Говорит Москва 1 апреля 2016 г. 16.27. http://govoritmoskva.ru/broadcasts/video/
Вопрос: Владимир Путин утвердил план борьбы с коррупцией. В утвержденном Указе «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы», который опубликован на сайте Кремля, президент России Владимир Путин поручил руководителям федеральных органов власти до 15 мая представить в планы по противодействию коррупции свои изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции – минимизации или ликвидации коррупционных правонарушений. О результатах исполнения этих поручений руководители федеральных госорганов должны отчитаться перед президиумом президентского Совета по противодействию коррупции до 10 июня 2016 г.
Сейчас с нами на связи автор «Новой экономической энциклопедии», эксперт по коррупции Елена Евгеньевна Румянцева. Здравствуйте. Что за изменения могут быть или должны быть внесены в эти планы и насколько существенно они скажутся на борьбе с коррупцией?
Ответ: Поскольку нет опроса общественного мнения, нет опоры на значимые теоретические источники в условиях коррупциогенно ведущейся дискуссии как продавливания определенных суждений, идет и все еще достаточно замкнутое обсуждение проблемы № 1 именно в административной сфере, то можно бояться того, что кардинальных изменений не случится, потому что всеми ведущими странами мира, где борьба с коррупцией состоялась, действительно достигнуты конкретные результаты, заявлено, что главное действующее лицо в борьбе коррупцией – это общество (люди, которые не ангажированы коррупцией). Хотя много говорится о том, что много ангажированных коррупцией СМИ, в нашей стране огромная, ключевая позитивная роль в реальной антикоррупционной деятельности принадлежит именно журналистам, а не, например, просвещению. Это живое, а не формально-бюрократизированное дело в противодействии коррупции - победа современного демократического общества.
Вопрос: В современном демократическом обществе, например, российском, не принято верить в наше правосудие. Примерно также можно рассматривать и то, что свои предложения по совершенствованию проверки соблюдения судьями и лицами, претендующими на должности судей, требований антикоррупционного законодательства Совет судей должен представить до 1 февраля 2017 г. Т.е. там тоже все понимают и хотят, наверное, чтобы судейский корпус избавился от тех, кто берет взятки или чем-то нехорошим занимается. Что они могут предложить, чтобы это заработало, чего там не хватает?
Ответ: В судейском сообществе (я тоже слежу за этой тематикой очень пристально и сейчас закончила учебник на 30 печатных листов, как раз назвала «Коррупциология») надо бояться несистемного подхода. В первую очередь надо принять во внимание сложившиеся многолетние коррупционные связи, когда коррупциогенность системы, самой структуры не позволяет новым фигурам проявлять себя значимо, а управление системой все-таки давит своей коррупциогенностью, консерватизмом и источниками тех теневых доходов, той теневой деятельности, которые не разрушатся прежним составом. Например, в ГДР при объединении с ФРГ первое, что сделали – это сместили судей (в Берлине, как в столице, всех, поскольку, как написано в одном из источников, их работе мешала бы приверженность марксистской идеологии – источник: Бернд Бонвеч История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века. – М.: Изд-во «КДУ», 2008. - С. 300). То есть не просто так был предложен именно такой порядок обеспечения справедливости правосудия в стране. Поэтому толковать, что человек совершал коррупционные деяния и тщательно их скрывал, но вдруг на следующий день будет рождать какие-то предложения, по законам психологии, он будет ругаться, будет вуалировать свою деятельность, будет скрывать коррупционные преступления организованной группы, в которой он имеет свой коррупционный (т.е. преступный) вес.
Вопрос: Если коротко, то это - «пчелы против меда»
Ответ: Я просто не использую это выражение. Но это есть: из одних и тех же ингредиентов другой напиток или блюдо уже не получится. И циничная психология здесь старого состава – решающий фактор противодействия эффективной борьбе с коррупцией.
Дополнительный комментарий:
Уточним сначала ответ на второй вопрос – о судах. Он затрагивает систему, по которой они сегодня работают. Пути формирования современного судейского сообщества важны – больше половины судей, по данным обследований, имеет заочное образование. Т.е. российские судьи только – практики. А современная общероссийская практика их работы – это все же множество негласных правил замкнутой на коммерческих и узких административных интересах системы, в результате которых каждый судья судит сегодня по-своему. И давление коррупционной составляющей (недобросовестных сторон, негласных традиций, чьего-то веского мнения как … произвола) на процесс, на решения, даже на простое принятие исков и приобщение документов к делу - колоссальное. Например, документы могут приобщать, но не рассматривать. можно выигрывать (!!!) суд (судиться в России по несколько месяцев) и получить … 3 руб. компенсации (был такой процесс в отношении нарушившей правила перевозок пассажиров российской авиакомпании), а можно проигрывать (!!!), получать наказание …условно и все имущество, все деньги, находившиеся в споре, оставлять при этом себе. А можно еще сначала получить одно судебное решение, а потом – после апелляции – у того же судьи совершенно противоположное. А где истина, справедливость? Установленная действием этих негласных правил несоразмерность наказаний, когда за курицу, огурцы, мешок картошки сажают, а за миллиарды отпускают, возмещения морального вреда, выявленных ОЧЕВИДНЫХ ущербов по искам большинству населения почти не происходит, оказывается, что на практике миллиарды можно зарабатывать на государственной службе, но почему-то не всем государственным служащим, – это произведение именно коррупционной среды. Даже в Российской Империи такого не было – такой дикой несоразмерности наказаний (в сравнении картошки с миллионами и миллиардами), сопровождаемой жестоким и равнодушным отношением к обывателям. То, что принято сегодня в России и в развитых странах мира по защите прав граждан, - можно обозначить следующим образом: в развитых странах пострадавший человек получает достойную компенсацию, а в России он лишь участвует в словесных баталиях … за 3 рубля. Или еще хуже – станет виновным, если не станет приходить на судебные разбирательства. С.А.Пашин, федеральный судья Мосгорсуда в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор ВШЭ советует для современных несправедливых условий работы судебной системы страны: «Будем молиться. Если только это и остается. И это прибавляет успеха правой стороне» (Источник: Полный Альбац. Что происходит с судебной системой в России? // Эхо Москвы. 5 августа 2013 г. http://echo.msk.ru/programs/albac/1129398-echo/).
Коррупция – это не абстрактные злодеяния, а противоправная деятельность, нарушение норм права и этики (вместе), сегодня - деятельность организованных преступных групп, главная цель которых – быстрое обогащение и не за свой, а за чужой счет, преступность с терминами «беловоротничковая мафия» с ее разгулом, верхоглядством, себялюбием и пр., «бандитизм», «обман», «мошенничество» как подтасовка, искажение данных, самое малое из ущерба – плохая, недобросовестная и, как правило, безответственная работа (не в отношении судей, а во всех сферах административной коррупции, которая и главенствует в коррупционных, а не демократических странах, включая Россию, скажем, с демократическими оазисами, например, у нас в стране можно открыто выражать свое мнение, а не только поддерживать мнение какого-то коррупционера, что-то предпринимать … в отношении мелкой коррупционной знати, пошутим для ясности, и льстить много). Коррупцигенность – это степень проникновения преступности в управление той или иной организацией, а не норма жизни с негласно действующими правилами преступных сообществ. Отделение «белого» от «черного», «черного» от «серого» в России за многие годы не состоялось. А если не удалось искоренить коррупцию как неэффективную, паразитарную, преступную деятельность должностных лиц на их рабочих местах, но что эти же люди (как коррупционеры-руководители) могут предложить кардинально успешного? Такой простой логический вопрос. Добавим, что управленческая, административная коррупция будет заинтересована сохранять свое влияние в обществе, снимая имитацией «борьбы с самой собой» социальное напряжение, по сути, вводя в заблуждение прогрессивную общественность, уводя в сторону от достойной жизни большинство населения по своим тайным замыслам на долгие годы. Идеология коррупции, на наш взгляд, гораздо сильнее действует сегодня в России, чем идеология марксизма, которая мешала бы работать в новых условиях объединенной Германии не только многим судьям из ГДР, но и прокурорам, иным государственным служащим. Судьи и прокуроры были выделены как наиболее значимые в этой системе взаимосвязей власти. В связи с переформатированием прежней системы государственного управления при объединении Германии были опубликованы также результаты проведенной проверки работы судей и прокуроров, обращающие внимание на то, что судили невиновных и допускали серьезные профессиональные ошибки в работе. Кто такую проверочную работу проводил в нашей стране по типу прозрачности сдачи государственных экзаменов для школьников (и не в их интересах, административным путем, а государственные органы власти ДОЛЖНЫ, по действующим нормам права, руководствоваться интересами несовершеннолетних детей). Проект прозрачности значим, если видна ПОМОЩЬ, которая оказывается людям, как ангажированным, так и не ангажированным коррупцией. Польза от этого проекта доказана в Сеуле и пропагандируется по линии ООН, но в отношении исполнения своих обязанностей взрослым населением, а не детьми. Не исполнил просьбу жителя города – освобожден от занимаемой должности. Так реализуется лозунг «Нет коррупции!». И в отношении недопущения дискриминации – не может проверяться на ЧЕСТНОСТЬ только одна часть граждан, тем более – требующая заботы, защиты, а не нападения. Само тело коррупции данной именно прозрачностью никак не затрагивается, не говоря уже о многочисленных нарушениях, выявленных при сдаче ГИА и ЕГЭ в ряде регионов (как и в региональной медицинской практике, и при проведении всероссийских олимпиад, в которых, как оказалось, можно даже стать победителем… не участвуя в ней – Источник: Насыров Е. Чиновники не накажут липовых победителей олимпиад // Московские новости. 30.10.2012 г.). Например, в 2013 г. публично указывалось на перепроверку некоторых работ участников ЕГЭ в тех регионах, результаты которых вызывают сомнения: по обществознанию – все высокобалльные работы участников ЕГЭ из республик Калмыкия и Ингушетия, а также все стобалльные работы; по физике – выборочно высокобалльные работы участников ЕГЭ из Москвы; по литературе – работы всех участников ЕГЭ из Республики Калмыкия (Источник: ЕГЭ по физике не сдали 12,6% российских школьников // РИА-новости. 22.06.2012 г. http://ria.ru/education/20120622/679277942.html). В другие годы это также указывалось, но о результатах проверок публично не сообщалось.
Что было сделано в практике противодействия коррупции благодаря принятию в стране антикоррупционного законодательства, которое имеет на самом деле рамочный характер – непонятно же, кто в каждом злодеянии жертва, а кто коррупционер. Их можно менять местами, поскольку четкости нет (но и в международном праве так же, и есть еще и давление международной коррупции). Столько волнений было с принятием данного законодательства как основополагающего! А где же результат его действия за долгосрочный период? Органы власти, увеличив многократно при этом заработную плату высокопоставленным руководителям, несоизмеримую с уровнем жизни в стране, которой они руководят, перераспределив на эти цели бюджетные средства – средства налогоплательщиков (для сравнения – при прохождении ВСЕХ бюрократических процедур нуждающийся, бедствующий гражданин в России может только 1 раз в год получить социальную помощь в размере 3-8 тыс. руб., если он найдет организацию, которая ее комиссионно после своих разбирательств предоставляет, а, по сути, проедает деньги государства на социальные нужды целой нации – затраты на обслуживание социальной помощи несоизмеримо и неоправданно (в разы) выше тех средств, которые предоставляются для социальной поддержки граждан), официально заявляют о росте коррупции (Источник 2009: Количество коррупционных дел в России растет // Ведомости. 11.09.2009. https://www.vedomosti.ru/library/articles/2009/01/11/kolichestvo-korrupcionnyh-del-v-rossii-rastet; 2015 г. В России растет количество осужденных за коррупционные преступления // Finanzen.net GmbH. 05.10.2015 г.), но и о кризисе в экономике (зарубежный взгляд: «Россия: Настоящий экономический кризис только начинается» // EurasiaNet, США. 12.01.2016 г. http://inosmi.ru/economic/20160112/235032703.html), о разрушении рынка труда – источника гарантии обеспечения трудовых доходов граждан (как указывалось в прессе, «Власти «потеряли» 22,5 миллиона трудоспособных россиян» // Российская газета, 14.10.2014 г. http://rg.ru/2014/10/14/rabota.html и такое количество бедных в стране – по официальной оценке правительства, «абсолютно критичная цифра» // Российская газета, 13.07.2015 г. http://rg.ru/2015/07/13/golodec-site-anons.html), о необеспеченности рабочими местами выпускников ВУЗов и т.п. Серьезный для борьбы с системной коррупцией, запущенной в связи с неэффективной борьбой с ней, вопрос, не принятый во внимание при разработке и исполнении российского антикоррупционного законодательства, – раскрытие понятия «продажность национальных и иностранных публичных лиц», что было заложено как главнейший подход к пресечению коррупции на местах в Страсбургской конвенции Совета Европы 1999 г. «Об уголовной ответственности за коррупцию» и в Конвенции ООН «Против транснациональной организованной преступности». То есть продажность должностных лиц, которая является одной из центральных категорий антикоррупционной работы, не учитывается в российской правоприменительной практике, хотя ратифицированные нормы международного права выше по статусу национального и должны соблюдаться. Заметим, что в Финляндии, в которой для развития бизнеса коррупция не является препятствием, – ее нет, нет и антикоррупционного законодательства, но есть систематизированные усилия государственной власти, имеющей связь с обществом, не оторванной от него по доходам, привилегиям и почестям. Можно такие актуальные лозунги для транспарантов сформулировать: «Нет коррупции – да здравствует помощь людям, не занимающим высокодоходные должности. Долой вынуждаемое коррупцией обнищание этих людей!»