Полгода назад Президент России Владимир Путин в родном городе устроил разнос чиновникам за подготовку к 300-летию Петербурга. Точнее, за неподготовку. Особенно влетело за простой на восстановлении Кировско-Выборгской линии метро - работы были остановлены еще в апреле, деньги итальянскому подрядчику перечислялись нерегулярно, а после резкого доклада ректора Санкт-Петербургского Горного института, руководителя рабочей группы Координационного совета по мониторингу технического и экономического состояния опасных производственных объектов при полномочном представителе Президента РФ на Северо-Западе Владимира Литвиненко оказалось, что сама технология работ является весьма спорной. В результате, Владимир Путин дал поручение Госстрою отдельно разобраться в том, что происходит на участке "Размыв" петербургского метрополитена.
Разбирались почти четыре месяца - создали солидную комиссию из 22 человек, организовали ее выезд на место, потом члены комиссии еще несколько раз встречались в Москве для обсуждения ситуации В конце концов, в октябре было принято решение провести испытания и начать работу в подземелье, а в начале декабря горно-проходческий комплекс (попросту говоря, щит) опять встал. И снова специалисты разбираются в том, что произошло, версии чиновников городской администрации и ученых опять противоречат друг другу, из Франции спешно вызваны специалисты-водолазы, подготовленные для работы в условиях высокого атмосферного давления. А по поводу причин остановки по городу гуляют слухи - один нелепее другого... Неужели нельзя было всё это предусмотреть?!
Вряд ли кто-то возьмется уверенно ответить на этот вопрос, но российские ученые предупреждали, что все может плохо кончиться. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической механики Санкт-Петербургского Государственного университета путей сообщения Дмитрий Астафьев сказал в беседе с журналистами, что "еще при утверждении проекта строительства нового участка петербургского метро в зоне "размыв" не была проведена профессиональная экспертиза документации с привлечением ведущих российских научных центров". По словам Дмитрия Астафьева, когда петербургские ученые (специалисты университета путей сообщения и Горного института) обращались в администрацию Санкт-Петербурга и другие инстанции с просьбой показать проект и привлечь наш опыт к выбору наиболее рационального проекта, дальше частных бесед чиновников с отдельными профессорами дело не шло...
А ведь на заседаниях высокой государственной комиссии при Госстрое ученые из разных научно-исследовательских институтов били тревогу.
Из протоколов заседания комиссии Госстроя РФ.
26 июля. "Специалисты Санкт-Петербургского Горного института - профессора В. Трушко и Р. Дашко - выразили серьезные сомнения в правильности применяемых методов проходки и устройства тоннеля, так как не проведены необходимые расчеты на развитие деформаций тоннеля в процессе его эксплуатации...". Директор НИЦ "Тоннели и метрополитены" В. Меркин: "Изначально давались отрицательное заключение о принятой схеме устройства обделки тоннелей...". Первый вице-президент ОАО "Метрогипротранс" А. Спирин: "Необходимо разрабатывать новый проект тоннеля в зоне "Размыв".
5 сентября. Проректор Горного института В. Трушко: "Программа испытаний не позволяет оценить безопасность и надежность эксплуатации тоннеля в зоне "Размыв".
18 сентября. Ученые В. Ильичев, В. Меркин, А. Спирин: "Окончательную оценку эксплуатационной надежности обделки (можно) выполнить по результатам изучения расчетов итальянской стороны и дополнительных исследований по учету неоднородности геологического строения массива и динамического воздействия поездов метрополитена на деформации конструкции тоннеля".
И почти в самом начале работы - 26 июля - высокая комиссия сделала вывод, который с тех пор никто не пересматривал: "Решение, реализуемое в настоящее время, не обеспечивает должного уровня безопасности, как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации".
Тогда почему были разрешены испытания горно-проходческого комплекса и возобновлены работы на "Размыве"?
От руководителей госкомиссии теперь сложно получить ответ. Совсем недавно в главном строительном ведомстве страны поменялся руководитель, а только что назначенный председатель Госстроя Николай Кошман побывал в петербургском подземелье, за два часа оценил обстановку и на пресс-конференции бурно расхвалил всё происходящее. Аккурат накануне остановки щита...
В ОАО "Метрострой", которое является генподрядчиком строительства, журналистов убеждают, что на "Размыве" произошла совершенно рядовая ситуация, которая будет "вот-вот" устранена. А в Комитете по транспорту администрации города - заказчике работ - говорят, что проводить мониторинг горных пород, который требовали ученые, просто невозможно, так как надо делать слишком много скважин.
Ректор Санкт-Петербургского Горного института, член госкомиссии Владимир Литвиненко утверждает, что многие предложения комиссии были учтены, однако после очередной внеочередной остановки работ на "Размыве" никто из членов комиссии не был приглашен ни в администрацию города, ни в ОАО "Метрострой". Ученые снова остались один на один со своими прогнозами и тревогами, хотя никто не отрицает, что в таких гидрогеологических условиях, как петербургский "размыв", ни российским, ни иностранным специалистам работать еще не приходилось.
...12 декабря французские специалисты намерены отправиться в подземелье, чтобы выяснить, что же все-таки там произошло неделю назад. Чиновники говорят, что работа им предстоит нелегкая, порой даже опасная для жизни. А еще говорят, что ответственность за новый простой лежит на плечах итальянского подрядчика - фирмы "Импреджилло". Разбирательство же вокруг сакраментального (отнюдь не технического!) вопроса - "кто оплачивает простой?" произойдут только после окончания проходки. Таковы условия контракта. Который, кстати, видели совсем немногие люди, хотя расходуются бюджетные деньги, а значит каждый честный налогоплательщик имеет право заглянуть в эти документы.
Напомним, что общая стоимость работ по восстановлению Кировско-Выборгской линии метрополитена г. Санкт-Петербурга оценивалась в 5 млрд. 45 млн. рублей. По данным финансовых органов на 1 января 2002 года, от этой суммы оставалось 1 млрд. 628 млн. руб. - остальное было потрачено на проектно-изыскательские работы, разработку технико-экономического обоснования, начальный этап работ и т.д. В нынешнем году предполагалось выделить на восстановление линии 930,4 млн. руб. - 257 млн. из федерального бюджета и 672,9 млн. из городского. По данным на 1 ноября 2002 года, израсходовано было лишь 520,5 млн. руб. - 212,5 млн. федеральных рублей и 308 млн. из петербургской казны. Получается, что 400 млн. рублей "зависли" из-за регулярных и долгих простоев.
Так что деньги есть, иностранные партнеры прибыли, ученые - специалисты как по горным породам, так и по подземным и надземным конструкциям, вовсю предлагают свой опыт и помощь - осталось только продолжить работы, взяв на себя ответственность за принятие решения. И будучи готовым эту ответственность нести при "разборе полетов" на любом уровне.
Глеб Сергеев, Оксана Чернышева, ИА "Росбалт"
Росбалт, 11/12/2002