди коллег сейчас не ограничивается границами своего города. Мы видим все больше мероприятий за пределами Москвы и Петербурга, которые собирают топовых юристов. Обычно это региональные форумы (на Дальнем Востоке, в Сибири и Черноземье)», – замечает Али. По его мнению, это подтверждает развитие профессионального сообщества путем трансформации из локального в федеральное. Эти тренды будут только усиливаться, предрекает Комбарова: «Вскоре юридическая компания в офлайне будет представлять собой лишь приемную для передачи документов».
Вслед за документооборотом и коммуникацией изменились и методы расширения клиентской базы: новацией в этой сфере стал нетворкинг. «Онлайн-форматы, к сожалению, редко бывают удачными. Все-таки выбор юридической услуги – это очень доверительный процесс, который сложнее организовать удаленно», – скептически оценивает изменения Али.
Поиск клиентов через интернет касается не только фирм – онлайн способствует продвижению личного бренда в публичном пространстве. «Изоляция привела к росту пользования соцсетями. Все больше юристов ведут блог в Instagram*, YouTube, TikTok, где делятся опытом как с коллегами-профессионалами, так и с гражданами, которые о законах знают не так много», – отмечает Спиридонова.
Кажущаяся доступность юридической помощи привела к тому, что юридические услуги стали предлагаться повсеместно. Но зачастую оказывают их лица, не имеющие даже базового юридического образования. «Перенасыщение рынка юристов приводит к снижению цен на юридические услуги. Но на демпинг могут пойти только те, чье качество услуг, мягко говоря, оставляет желать лучшего», – констатирует Михалевич.
В то же время эксперты призывают не преувеличивать возможности информационных технологий и цифровизации, критикуя распространяющееся мнение, будто в скором будущем искусственный интеллект заменит юристов. «Нам представляется, что подобное в принципе невозможно, ибо инструменты, облегчающие труд специалиста, никогда не смогут принимать решения за юриста», – утверждает Арутюнов.
Аркадий Смолин, Людмила Кленько (газета «Ведомости» от 17.11. 2021 г.)