13 октября 2000
3707

Почему подорожали продукты

"Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали - масла не стало. Потом на яйца нажали так, что их тоже не стало".
Виктор Черномырдин

Спасать положение, как водится на Руси, бросились всем миром. Госдума вместе с Минздравсоцразвития в два приема повысило базовую часть трудовых пенсий. По указанию президента Владимира Путина, государство произвело "интервенции из накопленных запасов зерновых", увеличило экспортные пошлины на зерно и снизило таможенные барьеры на импорт ряда продуктов питания. Минсельхоз договорился с производителями продовольствия о замораживании цен. Антимонопольная служба и налоговики охотятся на спекулянтов-посредников, поставляющих продукты в розницу. Банк России до конца года поднимет ставку рефинансирования до неизвестной пока величины, которую, впрочем, можно вычислить, зная, что нынешняя ставка (10%) на 2% превышает прогноз инфляции (8%).

Неуслышанные "звоночки"
Ну а растерянное население смело с магазинных полок весь съедобный товар по мало-мальски приемлемым ценам: данные ФОМ свидетельствуют, что к этому архаичному способу прибегли 25% граждан.

Об эффективности принятых властью и обществом мер судить рано - поговорим о другом. По мнению замминистра экономразвития Андрея Белоусова, реальная инфляция за 2007 г. превысит 10%. Причем превысит существенно: лишь за сентябрь-октябрь потребительские цены подскочили почти на 2,5%, и к ноябрю накопленная с начала года инфляция достигла ориентировочно 9,2%.
Подчеркнем: речь идет об официальной инфляции, которая рассчитывается Росстатом в рамках "технического задания" по удержанию показателя в прогнозных рамках и не учитывает многих насущных расходов населения. Фактическая инфляция, как утверждают эксперты, на 30-40% выше.
Почему же она подкралась незаметно, словно русская зима? Еще в 2006 г. Россельхознадзор запретил импорт украинской продукции животноводства. С весны 2007-го ползли вверх цены на продовольствие в США и Евросоюзе, вследствие чего последний даже отменил субсидии на экспорт молочных продуктов (за 1 кг сыра или масла фермеру выплачивалось 0,5 евро, что покрывало около 30% себестоимости). Затем на Украине случился неурожай подсолнечника и зерновых. В августе в Литве подскочили цены на хлеб, растительное масло, молокопродукты. В Германии в разгар сезона неожиданно подорожали фрукты и соки. Чехи перешли с дорогущего сливочного масла на маргарин (который изготавливают, кстати, из масла растительного). Испанцы забили тревогу из-за дороговизны курятины и яиц. В самой России сокращение посевных площадей подсолнечника и снижение его урожайности обернулось падением его сбора на 18% по сравнению с 2006-м. И так далее - "звоночков" было предостаточно.
Однако и прежде по всему миру случались торговые войны, неурожаи, локальные и глобальные ценовые всплески. Поэтому российское руководство на фоне бурного сентябрьского роста цен занималось своими делами - готовилось к избирательным баталиям, меняло высокие кабинеты в связи с обновлением правительства.
"Внезапные" гиганты
Заигрались - опомнились лишь тогда, когда вся страна уже глухо роптала и об инфляции вынужден был публично заговорить президент. Впрочем, по-человечески руководство можно понять: для семейного бюджета чиновника или депутата обычно не имеет значения, почем в супермаркете кефир.
Странно другое: не нашлось ни одного эксперта, который обратил бы внимание первых лиц государства на то, что с мировым спросом на продовольствие творится нечто небывалое. Причем небывальщина эта имела место в 2000 г. на совершенно другом рынке - нефтяном.
Еще в 1998 г. премьер-министр Сергей Кириенко мечтал, чтобы баррель нефти стоил $12, но цена "черного золота" не поднималась выше $8. А уже летом 2000 г. цена барреля нефти подскочила до $35 и более, что вызвало гнев водителей во Франции, Великобритании, Польше, других странах. Это было удивительно.
Дело в том, что вследствие энергетического кризиса середины 1970-х развитые страны создали технологию углубленной переработки нефти, научившись извлекать из тонны не 500 кг легких фракций, а свыше 800 кг. Потому-то и стоила нефть дешево, что ведущие экономики мира все меньше от нее зависели. Если в 1973-м половина мирового хозяйства была напрямую связана с поставками нефти, то к 2000 г. - лишь четверть. Что же произошло?
Не сразу стало ясно, что к началу XXI века число крупнейших потребителей энергоресурсов пополнилось двумя гигантами, суммарное население которых объединяло 40% всех жителей Земли. ВВП Китая в 2000 г. впервые превысил $1 трлн, увеличившись в 4 раза по сравнению с уровнем 1980-го. ВВП Индии рос скромнее, впервые превысив в том же году $400 млрд, что лишь на 15% больше, чем в середине 1990-х.
Для сравнения: 6 лет назад ВВП России составлял $250 млрд. С той поры отечественная экономика неестественно раздулась нефтедолларами, но эту благодать ощущают на себе главным образом работники сырьевого да финансового секторов, т.е. порядка 15% занятого населения.
Запах белого человека
Тем временем в Китае и Индии в массовом порядке создавались рабочие места, стремительно развивался малый и средний бизнес, импортировались передовые технологии производства и менеджмента. Все это обеспечивало дальнейший рост - как ВВП обоих азиатских гигантов, так и цен на углеводороды.
В 2000-05 гг. Китай занимал 1-е место в мире по темпам наращивания ВВП, который в 2006-м составил $2,55 трлн. В 2006 г. ВВП Индии увеличился на беспрецедентные за последние 18 лет 9,4%, достигнув $880 млрд. Одновременно в корне менялся образ и уровень жизни 2,5 млрд человек.
Еще в 1991 г. 74% китайцев и индийцев обитали в сельской местности и более всего на свете были озабочены спасением от голодной смерти. Сейчас горожане составляют 50% населения в Китае и ориентировочно 40% - в Индии. Конечно, большинству из них еще очень далеко до процветания "золотого миллиарда" человечества, однако жизнь стала несопоставимо сытнее.
Но жители двух стран стали не просто больше есть - коренным образом поменялся их рацион. Привыкшие к рисовой диете китайцы и индийцы полюбили молочные продукты и мясо. Если прежде от европейцев в Юго-Восточной Азии омерзительно пахло коровой, то теперь этого не ощущают - по крайней мере, в городах. Соответственно, в угрожающих объемах растет импорт сухого молока, сыров, масла, птицы, мяса и прочего.
Остальной мир оказался не готов удовлетворить этот "неожиданный" спрос. В США и Западной Европе фермеры десятилетиями получали огромные государственные дотации за то, что не разводили "лишний" скот и не распахивали "лишние" земли.
Теперь риск перепроизводства надолго отступил, и скоро Западу придется отказаться от сдерживания сельскохозяйственного производства. К тому же население Китая и Индии заметно растет, несмотря на все ухищрения властей по ограничению рождаемости. Ртов становится все больше, например, число индийцев в 2025 г. сначала оценивалась в 1,23 млрд, но более реалистичный прогноз - 1,45 млрд.
То ли еще будет
Две огромные экономики и не думают "угомониться". В 2020 г. китайский ВВП увеличится по сравнению с 2000 г. в 4 раза и составит $4,32 трлн. А Индия по темпам роста ВВП выйдет к 2010 г. на 1-е место в мире: этот показатель будет равняться 13,3%, в то время как среднемировой рост составит 5,6%. В более отдаленной перспективе (2050 г.) ВВП Китая превысит ВВП США, а ВВП Индии займет 3-е место в мире. У этой тройки денег хватит на то, чтобы скупить всю еду в мире.
Данные прогнозы были сделаны аналитиками разных стран задолго до осеннего катаклизма с российскими ценами, однако так и не стали пищей для серьезного анализа на самом "верху". После десятилетий железного занавеса менталитет правящей элиты изменился, она теперь пытается игнорировать неприятные реалии информационного мира, в котором главе огромной страны неподвластны даже цены в магазинах.
"Глобализация пришла невидимо, как радиация, и распространяется по планете со скоростью огня в сухом лесу при ветреной погоде, - пишет академик Ефим Малитиков. - Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не могут ее остановить. Она объективна, логична и неотвратима. Ее нужно принять или стать ее рабом... Во враждебном столкновении с глобализацией гибель ее неразумных малограмотных оппонентов даже не будет замечена".
Впрочем, "внизу", у бывших советских людей, с менталитетом тоже порядок. Рейтинг их любви к действующей власти в лице президента и "Единой России" растет вместе с быстро меняющимися цифрами на ценниках. Да-да, именно так: чем выше инфляция, тем больше любовь к власти.
Какой же сбой поразил умы граждан, уж не шизофренический ли мазохизм? Нет, похоже, что проблема не психиатрического, а иного свойства; восходит она к временам крепостной зависимости.
Нет никакого сосуществования взаимоисключающих мнений в одной-единственной национальной "голове", а есть ментальная страсть к чинопочитанию, ибо господин всегда прав - независимо от уровня цен. Недаром по уровню чинопочитания россияне уверенно держат одно из первых мест в мире, и показатель этот - согласно свежим этнометрическим данным - имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Александр Черницкий

http://nashavlast.ru/article_description/69/43.html

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован