С.А.Липина:Как писал по этому поводу в 1911 г. журнал "Российский ежегодник": "...истинное богатство заключается в обладании землей. Ей, матушке, несут дань золото и серебро, торговля и промыслы, без нее все ничтожно, все не прочно, все погибнет, если земля откажется кормить страну, какой бы культурной во всех других отношениях она не была. Владыкой мира должен быть и будет не тот, кто скопил горы золота, а тот, кому принадлежит земля. Поэтому первейшая забота правительства страны, богатой землей, должна заключаться в сбережении ее для народа, хозяина государства".
Конечно, на сегодняшний день политика проводимая государством в отношении сельского хозяйства и сельской местности, как мне кажется, начинает меняться. Ведь ничего сверхъестественного для решения земельного вопроса не нужно. Эксперты утверждают, что просто необходимо вернуть действующую ранее систему учета и оценки качества сельхозземель, управам планировать и контролировать процесс их использования, создать единую информационную сеть, в которой любой желающий сможет узнать: где имеются неиспользуемые участки, и в каком они состоянии, на какую поддержку может рассчитывать фермер или владелец личного подсобного хозяйства. Сейчас в России больше половины сельскохозяйственной продукции выращивается в личных подсобных хозяйствах, а площадь, которую они занимают, совсем ничтожна, что-то около 2,5 процентов от всех сельхозугодий. При том, что урожайность в большинстве ЛПХ в десять раз выше урожайности тех же культур в крупных хозяйствах, где все продукты выращены с применением химических удобрений и пестицидов. Об этом свидетельствую жители экопоселений. Вернуть миллионы людей на землю, вот они антикризисные меры по созданию новых рабочих мест, импортозамещению и т.д.
О.Г.: Президент РФ Дмитрий Медведев предложил правительству разработать процедуры изъятия земельных активов при их неэффективном использовании. "Вопрос, который у нас, к сожалению, не работает, - это вопрос изъятия земли в случае ее нецелевого использования в течение определенного времени - и аграрной земли и, может быть, даже других видов земель, не только земель сельхозназначения, - отмечает Президент. Мы не можем смириться с тем, что земли просто скупаются и никаким образом не используются".
С.А.Липина: Владелец неиспользуемой сельхозземли должен нести потери и это должно быть самым главным правилом в землепользовании. Проблема заброшенности и невостребованности земель сегодня реально существует. Огромные массивы "простаивают" и естественно практика изъятия у нерадивых хозяев земли должна иметь место. Значительная часть полей, пастбищ и сенокосов сегодня находится в удручающем состоянии.
Ещё одна проблема, которая не впервые появилась в России - происходит целенаправленная порча сельхозугодий. На продажу выставляют верхний плодородный слой земли, торгуют нарасхват. Порой это единственный заработок, который могут себе обеспечить жители населенных пунктов, не имеющие работы. За порчу сельхозземель сегодня должны быть предусмотрены внушительные штрафы, такие, чтобы ударили по карману предпринимателей, которые организуют такие работы. Если Вы путешествовали на автомобиле, Ольга, видели, что огромное количество земли сегодня пустует, зарастает лесом, причём в огромных, невообразимых количествах, ведь собственность в десятки и сотни тысяч гектар на одного человека отнюдь не редкость. Любой, кто хоть немного путешествовал по средней полосе России это видел. Другой вопрос получить её невозможно, Вы забудете в многолетней тяжбе с муниципалитетами за землю, зачем вообще занялись этой проблемой. Однако маленькие наделы этих необъятных земель продаются по объявлениям по безумным, совершенно астрономическим ценам. "Стоимость земельных угодий варьируется от одного рубля до сотен тысяч долларов, как, например, в районе Рублево-Успенского шоссе под Москвой, - комментирует директор стройкомпании "ПроектСтрой-ХХI" Иван Шатаров. - Другое дело, что отсутствует механизм оценки земель, начиная от категорий и заканчивая соответствием оценок рыночным ценам(5)".
О.Г. Когда начинаешь задумываться над проблемой `бесхозности` колоссальных по объему земель по России, то невольно обращаешь взор на её Юг, Северный Кавказ, где существуют проблемы малоземелья и межнациональных конфликтов именно за неё, эту землю. Там воистину земельный вопрос должен решаться с ювелирной тщательностью, с учетом особенности землепользования, о которых, после выхода Вашей книги "Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК", стали больше говорить и другие эксперты, политологи этого региона.
С.А.Липина: Я очень довольна тем, что, наконец, в центр внимания политиков-миротворцев попал земельный вопрос на Северном Кавказе, о важности которого я уже неоднократно говорила. Еще совсем недавно даже самые именитые ученые зачастую не понимали, что именно этноэкономические особенности земельных проблем населения должны стоять на первом месте. Просто выделялось главное: самый южный район России, благоприятные климатические условия и плодородные, в основном, черноземные земли, наличие большого количества экономически свободного населения, с исторически сложившимися трудовыми навыками, увеличивают потенциальные возможности возрождения и развития сельскохозяйственного производства, так стратегически необходимого здесь. На сегодняшний день в республиках еще не завершены окончательно структурные преобразования в аграрном секторе, хотя уже сформировались основные три типа хозяйств: государственные унитарные предприятия - госхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Но здесь сразу надлежит отметить, что землеобеспеченность в республиках Северного Кавказа значительно ниже, чем в соседних южных районах всего Черноземья, ввиду перенаселенности и дефицита пашни и земельных угодий. В течение последних веков конфликты между горскими обществами Северного Кавказа были достаточно привычным явлением, и что самое главное, большинство конфликтов были порождены спорами за землю, столкновения происходили между горцами и казаками ранее, осетинами и ингушами, между кабардинцами и балкарцами. Характерный пример тому - борьба за плодородные равнинные земли между Владикавказом и Назранью. В высокогорных районах Дагестана, Чечни там борьба не на жизнь, а на смерть, да и в целом ряде регионов Северного Кавказа, где каждый клочок земли дорог. Так почти 3/4 населения Ингушетии проживает на 10% территории - в Сунженской долине и прилегающих участках, где плотность сельского населения превышает 600 человек/кв. км. Сейчас трагедия Северного Кавказа как раз и заключается в том, что современные российские власти и не хотят, и не могут решать земельный вопрос в регионе, как, впрочем, и по всей России. Недавние выступления балкарского населения, у которого чиновники отобрали пастбищные земли в районе Нальчика, сопровождались требованиями раздела Кабардино-Балкарии на два самостоятельных субъекта. Полномочный представитель Президента России в СКФО Хлопонин А.Г. полагает , что нельзя драматизировать ситуацию, связанную с земельными отношениями", добавляя, что ему все известно и о ситуации в Кабардино-Балкарии, где не утихают споры вокруг межселенных территорий. Однако, признавая сложность и важность, Полпред также отмечает необходимость внесения поправок в 131-й федеральный закон, которые бы позволили сохранить земли отгонного животноводства в республиканской собственности и сохранить баланс в этом вопросе. Не открещивается Полпред и от казачества "Что касается казачества, - есть проблемы земельных отношений, они правы. Особенно остро это ощущается в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Действительно на сегодняшний день надо упорядочить земельные отношения. Но они должны быть упорядочены в отношении всех. Казаков не стоит выделять по какому-то этническому принципу - им льготы давать, а другому населению не давать. Для всех работающих на селе должны быть созданы равные условия".
Историческая справка: Не является секретом тот факт, что у всех народов Северного Кавказа издревле в отношении права собственности на землю основой являлось родовое владение землей. Даже в "советский" период это правило в той или иной пропорции сохранялось. Пахотные участки, принадлежавшие отдельным семьям, и находившиеся в наследственном владении отдельных крестьянских дворов, у горцев все-таки не считались окончательно ушедшими из рук рода, как такового, а приусадебные места и приложенные к ним участки оставались за каждым двором без жребия. Выгоны, летние пастбища, дороги и неудобные места находятся в общем пользовании всех домохозяев, входящих в состав одного и того же рода, даже если они живут в разных селениях. Еще совсем недавно землевладение представляло любопытное сочетание племенной, родовой и нераздельно-семейной собственности. Леса стояли в общем владении всего народа. Пастбища были разделены между родами, пахотные же земли оставались помимо всяких переделов, в наследственном обладании нераздельных семей на началах старо-заимочного землевладения. В горах же преобладающее значение горного животноводства (скотоводства), вместе с редкостью населения, делало возможным безграничное господство системы пользования. Подобные формы землевладения можно было наблюдать в Кабарде и Дагестане. Сохранился пережиток родовой собственности и в порядке наследования земли. Горцы не знали завещания. Имущество переходило по мужской линии. Если нисходящих родственников не было, то наследовали боковые. Но за пределы рода имущество выйти не могло. Исходя из данных особенностей, основа которых сохранилась до наших дней, в сельской местности при администрациях и муниципалитетах необходимо создать земельные комиссии для организации работы по осуществлению земельной реформы.
Так профессор Руслан Хасбулатов(6) полагает, что урегулировать земельные разногласия могут совместные комиссии, если в них войдут уважаемые в обществе старейшины, религиозные авторитеты, представители власти. Только таким комиссиям под силу будет справиться с задачей выявления исторических предпосылок в хозяйствовании каждого землепользователя, установление неиспользованных или нерационально используемых земель и создание фонда для выделения земельных участков. Одним из главных условий будет оформление права на пользование землей, регулирование арендных земельных отношений и выработка системы земельного налогообложения для каждой республики или даже района. Необходимы срочные действия для упорядочения прав на землю, по постановке на кадастровый учет, а также юридическая регистрация прав и сделок, с выработкой региональной нормативно-правовой базы по формированию земельных отношений в республиках с учетом особой специфики земельных отношений в каждой республике и требований федеральных законов. Без решения проблемы собственности на землю, в этом густонаселенном регионе невозможно разрешить и межнациональные противоречия. Только справедливое решение земельного вопроса позволит отыскать решение как осетино-ингушского, так и всех других межэтнических противоречий в регионе. Этническая собственность - это достаточно серьезная проблема, которая не только поддерживает конфликтность в регионе, но и является причиной многих нерешенных социальных и миграционных процессов, которые задерживают социальную мобильность граждан. В связи с исторически сложившейся ментальностью горского населения республик Северного Кавказа многими экспертами по Югу России предлагается оставить землю в собственности государства. Если частная собственность на землю будет введена официально, без учёта местных особенностей, обстановка здесь может обостриться еще больше.
О.Г. Если идут процессы земельного передела по всей территории России, то они, видимо, и не миновали республики Северного Кавказа, но там они пойдут ещё более опасным путем, где спор за землю между представителями различных этносов еще более осложнит их взаимоотношения. Ведь тот клубок проблем, нити к которому тянулись издалека как в историческом, так и в географическом смысле по накалу страстей может быть ещё более впечатлительней, чем проблемы станицы Кущевской.
С.А.Липина: Как отмечает Тимур Музаев: "Передел земли фактически начался и уже порождает довольно острые конфликты. Еще не выходят на поверхность, но в судах или в свободной прессе можно видеть следы этих конфликтов процессы земельного передела на Северном Кавказе идут, но очень опасным путём. Процессы идут независимо от желания власти, политологов или ещё кого-то, они все равно идут, все равно землю будут переделывать или захватывать(7)".
Одним из факторов, влияющих на общественно-политическую ситуацию в республиках является фактор внутренней миграции населения из горных районов на плоскостные территории. Безработица в ряде горных районов достигает 90 процентов. А вследствие этих миграционных процессов обострился другой фактор нестабильности - земельный вопрос, проблема плодородных равнинных земель и степных земель отгонного животноводства (кутаны). В результате невнятного правового статуса этих земель, отсутствия нормативной базы по упорядочиванию землепользования и хозяйственного освоения кутанных земель здесь развивается процесс, не связанный с первоначальной целью (запрещенная постройка индивидуального жилья и коммерческих объектов). В условиях земельного дефицита возникшая ситуация может привести к непредсказуемым последствиям, хотя среди местного населения немало тех, кто готов к мирной совместной жизни. Второе - нарушив вековой уклад и традиционные формы бытия горского населения, в законодательном порядке были переданы в постоянное (бессрочное) пользование государственным унитарным предприятиям пастбища государственного земельного запаса горных районов, с правом предоставления этих земель в аренду местным администрациям. А это окончательно лишило жителей этих районов практически всех их летних и зимних пастбищ. При этом существует и еще одна опасность, угрожающая не только безопасности республик Северного Кавказа, но и России в целом. Сегодняшние ГУПы и МУПы, получившие право распоряжаться и сдавать в аренду участки земли в ближайшем будущем, скорее всего, будут акционированы и перейдут на правах собственности во владение акционерных обществ. Здесь и таится опасность: ведь собственник сам вправе будет решать проблему использования, сдачи в аренду земли, разработки ее недр. А разрабатывать здесь есть что. Регион располагает разнообразными полезными ископаемыми, здесь выявлены месторождения природного газа, нефти, железных, молибденовых, вольфрамовых, медных, свинцово-цинковых, апатитовых руд, золота, серебра, сырья для производства цемента, стекла, мрамора и других строительных материалов. Еще более вскроет земельные проблемы и усилит межэтническую конкуренцию в округе и поставит под вопрос развитие курортов и рекреационных зон. Поскольку любое крупномасштабное строительство поднимет на поверхность давно тлеющие земельные проблемы, решить которые необходимо с самого начала планирования инвестиционных проектов. Отсутствие картографического описания планируемых курортных и рекреационных зон в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства на землях (и пахота, и сенокосы) по сути, давно распределенных между жителями селений, отсутствие четких границ муниципальных образований, когда четко не отработан рыночный механизм регулирования земельных отношений и экономических условий для реализации конституционных прав субъектов на владение, пользование и распоряжение, уже имеющейся в собственности или в аренде, землей, будет подталкивать людей к конфликтам и на других общественных этажах. Ведь земли, скорее всего, никак не зарегистрированы в собственности сельчан, но "ничейными" вовсе не являются. Распределение наделов может соответствовать каким-то старым соглашениям между родами и тейпами живущими в селе.
На Северном Кавказе, да и по всей России срочно нужна справедливая и продуманная земельная политика с привлечением имеющегося мирового опыта стран, где уже решались такие проблемы. К такому выводу приходят многие экономисты и политологи. Нельзя, чтобы столь существенные процессы были пущены на самотек.