19 мая 2020
1127

Политика Китая в странах Средней Азии в контексте интересов России в регионе

                                                                                                           Выполнил:

                                                                                                  студент II курса

                                                               факультета международных отношений          

                                                                Гвазава Эдгар (7 академическая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Москва, 2020

Введение 

Экономический и политический подъем Китая последних двух десятилетий стал, пожалуй, одним из  ключевых факторов мировой политики. Фактор поднимающегося Китая критически  важен для соседствующих с ним стран Средней Азии. Желание Китая идти на активное экономическое взаимодействие, готовность вкладывать большие деньги в реализацию нужных странам СреднейАзии проектов постепенно подталкивают элиты стран региона ко все более тесному взаимодействию с большим соседом. Обретение среднеазиатскими республиками независимости в 1991 г. ознаменовало для Китая кардинальное изменение собственного геополитического окружения — вместо советского монолита на карте появилось пестрое многообразие небольших суверенных стран, внутренний и внешний курс которых был не определен, а перспективы развития — тогда еще неясны. Китайское руководство стало рассматривать регион Средней Азии в качестве своеобразного «стратегического тыла» для КНР, в то время как «фронт» внешней политики Китая обращен к морю. В том же десятилетии в Пекине осознали значимость Средней Азии как источника ресурсов для растущей китайской экономики. 

Усиление позиций КНР в среднеазиатском регионе напрямую затрагивает и интересы России. Так как перспективы евразийской интеграции, продвигаемые и Москвой, и Пекином направлены на экономико-политическое структурирование сопредельного регионального пространства вокруг собственного ядра. Существует как минимум два подхода к оценке взаимодействия евразийского интеграционного проекта с китайскими экономическими инициативами в регионе. Согласно первой точке зрения, Средней Азия становится территорией, где сосуществуют различные интеграционные проекты, эффективно дополняющие друг друга. Растет и субъектностьсамих государств Центральной Азии, более не являющихся объектами колонизации. Сегодня эти страны активно формируют собственную повестку и в той или иной степени тяготеют к многовекторной политике. Вторая точка зрения подразумевает наличие конкуренции между интеграционными проектами России и Китая. По мнению многих экспертов, создание ЕАЭС отчасти является попыткой ограничить китайскую экспансию в регионе и обеспечить страны постсоветского пространства возможностью перезапустить собственные программыиндустриализации. Эту точку зрения подкрепляет тот факт, что в ЕАЭС весьма осторожно рассматривают идею создания полноценной зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем, за что выступают в Пекине. 

Помимо этого, Россия стремится к единой выработке позиции стран ЕАЭС к экономическому взаимодействию с Китаем, призывая выступать «единым фронтом». Параллельно с этим, Пекин этот «единый фронт» довольно успешно расшатывает, делая ставку на двустороннее сотрудничество с государствами Средней Азии. 

Учитывая высокую значимость региона для обеспечения национальной безопасности, России необходимо внимательнейшим образом анализировать происходящие изменения. В данной работе мне бы хотелось рассмотреть проводимую Китаем политику в Средней Азии и определить те основополагающие цели, с помощью которых России удастся обеспечить в регионе стабильность и безопасность. 

Для начала хотелось бы определить, в чем именно заключаются интересы Китая в регионе. В первую очередь страны Средней Азии являются своего рода буферной зоной между взрывоопаснымАфганистаном и Синьцзян-Уйгурским автономным округом, населенным преимущественно мусульманами и являющимся одним из самых нестабильных регионов страны. Во-вторых, Средняя Азия богата природными ресурсами. Китай, будучи самым крупным в мире потребителем нефти и газа, не может проигнорировать ту энергетическую ценность, которую представляет из себя регион. В-третьих,  Средняя Азия расположена в самом центре Евразийского континента и потенциально является транзитным сухопутным узлом. Обозначенный речью Си Цзиньпина в Назарбаев Университете в 2013 году, «Новый шелковый путь» представляет из себя преобразование всей торгово-экономической модели Евразии. Средняя Азия является неотъемлемой  частью этого мега-проекта. Уже на протяжении нескольких лет Китай активным образом выстраивает необходимую для проекта инфраструктуру в странах Средней Азии.

Однако политика Китая в регионе не ограничивается экономическими методами. Она включает в себя и  многоуровневое военное сотрудничество. Например, с 2002   года КНР проводит военные учения с участием армий стран Средней Азии в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и на двусторонней основе. Так, С 2003 по 2016 год в общей сложности состоялось 39 совместных военных учений китайской армии с подразделениями стран Средней Азии. 

Другим важным элементом во  взаимодействии в оборонной сфере служит обмен опытом и обучение. К примеру, в 2017 году Академия вооруженных сил Узбекистана подписала соглашение о сотрудничестве в сфере военного образования с Университетом национальной обороны НОАК.  

Сотрудничество в военной сфере также включает в себя и финансовую поддержку со стороны Пекина. По официальной статистике, в 2014 году Китай предоставил  Кыргызстану порядка 16 млндолларов на модернизацию вооружений и строительство жилья для кыргызских военных и еще 14,5 млн долларов  в 2017 году. Помощью не был обделен и Казахстан, которому в 2015 году Китай на безвозмездной основе передал 30 тягачей «Цзефан» и 30 большегрузных прицепов на общую сумму в 3 млн долларов. Однако наибольшую поддержку в военной сфере Китай продолжает оказывать Таджикистану.  В 2016 году Китай безвозмездно передал Таджикистану 19 млндолларов на строительство дома офицеров. Также в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области (недалеко от границы с Афганистаном) была построена военная база. В 2016 году также было подписано соглашение о строительстве в Таджикистане семи пограничных застав и тренировочных центров на таджикско-афганской границе. Пекин также выделил гранты и построил в Таджикистане три комендатуры, пять пограничных застав и учебный центр. 

Безусловно, Китай не занимает доминирующее военное положение в регионе. Основным направлением его военной политики в Средней Азии является нейтрализация синьцзянской угрозы. Именно поэтому Пекин активнейшим образом укрепляет свое сотрудничество с Таджикистаном (граничащим с Афганистаном, «очагом нестабильности в регионе» по мнению Си Цзиньпина). Официальным мотивом расширения сферы военного сотрудничества со странами Средней Азии является борьба с терроризмом. На сегодняшний день военный потенциал Китая в регионе весьма ограничен и не угрожает российским позициям.

Далее хотелось бы перейти к направлению,  на котором Китай, пожалуй, преуспел больше всего – торговле. 

На сегодняшний день дальнейшее экономическое развитие стран Средней  Азии все в большей степени зависит от Китая. Наблюдается тенденция упрочнения  связей  экономики  Туркменистана скитайской. Ярчайшим примером может служить тот факт, что Китай на протяжении  трех лет был практически единственным источником притока втуркменский бюджет иностранной валюты. В связи с тем, что в 2016 году «Газпром» и «Туркменгаз» расторгнули  25-летний контракт из-за ценовых споров, Туркменистану пришлось искать новый рынок сбыта газа. Параллельно с тем, пока Ашхабад и «Газпром» судились и договаривались о цене на газ, почти 80 процентов туркменского экспорта было направлено в Китай. Суммарный объем поставленного из Туркмении в Китай природного газа достиг небывалого объема: 252,1 млрд кубометров (по данным на 2019 год). Помимо Туркменистана, Китай развивает торговые отношения и с другими странами региона. По данным таможенной службы КНР за 2019 год совокупный товарооборот Китая со странами Средней Азии составил более 41,7 млрд долларов. 

Однако, несмотря на стремительный рост товарооборота, местное население в самом регионене желает видеть свое государство в слишком сильной зависимости от Китая. Протесты все чаще приводят к реальным последствиям. К примеру, в Казахстане после земельных бунтов 2016 года власти ввели мораторий на продажу земли иностранным гражданам и юридическим лицам с иностранным участием. В Кыргызстане в феврале 2020 года китайская компания из-за протестов отказалась от планов вложить 280 млн долларов на строительство индустриально-торгового логистического центра в Нарынской области. 

В контексте роста опасений местного населения растущей роли Китая, позиции России в регионе упрочняются. На сегодняшний день Москва обладает наибольшим политическим влиянием в регионе, местные элиты как минимум держат Кремль в курсе конфликтов внутри руководства стран. Также необходимо учитывать экономическое влияние России. По данным на 2019 год, совокупный товарооборот России с регионом составляет порядка 25 млрд долларов. В купе с доминирующим военным положением, степень влияния России на происходящие в регионе процессы крайне высока. Однако Россия на современном этапе вряд ли сможет конкурировать с Китаем в экономическом плане, так как структура российской экономики (богатство природными ископаемыми) никогда не сделает из России крупного покупателя среднеазиатского сырья, в отличие от Китая, требующего по мере своего развития все большего количества газа, нефти и минеральных ресурсов, коими богата Средняя Азия.

Таким образом, России на сегодняшний день отводится роль своего рода военного балансира в регионе. Сохранение Россией лидирующего положения в военной сфере соответствует интересам руководств стран Средней Азии, так как дает возможность ограничивать потенциал Китая.

Однако растущее влияние Китая в регионе ни в коем случае нельзя игнорировать. На мой взгляд, для дальнейшего проведения эффективной политики в регионе и обеспечения национальной безопасности, России необходимо предпринять целый ряд мер.

Во-первых, приоритетным должно быть укрепления связей внутри Евразийского экономического союза. Развитие отношений в данной плоскости позволит противостоять чрезмерному влиянию Китая. ЕАЭС должен восприниматься странами-участницами как проект экономической интеграции, а не стремления институционализировать доминирующее положение России в регионе. Только в данном случае получиться развеять все опасения руководств среднеазиатских стран относительно потери суверенитета. Таким образом, развитие ЕАЭС приведет к созданию взаимовыгодной альтернативы китайскому присутствию. Также в рамках ЕАЭС должны реализовывать крупные инфраструктурные проекты, которые будут способны обеспечить новые рабочие и места и развитие целых кластеров экономики. Также считаю необходимым расширение, по возможности, банковского сотрудничества не только со странами ЕАЭС, но и с Узбекистаном и Туркменистаном с целью  улучшения положения во взаимных расчетах и денежных трансфертах.  

Помимо развития интеграционных проектов, России также необходимо больше инвестировать в экономики стран. С целью обеспечения роста российский инвестиций в регион, было бы важно сформировать механизмы государственной  поддержки российских компаний при входе на рынок среднеазиатских стран. 

Россия обладает целым рядом конкурентных преимуществ, которыми не обладает КНР. Одним из преимуществ является культурная близость и отсутствие значимых языковых барьеров. В этой связи, России  нужны новые эффективные проекты в образовании, гуманитарной сфере. Примером провала гуманитарной политики России в регионе может послужить Казахстан. На протяжении многих лет в республике существует программа подготовки кадрового резерва «Болашак», в рамках которой талантливая молодежь из республики получает образование в ведущих зарубежных вузах, прежде всего, западных и китайских. Запущен проект «Назарбаев-Университет», каждый факультет которого создан с привлечением ведущих вузов США и ЕС. Российские вузы практически не участвуют в программе «Болашак» и таким образом не задействованы в формировании будущей политической элиты. Результатом провала уже сейчас является то, что в республике сформировался слой крайне перспективных управленцев, получивших образование в лучших западных вузах. Будучи уже высокопоставленными чиновниками, для многих из них Россия является чуждым, незнакомым государством. Развитие образовательных проектов в регионе является критически значимым. Развитие гуманитарных связей со странами Средней Азии должно быть одной из приоритетных задач во внешней политике России в регионе.

Заключение 

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Россия является, пожалуй, наиболее сильным игроком в регионе. Однако Россия не единственная страна, оказывающая значительное влияние на происходящие в Средней Азии процессы. Растущая роль Китая должна стать импульсом для корректировки, а зачастую и пересмотра проводимой Россией политики. С целью удержания позиций, Москве необходимо стать более гибкой, используя имеющиеся ресурсы для развития «мягкой силы». Развитие гуманитарной политики и экономической интеграции неминуемо приведут к лидирующей роли России в регионе. Исключительно за счет сближения в данных направлениях можно будет выстоять перед растущим потенциалом огромного Китая, который является, пожалуй, маэстро в геоэкономике и будет стремиться к выстраиванию международной инфраструктуры, отвечающей в первую очередь его собственным интересам.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован