01 февраля 2005
785

Под налоговым прессом

Министерство образования и науки представит в Госдуму пакет
законопроектов, которые в практическом плане будут
реализовывать две нашумевшие концепции об участии РФ в
управлении имущественными комплексами государственных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере науки и
образования. О новых законодательных инициативах, о том, какое
будущее ждет нашу науку, в интервью "ПГ" рассказал Юрий
Назмеев.

- Подводя итоги прошлого года, нельзя не вспомнить инициативы
министерства о реформировании образования и науки. Что скажете
об этом?
- Реформы давно назрели. Но, заметьте, во время бурного
обсуждения инициатив Минобрнауки критиковались именно
предложенные пути решения первоочередных проблем науки и
образования. А вот по оценкам состояния этих областей не было
возражений и расхождений во мнениях. У 60 процентов вузов не
зафиксированы траты на научную деятельность, эффективность
применения результатов научных исследований у нас не превышает
6 процентов - вот это вселяет тревогу, отсюда, в том числе, и
стремление к реорганизации РАН.
- Еще один нашумевший закон ушедшего года - так называемый
"закон о замене льгот на компенсации" - внес поправки во
многие акты в области образования и науки.
- Закон сложный, примерно 200 федеральных нормативных правовых
актов были изменены или утратили силу после его принятия.
Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в
области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих
норм. В законах о науке было много "нормативных сорняков".
В этом законе выражено стремление предоставить как можно
большую свободу принятия собственных решений субъектам РФ.
Статья 12 Федерального закона "О науке и государственной
научно-технической политике" по существу была переписана
заново. К совершенно новым функциям и полномочиям органов
госвласти, введенным законом, могут быть отнесены организация
научно-технического прогнозирования и формирование рынков
научной и научно-технической продукции (работ и услуг)
Российской Федерации.
Изменения коснулись проблем создания и существования
государственных фондов поддержки науки. Согласно изменениям,
внесенным в статью 15 закона "О науке и государственной
научно-технической политике", федеральные фонды создаются
Правительством РФ в форме учреждений, финансируемых из
федерального бюджета. Закон оставляет право в федеральных
органах исполнительной власти создавать внебюджетные
отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР. Правда,
в положении о Министерстве образования и науке, положении о
Федеральном агентстве по науке и инновациям, положении о
Федеральном агентстве по образованию, а также в положениях о
многих других министерствах и ведомствах отсутствует функция
по созданию внебюджетных фондов.
- Говоря о финансировании науки, нынешний налоговый кодекс
пока что предусматривает налоговые льготы на имущество и землю
для РАН, а что будет потом, когда льготы отменят?
- Нашу науку ожидают печальные времена, поскольку объемы
налоговых плат за имущество и землю гигантские. По
предварительным подсчетам, сегодняшняя сумма налогов достигает
8-10 миллиардов рублей только лишь за землю. Когда будут
подготовлены земельные кадастры по РФ, земли перейдут в другую
категорию, их стоимость многократно возрастет. В Правительстве
говорят, что будут транши, покрывающие расходы академии на
налоги, но, когда там все подсчитают, думаю, энтузиазм резко
упадет. Налоги могут составить три четверти всего бюджета РАН,
и без увеличения субсидий она будет на грани финансового
разорения. Период действия льгот установлен до 1 января 2006
года, отсрочку следует рассматривать как адаптационный период
для установления новой системы налоговых взаимоотношений. Если
не принимать специальных мер, не компенсировать
недофинансирование, говорить о возрождении науки, о переходе
от сырьевой к наукоемкой экономике не придется.
- В последнее время все чаще говорится о том, что правовой
статус академии не адаптирован к российскому гражданскому
законодательству:
- Вопрос, я считаю, поднят искусственно, одна из причин -
формальная - приведение законодательных актов в соответствие.
Но основная причина - бюджетная, финансовая. У академии много
имущества, много земли. Кроме того, академия существует уже
280 лет, она стоит на принципах самоуправления, и этот принцип
показал свою эффективность. Научное сообщество само может
оценить силу своего лидера. Необходимо разработать отдельный
закон о РАН, где все вопросы будут разрешены с согласования
научного сообщества. Уставные вопросы оставить в уставе, а
вопросы о статусе, самоуправлении, академической автономии и
финансировании закрепить в законе.
- Энергетика, нанотехнологии, информационные,
телекоммуникационные технологии попали в список приоритетного
финансирования. Как быть с финансированием других направлений?
- Приоритетные направления выбраны правильно, без них страна,
претендующая на то, чтобы быть великой державой, не может
существовать. Что касается других направлений, то они при
таком большом научном потенциале РАН должны поддерживаться и
финансироваться, но, конечно, не так, как приоритетные. Наша
страна не может без исторической науки, без археологии, без
музейного дела. Приведу пример: маленькая лаборатория, десять
человек исследуют пути миграции криля. "Умники" решили:
финансировать не надо, зачем изучать какой-то криль? В итоге
Россия сократила вылов морепродуктов, наши рыболовецкие суда
оказались вытесненными судами других стран, в том числе и из
наших собственных прибрежных вод. А все началось с закрытия
маленькой лаборатории. Все институты нужны, но не должно быть
преобладания гуманитарных исследований. Пока мы этого себе не
можем позволить.
- В конце прошлого года при партии "Единая Россия" заработала
комиссия в области образования и науки. Наверное, об итогах
говорить еще рановато:
- Комиссия - важная инициатива партии. Фракция партии имеет в
Госдуме большинство - 306 голосов, и если решения комиссии
будут убедительны, то получат при голосовании поддержку
фракции. Глава комиссии - Олег Викторович Морозов. В ее
составе есть рабочие группы, например, по экономическим
вопросам образования и науки, которую возглавляет председатель
Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Иванович
Булаев, по науке, научным технологиям и инновациям, которую я
возглавляю, и так далее. В комиссии работают и ученые,
руководители РАН, и ректоры вузов, и представители
заинтересованных ведомств. Комиссия не работает по сюжету
"одобрямс", прошло всего несколько заседаний, но единой точки
зрения на все обсуждаемые вопросы не найдены. Хотя
основополагающие мнения уже сформированы.
- Как вы считаете, в этом году будут неожиданности в
законодательной сфере на манер той, которая была прошлым
летом?
- Неожиданностей, я думаю, не будет. Министерство образования
и науки готовит пакет законопроектов, которые будут
реализовывать в практическом плане концепции об участии РФ в
управлении государственным имуществом в сфере образования и
науки. Планируется, что в апреле 2005 года их проекты поступят
в Государственную Думу. Поэтому роль созданной комиссии при
партии становится важной, именно партийное большинство будет
определять судьбу законопроектов, которые готовятся
министерством. Настрой депутатов боевой, инициативы будут, но
основная работа - над законопроектами, связанными с
реализацией концепции. Наступивший год обещает быть
насыщенным, интересным и боевым.


http://www.cargobay.ru/news/parlamentskaja_gazeta/2005/2/1/id_70360.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован