24 марта 2005
3933

Пока горит запал

Федор Лукьянов



Москва не спешит вмешаться в киргизский конфликт в качестве арбитра и переговорщика, ограничиваясь осуждением оппозиционеров и предостережениями в адрес западных "игроков".

Накануне первого тура киргизских выборов один видный американский аналитик, изучающий постсоветское пространство, с энтузиазмом объяснял мне важность волеизъявления в этой центральноазиатской стране. По его мнению, Киргизия существенна даже не столько сама по себе, а как своего рода "запал", от которого революционно-демократическое пламя загорится в соседнем Казахстане. Казахи - гордый и самостоятельный народ, не сомневался мой собеседник, и если киргизам удастся освободиться от кланового антидемократического режима Акаева, то жителям Казахстана, страны куда более продвинутой во всех отношениях, будет просто стыдно, что они терпят авторитарную систему у себя.



Похоже, что с ролью запала Киргизия действительно справляется, но только вместо факела демократии от него может возгореться совсем другой огонь.

Трудно представить себе, чтобы дестабилизация обстановки в одном из самых взрывоопасных регионов Центральной Азии, где застарелые этнические противоречия перемешаны с глубочайшими социальными проблемами и все это помножено на фактор радикального исламизма, привела к очередной "разноцветной революции" по грузинскому или украинскому сценарию. Образец вспоминается совсем другой - Таджикистан эпохи гражданской войны 1992-1997 годов.

Выступая с лекцией в Москве полтора года назад, в октябре 2003 года, президент Киргизии Аскар Акаев, физик по образованию, сравнил геополитическую ситуацию в Центральной Азии "с системой из трех тел и сопутствующих дискретных локальных элементов, которую можно описать при помощи хорошо известного математикам динамического уравнения". Под тремя телами подразумевались Россия, Соединенные Штаты и Китай, под локальными элементами - собственно центральноазиатские страны, включая Киргизию. "Подобное уравнение, - заметил оратор, - имеет множество решений". Из дальнейших рассуждений следовало, что приоритет в выборе того или иного решения по праву принадлежит России, которая, как патетически заключил киргизский лидер, "дана нам Богом и историей".

В нынешнем случае скорейшее мирное решение "уравнения" соответствует интересам всех - России, США, Китая, не говоря уж о непосредственных соседях.



На самом деле, совершенно непонятно, с чем связана поразительная пассивность тех самых "тел", международного сообщества и прежде всего России, перед лицом очевидного политического кризиса в Киргизии.

Звучат довольно вялые предложения о посредничестве, однако влезать в малопривлекательную клановую разборку, начало которой положили сомнительно подсчитанные выборы, похоже, никому не хочется. А ведь именно сейчас, пока противостоящие группы еще не перешли "точку возврата" и события не начали развиваться по собственной логике, нужна активная, опережающая дипломатия, принуждение сторон к диалогу. Кто из внешних сил возьмет на себя инициативу - не столь важно, был бы результат. И об "игре с нулевой суммой" здесь не может быть даже речи: либо конфликт будет решен мирно и выиграют все, либо он превратится в кровавую неразбериху с непредсказуемыми последствиями и все проиграют, причем по-крупному. Более того, с учетом данного совпадения интересов решение киргизского "уравнения" могло бы стать, наконец, примером того самого выгодного для всех взаимодействия России и западных держав на постсоветском пространстве, о необходимости которого постоянно говорят.



Очевидно, что Москва имеет наибольшие возможности для того, чтобы содействовать стабилизации в Киргизии.

В активе России - успешное урегулирование сложнейшего конфликта в Таджикистане; она, в отличие от западных держав и организаций, обладает уникальным опытом деятельности в этом деликатном регионе, Россию там по-прежнему воспринимают всерьез и достаточно позитивно. На сегодняшний день за благосклонность Кремля борются и официальный Бишкек, и лидеры оппозиции, что создает благоприятные возможности для активного посредничества. Запад же, резко критикуя Акаева за прошедшие выборы, настороженно относится и к его противникам. Так, представитель ОБСЕ возложил на оппозиционеров ответственность за наведение порядка на юге страны. А заявления экс-премьера Бакиева о возможности отделения южных областей Киргизии заставили вздрогнуть многих в Белом доме и госдепартаменте США: неконтролируемые анклавы на территории, более всего напоминающей пороховую бочку, - последнее, что нужно сейчас завязшим на большом Ближнем Востоке американцам.

Однако вместо того, чтобы, заняв позицию непредвзятого, но вполне жесткого брокера, немедленно направить в Бишкек и Ош самых профессиональных и опытных дипломатов, Москва ограничивается общими заявлениями с осуждением оппозиционеров и предостережениями в адрес западных "игроков".



Между тем нынешняя коллизия - едва ли не решающий, а может быть, и последний тест на способность России играть роль ведущей державы на постсоветском пространстве.

Возможно, Кремль так и не оправился от украинского шока и просто боится снова промахнуться, неудачно вмешавшись. Но если Москва и далее будет медлить, возникший вакуум влияния все равно заполнится, поскольку, как ни хотелось бы прочим "телам", отсидеться в стороне не удастся. На территории Киргизии размещена американская военная база, и игнорировать происходящее Вашингтон не сможет. Стоит ожидать довольно скорого прибытия в Бишкек кого-то из заместителей госсекретаря США, который найдет возможность надавить на Акаева. Не хотелось бы вновь увидеть ситуацию, когда российская дипломатическая роль сведется к посылке в киргизскую столицу борта для вывоза еще одного утратившего власть лидера, а в Москве после этого всколыхнется очередная волна заклинаний о сжимающемся "кольце врагов".



Кстати, если Россия не проявит инициативу, возможно появление и еще одного кандидата в посредники - Казахстана.

Ясно, что Астане глубоко небезразлично то, что происходит у этнически и культурно близких соседей. При всем весьма критическом отношении Запада к президенту Назарбаеву Казахстан в США, например, воспринимают всерьез, как страну влиятельную и динамично развивающуюся. Содействие в киргизском урегулировании, если таковое будет оказано Астаной, будет по достоинству оценено в Вашингтоне. А в том, что геополитические амбиции Нурсултана Назарбаева выходят далеко за рамки собственной страны, сомнений нет. Не случайно он, как с удивлением обнаружил как-то Владимир Путин, считает именно Казахстан, а не Россию носителем евразийского духа и ядром потенциального евразийского объединения. Впрочем, перспектива того, что Казахстан сможет стать лидером азиатской части СНГ, пока весьма туманна: у Ташкента, например, на этот счет свое мнение. А вот перспектива утраты влияния Москвой может приобрести более отчетливые очертания.

Gazeta.Ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован