Операция «Цитадель» была прекращена Главным командованием... в связи со стратегическим влиянием других театров военных действий[1]
Э. фон Манштейн, гитлеровский фельдмаршал
Логика настоящей работы привела к пониманию того, что наиболее вероятный будущий вариант сценария развития МО будет вариантом не просто развития военно-силового противоборства, но и – в качестве наиболее вероятного варианта этого сценария – переноса центра тяжести такого противоборства в регионы и на различные ТВД. Это означает, что глобальная ВПО будет характеризоваться целым «набором» отдельных региональных ВПО на ТВД, например, ВПО в Центральной и Восточной Европе, ВПО в Южной Европе и Средиземноморье, в Арктике, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и т. д., где будут находиться «разломы» в отношениях между ЛЧЦ и их военно-политическими коалициями[2].
МО второго десятилетия XXI века в чём-то напоминает МО периода Второй мировой войны, когда глобальная ВПО в 1941–1945 годах состояла из ВПО на отдельных ТВД – на Восточном фронте, на Западном фронте (после высадки в Нормандии), в Южной Италии, Северной Атлантике, на Тихом океане – от Австралии до Владивостока. Разница заключается не в масштабах, а в том, что в период Второй мировой войны было 2 противостоящие коалиции, а в 20-е годы нашего века их, как минимум, несколько, причём самые крупные – западная, исламская, индийская и российская – не оформлены политически и организационно до конца. В полной мере о коалиции можно говорить только о «коллективном Западе», который объединяет в том числе и не западные государства – всего более 60 стран, имеющие внутри еще и определенные разногласия. Эти разногласия не препятствуют в целом коалиционной политике, но в деталях иногда могут вести к серьезным противоречиям.
С точки зрения анализа и прогноза перспектив развития ВПО, как уже говорилось выше, в связи с попыткой стратегического прогноза последствия развития МО для ВПО, важно подчеркнуть, что логика и дедукция помогают выстраивать некую абстрактную модель, когда различные тенденции и факторы в развитии наиболее вероятного сценария МО неизбежно будут влиять как на само состояние МО, так и на будущую ВПО и, как следствие, СО, ход и исход войн и конфликтов. Для целей работы именно такие её аспекты имеют самое важное значение.
Именно поэтому важно всегда помнить, что прогноз развития ВПО является во многом следствием прогноза развития наиболее вероятного сценария (и его варианта) МО, от точности которого прежде всего и будет зависеть не только современная оценка, но и прогноз будущего состояния ВПО и конкретных СО на ТВД. Сам по себе прогноз развития СО, военного конфликта или даже ВПО не существует в отрыве от прогноза общего сценария развития МО и его наиболее вероятного варианта.
Иными словами, сценарий развития глобальной ВПО по большому счету предопределен развитием того или иного варианта сценария МО, а, соответственно, стратегический прогноз развития ВПО – прогнозом развития МО. Так, например, развитие МО по сценарию военного противоборства между западной коалицией и гитлеровской коалицией после сентября 1939 года без нападения на СССР в 1941 году привело бы к длительной войне на море с участием США и Японии с заранее не известным результатом. Даже огромные ресурсы США не смогли бы быстро переломить войну в Европе против гитлеровской коалиции, в которой так или иначе участвовала вся Европа – от формально нейтральной Швеции и союзников до оккупированных Франции и Польши.
Но сценарий развития МО в 1941 году стал развиваться по другому варианту: стремление Гитлера, отчётливо проявившееся в декабре 1940 года, напасть на СССР сегодня объясняют по-разному, прежде всего, его политико-идеологическими намерениями и желанием захватить советские ресурсы, но, как мне представляется, он не опасался нападения со стороны Запада, считая, что война там вступила в длительную позиционную фазу после бомбардировок Великобритании, а СССР представлялся ему слабым противником[3]. Другими словами, Гитлер недооценил силы СССР и переоценил ресурсы Германии. Не случайно фельдмаршал Э. Манштейн в 1943 году, говоря о причинах поражений немецких войск, выделил следующие решающие аспекты:
– колоссальное численное превосходство по количеству войск противника (СССР), достигнутом в 1943 году, и производстве основных типов ВВСТ, т. е. организационных, демографических и политико-идеологических ресурсах, которые были недооценены в 1940 году (Манштейн называл эти ресурсы «гидрой», когда вместо одной отрубленной головы – дивизии появлялась другая);
– военном управлении в Германии, которое было вынуждено заниматься не только оперативными, но и экономическими и иными задачами;
– не способностью сконцентрировать немецкие силы на одном (Восточном) ТВД и т. п.
В современный период безусловным лидером, задающим направление, темпы и особенности формирования МО, является западная ЛЧЦ и военно-политическая коалиция. Поэтому реальные современные и наиболее вероятные варианты сценария развития МО формируются под её непосредственным влиянием. Именно поэтому в нашей работе рассматривается в качестве наиболее вероятного современный сценарий развития МО «Усиления военно-силового противоборства» – в одном из его вариантов, наиболее актуальных к конкретному, настоящему, периоду времени – «Варианту № 1», «Варианту № 2» или «Варианту № 3», – который рассматривался в начале главы.
В настоящее время можно говорить о нескольких вариантах развития одного и того же сценария развития МО, а именно – «Усиления военно-силового противоборства» между западной и другими ЛЧЦ и центрами силы, что определенно отражено в официальной Концепции внешней политики Российской Федерации, в которой говорится о «борьбе за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы, которая становится главной тенденцией современного этапа мирового развития»[4]. Поэтому стратегический прогноз развития ВПО строится именно на этом фундаменте: с точки зрения военно-политической в глобальном масштабе, развитие иных вероятных сценариев в настоящее время не считается реальным (хотя периодически и предлагаются сценарии «развития войн с США», «революций в США», особенно в связи с пандемией и антисоциальными движениями весной-летом 2020 года, пр.), но сами приоритеты политике США и их союзников и, соответственно, в сценариях развития МО, в последние годы изменились. Прежде всего, если речь идет о приоритетах внешней политики: добившись дестабилизации и хаоса в исламском мире («Вариант № 1»), западная военно-политическая коалиция высшим приоритетом в развитии силового противоборства избрала «Вариант № 3» («Конфликт с российской ЛЧЦ»), который в 2019–2020 годах сменился на «Вариант № 2» («Конфликт с китайской ЛЧЦ»).
Эти основные направления и приоритеты могут быть нахваны стратегическими в целях обоснования наиболее вероятных вариантов будущего развития ВПО, основанных на всё той же базовой модели сценария развития МО.
Таким образом, логика анализа диктует нам, с одной стороны, доминирование известного сценария развития МО (в одном из его вариантов) на формирование соответствующего сценария развития ВПО, а, с другой стороны, неизбежно влияние характерных особенностей и отличительных черт, которые исходят из военной, военно-экономической и оперативной специфики. Как и прежде в человеческой истории сталкиваются две тенденции – доминирование политических и военных интересов и соображений, которые в разных странах, при разных условиях создавали совершенно новое качество ВПО и СО. Мировой опыт свидетельствует, что если история и не повторяется, то могут повторяться ошибки и специфические особенности, влияющие на развитие политических и исторических процессов. Особенно, если речь идет о такой специфической и субъективной области, как военная. Так, фельдмаршал Ман- штейн1045, как уже говорилось, видел поражение Германии во многом из-за ошибок Гитлера в военном руководстве (затягивании решений, не готовности к риску концентрации войск, излишней жестокости на оккупированных территориях и т. д.), а начальник полевого штаба Австро-Венгерской армии в Первой мировой войне Конрад прямо писал в своем фундаментальном труде: «политика должна принимать тот или иной характер в зависимости от природы войны»1046. Также примерно рассуждал и фельдмаршал Кейтель и многие другие полководцы и некоторые политики.
Таким образом, развитие ВПО происходит в рамках общего сценария развития МО и его конкретных вариантов (т. е. – генеральной тенденции), но с учётом очень сильного влияния военной специфики и конкретных военно-политических и иных особенностей развития ВПО, СО и военных конфликтов.
Общая, абстрактная модель развития сценария МО и его трансформация в конкретный сценарий развития ВПО в одном из его прикладных и конкретных вариантов может выглядеть как матрица, где основные тенденции-вектора пересекаются, уточняя и конкретизируя друг друга. В самом общем виде логика стратегического прогноза развития МО-ВПО и СО, войн и конфликтов выглядит следующим образом.
Причем, если – «по вертикали» – доминирует формальная дедукция:
– этап формирования сценария МО;
– этап развития этого сценария по одному из вариантов;
– этап превращения варианта МО в сценарий ВПО;
– этап трансформации сценария ВПО в вариант этого сценария;
– наконец, развитие СОЮ войн и конфликтов в рамках варианта сценария ВПО.
То – «по горизонтали» – будут доминировать соображения военно-политического, военно-технического, технологического, оперативного и иного характера, влияющие со своей стороны на развитие вариантов сценария и сам сценарий ВПО.
Из этой логики также следует:
1. Стратегический прогноз развития ВПО должен быть синтезом прогноза в развитии двух систем – сценария развития МО и базового сценария развития ВПО и последующих систем – СО, конфликтов и войн. В частности, доминирующий в настоящее время вариант сценария МО, характерный для периода 2014–2020 годов – «Усиления военно-силового противоборства» – неизбежно ведет к развитию военного сценария ВПО в одном из его наиболее вероятных («регионально-локальных») вариантов.
2. Сценарий развития ВПО вытекает из одного из сценариев развития МО и его конкретных вариантов, а не только состояния предыдущей ВПО.
3. Состояние и перспективы развития СО, войн и конфликтов являются следствием развития одного из вариантов доминирующего сценария МО и его практической реализации в ВПО.
4. Стратегия России в этих условиях формирования МО и ВПО должна, на мой взгляд, исходить из реалий – Россия в настоящее время фактически остаётся «за скобками» процесса формирования отдельных полюсов, сохраняя лишь оставшиеся признаки лидера ЛЧЦ и центра силы:
– географическое положение и территорию;
– природные ресурсы;
– ядерное оружие и ряд ВВСТ;
– членство в СБ ООН и других международных организациях;
– историческое, культурное и духовное наследие.
Этого потенциала пока что достаточно для выживания и проведения суверенной политики и сохранения суверенитета, но недостаточно для серьезного внешнего влияния на формирование МО и ВПО в мире. Опыт (в целом позитивный) участия России в Сирии показал, что у неё есть очень ограниченные экономические и политические возможности влияния по сравнению с «коллективным Западом».
Главная опасность в продолжение развития современного сценария МО: Россия отстанет «навсегда» после 2024 года не только в экономическом, но и в технологическом и в политическом отношении. То, что Россия пока не будет отставать в военной области, достаточно для сохранения суверенитета и идентичности, но недостаточно для полноценного участия в формировании будущей системы МО. Чем больше отсталость в научно-технологической и экономической области, тем медленнее развитие и нарастающее отставание от процессов ускорения (прирост ВВП в КНР за год уже больше всего ВВП России). Эта понимание В.В. Путин сформулировал в своём Указе «О стратегических приоритетах...»[5].
В военно-политической области это выражено в нарастающем качественном отставании, в политической области – нарастающей изоляции, которую может проиллюстрировать сегодня соотношение сил в МО, например, по результатам голосований Генассамблеи по поводу вывода войск РФ из Приднестровья 21 июня 2018 года:
– 15 против;
– 64 за (члены западной коалиции);
– более 80 воздержались.
Очень быстрое экономическое развитие некоторых ЛЧЦ уже привело к не менее быстрому социально-политическому, научно-техническому и военному развитию этих новых влиятельных субъектов ВПО, что неизбежно приведёт к росту их внешнеполитических амбиций и военных возможностей.
На фоне нарастающей мощи новых центров силы Россия может претендовать только на участие, но не на решающий голос влияния на формирование МО и ВПО. Переход экономической мощи от Запада к условному Востоку (Китаю, Индии, Индонезии, Бразилии, Пакистану и пр. странам) отнюдь не будет означать усиления России. Напротив, в региональных и локальных политических и военных конфликтах её «голос» будет менее слышан потому, что в таких конфликтах огромное значение будут приобретать силовые, но не военные, инструменты политики.
Этот вывод полностью подтверждает положение Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года о «доминирующей тенденции» в формировании МО[6], борьбе за лидерство в этом процессе.
Причём позиции России в этом процессе будут стремительно слабеть: при сохранении нынешних тенденций, Россия может к 2050 году остаться в числе 10-и стран- лидеров, но ее экономика (2% от МВВП) сделает её зависимой от стран-лидеров ЛЧЦ, т. е. её суверенитет будет постепенно ограничиваться, а идентичность – распыляться, как это происходит, например, в современном Казахстане, а до этого – на Украине.
Китай, Индия, исламская ЛЧЦ будут мощными экономическими и военно-политическими центрами силы к середине века. На их базе формируются коалиции ЛЧЦ и новые центры силы, которые будут бороться за пересмотр мировых правил и норм.
Это понимают практически все, но если в США, осознавая эти перемены, полагаются на сохранение военно-технологического превосходства, как минимум, на обозримую перспективу, то в других странах, которые могут стать союзниками КНР и Индии, пока что эти тенденции просматриваются слабо.
Другой проблемой является технологический разрыв, и в особенности отставание этих стран в области фундаментальной науки. Практически ни в одной из вышеперечисленных стран уровень развития фундаментальной науки нельзя сопоставить с Европой, Северной Америкой и Японией. На современной фазе экономического роста отставание фундаментальной науки может быть не так заметно, но в перспективе это неизбежно скажется на темпах развития, и если учитывать этот факт, то прогнозы аналитиков относительно будущей доли новых индустриальных стран в мировом ВВП могут оказаться чересчур оптимистичными[7]. Успешный процесс передачи технологии не сможет компенсировать пробелы в знаниях, которые существуют в новых индустриальных странах, тем более что «утечка мозгов» в развивающиеся страны остаётся довольно значительной.
Оценивая перспективы новых индустриальных стран, следует отметить недостаток координации их усилий для достижения преимуществ в мировом разделении труда и богатства. Их вовлечённость в региональные конфликты и недостаточный уровень развития системы образования являются серьёзными препятствиями усугубляются по мере восстановления экономического роста в развитых странах. Существенным фактором является и вовлечённость новых индустриальных стран в региональные и внутриполитические конфликты, что способно в будущем оказать значительное влияние на темпы их экономического роста и осложнить их внутриэкономическое положение. Примером такого влияния стало проявившееся в 2013 году давление на курсы национальных валют, которое привело в ряде случаев (Индия, Бразилия) к значительной девальвации. Это лишь один пример трудностей, с которыми сталкиваются экономики новых индустриальных стран.
На современной фазе экономического роста отставание фундаментальной науки может быть не так заметно, но в перспективе это неизбежно скажется на темпах развития для изменения в их пользу баланса сил на мировой арене[8]. Вполне возможно, что к середине столетия эти страны смогут преодолеть существующие трудности, и тогда мы увидим новую экономическую и политическую конфигурацию в мире.
Полная «легитимация» новых центров силы затянется как минимум до середины XXI века, а оптимистичные прогнозы некоторых аналитиков, обещавших, что к этому времени ВВП стран БРИКС превзойдет 50% мирового ВВП, вряд ли сбудутся. Вместе с тем Россия уже сейчас должна не только прогнозировать подобное развитие событий, но и заниматься стратегическим планированием будущего. Не смотря на внешне слабые экономические позиции, у России есть другие ресурсы. В том числе те, которые достались в наследство от СССР. Так, в последние два десятилетия России добровольно отказалась от того, чтобы ей выплачивались долги бывшего СССР. Итак, 100 млрд долл. России досталось в виде тяжелого наследства, долгов. Но, согласившись на погашение займов, Москва получала и бонус – союзные активы, имущество и право рассчитывать на добросовестность должников СССР. Все вместе это оценивалось в 150 млрд долл. Тем не менее, платя по своим счетам, Россия много раз прощала долги.
Если брать относительно крупные кредиты (свыше млрд долл.), то получится, что за последние 20 лет Москва списала более 140 млрд долл. – это были самые разнообразные займы, они выдавались на поддержку экономики, на покупку продовольствия, оборудования, вооружений и так далее.
Даже в очень трудные времена кризисов РФ освобождала должников от ответственности. Правда, дело здесь не в бесконечном милосердии, а в здравом смысле – как оказалось, из таких должников просто невозможно вытрясти деньги, платить им было нечем. К примеру, в 1996 году Анголе разрешили не возвращать 3,5 млрд долл. В том же 96-м Москва решила вернуть Парижу заем столетней давности. А в 1998- м Россия сама объявила дефолт. Через год после дефолта под кредитную амнистию попала целая группа африканских стран (Танзания, Мали, Мадагаскар, Мозамбик и другие), им списали 14 млрд долл.
В 2000 году от большей части долга (9,5 млрд из 11 млрд долл.) освободили Вьетнам, в 2001-м – Эфиопию (3,8 из 4,8 млрд.; оставшийся млрд списали в 2005 году). В 2003-м РФ простила 11-миллиардный долг Монголии. В 2004-м Москва поддержала Ирак и списала почти 10 млрд долл. В феврале 2008 года Ираку разрешили не платить еще 12 млрд.[9] Наибольшую щедрость проявили в отношении КНДР (11 млрд долл.) и Кубы (более 30 млрд.). Это были самые крупные куски советского «пирога»[10].
Уже сейчас новые центры силы начинают оказывать влияние на мировую политику. Выше говорилось о проникновении Китая в Африку, где Пекин интересуется преимущественно нефтяными ресурсами. Саудовская Аравия проводит активную политику в странах Ближнего Востока, оказывая поддержку сирийским повстанцам, борющимся против режима Башара Асада. Турция стремится обозначить свое присутствие как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии. Страны БРИКС пытаются изменить положение в мировой финансовой системе, действуя в основном через саммиты «двадцатки»[11].
В различных областях мировой политики новые центры силы бросают вызов сложившемуся соотношению сил, прежде всего в области экономики. При этом они пользуются тем обстоятельством, что «старые» мировые державы оказались ослабленными в результате экономического кризиса, а также преимуществами более высоких темпов роста ВВП. США и ЕС отвечают новым индустриальным странам мерами в финансовой сфере и в области высоких технологий. В результате за последний год Бразилия, Турция, Россия, Индия столкнулись с необходимостью существенной девальвации своих валют, что объясняется оттоком западных инвестиций с развивающихся рынков, изменением торгового баланса в пользу «старых» центров силы. Дисбаланс в области высоких технологий в пользу западных стран существенно облегчает эту задачу, так как развитие научного потенциала в новых центрах силы требует длительного времени, возможно, не одного десятилетия.
Надо признать, что в этих сопоставлениях и сравнениях как-то забывается циви- лизационная и геополитическая роль отдельных наций и цивилизаций[12].
«Подводя итоги, можно предположить, – делает вывод В. Сергеев, – что полная «легитимация» новых центров силы затянется как минимум до середины XXI века, а оптимистичные прогнозы некоторых аналитиков, обещавших, что к этому времени ВВП стран БРИКС превзойдет 50% мирового ВВП, вряд ли сбудутся»[13].
Существовал и целый спектр исследовательских организаций, прежде всего объединяющих усилия разведывательных служб (в США и Великобритании, например), которые стали заниматься целенаправленной подготовкой таких исследований. Так, в частности, в январе 2013 года Британский центр экономических и деловых исследований (Centre for Economics and Business Research) опубликовал глобальное исследование, которое представляет собой прогноз экономического развития ведущих стран мира до 2030 г. В обзоре представлены основные тенденции развития 30 стран, характеризующихся крупнейшими экономиками мира. При этом, если ранее организация составляла прогнозы только на 10-летний период, то в этом году – на 2013, 2023 и 2028 г. Основные выводы по результатам исследования Центра заключались в следующем:
1. К 2028 году Китай обгонит США и станет крупнейшей экономикой в мире, но это произойдет не ранее 2022 года. Как отмечают эксперты, это произойдет потому, что США по-прежнему будет наращивать экономику, а темпы роста Китайской экономики уменьшатся.
2. К 2028 году Индия станет третьей по величине экономикой мира, обогнав при этом Японию ВВП Индии превысит $ 6,5 трлн, тогда как объем японской экономики, которая займет четвертое место в рейтинге, составит $ 6,4 трлн.
3. Бразилия обгонит Великобританию и Германию и станет 5-й по величине экономикой мира. Германия и Великобритания к 2028 году займут шестое и седьмое место в рейтинге. При этом Великобритания к 2030 году обгонит Германию и станет крупнейшей экономикой Европы. Согласно прогнозу, к 2028 году ВВП Великобритании вырастет до $ 4,3 трлн, а экономика Германии – до $ 4,4 трлн. Каких объемов достигнут ВВП обеих стран в 2030 году, когда они поменяются местами в рейтинге, не уточняется.
4. Россия к 2028 году останется на восьмом месте в рейтинге крупнейших экономик с ВВП в размере $ 4,1 трлн. В 2018 году лет стране удастся подняться на шестое место (см. таблицу ниже), но затем Россия снова опустится на восьмую строчку, которую она занимает и сейчас.
Краткие выводы применительно к некоторым странам в 2028 году:
США
В конечном итоге, США потеряет свои позиции в мире в качестве крупнейшей экономики. Но это произойдет, в соответствии с прогнозом более чем через десять лет. В то же время, по мнению самих экспертов, это может произойти и после 2028 года, поскольку тенденции в экономическом развитии Китая, который займет первое место, весьма противоречивы из-за чрезмерно высокой численности населения[14]. Но даже, если США и не займет первое место в рейтинге, их экономика по-прежнему останется самой успешной в мире. Ключевыми моментами для этого будут являться дешевая энергия и инвестиции и инновации.
Китай
экономика Китая развивается невероятно быстрыми темпами. Тем не менее, этому будет мешать избыточная численность населения. К 2028 году Китай должен обогнать США, при этом это будет отражаться не только в экономическом росте, но и росте национальной валюты – юаня.
Япония
По мнению британских ученых Япония предпримет политику увеличения денежной массы, тем самым пытаясь добиться экономического роста. Тем не менее, иена будет ослабевать, что опустит Японию вниз в рейтинге ВВП. Кроме того, для Японии будет особенно острой и проблема перенаселения. В результате, Япония потеряет свои позиции в мире к 2028 году и уступит 3-е место Индии.
Германия
В целом показатели Германии относительно мирового рейтинга ВВП за период будут оставаться высокими. Тем не менее, эксперты исходили из предположения, что евро как валюта станет слабее. На это повлияет слабый экономический рост в Европе, ослабление национальной валюты государств, необходимость экономической помощи другим государствам Европы, а также неблагоприятная демографическая ситуация. В результате Германия потеряет свои позиции в пользу Великобритании из-за более быстрого роста населения и меньшей зависимости от других европейских стран. По мнению исследователей, если бы в обороте ходила немецкая марка, а не евро, то прогноз был бы более благоприятный.
Франция
Прогнозы британских ученых относительно Франции довольно печальны. Так, экономическое положение будет ухудшаться у этой страны сильнее, чем у других. Постепенно с 5 места по ВВП в 2013 году Франция скатится на 13 место к 2028 году. Медленный рост экономики будет связан с высокими налогами, слабым экспортом и обесцениванием валюты.
Великобритания
По словам исследователей Великобритания займет второе место в мире по ВВП после США. Этому будут способствовать положительные демографические тенденции, меньшее влияние Еврозоны, относительно низкие налоги, что будет стимулировать быстрый рост экономики. Основными направлениями политики страны должны стать: переориентация экспорта на рынки, характеризующиеся более высокими темпами развития, решение ряда вопросов с Еврозоной.
Бразилия
Бразилия обогнала Великобритания и заняла 6 место в мире по объему ВВП в 2011 году, однако с тех пор рост замедлился, валюта ослабла и появилась политическая напряженность. Тем не менее, к 2023 году Бразилия обгонит Великобританию и Германию и займет пятое место. Этому будут способствовать благоприятные тенденции в сфере сельского хозяйства и демографии.
Италия
Италия к 2028 году потеряет свои позиции – к 2013 году до 8 места, а к 2028 до 15 места. Её обгонят экономики таких государств как Мексика, Канада, Турция, Корея, Австралия и Россия.
Россия
По мнению ученых, перспективы России будут менее благоприятны, поскольку будет происходить снижение цен на энергоносители (хотя с этим фактом можно поспорить). В 2018 году Россия поднимется на 6 место, а в 2023–2028 она упадет обратно на 8 место.
Индия
Из-за слабого курса рупии в 2013 году Индия потеряла свои позиции в рейтинге стран по уровню ВВП в пользу Канады. Однако экономический рост и благоприятная демографическая обстановка будут способствовать тому, что в 2028 году Индия станет 3-ей по величине экономикой мира.
Таким образом, отчет британских исследователей CEBR позволяет оценить тенденции развития рынка и диспозицию в мире спустя 15-летний промежуток времени. Как отмечают авторы обзора, он может не только носить информативный характер, но и быть использован при составлении бизнес-планов и разработки аналитической информации на уровне государств, отраслей производства. Тем не менее, в отчете существует ряд недостатков, во-первых это предвзятое отношение авторов отчета (представителей Великобритании) к экономическому развитию других государств западной Европы, имеющих ряд споров в отношениях с Великобританией.
Также весь обзор базируется на мысли о снижении цен на энергоносители, причем этот тезис не подкрепляется какими-либо данными. Учитывая современный спрос, объемы добычи и исчерпаемости ресурсов, цена должна как раз увеличиваться. Но это будет происходить на фоне увеличения объемов использования альтернативных источников энергии[15].
Для сравнения военной мощи государств авторы Global Firepower Index используют сложную методику оценки, в которой учитываются свыше 50 различных факторов. По результатам подсчетов армия получает оценку (Power index или Pwrlndex), примерно отражающую ее возможности. При этом для большей объективности оценок применяется система бонусных и штрафных баллов. Кроме того, объективность призваны обеспечить несколько дополнительных условий:
– в оценке не учитывается ядерное оружие;
– в оценке учитываются географические особенности государства;
– оценка учитывает не только количество вооружений и техники;
– в оценке учитывается производство и потребление некоторых ресурсов;
– государства, не имеющие выхода к морю, не получают штрафные баллы за отсутствие ВМС;
– за ограниченные возможности военного флота налагается штраф;
– в оценке не учитываются особенности политического и военного руководства страны.
Итогом подсчета становится десятичная дробь с четырьмя знаками после запятой. В идеале индекс государства должен равняться 0,0000, однако достижение столь высоких показателей в реальности невозможно. К примеру, лидер последнего рейтинга, США, имеет оценку 0,2208, а первую десятку замыкает Япония с Pwrlndex 0,5586. Начиная с 25 места (Саудовская Аравия), оценки государств превышают единицу. Более того, Танзания, находящаяся на последнем 106-м месте рейтинга, имеет оценку 4,3423.
Конечно, рейтинг GFP имеет определенные проблемы, но все же позволяет составить относительно объективную картину, учитывающую множество разнообразных факторов. Обратимся к базе данных Global Firepower Index и рассмотрим, что позволило странам занять первые 5 мест в рейтинге.
1. США
Авторы рейтинга отмечают, что в последние годы Соединенные Штаты оказались в сложном положении. Две дорогостоящие войны и сложности с новыми проектами, а также сокращения военного бюджета привели к тому, что Пентагон сталкивается с многочисленными трудностями. Тем не менее, даже в таких условиях вооруженные силы США сохранили за собой первое место в рейтинге GFP, получив оценку 0,2208.
Общая численность населения США – 316,668 млн человек. Общее число людских ресурсов, пригодных к службе – 142,2 млн человек. 120 млн человек в возрасте 17–45 лет при необходимости могут быть призваны в армию. Каждый год количество потенциальных призывников пополняется 4,2 млн человек. В настоящее время в вооруженных силах США служит 1,43 млн человек, а резерв составляет 850 тыс. человек.
Сухопутные подразделения вооруженных сил располагают большим количеством техники различных классов и типов. В общей сложности в США используются 8325 танков, 25782 бронетранспортеров, БМП и т. п., 1934 самоходных артиллерийских установки, 1791 буксируемое орудие и 1330 реактивные системы залпового огня.
Общее количество летательных аппаратов в ВВС, авиации ВМС и КМП – 13683. Это 2271 истребитель, 2601 ударный самолет, 5222 военно-транспортных самолета, 2745 учебно-тренировочных самолетов, а также 6012 многоцелевых и 914 ударных вертолетов.
В ВМС и других структурах США в настоящее время эксплуатируется более 470 кораблей, подлодок, катеров и вспомогательных судов. 10 авианосцев, 15 фрегатов, 62 эсминца, 72 подводные лодки, 13 кораблей береговой охраны и 13 тральщиков[16].
Несмотря на появление новейших вооружений и техники, вооруженные силы США по-прежнему нуждаются в нефти и нефтепродуктах. Нефтяная отрасль Соединенных Штатов в настоящее время добывает 8,5 млн баррелей в день. Суточное потребление составляет 19 млн Доказанные запасы США равны 20,6 млрд баррелей.
В рейтинге GFP также учитываются производственные и логистические возможности стран. Общая численность рабочей силы США – 155 млн человек. В стране имеется 393 торговых судна (ходят под американским флагом), которые могут использовать 24 крупных порта. Общая длина автомобильных дорог – 6,58 млн миль, железных – 227,8 тыс. миль. Эксплуатируются 13,5 тыс. аэропортов и аэродромов.
Важным элементом рейтинга является финансовая составляющая вооруженных сил. Военный бюджет США – 612,5 млрд долл. При этом внешний долг страны равен 15,9 трлн. долл. Золотовалютные резервы страны – 150,2 млрд долл., паритет покупательной способности – 15,9 трлн.
Для прогнозирования возможностей страны в условиях оборонительной войны в рейтинге Global Firepower Index учитываются географические особенности стран. Общая площадь США – 9,8 млн кв. км. Береговая линия – 19,9 тыс. км, границы с соседними государствами – 12 тыс. км. Водные пути – 41 тыс. км.
2. Россия
Второе место в апрельском рейтинге GFP заняла Россия с оценкой 0,2355. Авторы рейтинга полагают, что показанный в 2013 году рост военного потенциала должен стать хорошим заделом на будущее.
Общая численность населения России – 145,5 млн человек, 69,1 млн которых могут нести службу. Каждый год призывного возраста достигает 1,35 млн человек. В настоящее время воинскую службу проходят 766 тыс. человек, а резерв вооруженных сил составляет 2,48 млн.
Россия располагает одним из крупнейших парков бронетанковой техники. В ее вооруженных силах имеется 15,5 тыс. танков, 27607 бронетранспортеров, БМП и подобных машин, 5990 САУ, 4625 буксируемых орудий и 3871 РСЗО.
Общая численность летательных аппаратов в вооруженный силах – 3082 единицы. Из них 736 истребителей, 1289 ударных самолетов, 730 военно-транспортных, 303 учебно-тренировочных самолетов, а также 973 многоцелевых и 114 ударных вертолета.
В ВМФ и пограничной службе используется более 350 кораблей, катеров и вспомогательных судов. Это один авианосец, четыре фрегата, 13 эсминцев, 74 корвета, 63 подводные лодки и 65 кораблей береговой охраны. Минно-тральные силы представлены 34 кораблями.
По данным авторов рейтинга GFP, Россия ежедневно добывает 11 млн баррелей нефти. Собственное потребление не превышает 2,2 млн баррелей в день. Подтвержденные запасы – 80 млрд баррелей.
«Рабочие руки» России оценены в 75,68 млн человек. Имеется 1143 морских и речных торговых судов. Основная логистическая нагрузка приходится на семь крупных портов и терминалов. В стране имеется 982 тыс. км автомобильных дорог и 87,1 тыс. км железных дорог. Воздушный транспорт может использовать 1218 аэродромов.
Российский военный бюджет составляет 76,6 млрд долл. Внешний долг страны – 631,8 млрд долл. Золотовалютные резервы оцениваются в 537,6 млрд долл. Паритет покупательной способности – 2,486 трлн долл.
Россия является крупнейшим в мире государством и имеет площадь более 17 млн кв. км. Береговая линия страны имеет длину 37653 км, сухопутные границы–20241 км. Общая длина водных путей достигает 102 тыс. км.
3. Китай
Тройку лидеров апрельского рейтинга Global Firepower Index замыкает Китай, получивший оценку 0,2594. Эта страна увеличивает расходы на оборону, что позволяет ей увеличивать свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также продвигаться вверх в рейтинге GFP.
КНР является крупнейшим в мире государством по численности населения: на территории этой страны проживают 1,35 млрд человек. При необходимости в ряды вооруженных сил могут быть призваны 749,6 млн человек. Ежегодно призывного возраста достигают 19,5 млн человек. На данный момент в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) служат 2,28 млн человек, а 2,3 млн являются резервистами.
В НОАК имеется 9150 танков разных классов и типов, 4788 единиц бронетехники для пехоты, 1710 самоходных и 6246 буксируемых орудий. Кроме того, сухопутные войска располагают 1770 реактивными системами залпового огня.
Общее количество летательных аппаратов в ВВС и морской авиации равняется 2788. Из них 1170 – истребители, 885 – ударные самолеты. Транспортные задачи выполняют 762 самолета, для подготовки пилотов используются 380 самолетов. Кроме того, в НОАК имеются 865 многоцелевых вертолетов и 122 ударных.
Флот Китая располагает 520 кораблями, катерами и судами. В это число входит один авианосец, 45 фрегатов, 24 эсминца, 9 корветов, 69 субмарин, 353 корабля и катера береговой охраны, а также 119 кораблей минно-тральных сил.
Ежедневно КНР добывает 4,075 млн баррелей нефти, что составляет менее половины от собственного потребления (9,5 млн баррелей в день). Доказанные запасы нефти – 25,58 млрд баррелей.
Рабочие силы Китая оцениваются в 798,5 млн человек. Страна эксплуатирует 2030 торговых судов. 15 портов и терминалов имеют стратегическое значение. Общая протяженность автодорог превышает 3,86 млн километров, а также имеются 86 тыс. км железных дорог. Авиация может использовать 507 аэродромов.
По данным GFP, оборонный бюджет Китая в прошлом году достиг 126 млрд долл. Внешний долг страны при этом приблизился к 729 млрд долл. Золотовалютные резервы страны достигают 3,34 трлн. долл. Паритет покупательной способности – 12,26 трлн долл.
Площадь Китая – чуть менее 9,6 млн кв. километров. Береговая линия имеет длину 14,5 тыс. км, сухопутная граница – 22117 км. Имеются водные пути общей протяженностью 110 тыс. км.
4. Индия
Индия получила оценку 0,3872 и с ее помощью занимает четвертое место рейтинга GFP. Это государство уже стало крупнейшим импортером вооружений и военной техники, и, по-видимому, в дальнейшем продолжит военно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами.
Являясь вторым в мире государством по численности населения (1,22 млрд человек), Индия при необходимости может призвать в армию до 615,2 млн человек. Ежегодно доступные людские ресурсы пополняются 22,9 млн человек, достигающими призывного возраста. На данный момент в индийских вооруженных силах служит 1,325 млн человек, еще 2,143 млн находятся в резерве.
В сухопутных войсках Индии имеется 3569 танков, 5085 БТР и БМП, 290 САУ и 6445 буксируемых артиллерийских орудий. Реактивная артиллерия представлена 292 системами залпового огня.
Воздушный флот Индии располагает 1785 летательными аппаратами всех классов и типов. Самолетный парк имеет следующую структуру: 535 истребителей, 468 ударных машин, 706 военно-транспортных и 237 учебно-тренировочных. Транспортные и вспомогательные задачи выполняют 504 многоцелевых вертолета. Уничтожение техники и сил противника возлагается на 20 ударных вертолетов.
Военно-морские силы Индии сравнительно немногочисленны, они имеют только 184 корабля. В это число входят 2 авианосца, 15 фрегатов, 11 эсминцев, 24 корвета, 17 подводных лодок, 32 кораблей и катеров береговой охраны, а также 7 тральщиков.
На территории Индии имеются сравнительно небольшие нефтяные месторождения, однако страна остается зависимой от зарубежных поставок. Доказанные запасы – 5,476 млрд баррелей. Ежедневно индийская промышленность добывает 897,5 тыс. баррелей нефти, а суточное потребление достигает 3,2 млн баррелей.
Индийские рабочие силы оцениваются в 482,3 млн человек. Под индийским флагом ходит 340 торговых судов. В стране имеются 7 крупных портов. Общая продолжительность автодорог превышает 3,32 млн км. Для железных дорог этот параметр не превышает 64 тыс. км. Эксплуатируются 346 аэродромов.
В этом году на оборонные нужды Индия выделила 46 млрд долл. Внешний долг государства приближается к 379 млрд Золотовалютные резервы страны оцениваются в 297,8 млрд долл., а паритет покупательной способности – в 4,71 трлн долл.
Площадь территории Индии составляет 3,287 млн кв. км. Страна имеет сухопутные границы общей протяженностью 14103 км и береговую линию длиной 7 тыс. км. Протяженность водных путей страны – 14,5 тыс. км.
5. Великобритания
Первую пятерку в рейтинге GFP, составленном в апреле этого года, замыкает Великобритания, получившая оценку 0,3923. Эта страна намерена в ближайшем будущем уделить особое внимание своим вооруженным силам и в связи с этим занимается реализацией нескольких новых проектов.
Из 63,4 млн граждан Великобритании в армию могут попасть только 29,1 млн человек. Количество потенциальных военнослужащих ежегодно пополняется 749 тыс. человек. В настоящее время службу в вооруженных силах проходят 205,3 тыс. человек. Резерв – 182 тыс.
На вооружении сухопутных войск Великобритании имеются 407 танков, 6245 бронемашин для перевозки пехоты, 89 самоходных артиллерийских установок, 138 буксируемых орудий и 56 РСЗО.
В Королевских ВВС имеется 908 летательных аппаратов. В основном это самолеты: 84 истребителя, 178 ударных, 338 военно-транспортных и 312 учебно-тренировочных самолета. Кроме того, в войсках имеется 362 многоцелевых и 66 ударных вертолетов.
Некогда Великобритания располагала одним из самых мощных военных флотов в мире, но за последние десятилетия она потеряла свое морское могущество. На данный момент в британской Военно-морской службе имеется лишь 66 кораблей и судов. Это 1 авианосец, 13 фрегатов, 6 эсминцев, 11 подлодок, 24 судна береговой охраны и 15 тральщиков.
При помощи платформ в Северном море Великобритания ежедневно добывает 1,1 млн баррелей нефти. Тем не менее, добыча не перекрывает собственное потребление страны, которое достигает 1,7 млн баррелей в день. Доказанные запасы страны находятся на уровне 3,12 млрд баррелей.
В промышленности и экономики Великобритании занято около 32 млн человек. Торговый флот страны использует 504 судна и 14 крупных портов. На территории государства имеются 394,4 тыс. км автомобильных и 16,45 тыс. км железных дорог. В эксплуатации находятся 460 аэродромов и аэропортов.
Размер военного бюджета Великобритании достигает 56,6 млрд долл., внешний долг – 10,09 трлн долл. Золотовалютные резервы оцениваются в 105,1 млрд долл. Паритет покупательной способности – 2,313 трлн долл.
Площадь островного государства составляет 243,6 тыс. кв. км. Протяженность береговой линии – 12429 км. На суше Великобритания граничит только с Ирландией. Длина этой границы не превышает 390 км. Общая длина водных путей – 3200 км.
Вопросы лидерства
Государства, занимающие первые строчки в рейтинге Global Firepower Index, имеют несколько общих черт1064. Эти страны уделяют большое внимание своим вооруженным силам, в том числе с финансовой точки зрения. Выводы авторов рейтинга GFP подтверждаются иными источниками. К примеру, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за последние несколько лет Индия (4 место в рейтинге GFP), увеличивающая затраты на покупку вооружений и военной техники, буквально взлетела вверх по списку стран-импортеров и заняла заслуженное первое место. «Серебряный призер» рейтинга GFP, Россия, в настоящее время воплощает в жизнь Государственную программу вооружений, в соответствии с которой до 2020 года на покупку вооружений и техники будет затрачено чуть менее 20 трлн. руб.
Закупку техники и оружия можно считать одним из главных факторов, которые позволяют странам держаться в верхней части рассматриваемого рейтинга. Тем не менее, одни только инвестиции в новое оснащение не могут поднять страну в верхнюю часть списка. Помимо закупок требуется грамотное управление, правильная работа различных структур вооруженных сил и т. д. При подсчете индекса Pwrlndex учитываются полсотни факторов, каждый из которых может сказаться на месте конкретной страны в списке. Тем не менее, существует некоторая зависимость между количеством и качеством техники и положением страны в рейтинге. Чтобы ее увидеть, нужно снова обратиться к таблице, составленной журналистами издания Business Insider.
Авторы публикации The 35 Most Powerful Militaries In The World не только представили информацию в удобном виде, но и отметили лидеров в тех или иных «областях». Так, мировым лидером по размерам военного бюджета безоговорочно являются США с оборонными тратами в размере 612,5 млрд долл. Этой же стране принадлежит первенство в области авиации (13683 летательных аппаратов) и авианосного флота (10 авианосцев). Как результат, США оказываются на первом месте рейтинга.
Россия заняла второе место и тоже лидирует по некоторым показателям. На вооружении российской армии имеется 15 тыс. танков – больше чем у кого-либо еще. Кроме того, журналисты Busines Insider взяли на себя такую смелость и дополнили данные рейтинга GFP сведениями о ядерных арсеналах стран. По их подсчетам, Россия располагает 8484 ядерными боеприпасами различных классов и типов.
Тройку лидеров замыкает КНР, лидирующий в области людских ресурсов. Теоретически в китайскую армию могут быть призваны 749,6 млн человек. Кроме того, необходимо отметить растущий военный бюджет КНР, который, по данным Business Insider, уступает только американскому и уже достиг 126 млрд долл.
Интересен тот факт, что в таблице из статьи «35 самых сильных армий мира» лидерство по одному из пунктов осталось за небольшой и не слишком мощной в военном отношении страной. КНДР занимает 35-ю строчку в рейтинге GFP и его доработанной версии от Business Insider. Несмотря на столь низкую позицию, северокорейские ВМС являются мировым лидером в области подводного флота: согласно имеющимся данным, они имеют 78 подводных лодок различных типов. Тем не менее, мировое лидерство в такой области не помогло Северной Корее подняться выше 35 места.
Рейтинг Global Firepower Index, несмотря на то, что он был опубликован уже несколько месяцев назад, до сих пор представляет определенный интерес. Ввиду сложности методики определения оценки, учитывающей большое количество разнообразных факторов,, этот рейтинг можно считать в достаточной мере объективным и показывающим примерную картину реального положения дел в военной области. Кроме того, нельзя не отметить, что он может порадовать российского читателя, поскольку наша страна в нем заняла одно из первых мест и обошла почти все прочие страны из учитываемых в рейтинге. Публикация в издании Business Insider, в свою очередь, напоминает о рейтинге GFP и позволяет снова почувствовать гордость за российские вооруженные силы.
________________________________________
[1] Манштейн, конечно, не объективен. Даже в своей работе он говорит о многих других причинах, помешавших «добиться ничьей» с Россией. См.: Манштейн Э. фон. Утерянные победы. М.: Вече, 2016, сс. 480-512.
[2] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.
[3] Путин В.В. в своей статье в «National Interest» в июне 2020 года подтвердил этот вывод
[4] Путин В.В. Указ Президента РФ № 640 от 30 ноября 2016 г. «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».
[5] Путин В.В. Указ ««О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». № 204 от 7 мая 2018 г.
[6] Путин В.В. Указ Президента РФ № 640 от 30 ноября 2016 г «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».
[7] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. А.И. Подберёзкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018, 1596 с., сс. 25-59.
[8] Подберёзкин А.И., Александров М.И., Родионов О.Е. и др. Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография. Под ред. М.В. Александрова, О.Е. Родионова. М.: МГИМО-Университет, 2018, сс. 30-31.
[9] Селезнев М. Так вышло. Эл. ресурс: «Лента.ру», 28.08.2017.
[10] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. А.И. Подберёзкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018, 1596 с., сс. 25-59.
[11] Сергеев В.И. Новые центры силы на мировой арене. Эл. ресурс: «РСМД», 2014.26.10. URL: http:russiancouncil.ru/analytics-and-comments
[12] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Русский путь: сделай шаг! М. 1998. (3-е изд., перераб. и доп.).
[13] Сергеев В.И. Новые центры силы на мировой арене. Эл. ресурс: «РСМД», 2014.26.10. URL: http:russiancouncil.ru/analytics-and-comments
[14] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.
[15] Подберёзкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в XXI веке. А.И. Подберёзкин; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Центр военно-политических исследований. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018, 1596 с., сс. 25-59.
[16] Подберёзкин А.И. Роль США в формировании современной и будущей военно-политической обстановки. М.: ИД «Международные отношения», 2019. 462 с.