13 марта 2008
3372

Петр Вайль: Патриарх в лабиринте

Термин "магический реализм", придуманный для Габриэля Гарсиа Маркеса, относится прежде всего к той книге, которая сделала его всемирно знаменитым - "Сто лет одиночества". Впрочем, из смеси действительности и фантасмагории состоит он весь. Взять хоть факты биографии. 80-летие Гарсиа Маркеса умудряются отметить дважды - в прошлом году и в этом. Он родился 6 марта, но какого года: 1927-го? 1928-го? Сам писатель вопрос не проясняет. Да другого и не заслуживает мир, который даже собственного возраста не знает и отпраздновал приход третьего тысячелетия опять-таки дважды.

"Сто лет одиночества", наверное, справедливо считается лучшей книгой Гарсиа Маркеса. В ней, помимо литературных достоинств, есть редкая вещь - величие замысла. Писатель отважился создать свою, параллельную Библию - сказать обо всем на Земле. Удалось ли это - ответ сильно зависит от читательских убеждений. Но важно, что Гарсиа Маркес осмелился.

То, что словесно, стилистически он склонен к мифотворчеству, показывают уже зачины книг, которые, как в фольклоре, сразу вовлекают в суть. "Хроника объявленной смерти": "В тот день, когда его должны были убить, Сантъяго Насар встал в половине шестого, чтобы встретить корабль, на котором прибывал епископ". Словно перед этой первой фразой уже были какие-то подробные предварительные. "Сто лет одиночества": "Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед". Нельзя не ощутить безошибочное дыхание эпоса.

Гарсиа Маркес по праву славен этим мастерством. Хотя есть у него выдающийся образец просто реализма, без магии (если не считать магией умение так складывать слова) - полувековой давности повесть "Полковнику никто не пишет".

И есть проходящая через всю его жизнь и писания болезненная, больная тема - человек во власти, феномен диктатора. Она тревожит Гарсиа Маркеса, о чем можно судить по трем явлениям - роману "Осень патриарха", роману "Генерал в своем лабиринте" и дружбе с Фиделем Кастро.

"Осень патриарха", вероятно, лучшая книга о природе авторитарной власти. Потому что она столь же о правителе, сколь и о его народе: "Тиран, любимый нами с такой неиссякаемой страстью, какой он не осмеливался ее себе даже представить".

Герой - стихийный вождь: "Он решил, что не стоит портить себе кровь крючкотворными писаными законами, и стал править страной как бог на душу положит, и стал вездесущ и непререкаем". Народ внимает и принимает: "Людские толпы с транспарантами: "Храни Господь величайшего из великих, выведшего нас из мрака террора!" Он с отеческой заботой вникает в мелочи: "Распробовав помидор с чьего-либо огорода, он авторитетно заявлял сопровождавшим его агрономам: "Этой почве недостает навоза... Я распоряжусь, чтобы завезли за счет правительства!" Они стоят друг друга: "Он знал с самого начала, что его обманывают... Он знал и приучил себя жить с этой ложью, с этой унизительной данью славы, ибо не раз убеждался, что ложь удобнее сомнений, полезнее любви, долговечнее правды".

Все правда в этой грандиозной книге. Наша эпоха по сей день может и должна узнавать себя в ней на любых меридианах.

В латиноамериканской литературе есть жанр novela del dictador - "роман о диктаторе". В 1967 году Карлос Фуэнтес предложил коллегам из разных стран континента написать книги в этом жанре, создав серию Los Padres de la Patria (несомненно, вдохновлено русским опытом: "Отцы народов"). Откликнулись многие, написали четверо: Алехо Карпентьер, Роа Бастос, Варгас Льоса и Гарсиа Маркес - это и была "Осень патриарха".

В 89-м вышел его роман "Генерал в своем лабиринте" - о главном вожде латиноамериканского мира Симоне Боливаре.

Великий Освободитель (с прописной - Libertador) начала XIX века Боливар сыграл ключевую роль в создании независимых государств континента. Но он же и заложил тяжелейший комплекс в души последующих крупных и мелких лидеров, каждый из которых стремился стать "новым Боливаром", чем во многом объясняется чехарда военных переворотов в Латинской Америке. Венесуэльский президент Уго Чавес считает себя реинкарнацией Боливара, время от времени беседуя с его бюстом. Недавно он решил изменить название страны - Боливарская Республика Венесуэла.

Боливар был президентом четырех государств. В честь него названы шляпа, сорт сигар, валюта, полуостров, горная вершина, 12 городов, 5 провинций и страна. Теперь будет две.

В романе Гарсиа Маркеса действие разворачивается в последний год жизни Симона Боливара. Он болен, слаб, безвластен и унижен - толпа принимает за Либертадора его адъютанта. Освободитель континента умирает в бедности и забвении.

По жестокому совпадению, в тот день, когда Гарсиа Маркес взял в руки первый экземпляр романа "Генерал в своем лабиринте", он узнал, что у него рак легких. Операция прошла успешно, но в 99-м обнаружился другой рак, лимфома. Писатель затворился от мира.

Его слова: "Вскарабкавшись на вершину, я огляделся и ужаснулся: вокруг никого нет... Власть одиночества и одиночество власти - главные темы моих романов, рассказов и повестей. Судьба сыграла со мной злую шутку: на закате жизни я сам оказался заперт в одиночестве".

Гарсиа Маркес отказался от общения. Поддерживает отношения только с самыми близкими. Среди них - Фидель Кастро.

Они познакомились 60 лет назад. В Гаване у писателя есть дом, подаренный Кастро. Прежде встречались часто, теперь оба больны и стары. Оба - легенды. У патриархов - глубокая осень.

Когда говорят "харизматический лидер" - это про "боливара" Кастро. Ведь ни черта ему не удалось. Все революции бестолковы, но кубинская баснословна по числу нелепостей и бездарностей. В 53-м бойцы Кастро, собравшиеся атаковать казармы Монкада, заблудились на улицах. Легендарная шхуна "Гранма" в 56-м приплыла вовсе не туда, куда должна была. Это режим Батисты сам исчерпал себя и упал в руки Кастро. Ничего не получилось и потом: ни создать противовес США, ни поднять экономику, ни довести до расцвета культуру. С Кубы как бежали в начале 60-х, так и продолжают бежать до сих пор. Кастро ничего не построил, но сумел построить народ под себя.

"Осень патриарха" - по сути про него. "Генерал в своем лабиринте" - пока неизвестно.

Загадка, как мог автор таких книг ничего не разглядеть на Кубе за столько десятилетий. Посетив в 1957 году СССР, 29-летний колумбийский журналист (социалист!) Гарсиа Маркес сумел же за короткий срок увидеть и гигантизм, и единообразие, и политические запреты, и комплекс неполноценности перед Западом. А на Кубе? Ничего. Не захотел разглядеть. Завороженность интеллектуала перед деятелем. Лицом к лицу - не увидать. Слепота, которая делает честь его верности дружбе, но не делает чести его чест ности. Ведь это же он написал: "Жажда власти порождает лишь неутолимую жажду власти". Правда, и такое тоже, вовсе не думая, надо полагать, что о себе: "Мы не могли себе представить, как будем жить дальше, как вообще может продолжаться жизнь без него".


http://www.rg.ru/2008/03/13/vail.html

"Российская газета" - Федеральный выпуск No4610 от 13 марта 2008 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован