22 ноября 2004
3585

Подготовлен очередной Доклад о развитии человеческого потенциала в России

Презентация Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год, озаглавленного "На пути к обществу, основанному на знаниях", состоялась 18 ноября в Научном парке МГУ в Москве.

Данный доклад является уже девятым национальным докладом о развитии человеческого потенциала, подготовленным группой российских экспертов по заказу Программы развития ООН (ПРООН). "Экономика, основанная на знаниях, и образование - вот сквозные темы всего доклада, - отметил в ходе презентации доклада руководитель авторского коллектива профессор Сергей Бобылев. - Это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности".

Авторы доклада констатируют, что Россия имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям; эти возможности обусловлены высоким образовательным потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. Тормозом, сдерживающим продвижение страны в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды, а именно низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры.

Автор первой главы доклада "Национальная инновационная система (НИС) - основа экономики знаний России" Александр Дынкин отмечает, что в России НИС переживает сложный процесс адаптации в рамках перехода от полностью государственной, плановой экономики к рыночной. Резкое сокращение всех видов бюджетного финансирования, прежде всего оборонного заказа, происходит на фоне неспособности предпринимательского сектора в условиях противоречивости и незавершенности процессов приватизации приступить к серьезным инновационным проектам, подчеркивается в докладе. Российская наука удерживает свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отрыв в реализации результатов, уровнях технологического развития, эффективности государственной и инновационной политики от развитых стран сохраняется.

Как подчеркивает автор главы, национальные цели в инновационной сфере состоят в увеличении производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии инновационного предпринимательства. В данный момент 50-60% российской экономики основано на сырьевой отрасли, а нужно развивать высокотехнологичное производство, отметил, представляя доклад, постоянный координатор системы ООН в РФ, постоянный представитель ПРООН в РФ Стефан Василев. Для этого необходима новая налоговая политика в отношении высокотехнологичных отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию внутреннего спроса, подчеркивается в докладе.

Во второй главе "К экономике, основанной на знаниях", автором которой является Валерий Макаров, указывается на целый ряд факторов, тормозящих развитие России: приоритет развития сырьевого сектора, не сопряженного с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний; чрезмерное сокращение оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены многие российские высокие технологии.

Научно-технический потенциал России еще остается достаточно мощным, однако уровень поддержки и использования знаний значительно уступает среднемировому и среднеевропейскому, констатирует автор. Как подчеркнул С.Василев, "у России есть огромный научный и человеческий потенциал, но он не является полностью востребованным и изо дня в день уменьшается". В этой сфере крупные компании должны научиться патронировать и создавать малые компании и предприятия, а государство - создать благоприятную правовую, организационную и экономическую среду, отмечается в докладе.

Процессы доходной и социальной дифференциации рассматриваются в третьей главе "Экономический рост, доходы и социальная дифференциация", написанной Татьяной Малевой. Так, в 2003 году, первом году реального роста доходов населения, произошло заметное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, но одновременно индикаторы доходного неравенства приблизились к уровням неблагополучных 1997-1999 гг., когда они достигали максимального значения.

Демографическая составляющая человеческого потенциала России вызывает все большую тревогу, отмечается в четвертой главе "Могут ли знания заменить людей?", автором которой является Анатолий Вишневский. Население России непрерывно убывает. Отчасти компенсировать негативные последствия этого можно повышением качества человеческого потенциала - улучшением здоровья, увеличением продолжительности жизни, ростом уровня образования и совершенствованием его структуры, отмечается в докладе, но для этого необходимо решить ряд проблем в сфере охраны здоровья и образования. В то же время, история последних десятилетий показала, что снижение смертности только за счет внедрения достижений медицинской науки имеет свои границы; когда эти пределы достигнуты, для дальнейшего успеха нужны подвижки социального плана, отмечается далее. Необходимы меры, направленные на стабилизацию численности населения или хотя бы замедление ее убыли. Реальный ресурс - это иммиграция, поэтому необходимо выработать обоснованную стратегию приема иммигрантов и обеспечить их интеграцию в российское общество - на это обратил внимание, представляя доклад, Стефан Василев. По мнению авторов доклада, эту проблему можно решить, в частности при использовании каналов непрерывного образования, содействующего интеграции вновь прибывающей рабочей силы в экономику России.

Пятая глава (автор Андрей Полетаев) "Образование и рынок труда" рассматривает, в частности, так называемое третичное образование (высшее профессиональное) - фундамент современного экономического развития, основанного на знаниях. Образовательный уровень населения страны достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире, однако высокие количественные индикаторы образования пока не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения.

Устойчивое развитие России невозможно представить без экономически сильных регионов и проведения эффективной региональной политики, подчеркивается в шестой главе "Человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России" (автор Александр Саградов). Для оценки влияния, оказываемого знаниями на уровень материального благосостояния в регионах России, был разработан индекс развития интеллектуального потенциала. Лидирующие позиции по этому индексу принадлежат регионам, обладающим наиболее густой сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская и Томская области) или наукоградами (Московская, Нижегородская и Калужская области).

Именно интеллектуальный капитал как основа богатства современного общества, определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития, подчеркивается в докладе. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала; эти виды капитала взаимодействуют друг с другом, поэтому недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. В стране имеются огромные резервы для бурного роста интеллектуального капитала: накоплен значительный человеческий капитал, однако две другие части - организационный и потребительский развиты недостаточно. При этом передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом, в то время как у многих предприятий он остается незначительным.

В восьмой главе "Отношение общества к знанию", написанной Владимиром Николаевым, отмечается, что в целом в российском обществе наблюдается двойственное отношение к знанию. С одной стороны, очень высоко ценится наличие диплома, с другой стороны, престиж знания как такового низок. Хорошее образование ценится прежде всего как необходимое условие повышения социального статуса, карьерного роста и роста материального благосостояния, при этом значимость знания как такового отодвигается на второй план. В то же время образование и наука должны стать приоритетными сферами государственных финансовых вложений.

regnum
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован