24 марта 2009
1613

Писатель Александра Маринина: `Каменская стала матерой оперативницей`

С 25 марта на канале "Россия" начинается показ пятого сезона популярного сериала

Наталья Кочеткова, 24 марта 2009 г.


В новую "Каменскую", экранизацию цикла знаменитых детективных романов Александры Марининой, вошли романы: "Реквием", "Имя потерпевшего - никто", "Посмертный образ", "Воющие псы одиночества", "Соавторы", "Закон трех отрицаний". Режиссером стал Антон Сиверс, а главную героиню сыграла неизменная Елена Яковлева. О дальнейших перспективах сериала Александра Маринина рассказала обозревателю "Недели" Наталье Кочетковой.

вопрос: Пятый сезон "Каменской" - последний или могут быть еще?

ответ: Есть еще 4 книги, которые должны будут войти в шестую "Каменскую".

в: И уже она будет финальной?

о: Этого я не знаю. Там тоже хотят сделать 12 серий. Для этого нужно 6 историй по 2 серии на историю. Книг только 4, поэтому 2 истории я должна буду придумать. Если мне удастся их придумать, если они устроят канал, вполне возможно, если им захочется еще продолжать "Каменскую" - мы можем пойти по такому пути. Не экранизации написанных книг, а придумывание новых историй-синопсисов.

В V сезоне Каменской предстоят дела посложнее предыдущихв: А я думала, что вы устали от героини...

о: То, что давно не выходило новых книг про Настю, не значит, что я не буду про нее писать дальше. Просто возник период в жизни, когда мне стало интересно писать про другое. Возможно, что завтра мне опять станет интересно писать про Каменскую.

в: А вам, как писателю, не интересней было бы написать новый роман про Каменскую и только потом его экранизировать? И с финансовой точки зрения это выгодней.

о: Зато сценарий писать проще и быстрее. Конечно, мне интересней писать книги, потому что в этом случае я пишу так, как мне пишется, совершенно не думая о том, как это будет выглядеть на экране. По своему складу я, конечно, не сценарист, а романист. Сценарий - это в основном действие, а роман - больше размышление, воспоминание и внутренние побудительные мотивы. Я и буду продолжать писать книги, но если кому-то захочется, чтобы я написала отдельную историю, то я об этом подумаю.

в: А если бы вы сейчас сели писать книгу о Насте Каменской, какой бы она была?

о: Учитывая, что ей в этом году 49 лет, то надо думать о том, что карьера на Петровке должна подойти к концу и либо она уйдет на преподавательскую работу и будет просто помогать коллегам советом, либо может уйти в частный сыск. Либо она может вообще выйти на пенсию и зарабатывать себе на жизнь переводами, сидеть дома и в частном порядке участвовать в мозговых штурмах.

Когда я перестала писать про Каменскую - это было следованием собственным желаниям. Я ничего не могу делать из-под палки. Мне надоело за 20 лет службы, что у меня есть начальники, которые мне указывают, что мне нужно делать. Я не для того ушла со службы, чтобы мне кто-то что-то указывал. Не хочу я писать про Каменскую - я пишу романы про любовь, про жизнь, про семью, про что-то еще. А захочу снова про Каменскую - буду писать про Каменскую.

Только так может получиться книжка, которую пишешь с удовольствием. Если писать, потому что надо, то при чтении это будет заметно: книга, написанная по принуждению, резко отличается от книги, написанной с удовольствием.

Каменская прочно ассоциируется с Еленой Яковлевойв: Вы вроде поставили на вид сценаристам, что характер Насти в пятой части изменен: она стала более активной и спортивной...

о: Я просто обратила на это внимание, но это и правильно. Она стала не более активной, а более властной. Из той девочки, которая появилась в первой "Каменской", робкой, которую все могли ткнуть носом, она превратилась в матерую оперативницу, которая может себе позволить повысить голос на коллегу, сказать ему что-то более жесткое, и это правильно. Нельзя столько лет работать и продолжать оставаться забитой девочкой, которая никому не может сделать замечание, - это было бы глупо. В этом смысле сценаристы правы.

в: А когда ваш взгляд на сценарий расходился с взглядами сценаристов?

о: Такое было на четвертой "Каменской", но все мои стенания уперлись в глухую стену. Сценаристы и режиссер сделали по-своему, поэтому к четвертому сезону у меня отношение крайне отрицательное. Там от меня не осталось ничего. Поэтому мы попросили производителей фильма написать не "по произведениям Александры Марининой", а "по мотивам".

в: Обычно писатели ненавидят экранизации своих книг - вы тоже?

о: В "Каменской" есть удачи, и их много. Я всегда говорю: ложишься спать с собакой - готовься проснуться с блохами. Трепетно относишься к текстам - не продавай их для экранизаций. Любой здравомыслящий автор понимает, что книжный жанр - одна песня, киношный - другая. У него есть свои законы и требования, и перенести книгу дословно в видеоряд нельзя.

в: Как вам сотрудничество с новым режиссером Антоном Сиверсом?

о: Я бы не назвала это сотрудничеством, мы один раз встретились, познакомились, он подарил мне свой фильм. Как режиссер, он мне очень нравится - я с огромным удовольствием посмотрела его "Поцелуй бабочки", "Качели" и сериал "Сестры". Кроме того, я видела черновую сборку пятой "Каменской" - те фильмы, которые сняты по книгам небольшого объема, достаточно близки к тексту. Фильмы, которые сделаны по большим романам, конечно, здорово перекорежены, но это и понятно.

Генеральный продюсер "Каменской" Илья Неретин:

"Изнанка узнаваемости - усталость от бренда"

Игорь Неретинвопрос: Александра Маринина была не очень довольна тем, как обошлись с ее текстами в четвертом сезоне. Непросто было потом восстанавливать отношения?

ответ: Ну, если вы проснулись и у вас ничего не болит - значит, вы мертвы. Где-то хочется поэкспериментировать с одним, где-то с другим - скучно одно и то же делать. В четвертом сезоне по взаимной договоренности поставили формулировку "по мотивам произведений Александры Марининой". Это не конфликтная ситуация. С пятым сезоном, мне кажется, наши представления о фильме совпали.

в: Когда вы выпускаете уже пятый сезон сериала, то, с одной стороны, вроде все прекрасно: героиня известна, зритель ждет продолжения. А какие существуют опасности?

о: Узнаваемость имеет две стороны медали. Оборотная сторона - то, что в рекламном бизнесе называют "усталость от бренда". Опасность в том, что образ может надоесть, а проверить это можно исключительно опытным путем. Кстати, на четвертом сезоне рейтинги не только не упали, а даже подросли.

Кроме того, если все время снимать в одном и том же ключе, то артисты уже не знают что делать, и это хорошо видно на экране. Поэтому каждый раз нужно экспериментировать: тут дать больше серьезу, там шутки, детектива, триллера, как было, например, в третьей "Каменской", когда режиссеру Морозу стало скучно снимать детектив и он немного добавил триллера.

в: Как работалось с Антоном Сиверсом после Юрия Мороза и Александра Аравина?

о: Прекрасно. Я помню, что на четвертой "Каменской" у всех журналистов округлились глаза: "Как? Снимает не Мороз?". Это нормальная ситуация - режиссеры первыми устают от многосезонности...

в: А кто будет снимать последнюю, шестую "Каменскую"?

о: Это пока вопрос открытый. И потом, почему последнюю?

в: Так ведь книжек больше нет!

о: Книжек нет, а Каменская-то есть, так что это будет зависеть от ситуации, о которой мы с вами говорили выше.


24,03,2009
www.inedelya.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован