Эксклюзив
22 июля 2022
1784

Подберезкин А.И., Боброва О.В.: Современное состояние стратегического планирования в России в области развития ВС и ОПК


Такая страна, как Россия, просто не нужна им[1]

В.В. Путин

Специальная операция России (СВО) на Украине дала отсчёт ускоренной эскалации нового этапа «переходного периода» в развитии человечества и международной обстановки (МО), который будет качественно отличаться от прежнего состояния МО-ВПО. Причём, развитие событий (конкретного военно-силового сценария ВПО) после начала СВО происходило очень динамично и отличалось отчётливой военной эскалацией. Так, например, только  22 июля одновременно произошли несколько знаковых событий, которые казались вполне рядовыми на фоне происходившего последние 6 месяцев противоборства:  был принят новый пакет антироссийских санкций Западом, добавлено решение о поставках ВВСТ на Украину и военной помощи, а вице-канцлером Германии подчёркнуто, что введение в строй «Северного потока-2» стало бы признанием поражения», - с одной стороны,  и заявлением МИД Приднестровья о сохранении курса на реинтеграцию с Россией[2], решением Запорожской временной администрацией о плебисците по вхождению области в Россию, решением правительства РФ увеличить список недружественных стран (включив в него Словакию, Хорватию и др. государства), отказом бригады ВСУ выполнять приказы, - с другой.

Налицо, таким образом, не только эскалация военно-силового противоборства, имеющего стратегические последствия, но и усиление расхождений в политических позициях Запада и России, свидетельствующего о бескомпромиссности политики противоборствующих сторон и её неизбежном долгосрочном характере.

Собственно сама СВО на Украине стала, с одной стороны, ответной реакцией России на более широкое наступление западной военно-политической коалиции на всю систему МО-ВПО, сложившуюся в международной жизни и праве в 1945-2000-е годы, а с другой, - отражением глобального изменения в расстановке мировых сил.  Целью наступления «коллективного Запада» стало стремление сохранить с помощью имеющихся у него ресурсов и инструментов проамериканскую систему международных отношений в мире и вытекающие из этого финансово-экономические и военно-политические выгоды. Для этого нужно было принудить силой другие страны соблюдать те «нормы и правила», которые считали нужными США и их союзники. В этом смысле СВО России стала всего лишь реакцией на политическую тенденцию западной военно-политической коалиции во главе с США.

Между тем, стало очевидным, что далеко не все страны готовы подчиниться Западу. В разной степени, но не только Китай, но и многие другие страны – от Бразилии и Индии до Королевства Саудовской Аравии[3] – отнюдь не примкнули к западной коалиции против России. Эти две в корне противоречивые тенденции хорошо иллюстрируют два события, произошедшие в один день 13 июля - заявление сербского президента Вучича о том, что «Запад ведет мировую войну против России»[4], и заявление председателя БРИКС Пурнима Ананда о том, что в эту организацию готовы вступить Турция, Египет и Саудовская Аравия[5].

Стратегия и стратегическое планирование России в этих условиях эскалации военно-силового сценария противоборства ВПО вытекало из формулирования главной политической цели, которой стала борьба за национальное выживание и сохранение государственного суверенитета. Эта цель могла быть достигнута только в условиях бескомпромиссного противоборства.  Надо признать, что сама проблема политической цели и принятия политического решения сразу же после начала СВО стала проблемой интенсивного обсуждения как в России, так и в мире. Здесь уместно напомнить о том, какое значение уделял, например, А.А. Свечин правильной постановке политической цели: «Постановка политической цели войны, столь нехитрая по видимости, представляет в действительности труднейшее испытание для мышления политика. Здесь возможны самые крупные заблуждения. Вспомним хотя бы постановку наступательной цели Наполеоном III для войны с пруссаками в 1870 году или постановку целей сокрушения генеральными штабами в начале (первой) мировой войны»[6].

Начало СВО также вызвало в мире, и в России споры относительно её политической цели, которые продолжались уже и в ходе реализации самой операции. Если рассматривать эту политическую цель только с военной точки зрения, то она вызывала оправданные сомнения уже в самые первые недели СВО. Но никаких сомнений не было, если рассматривать СВО с точки зрения главной политической цели – борьбы России за выживание: сохранение национальной идентичности и суверенитета. Эти же соображения неизбежно поставили вопрос о стратегии России и стратегическом планировании не просто в условиях СВО, но и неизбежно усиливавшегося военно-силового противоборством с Западом, превращение этого противоборства в то, что А.А. Свечин называл «борьбой на измор»,  предполагавшей, как справедливо считал в то время этот гениальный теоретик, «главным образом заботу об общем, пропорциональном развитии и оздоровлении экономики государства, так как больная экономика тяжелых испытаний измора, конечно, выдержать не может»[7]. Иными словами, СВО, как часть более общей системы борьбы и выживания, должна рассматриваться именно как часть стратегии и стратегического планирования России, имеющих более масштабные и долгосрочные задачи. В этой связи важно подчеркнуть, что, во-первых, именно такая взаимосвязь вопросов безопасности и социально-экономического развития была сформулирована в последней редакции СНБ РФ от 3 июля 2021 года.

Во-вторых, весь ход СВО и развития России в те месяцы иллюстрировал сохранение стратегического курса России, намеченного в 2021 году в прежней редакции СНБ[8]. Общественно-политическая и экономическая жизнь России не была целиком «замкнута» на СВО (хотя многие за это и упрекали). СВО была важнейшей, но только частью политики В.В.Путина и его правительства, важнейшими элементами которой стали усилия по опережающему технологическому и социальному развитию страны. В этом смысле задачи ВС и ОПК России вытекали не только из задачи СВО, но и задач социально-экономического, технологического и культурно-образовательного развития страны, главным приоритетом которых стало развитие национального человеческого капитала (НЧК)[9].

Кстати, именно качество НЧК стало главной проблемой в ходе реализации СВО не только в ВС (личного состава и командования), но и ОПК, где производство было ограничено в максимальной степенью качественными человеческими ресурсами.

Вместе с тем, очевидно и то, что как оценки международной (МО) и военно-политической обстановки (ВПО), так и стратегии национальной безопасности, которые была незадолго до этого утверждены В.В. Путиным, вместе с другими документами стратегического планирования (СП), стали быстро устаревать.[10]  То, что было подготовлено в СНБ для силового противоборства с Западом в 2021 году, уже не вполне соответствовало характеру этого противоборства после начала СВО в феврале 2022 года, который стремительно трансформировался в военное противоборство с широкой западной военно-политической коалицией.  «Переходный период» в развитии базового сценария ВПО, в рамках которого существовало несколько вариантов, сменился с одного варианта – преимущественно силового не военного, когда основным инструментом силовой политики были санкции, - на военно-силовой вариант для России[11].  Это,  естественно, непосредственно отразилось фактически на стратегическом планировании (СП),[12]  когда потребовались дополнительные военно-промышленные и человеческие ресурсы, и нормативных положениях  СНБ РФ[13],  но, пока, что,  не было реализовано политически и не было формализовано в каких-либо документах и, главное,  общественном сознании. В.В. Путин не пошел по пути концентрации власти и всех национальных ресурсов в руках некого Государственного Комитета Обороны (ГКО), как это сделал И.В. Сталин. Он стремился сохранить «мирную» политическую модель и алгоритм управления страной, добавив минимум мероприятий по силовому противодействию, прежде всего, в гуманитарной и информационной области[14].

Все решения руководству страны после начала СВО приходилось принимать в рамках рабочего «тандема»  - Правительства – Федерального собрания, - но в оперативном режиме. Как подчеркнул В.В. Путин в июле 2022 года, «Отдельно отмечу, что с учётом быстро меняющейся ситуации Госдума вместе с Правительством вела постоянную до настройку и целой линейки мер по поддержке базовых отраслей российской экономики и трудовых коллективов предприятий, включая сегмент малого и среднего бизнеса, IT-индустрию, другие важнейшие сферы. В итоге,- сказал президент РФ,-  нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, что чрезвычайно важно для экономики, поддержать занятость, нормальный ритм розничной торговли и в целом хозяйственной жизни в регионах, основные транспортно-логистические цепочки, расширить свободу предпринимательской деятельности и усилить защиту бизнеса от чрезмерного административного давления и необоснованного уголовного преследования»[15].

Иначе говоря, специальная военная операция на Украине радикально изменила не только состояние ВПО, но и фактически повлияла на многие утвержденные до неё положения СНБ, которые, естественно, не нашли пока что формально-нормативного отражения до лета 2022 года, хотя фактические изменения произошли не просто глубокие, а  принципиальные.  Прежде всего, в области военного строительства, экономики и производства ВВСТ, которое потребовалось в больших масштабах. Но не только. В финансовой и экономической областях, промышленном производстве потребовались срочные и радикальные решения, которые во многом противоречили предыдущему экономическому курсу[16].

Еще глубже произошли перемены в ментальной и психологической области, которые потребовали пересмотра принципиальных политических и ценностных положений, культивировавшийся либералами с конца 80-х годов. Особенно ярко это выразилось в международной области, где произошел по существу разворот от политики, ориентированной на Запад, на политику, ориентированную на другие (кроме Запада) политические и географические азимуты. Так, неожиданно сильными оказались влияние и агрессивность нацистских организаций на Украине и русофобских – в Европе, что, естественно, не нашло своего отражения в утвержденной летом 2021 СНБ РФ (хотя впервые там и было указано на растущее значение институтов национального развития)[17].

Надо признать, что в качестве извинения для российской власти, существующий уровень стратегического планирования (СП) в последнее десятилетие пришлось создавать практически заново: рыночные реформы уничтожили не только институты планирования  СССР, но и создали сильное предубеждение у части правящей российской элиты против стратегического планирования как  механизмов государственного управления вообще. В частности, СП либерально-демократической России практически игнорировало приоритетов развитии таких эффективных средств силового противоборства как институты развития человеческого потенциала (ИР НЧК), который был признан ведущим приоритетом только в СНБ 2021 года. В области СП в ВС и ОПК России в самые последние годы удалось только отчасти компенсировать этот провал объективными потребностями долгосрочного планирования в строительстве ВС, а также благодаря личному участию президента, министра обороны и секретаря Совета Безопасности, в частности, регулярным встречам[18] президента с руководителями ВС и ОПК[19]. СВО, начавшаяся в феврале 2022 года, очень быстро продемонстрировала, что качество человеческого капитала и его институтов для эффективности ВС и ОПК имеет решающее значение[20].

 

______________________________________

[1] Стенограмма встречи В Путина с руководством Госдумы и лидерами фракций /Президент. Ру.8.07.2022 // http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-rukovodstvom-gosdumy-i-glavami-frakcii-07-07-2022.htm

[2] ТАСС, 22 июля 2022 // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15282415

[3] Откровенное давление Д. Трампа на КСУ во время его визита в июле 2022 года закончилось практически ничем.

[4] Вучич назвал конфликт на Украине почти мировым / РБК, 14.07.2022 // https://www.rbc.ru/politics/14/07/2022/62cf58589a7947c4375f068c?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[5] Половинин И. Египет, Турция и Саудовская Аравия решили вступить в Брикс /Лента.ру.,14.07.2022//https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/07/14/18123878.shtml?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[6] Свечин А.А. Стратегия. М.-СПб., 2003, с. 110.

[7]Свечин А.А. Стратегия. М.-СПб., 2003, с. 111.

[8] Необходимость такого синтеза я многократно подчеркивал в самых разных работах, начиная с конца 80-х годов, но особенно настойчиво уже в последние два десятилетия. См., например: Подберёзкин А.И. Стратегия национальной безопасности России в XXI веке. М.: МГИМО-Университет, 2016.- 338 с.

[9] Эта острейшая проблема стояла перед стратегическим планированием в России с 90-х годов. См., например: Батанов А.С., Зоркальцев В.И., Подберезкин А.И. Роль институтов гражданского общества и потенциала человеческой личности как возрастающего фактора ускорения социально-экономического развития России.- М.: Русская консалтинговая группа, 2005.- 295 с.

[10] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 г.// https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf; а также: Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации № 633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» / http://www.kremlin.ru/acts/news/67074.

[11] Подберёзкин А.И. НАТО – основа проамериканской военно-политической коалиции // Обозреватель, 2022, №3-4, СС. 5-25.

[12] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография /В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой.- М.: КНОРУС, 2022.- 332 с

[13] Подберёзкин А.И. В Вашингтоне мыслят старыми стереотипами / Красная Звезда, о4.04.2022 //http://redstar.ru/v-vashingtone-myslyat-starymi-stereotipami/

[14] Серая «мелких» шагов ФС РФ, Генеральной прокуратуры и министерства юстиции практически обеспечила контроль над внешними информационными ресурсами без ущерба к доступу информации. См.: Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография.- М., 2022.- 336 с.

[15] Стенограмма встречи В Путина с руководством Госдумы и лидерами фракций /Президент. Ру.8.07.2022 // http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-rukovodstvom-gosdumy-i-glavami-frakcii-07-07-2022.htm

[16] Так, новый вице-премьер Д. Мантуров откровенно сказал о смене экономической и промышленной политики сразу же после своего назначения.

[17] Боброва О.В., Байрузин Р.Н., Подберёзкин А.И., Новикова К.Я. Роль институтов развития человеческого капитала в качестве средств силовой политики в современной стратегии национальной безопасности: правовые и политологические аспекты: монография.- М., 2022.- 336 с.

[18] Такие встречи президента РФ проходили регулярно, как минимум, дважды в год. Что немаловажно, эти встречи происходили максимально изолировано от повседневной текучки, в резиденциях, с участием представителей видов и родов войск, крупнейших корпораций ОПК и КБ.

[19] Созинов П.А. Интервью генеральным конструктором – заместителям генерального директора «Концерна ВКО «Алмаз-Антей»// Корпоративная газета «ВКонцерне», №11 (34), 2021, С.1.

[20] Примечательно, что на ряде предприятий ОПК РФ, в частности, Концерна ВКО «Алмаз-Антей» во втором десятилетии, т.е. задолго до начала СВО, были предприняты максимально возможные и масштабные (порой, революционные) меры по быстрому увеличению качества и количества НЧК. Не смотря на это, именно недостаток квалифицированных кадров, а не финансирование, и даже недостаток оборудования, стал главной проблемой для предприятий ОПК после начала СВО.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован