Знаменитый американец Дейл Карнеги утверждал: `Счастье не зависит от того, кем вы являетесь или что у вас есть. Оно зависит только от того, как вы думаете`. Не знаю, как бы эта фраза звучала, если у Карнеги была бы возможность сегодня пообщаться с российскими работниками бюджетной сферы. Там могут быть счастливыми только принципиальные аскеты. Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова - желанная персона в нашей студии.-
Власть наконец озаботилась оплатой труда в бюджетной сфере. Министерство здравоохранения и социального развития предложило отказаться от единой тарифной сетки, сделать механизм оплаты бюджетников более прозрачным. Какие же недостатки у единой тарифной сетки, действительно ли она устарела?Овчарова: Надо уточнить, что речь идет не обо всех бюджетных работниках, а только о работниках бюджетной сферы, находящихся в ведении Федерации. У нас порядка 27 миллионов людей работает в бюджетной сфере, то сейчас речь идет только о трёх миллионах. Туда входят работники всех министерств, всех высших учебных заведений и часть медицинских учреждений, которые находятся в ведении федеральных властей. Для бюджетных учреждений, которые находятся в ведении региональных властей (все школы, больницы) или муниципальных властей, будет принята такая система после того, когда станут известны результаты нововведения для федеральных служащих. Пока речь идет о небольшой группе бюджетных работников. Сейчас система должна стать более гибкой.
Я хочу сказать, что в этом есть рациональное зерно, потому что я серьезно наблюдаю за неравенством в оплате труда: есть ощущение, что в бюджетном секторе есть попытки его сжать, но оно всё время рвется наружу. Новая система будет состоять из четырех частей: базовый оклад; компенсационные выплаты, если вы совмещаете, перерабатываете, выполняете дополнительные функции; стимулирующая часть, которая позволит вам выплачивать за достижения в качестве оказания услуг; базовая заработная плата будет чувствительна к образованию, которое вы имеете. Наличие таких четырех компонентов дает возможность для гибкого подхода к оплате труда.
В чем здесь риск? Почему эксперимент может не сработать? Если не будет четких критериев к руководителю - как оценивается качество услуг, которые вы предоставляете учреждению, то появится большой соблазн платить тем, кто более угоден, кто более близок. 40 – 45 % фонда оплаты труда находятся во власти руководителя. Остальная часть будет соответствовать квалификационным требованиям, которые должны быть разработаны.

-
Сейчас обсуждаю идею введения продовольственных сертификатов для малообеспеченного населения: эти сертификаты должны обеспечить адресную помощь инвалидам, пенсионерам, многодетным, всем малоимущим. Удастся ли эту задачу решить с помощью таких сертификатов? Овчарова: Я сторонник такой системы с 1992 года. У нас в 1994 году уже была попытка введения продуктовых талонов вместо пособий, которые выплачивались тогда. Но на тот момент она провалилась. Слабость этой системы заключалась в том, что руководители муниципальных образований и чиновники других уровней пошли на сговор с бизнесменами. Они стали предлагать населению некачественную продукцию или продукцию, которая плохо у них продавалась.
Сейчас ситуация благоприятная для преодоления рисков и барьеров: создана система госзаказов, есть сетевые магазины.
Меня смущает то, что сначала говорили, что эта система будет открыта для всех бедных, но дальше идет перечисление: инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи. Это всё, список закрыт. Таких людей у нас 6 миллионов. Но бедных в нашей стране порядка 20 миллионов людей. Еще меня в этом вопросе смущает то, что проводником в этом вопросе становится Пенсионный фонд. Это очень странно.
В Америки давно и успешно работает такая система. Там 29 миллионов людей являются получателями таких продуктовых сертификатов. Но пенсионер, отработавший весь свой трудовой стаж, никогда не является участником такой системы, потому что его пенсии достаточно для того, чтобы обеспечить себе питание, хотя бы на уровне минимальных стандартов.
Досье:Овчарова Лилия Николаевна – директор научных программ Независимого института социальной политики.
Родилась 28 июля 1961 года в Ростове-на-Дону. Окончила факультет экономической кибернетики и аспирантуру Ростовского института народного хозяйства, где затем работала на кафедре теории машинной обработки информации.
В 1999 году переехала в Москву. Вскоре возглавила лабораторию уровня жизни в академическом Институте социально-экономических проблем народонаселения. Работает также директором научных программ Независимого института социальной политики. Принимала участие во многих международных исследованиях.
Кандидат экономических наук.
Замужем.
Предпочитает активный отдых, любит плавать, путешествовать, однако сама себя называет трудоголиком.
15.07.2008 12:39 МСК `Персона грата`: Лилия Овчарова
www.radiorus.ru