04 апреля 2016
4421

Перспективы борьбы с коррупцией в России

Говорит Москва 1 апреля 2016 г. 16.27. http://govoritmoskva.ru/broadcasts/video/

Вопрос:  Владимир Путин утвердил план борьбы с коррупцией. В утвержденном Указе «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», который опубликован на сайте Кремля, президент России Владимир Путин поручил руководителям федеральных органов власти до 15 мая представить в планы по противодействию коррупции свои изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции – минимизации или ликвидации коррупционных правонарушений. О результатах исполнения этих поручений руководители федеральных госорганов должны отчитаться перед президиумом президентского Совета по противодействию коррупции до 10 июня 2016 г.

Сейчас с нами на связи автор «Новой экономической энциклопедии», эксперт по коррупции Елена Евгеньевна Румянцева. Здравствуйте. Что за изменения могут быть или должны быть внесены в эти планы и насколько существенно они скажутся на борьбе с коррупцией?

Ответ:  Поскольку нет опроса общественного мнения, нет опоры на значимые теоретические источники в условиях коррупциогенно ведущейся дискуссии как продавливания определенных суждений, идет и все еще достаточно замкнутое обсуждение проблемы № 1 именно в административной сфере, то можно бояться того, что кардинальных изменений не случится, потому что всеми ведущими странами мира, где борьба с коррупцией состоялась, действительно достигнуты конкретные результаты, заявлено, что главное действующее лицо в борьбе коррупцией – это общество (люди, которые не ангажированы коррупцией). Хотя много говорится о том, что много ангажированных коррупцией СМИ, в нашей стране огромная, ключевая позитивная роль в реальной антикоррупционной деятельности принадлежит именно журналистам, а не, например, просвещению. Это живое, а не формально-бюрократизированное дело в противодействии коррупции - победа современного демократического общества.

Вопрос: В современном демократическом обществе, например, российском, не принято верить в наше правосудие. Примерно также можно рассматривать и то, что свои предложения по совершенствованию проверки соблюдения судьями и лицами, претендующими на должности судей, требований антикоррупционного законодательства Совет судей должен представить до 1 февраля 2017 г. Т.е. там тоже все понимают и хотят, наверное, чтобы судейский корпус избавился от тех, кто берет взятки или чем-то нехорошим занимается. Что они могут предложить, чтобы это заработало, чего там не хватает?

Ответ: В судейском сообществе (я тоже слежу за этой тематикой очень пристально и сейчас закончила учебник на 30 печатных листов, как раз назвала «Коррупциология») надо бояться несистемного подхода. В первую очередь надо принять во внимание сложившиеся  многолетние коррупционные связи, когда коррупциогенность системы, самой структуры не позволяет новым фигурам проявлять себя значимо, а управление системой все-таки давит своей коррупциогенностью, консерватизмом  и источниками тех теневых доходов, той теневой деятельности, которые не разрушатся прежним составом. Например, в ГДР при объединении с ФРГ первое, что сделали – это  сместили судей (в Берлине, как в столице, всех, поскольку, как написано в одном из источников, их работе мешала бы приверженность марксистской идеологии – источник:  Бернд Бонвеч История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века. – М.: Изд-во «КДУ», 2008. - С. 300). То есть не просто так был предложен именно такой порядок обеспечения справедливости правосудия в стране. Поэтому толковать, что человек совершал коррупционные деяния и тщательно их скрывал, но вдруг на следующий день будет рождать какие-то предложения, по законам психологии, он будет ругаться, будет вуалировать свою деятельность, будет скрывать коррупционные преступления организованной группы, в которой он имеет свой коррупционный (т.е. преступный) вес.

Вопрос: Если коротко, то это - «пчелы против меда»

Ответ: Я просто не использую это выражение. Но это есть: из одних и тех же ингредиентов другой напиток или блюдо уже не получится. И циничная психология здесь старого состава – решающий фактор противодействия эффективной борьбе с коррупцией.

Дополнительный комментарий:

Уточним сначала ответ на второй вопрос – о судах. Он затрагивает систему, по которой они сегодня работают. Пути формирования современного судейского сообщества важны – больше половины судей, по данным обследований, имеет заочное образование. Т.е. российские судьи только – практики. А современная общероссийская практика их работы – это все же множество негласных правил замкнутой на коммерческих и узких административных интересах системы, в результате которых каждый судья судит сегодня по-своему. И давление коррупционной составляющей (недобросовестных сторон, негласных традиций, чьего-то веского мнения как … произвола) на процесс, на решения, даже на простое принятие исков и приобщение документов к делу  - колоссальное. Например, документы могут приобщать, но не рассматривать. можно выигрывать (!!!) суд (судиться в России по несколько месяцев) и получить … 3 руб. компенсации (был такой процесс в отношении нарушившей правила перевозок пассажиров российской авиакомпании), а можно проигрывать (!!!), получать наказание …условно и все имущество, все деньги, находившиеся в споре, оставлять при этом себе. А можно еще сначала получить одно судебное решение, а потом – после апелляции – у того же судьи совершенно противоположное. А где истина, справедливость? Установленная действием этих негласных правил несоразмерность наказаний, когда за курицу, огурцы, мешок картошки сажают, а за миллиарды отпускают, возмещения морального вреда, выявленных ОЧЕВИДНЫХ ущербов по искам большинству населения почти не происходит, оказывается, что на практике миллиарды можно зарабатывать на государственной службе, но почему-то не всем государственным служащим, – это произведение именно коррупционной среды. Даже в Российской Империи такого не было – такой дикой несоразмерности наказаний (в сравнении картошки с миллионами и миллиардами), сопровождаемой жестоким и равнодушным отношением к обывателям. То, что принято сегодня в России и в развитых странах мира по защите прав граждан, - можно обозначить следующим образом: в развитых странах пострадавший человек получает достойную компенсацию, а в России он лишь участвует в словесных баталиях … за 3 рубля. Или еще хуже – станет виновным, если не станет приходить на судебные разбирательства. С.А.Пашин, федеральный судья Мосгорсуда в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор ВШЭ советует для современных несправедливых условий работы судебной системы страны: «Будем молиться. Если только это и остается. И это прибавляет успеха правой стороне» (Источник: Полный Альбац. Что происходит с судебной системой в России? // Эхо Москвы. 5 августа 2013 г. http://echo.msk.ru/programs/albac/1129398-echo/).

Коррупция – это не абстрактные злодеяния, а противоправная деятельность, нарушение норм права и этики (вместе), сегодня - деятельность организованных преступных групп, главная цель которых – быстрое обогащение и не за свой, а за чужой счет, преступность с терминами «беловоротничковая мафия» с ее разгулом, верхоглядством, себялюбием и пр., «бандитизм», «обман», «мошенничество» как подтасовка, искажение данных, самое малое из ущерба – плохая, недобросовестная и, как правило, безответственная работа (не в отношении судей, а во всех сферах административной коррупции, которая и главенствует в коррупционных, а не демократических странах, включая Россию, скажем, с демократическими оазисами, например, у нас в стране можно открыто выражать свое мнение, а не только поддерживать мнение какого-то коррупционера, что-то предпринимать … в отношении мелкой коррупционной знати, пошутим для ясности, и льстить много). Коррупцигенность – это степень проникновения преступности в управление той или иной организацией, а не норма жизни с негласно действующими правилами преступных сообществ. Отделение «белого» от «черного», «черного» от «серого» в России за многие годы не состоялось. А если не удалось искоренить коррупцию как неэффективную, паразитарную, преступную деятельность должностных лиц на их рабочих местах, но что эти же люди (как коррупционеры-руководители) могут предложить кардинально успешного? Такой простой логический вопрос. Добавим, что управленческая, административная коррупция будет заинтересована сохранять свое влияние в обществе, снимая имитацией «борьбы с самой собой» социальное напряжение, по сути, вводя в заблуждение прогрессивную общественность, уводя в сторону от достойной жизни большинство населения по своим тайным замыслам на долгие годы. Идеология коррупции, на наш взгляд, гораздо сильнее действует сегодня в России, чем идеология марксизма, которая мешала бы работать в новых условиях объединенной Германии не только многим судьям из ГДР, но и прокурорам, иным государственным служащим. Судьи и прокуроры были выделены как наиболее значимые в этой системе взаимосвязей власти. В связи с переформатированием прежней системы государственного управления при объединении Германии были опубликованы также результаты проведенной проверки работы судей и прокуроров, обращающие внимание на то, что судили невиновных и допускали серьезные профессиональные ошибки в работе. Кто такую проверочную работу проводил в нашей стране по типу прозрачности сдачи государственных экзаменов для школьников (и не в их интересах, административным путем, а государственные органы власти ДОЛЖНЫ, по действующим нормам права, руководствоваться интересами несовершеннолетних детей). Проект прозрачности значим, если видна ПОМОЩЬ, которая оказывается людям, как ангажированным, так и не ангажированным коррупцией. Польза от этого проекта доказана в Сеуле и пропагандируется по линии ООН, но в отношении исполнения своих обязанностей взрослым населением, а не детьми. Не исполнил просьбу жителя города – освобожден от занимаемой должности. Так реализуется лозунг «Нет коррупции!». И в отношении недопущения дискриминации – не может проверяться на ЧЕСТНОСТЬ только одна часть граждан, тем более – требующая заботы, защиты, а не нападения. Само тело коррупции данной именно прозрачностью никак не затрагивается, не говоря уже о многочисленных нарушениях, выявленных при сдаче ГИА и ЕГЭ в ряде регионов (как и в региональной медицинской практике, и при проведении всероссийских олимпиад, в которых, как оказалось, можно даже стать победителем… не участвуя в ней – Источник: Насыров Е. Чиновники не накажут липовых победителей олимпиад // Московские новости. 30.10.2012 г.). Например, в 2013 г. публично указывалось на перепроверку некоторых работ участников ЕГЭ в тех регионах, результаты которых вызывают сомнения: по обществознанию –  все высокобалльные работы участников ЕГЭ из республик Калмыкия и Ингушетия, а также все стобалльные работы; по физике –  выборочно высокобалльные работы участников ЕГЭ из Москвы; по литературе – работы всех участников ЕГЭ из Республики Калмыкия (Источник: ЕГЭ по физике не сдали 12,6% российских школьников // РИА-новости. 22.06.2012 г. http://ria.ru/education/20120622/679277942.html). В другие годы это также указывалось, но о результатах проверок публично не сообщалось.

Что было сделано в практике противодействия коррупции благодаря принятию в стране антикоррупционного законодательства, которое имеет на самом деле рамочный характер – непонятно же, кто в каждом злодеянии жертва, а кто коррупционер. Их можно менять местами, поскольку четкости нет (но и в международном праве так же, и есть еще и давление международной коррупции). Столько волнений было с принятием данного законодательства как основополагающего! А где же результат его действия за долгосрочный период? Органы власти, увеличив многократно при этом заработную плату высокопоставленным руководителям, несоизмеримую с уровнем жизни в стране, которой они руководят, перераспределив на эти цели бюджетные средства – средства налогоплательщиков (для сравнения – при прохождении ВСЕХ бюрократических процедур нуждающийся, бедствующий гражданин в России может только 1 раз в год получить социальную помощь в размере 3-8 тыс. руб., если он найдет организацию, которая ее комиссионно после своих разбирательств предоставляет, а, по сути, проедает деньги государства на социальные нужды целой нации – затраты на обслуживание социальной помощи несоизмеримо и неоправданно (в разы) выше тех средств, которые предоставляются для социальной поддержки граждан), официально заявляют о росте коррупции (Источник 2009: Количество коррупционных дел в России растет // Ведомости. 11.09.2009. https://www.vedomosti.ru/library/articles/2009/01/11/kolichestvo-korrupcionnyh-del-v-rossii-rastet; 2015 г. В России растет количество осужденных за коррупционные преступления // Finanzen.net GmbH. 05.10.2015 г.), но и о кризисе в экономике (зарубежный взгляд: «Россия: Настоящий экономический кризис только начинается» // EurasiaNet, США. 12.01.2016 г. http://inosmi.ru/economic/20160112/235032703.html), о разрушении рынка труда – источника гарантии обеспечения трудовых доходов граждан (как указывалось в прессе, «Власти «потеряли» 22,5 миллиона трудоспособных россиян» // Российская газета, 14.10.2014 г. http://rg.ru/2014/10/14/rabota.html и такое количество бедных в стране – по официальной оценке правительства, «абсолютно критичная цифра» // Российская газета, 13.07.2015 г. http://rg.ru/2015/07/13/golodec-site-anons.html), о необеспеченности рабочими местами выпускников ВУЗов и т.п. Серьезный для борьбы с системной коррупцией, запущенной в связи с неэффективной борьбой с ней, вопрос, не принятый во внимание при разработке и исполнении российского антикоррупционного законодательства, – раскрытие понятия «продажность национальных и иностранных публичных лиц», что было заложено как главнейший подход к пресечению коррупции на местах в Страсбургской конвенции Совета Европы 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию» и в   Конвенции ООН «Против транснациональной организованной преступности». То есть продажность должностных лиц, которая является одной из центральных категорий антикоррупционной работы, не учитывается в российской правоприменительной практике, хотя ратифицированные нормы международного права выше по статусу национального и должны соблюдаться. Заметим, что в Финляндии, в которой для развития бизнеса коррупция не является препятствием, – ее нет, нет и антикоррупционного законодательства, но есть систематизированные усилия государственной власти, имеющей связь с обществом, не оторванной от него по доходам, привилегиям и почестям. Можно такие актуальные лозунги для транспарантов сформулировать: «Нет коррупции – да здравствует помощь людям, не занимающим высокодоходные должности. Долой вынуждаемое коррупцией обнищание этих людей!»

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован