Транспорт в России (Евгений Кузнецов)
C 8 по 10 сентября на полигоне ФГУП "Нижнетагилський Институт Испытаний Металлов" прошла 3-я уральская выставка-ярмарка железнодорожного, автомобильного, специального транспорта и дорожно-строительной техники "Магистраль-2005". Как сообщает официальный серевер правительства Свердловской области, впервые в России в рамках единой экспозиции были представлены все направления отечественной системы перевозок: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный транспорт, а также логистика
Генеральный директор ФГУП "НТИИМ" Валерий Руденко рассказал на итоговой пресс-конференции о том, что интерес к выставке-ярмарке железнодорожной, автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники в этом году превзошел самые смелые ожидания. Действительно, на "Магистрали-2005" 318 предприятий из 30 регионов России, а также 15 стран мира представили около двух тысяч экспонатов, в том числе 200 крупногабаритных образцов техники и оборудования. На выставке-ярмарке побывали более 23 тысяч зрителей.
Комментируя итоги выставки, первый заместитель министра промышленности, энергетики и науки области Николай Тихонов отметил, что для Урала и нашей области комплекс для перевозок имеет первостепенное значение, поскольку регион является крупным транспортным узлом и находится на пересечении важнейших магистралей страны. Кроме того, многие металлургические и машиностроительные предприятия области, такие как НТМК, ВСМПО-АВИСМА, Уралвагонзавод, ориентированы на выпуск продукции для транспортной системы страны. Проведение подобных выставок имеет важное значение для машиностроения, металлообработки, оборонной и других отраслей промышленности России, поскольку дает возможность отечественным производителям продемонстрировать потенциальным отечественным и зарубежным заказчикам свои разработки - надежные, простые в эксплуатации и приемлемые по цене. Примечательно, что председатель правительства России Михаил Фрадков, который побывал в Нижнем Тагиле 9 сентября, отметил: уральские предприятия имеют значительный потенциал, обладают конкурентоспособными разработками. Михаил Фрадков отдельно выделил прекрасную, по его словам, экспозицию электровозов. В их числе - локомотив, который подвергается реконструкции в Свердловской области. Премьер отметил, что это электровоз мирового класса. По словам генерального директора ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" Евгения Копеина, значительный интерес Михаил Фрадков проявил к нового грузовому электровозу постоянного тока модели "2ЭС4К". Проект нового электровоза по договору с ОАО "УЗЖМ" разработан ФГУП "ВНИКТИ". "Электровоз будущего" оснащается уникальной подрессоренной кабиной модульной конструкции с поясом безопасности, современным пультом управления, климат-контролем, микропроцессорной системой управления. "Сердцем" электровоза станут тяговые двигатели опорно-рамной конструкции, а также асинхронные вспомогательные агрегаты. Некоторые технические решения и узлы, применяемые в новой машине, опробованы при модернизации электровозов ВЛ-11.
Поставки основных узлов и деталей будут осуществлять на конкурсной основе 96 российских и зарубежных предприятий, в том числе 20 из Свердловской области. Среди участников программы - ФГУП "Уралвагонзавод", НПО Автоматики, НПО "САУТ", ГУП ПО "Октябрь". Опытный образец электровоза планируется передать заказчикам для испытаний в четвертом квартале 2006 года.
Железнодорожникам одним из значительных достижений выставки видится ее участие в создании конкурентной среды среди производителей продукции, предназначенной для транспортного комплекса. "Уровень представленных на выставке разработок существенно отличается в лучшую сторону от того, что мы видели на первой "Магистрали", - сказал главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко. Прямо с выставки отправятся к покупателям образцы городского электротранспорта. Например, нижнетагильскому руководству настолько понравился трамвай "Супер Спектр", представленный в экспозиции ФГУП "Уралтрансмаш", что он был куплен прямо на "Магистрали-2005". Трамвайный вагон модели "71-403" - модификация трамвая "Спектр" ("71-402").
В конструкцию нового трамвая по сравнению с прежней моделью конструкторы внесли значительные изменения. На "Супер Спектре" установлен новый пульт управления и сигнализации, разработанный с учетом эргономических и эстетических требований. Устройство автоматического управления и диагностики выполнено на современной элементной базе. В трамвае появились маршрутное электронное табло и речевой информатор. На "Магистрали-2005" была представлена новая концепция развития международного аэропорта Кольцово в качестве межрегионального транспортного узла (хаба), а также оборудование строящегося международного терминала. Согласно генеральному плану развития Кольцово до 2021 года, аэропорт будет располагать тремя взлетно-посадочными полосами (сейчас их две), четырьмя новыми современными пассажирскими терминалами (в настоящее время завершается строительство первого), а кроме того, современным грузовым терминалом.
Помимо концептуальных разработок аэропорт Кольцово разместил на площадках и в павильонах свою новую спецтехнику и оборудование: топливозаправщик АТЗ-40; машину американской компании FMC, предназначенную для обработки воздушных судов специальной жидкостью против обледенения; отечественную пожарную машину; досмотровое оборудование английской компании Gate Technologies, приобретенное для нового международного терминала. В этом году в Нижнем Тагиле на площадке демонстрационно-выставочного центра разместилась морская экспозиция. Новые яхты и катера представил на "Магистрали-2005" Уральский завод гражданской авиации. Зрители и участники выставки-ярмарки смогли увидеть яхту семейства "Рикошет", шестиместный катер с водометным движителем В-500, ознакомиться с проектом прогулочного катера модели "Р1050". По словам директора производства яхт и катеров "Уральского завода гражданской авиации" Сергея Кислякова, фирменным стилем уральских катеров и яхт является высокий "авиационный" уровень производства и отделки, который соответствует мировым стандартам. В настоящее время на Уральском заводе гражданской авиации ведётся сборка нового прогулочного катера "Р1050", который оснащен двигателем мощностью 440 лошадиных сил. Интерьер и отделка судна сделаны по специальному заказу. Этот комфортабельный катер станет головным для целой серии прогулочных судов, предназначенных для круизных плаваний, а также проведения презентаций и представительских мероприятий. Важным направлением работы выставки-ярмарки стали научно-практические конференции и "круглые столы". Например, в рамках научно-технической конференции "Научные исследования на службе транспорта" обсуждались пути повышения надежности и перспективы развития электроподвижного состава. Участники "круглого стола" рассмотрели одну из острейших проблем современных железных дорог - "старение" техники, возможные пути модернизации локомотивов, подходы к разработке машин нового поколения. На первой международной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития грузового вагоностроения" вагоностроители и железнодорожники смогли не только поделиться собственными проблемами, рассказать о новых проектах, но и обсудили вопросы сотрудничества, обменялись мнениями о перспективах развития транспортного комплекса России. В форуме приняли участие более ста ученых, специалистов, руководителей предприятий из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Масштабная выставка и прекрасные экспонаты позволили уральским предприятиям и организациям заключить на "Магистрали-2005" около ста контрактов! Половина из них - на счету железнодорожников. Целый урожай контрактов собрал на этой выставке-ярмарке Уралвагонзавод. Общая сумма соглашений - несколько сотен миллионов рублей. Например, договор о сотрудничестве по выпуску продукции гражданского назначения - экскаваторов и погрузчиков заключен с ЗАО "Строймашсервис", о поставках шасси для ПУМов (погрузчиков) - с украинской компанией "СТАФ". Участники упоминавшейся пресс-конференции выразили уверенность в том, что "Магистраль" будет способствовать дальнейшему развитию передовых технологий в транспортном комплексе, окажет содействие в расширении рынков сбыта продукции уральских предприятий. Организаторы экспозиции подчеркнули: непрерывно ведется работа по улучшению инфраструктуры, повышению уровня сервиса выставочного центра на полигоне "Старатель". В частности, развивается система телекоммуникаций, планируется строительство современного гостиничного комплекса на 200 мест в полутора километрах от полигона, разработка системы сопровождения каждого зарубежного участника. Важным итогом признания выставки-ярмарки на федеральном уровне стало предложение министра транспорта РФ Игоря Левитина создать на базе государственного демонстрационно-выставочного центра в Нижнем Тагиле постоянно действующую транспортную выставку. Эту идею поддержал и Михаил Фрадков. "Магистрали", можно сказать, дан зеленый свет в будущее.
16.09.05
www.tr.ru