21 апреля Государственная Дума в первом чтении приняла ряд законопроектов, которые, в частности, сокращают срок военной службы. Это такой положительный момент, я думаю, что он многих радует. Но одновременно и отменяется ряд отсрочек от призыва в армию. Напомню, что с 1 января 2007 года срок службы по призыву сократится до 18 месяцев, а с 1 января 2008 года - до 12 месяцев. Но одновременно отменяются отсрочки для молодых отцов, имеющих детей до трех лет; мужей, чьи жены имеют срок беременности не менее 26 недель; для молодых людей, ухаживающих за близкими родственниками, достигшими пенсионного возраста и имеющими инвалидность 1-й или 2-й группы; для учащихся ведомственных вузов; для служащих госпредприятий, перечень которых устанавливается правительством; для учащихся техникумов, ПТУ, училищ, которые до своего поступления получили полное среднее образование. Это пока законопроект в первом чтении. Будет еще второе, основное собственно чтение. Возможно, что-то изменится.
Сегодня у нас в студии депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Нина Александровна Астанина, лидер фракции "Яблоко" в Московской городской Думе Сергей Сергеевич Митрохин и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей Алексеевич Сигуткин.
-Нина Александровна, эти отсрочки, когда будут отменены - с 1 января 2007 или 2008 года? Этот срок оглашался?
АСТАНИНА: Я так полагаю, что они станут действовать тогда, когда эти законы подпишет президент. Как правило, это случается очень быстро, если их вносит лидирующая в Думе фракция "Единая Россия". Поэтому проще задать этот вопрос коллеге Сигуткину.
-Алексей Алексеевич, когда предполагается отмена отсрочек?
СИГУТКИН: Закон может вступить в силу в разное время. Этот законопроект предполагается, что вступит в силу в полном объеме с 1 января 2008 года, и отсрочки будут отменены или изменены с 1 января 2008 года.
-То есть когда сокращают срок службы до одного года. То есть одновременно делается?
СИГУТКИН: Конкретная дата, да. Это увязанный вопрос.
-Итак, тогда первый вопрос к присутствующим в студии. А вы бы кому отсрочки оставили, а кому отменили?
АСТАНИНА: Во-первых, все отсрочки мы поделили на две части. Первая - это социальная отсрочки и образовательные отсрочки. Представители нашей фракции выступали по этому вопросу, в том числе и я, и выступили категорически против отмены социальных и образовательных отсрочек. Я пришла на эту передачу только что с Общероссийского конгресса образовательного сообщества. И там как раз тоже речь шла, педагоги высшей и средней школы вели разговор об отмене этих отсрочек и отнеслись к этому негативно. И они просили меня донести до сведения тех депутатов в Думе, кто голосовал за отмену этих отсрочек, что образовательное сообщество категорически против отмены этих образовательных отсрочек. Речь идет, прежде всего, о студентах средне-специальных учебных заведений. У нас сейчас в два раза не хватает специалистов, которые трудились бы на рабочих местах, вот такой квалификации, предположим, горных техников. Но дело в том, что поскольку среднее специальное образование и профтех сброшено сейчас на региональный уровень, и далеко не всегда бюджеты справляются с финансированием вот этого среднего профтехобразования, то делают это собственники. И представьте, какому собственнику захочется выкладывать деньги из кармана, чтобы этот бывший студент отслужил год в армии, затем снова вернулся и продолжил свою учебу. То есть мы потеряем еще и вот эту сферу подготовки специалистов такого профиля.
-Я поняла. Но вопрос был такой: кому бы вы оставили точно и кому бы вы все-таки отсрочки отменили. Такие есть, какие-то отсрочки вы бы отменили?
АСТАНИНА: Я бы отменила отсрочки, которые здесь оговорены, тем, кто обучается в образовательных учреждениях специальных органов: противопожарной, таможенной и так далее. Далее. Тем призывникам, которые могли иметь эти отсрочки на основании указов президента, на основании распоряжения правительства. Речь идет о неких структурах, о государственных организациях и учреждениях. С точки зрения самих авторов, таких структур насчитывается 402. Об этом сказал в Думе статс-секретарь и первый замминистра обороны Панков. Поэтому я за то, чтобы эти отсрочки были отменены. Кому бы я оставила? Первое - тем призывникам, кто имеет больных родителей, инвалидов 1-й и 2-й группы. Несомненно, тем молодым людям, кто уже вступил в брак и имеет ребенка до 3-х лет. И всякие заявления, которые звучали на Думе, о том, что будет сопровождаться соответствующим финансированием материальным, я в это не верю. Я бы оставила отсрочку тем новобранцам, кто имеет жену, срок беременности больше 26 недель. Наконец, тем ребятам, которые учатся в профтехобразовании и среднем специальном образовании. И последнее - это специалисты, которые работают на селе: учителя и врачи. Тем более, что сама постановка вопроса, я считаю, цинична. Когда я задала вопрос Панкову, сколько будет этих специалистов, он сказал, что врачей - 98 человек, ну а учителей две-три сотни получается. Он говорит, что вообще игра свеч не стоит. Стоит ли тогда отменять эту отсрочку? Я бы этим людям оставила отсрочку.
-Теперь Алексей Сигуткин.
СИГУТКИН: Я бы хотел внести ясность, потому что прозвучала неточная информация. Образовательные отсрочки не отменяются.
-То есть что, учащимся ПТУ и техникумов не отменяют?
СИГУТКИН: ПТУ начальные и средние не отменяют. Предложено отменить всего пять отсрочек, а четыре изменить редакцию, то есть они не отменяются полностью, в том числе и о профессионально-технических училищах. По профессионально-техническому училищу вводится возраст. Если 20 лет уже, то его могут призвать.
-То есть имеется в виду, что на самом деле и профессиональное среднее образование человек должен получить до 20 лет. Если тебе 20 лет или 21, а ты все учишься в техникуме, то тебя забирают в армию, на каком бы курсе ты ни учился?
СИГУТКИН: Нет. Если ты на последний курс пошел, тебя не заберут в любом случае, тебе дадут закончить.
-Это прописано?
СИГУТКИН: Да, это в законе есть. Поэтому речь идет в большей степени об изменении вида отсрочек, их новой редакции. Например, по уходу, ее не отменяют. Просто сегодня ее предоставляют всем, независимо - участвует он в этом или нет. А предлагается по факту. Если этот молодой человек действительно должен, ему необходимо быть и ухаживать, ему эта отсрочка будет предоставляться.
-А как он будет это доказывать?
СИГУТКИН: А не он доказывать будет.
- А кто будет доказывать?
СИГУТКИН: Есть медико-социальная экспертиза, которая сегодня устанавливает трудоспособен человек или нет, инвалид или нет.
-Вот смотрите, медико-социальная экспертиза вам скажет, что человек нуждается в уходе. Но совершенно не факт, что ухаживает за ним тот самый призывник, которому вы даете отсрочку. Кто будет доказывать, что призывник ухаживает?
СИГУТКИН: В законе четко описана степень родства: сын, сестра, брат, усыновители...
АСТАНИНА: Вы забыли, в Думе звучало: разница в том, сколько будет стоить эта справка, которую выдают органы социальной экспертизы. Вы с этим согласны?
СИГУТКИН: Нет, не согласен. Мы не можем подходить к принятию законов, и исходить из того, сколько будет стоить справка. Давайте, разделим принятие закона и коррупцию.
-Хорошо. Алексей Алексеевич, вернемся все-таки к вопросу: какие бы отсрочки вы отменили, а кому бы вы оставили отсрочки. Вот вы лично.
СИГУТКИН: Я бы оставил отсрочки, изменил редакцию, молодым людям, у которых жены беременны 26 недель и более, и у них уже есть ребенок.
-То есть нужно, чтобы было и то, и другое? Или все-таки либо то, либо другое?
СИГУТКИН: Сегодня в законе существует отсрочка: 26 недель и более. Она была введена в связи с тем, что если рождался ребенок, его должны были уволить. Сегодня эту отсрочку предлагают убрать. Вот у него есть один ребенок - его забирают. А у него 26 недель.
-Все-таки вы считаете, что должен быть и ребенок маленький, и второй ребенок на подходе. Только таким молодым людям вы предлагает давать отсрочку.
СИГУТКИН: Я предлагаю этой категории - обязательно.
-Сергей Митрохин. Вопрос: кому бы оставили, кому бы отменили?
МИТРОХИН: Знаете, этот разговор такое тягостное впечатление вызывает и, как всегда, упирается в коррупцию. Дело-то в том, что система призыва не просто устарела, она не просто стала анахронизмом, она является вредной для нашего общества. В частности, хотя бы потому, что порождает коррупцию. Поэтому позиция партии "Яблоко" известна. Мы считаем, что Россия должна перейти полностью к контрактной армии, а деньги на это сейчас есть.
-Сергей Сергеевич, вопрос у меня был лично к вам, а не к партии "Яблоко".
МИТРОХИН: До тех пор, пока мы не перешли к системе полностью профессиональной армии, я считаю, что не только надо оставить нынешние отсрочки, но и расширить их перечень. Ну, например, почему только для сельских учителей? Давайте и для городских учителей-мужчин сделаем отсрочки, потому что ясно, что от этого наша школа только выиграет. Лучше эти люди будут учить детей, чем строить генеральские дачи или заниматься другими хозяйственными работами, которыми вполне могут заниматься люди по гражданскому найму, могут те же мигранты этим заниматься, пусть они возятся в земле. Понимаете, вся система нынешняя наших вооруженных сил направлена на то, чтобы калечить общество, калечить молодых людей. Это абсолютно неэффективная система, ее нужно менять. А до тех пор, пока она не изменена, нужно расширять отсрочки.
http://www.sigutkin.ru/