Со дня утверждения нового состава Кабмина прошел месяц, и лояльные к правительству эксперты и политологи, обсуждая первые 30 дней премьерства Владимира Гройсмана, наперебой заговорили о его успехах. Парадокс, но в актив записывается даже то, что, по сути, является ярчайшим примером антинародных «реформ» ― то же повышение цен на газ для населения.
Правда, следует признать: от обновленного правительства, сформированного по партийно-квотному принципу, кардинальной смены политики и изменений к лучшему никто особо и не ждал. В Кабмине Гройсмана, вопреки всем обещаниям, так и не появились профессионалы, а одиозные чиновники ― те же Розенко и Кириленко, деятельность которых вызвала немало нареканий в обществе, просто сменили должности.
Кабмин Гройсмана не отказался от прозападного курса и не поставил под сомнение эффективность «углубленной и всеохватывающей» ЗСТ с ЕС (хотя практика уже доказала ее губительность для отечественной экономики). Впрочем, ошибочность такого курса и его негативные последствия, о которых «Украинский выбор» предупреждал еще четыре года назад (мы говорили о деиндустриализации страны, превращении в сырьевой придаток Запада, об угрозе массовых банкротств и закрытия предприятий, падения ВВП и обнищания народа), начинают понимать и в правительстве. Гройсман уже признал: «Мы стали сырьевой страной». Впрочем, хоть и признал, выводов так и не сделал. Власть по-прежнему идет на поводу у еврочиновников. Готовность отказаться от моратория на экспорт леса-кругляка, от повышения вывозных пошлин на металлолом только лишний раз доказывает: в рамках ЗСТ с ЕС власть действует не в интересах Украины.
Итак, каковы же результаты деятельности правительства Гройсмана по итогам первого месяца? Что действительно хорошо получилось у Кабмина, так это доказать свою лояльность МВФ. «Все обязательства, взятые Украиной перед зарубежными партнерами в предыдущем меморандуме МВФ, мы должны выполнить», — заявил премьер-министр. И чтобы ни у кого не оставалось сомнений, добавил: «Мы подписали Соглашение с ЕС об ассоциации, в том числе в той части, которая касается торговли, соглашение с МВФ, другие международные соглашения ― они должны выполняться. Это наша репутация».
В самом деле, когда речь идет об МВФ, о своей репутации и выполнении взятых обязательств правительство печется денно и нощно. А вот обещания, данные народу, выполнять не торопится. Как известно, одним из главных требований ростовщиков было повышение стоимости газа для населения до «100% паритета импорта» к 2017 (!) году. В 2016-м стоимость голубого топлива должна была вырасти до 75% импортного паритета (примерно до 5500 грн за тысячу кубометров). Но правительство Гройсмана решило работать на опережение и повысило цену газа до 6879 грн за тысячу кубометров уже с 1 мая 2016 года. Пытаясь угодить ростовщикам, обновленная команда проявляет куда больше рвения, чем предшественники.
Еще одно «достижение» ― расширение списка предприятий, которые правительство готово пустить с молотка. К 374 госкомпаниям, которые Кабмин Яценюка хотел исключить из списка запрещенных к приватизации, добавлены еще 17 объектов. Это морские торговые порты, ряд госпредприятий и проектно-конструкторские институты. Соответствующий законопроект уже внесен в Верховную Раду.
В программе Гройсмана была обещана «оптимизация структуры органов государственной власти… и численности государственных служащих», на деле в правительстве стало больше вице-премьеров и появилось новое министерство ― по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Правда, следует признать: именно создание этого министерства можно считать единственным потенциальным позитивом в деятельности нового правительства.
Позитив в том, что создание этой структуры стало первым шагом к разработке Государственной стратегии по восстановлению целостности Украины, запланированной в программе Кабмина. И в том, что руководитель данного ведомства, понимая важность своей миссии, занял взвешенную позицию и дал надежду на воплощение идеи реинтеграции Донбасса. С первых же дней Вадим Черныш выступил против прекращения выплат пенсий и соцпомощи населению неподконтрольных Киеву районов Донбасса, чем вызвал жесткую критику со стороны вице-премьер-министра Павла Розенко. «Если мы интегрируем эти территории и людей в Украину, о чем, собственно, заявляют и президент, и премьер, подтверждающие миллиарды социальных выплат, то к чему здесь экономическая блокада?» — таким было одно из первых заявлений Вадима Черныша.
Однако на сегодняшний день реальных шагов для реинтеграции Донбасса новое правительство так и не сделало. Возможно, причина в том, что чиновники так и не смогли прийти к единому мнению по этому вопросу. Во всяком случае разногласия членов правительства в вопросах социальной поддержки жителей Донбасса пока не преодолены, а потому позитив от создания нового министерства можно назвать лишь потенциальным и никак не перевешивающим общий негативный результат первых 30 дней нового Кабмина.