В 1995-1996 годах в области развернулась борьба вокруг поста главы областной администрации. Владимир Бабенко, бывший с 11 декабря 1991 года исполняющим обязанности главы администрации, а с 23 декабря 1992 года занимавший должность главы администрации, не проявлял себя как активный руководитель. До назначения на этот пост Бабенко работал главным врачом областной больницы и не имел руководящего опыта. К тому же он не был связан с какой-либо политически и экономически влиятельной группой в области; назначение главой администрации объясняется тем, что Бабенко был в 1990-1993 годах российским депутатом и в 1991 году поддержал Ельцина во время августовского путча. Местные политики, среди которых наиболее влиятельны были представители левых организаций, инкриминировали Бабенко даже не подчинение интересов области интересам центра, а просто бездеятельность. При этом левые оппоненты называли Бабенко ширмой для деятельности его окружения, в котором наиболее заметную политическую роль играла еще один бывший депутат России Людмила Кудинова, занимавшая пост первого заместителя главы администрации области и курировавшая социальные вопросы. Кудинова занимала ярко выраженные демократические позиции. Текущей хозяйственной жизнью области занимался другой первый заместитель Бабенко Олег Бетин, ранее работавший первым секретарем Котовского горкома КПСС. Бетин по результатам работы получил репутацию прагматика и почти не подвергался критике со стороны левых.
Прошедшие в 1993 году выборы в Совет Федерации РФ показали малую популярность областного руководства в подведомственной ему области: ни Бабенко, ни Кудинова, ни Бетин депутатами стать не смогли. Победу одержали представители лево-патриотического объединения "Русь", объединившего всю оппозицию при главенстве коммунистов, - председатель распущенного облсовета Александр Рябов и экс-председатель Тамбовского горисполкома Павел Горбунов. Оба избранных депутата Государственной Думы от области также представляли "Русь" и КПРФ.
Представители блока одержали победу и на выборах в областную Думу в марте 1994 года, получив вместе с сочувствовавшими более половины мест; официально было избрано 9 представителей объединения "Русь", из них 7 членов КПРФ. "Русь" победила и в областном центре, в том числе и на одновременных выборах в Тамбовскую городскую Думу, где члены объединения получили 13 мест из 16. В Думе администрация могла рассчитывать только на избранных туда глав местных администраций и двух-трех независимых депутатов. Подобная ситуация сложилась и Тамбовской городской Думе, где, впрочем, в минимальном количестве наличествуют и демократы. В то же время выборы мэра Тамбова (таково официальное название должности главы администрации) принесли успех выдвиженцу Союза Демократических организаций (СДО), уже исполнявшему обязанности мэра города с 1992 года Валерию Ковалю (до избрания мэром - лидер местной "ДемРоссии", член РПРФ и неформальный лидер СДО).
Сосуществование оппозиционно настроенной представительной власти и более (Коваль) или менее (Бабенко) "демократических" руководителей исполнительной привело к многочисленным конфликтам, проявившимся в области, может быть, более ярко, чем где-либо еще на территории России. Острота политической борьбы в области объясняется большой силой левых и национал-патриотов в этом одном из самых депрессивных регионов России (по данным 1995 года, область делила последнее место по уровню жизни среди субъектов Российской Федерации с Кабардино-Балкарией).
Бабенко, не наладивший контакта с прежним, распущенным в 1993 году облсоветом, не смог обрести взаимодействия и с новым органом представительной области. Впрочем, это было неудивительно, поскольку избранный председателем этого органа бывший председатель облсовета Рябов был одним из авторов направленного 5 апреля 1994 года в адрес Совета по кадрам при Президенте РФ коллективного обращения с просьбой назначить выборы главы администрации области. Это письмо было подписано также другими депутатами Федерального Собрания, избранными от Тамбовской области в 1993 году, а также Советом Федерации профсоюзов области, Аграрным Союзом области, Ассоциацией промышленных предприятий и Общественным объединением избирателей "Русь", имевшим "контрольный пакет" в Облдуме.
Отношения между исполнительной и представительной властями приняли характер жесткой конфронтации. Ситуацию для Бабенко осложнило и то, что его противники обнаружились внутри самой администрации. Исходя из итогов выборов 1993-1994 годов и считая Бабенко неспособным изменить ситуацию и настроения в области, Кудинова, возглавившая летом 1994 года местное отделение "Демократического выбора России", начала добиваться в Администрации Президента снятия Бабенко с должности и замены его на более сильную фигуру, способную противостоять влиянию коммунистов. Это вызвало обострение отношений внутри областной администрации, результатом чего стала отставка одного из "демократов" администрации А.Синельникова, а затем и самой Кудиновой. Последнее увольнение произошло с подачи коммунистов, развязавших кампанию по "разоблачению" якобы имевших место непорядков в областном Фонде социальной поддержки населения.
Воспользовавшись случаем и не дожидаясь решения контрольных органов, Бабенко 20 декабря 1994 года уволил Кудинову с негативной формулировкой. Впоследствии Контрольное управление при Президенте РФ в акте проверки указало, что увольнение Кудиновой было произведено без достаточных оснований.
Тем временем Областная Дума в декабре 1994 года приняла Устав области, где права главы администрации были сильно урезаны. В частности, он был лишен права утверждать или не утверждать принимаемые Думой нормативные акты. Этот документ вызвал недовольство Бабенко, который направил ходатайство в Конституционный Суд с просьбой о проверке соответствия Устава установленному в Конституции принципу разделения властей. В то же время, считая Устав незаконным, глава администрации занял половинчатую позицию, признавая принятые Думой без его утверждения акты действительными. Прием с использованием нормативных документов в целях ущемления исполнительной власти был опробован и в масштабах города Тамбова, где городская Дума также приняла "Временные правила", в соответствии с которыми мэр лишался значительной доли своих полномочий и мог в любой момент быть смещен решением представительного органа. Коваль, в отличие от Бабенко, занял более решительную позицию и отказался исполнять решения Думы до рассмотрени вопроса о законности действий депутатов судом. В итоге принятый городскими законодателями документ был признан недействительным и полгода работы Думы оказались безрезультатными.
www.panorama.ru
17.09.2007