03 ноября 2006
2149

ПОЛЯКОВА Татьяна Анатольевна: Построение информационного общества - приоритетное направление международного сотрудничества ( доклад на Международной конференции `ЕVА 2005 Москва`)

На первом Всемирном саммите по вопросам информационного общества, прошедшем в Женеве 10 декабря 2003 г. на высшем уровне, утверждена Декларация принципов, определившая концепцию и основные принципы формирования информационного общества и в соответствии с его решением создана Рабочая группа по управлению Интернет, в состав которой входят представители 40 государств.
Позиция России в сфере формирования Информационного общества представлена меморандумом, подготовленным Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", в соответствии с которым предусмотрена разработка рамочных международных рекомендаций для разработки национального законодательства, регулирующего процессы создания Информационного общества.
24 февраля 2005 г. в Брюсселе подписано Рамочное решение Совета Евросоюза об атаках на информационные системы, в котором особенно подчеркнута необходимость защиты информационных систем и банков данных от преступных посягательств террористических групп и иных преступных организаций. Ситуация, связанная с угрозой срыва процесса создания более безопасного информационного общества и формирования пространства свободы, безопасности и правосудия, как отмечается в Рамочном решении, требует реакции на уровне Европейского Союза.
Вопросы формирования общеевропейского информационного общества стали приоритетными и в процессе создания четырех общих пространств Россия - Европейский Союз.
На прошедшем 10 мая 2005 г. в Москве 15-м саммите Россия - Европейский Союз утверждены "дорожные карты" по четырем общим пространствам Россия - ЕС: общее экономическое пространство; общее пространство свободы, безопасности и правосудия; общее пространство внешней безопасности; общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты.
Необходимый фундамент для согласования указанных документов был заложен в ходе ранее достигнутых договоренностей.
Так, 18 декабря 1997 г. подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.
Еще в мае 2003 г. на прошедшем в Санкт-Петербурге саммите между Европейским Союзом и Россией в рамках Совместного заявления "Трехсотлетие Санкт-Петербурга - три века общности европейской истории и культуры" принято решение об укреплении сотрудничества путем создания четырех общих пространств. В целях поэтапного и методичного формирования указанных пространств сотрудничества предусмотрена выработка соответствующих "дорожных карт".
Необходимость укрепления отношений путем создания четырех общих пространств, признаны Российской Федерацией и Европейским Союзом в Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС, принятом 27 апреля 2004 г. в Люксембурге.
Согласованные на 15-м саммите "дорожные карты" определили приоритетные направления сотрудничества Европейского Союза и России, среди которых необходимо выделить блок вопросов, связанных с формированием информационного общества Россия - ЕС.
Целью Раздела 3.1 "Телекоммуникации, информационное общество и электронная торговля" "Дорожной карты" по общему экономическому пространству определено сотрудничество по созданию общего пространства Информационного общества Россия - ЕС.
В рамках указанной работы предусмотрено формирование диалога Информационное общество Россия - ЕС, включающего механизм консультаций в целях сближения соответствующих политик, стратегий, законодательств и самый лучший опыт, накопленный в секторе информационных коммуникационных технологий (ИКТ), по четко определенным целям, представляющим взаимный интерес; развитие тесной координации политик и инициатив в области стратегий развития ИКТ в рамках национальных целевых программ, таких как федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" и электронная Европа и другие.
Мероприятия по развитию информационного общества содержатся также в шести разделах указанной "Дорожной карты". К ним относятся:
обмен информацией, в том числе между регулирующими органами с целью содействия постепенному сближению соответствующего законодательства (включая техническое регулирование);
укрепление институтов технического регулирования, стандартизации, аккредитации, оценки соответствия, метрологии и надзора;
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), радио- и телекоммуникационное оборудование (в том числе создание механизма консультаций и ведения диалога между регулирующими органами и интенсификация сотрудничества, нацеленного на гармонизацию и сближение законодательства и стандартов);
гармонизация и сближение законодательства России и ЕС;
активизация сотрудничества в области технической методологии;
взаимный доступ к базам данных по тендерам, статистике и т.д. (включающий в себя обмен опытом в создании и использовании баз данных, определении порядка доступа к ним);
использование совместимых компьютерных систем и интегрированных систем передачи данных, используя общие данные и схожие правила, основанные на международных соглашениях (упрощение таможенных процедур);
стандартизация и автоматизация процедур (внешняя торговля).
"Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия состоит из четырех разделов.
Разделом II, посвященным безопасности, предусмотрено обсуждение конкретных мер по борьбе с международным терроризмом в новых областях, таких, как использование сети Интернет в террористических целях и рекомендаций по саморегулированию средств массовой информации.
В части защиты от использования поддельных или похищенных документов, дающих право на пересечение границы (проездных документов) "Дорожной картой" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия предусмотрены мероприятия по изучению возможности использования национальными правоохранительными органами, в соответствии с Уставом Интерпола, базы данных Интерпола по утерянным и украденным незаполненным и выданным проездным документам.
Следует отметить, что Российской Федерацией принимаются активные меры, направленные на повышение защищенности документов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации, дающих право на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации.
В рамках указанной работы распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2004 No 439-рп образована Межведомственная рабочая группа по подготовке введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения, в том числе с использованием паспортно-визовых технологий документирования личности с использованием биометрической информации. Ведется работа по разработке проекта указа Президента Российской Федерации "О выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации", проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации" и ряда других.
Рассматривается также возможность передачи информации, имеющейся в соответствующих национальных базах данных об утерянных и похищенных, выданных и незаполненных проездных документах, для пополнения базы данных Интерпола. Планируется также изучить возможности обмена информацией о введении биометрических данных в проездные документы.
В рамках реализации "Дорожной карты" в настоящее время идет подготовка к заключению очередного соглашения между Европолом и Россией о защите информации в целях обмена персональными данными.
Важным шагом к заключению указанного соглашения между Россией и Европолом является подготовка к ратификации Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года, что в свою очередь включает целый комплекс подготовительных мер, таких как: принятие федеральных законов "О защите персональных данных", "Об информации, информационных системах и защите информации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, относящиеся к различным отраслям права.
В качестве промежуточного этапа перед заключением соглашения между Россией и Европолом предложено активизировать в действующих правовых рамках обмен информацией, относящейся к терроризму и организованной преступности, между правоохранительными ведомствами России и стран - членов ЕС, а также Европолом, в том числе путем использования сети офицеров связи России и ЕС.
Особенную актуальность в процессе построения информационного общества приобретают вопросы противодействия использованию компьютерных систем в преступных целях.
Конвенция Совета Европы о преступлениях в сфере компьютерной информации, подписанная 23 ноября 2001 г., направлена на повышение эффективности уголовных расследований и процессуальных действий в отношении уголовных преступлений, связанных с компьютерными системами и компьютерными данными.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции неизбежно приведет к внесению изменений в российское уголовное законодательство, связанных, в первую очередь, с дополнением Уголовного кодекса Российской Федерации отсутствующими в настоящее время составами преступлений: противозаконный перехват данных; изготовление, использование, либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной информации; дополнить статью 242 Уголовного кодекса Российской Федерации нормой об ответственности за производство или распространение порнографических предметов с изображением несовершеннолетних.
Кроме того, Конвенция предусматривает уголовную, гражданскую или административную ответственность юридических лиц за преступление, которое совершается в его пользу любым физическим лицом, действующим как индивидуально, так и по специальному полномочию данного юридического лица, а также вследствие ненадлежащего исполнения должностным лицом своих служебных обязанностей. В связи с тем, что уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает института ответственности юридических лиц, необходимо дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормами об ответственности юридических лиц за названные правонарушения.
В связи с тем, что Конвенцией предусмотрены меры по оперативному обеспечению сохранности компьютерных данных, включая сведения о потоках информации и об абонентах с целью их дальнейшего предоставления правоохранительным органам, в Федеральный закон "О связи" необходимо внести дополнения об обязанности операторов связи сохранять данные в течение необходимого срока, предоставлять эти данные по запросам соответствующих правоохранительных органов, а также обеспечивать конфиденциальность хранимой информации и, по просьбе правоохранительных органов, самого факта резервирования и предоставления данных.
Действующее законодательство, в основном, позволяет проводить предусмотренные Конвенцией следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, однако не исключена возможность внесения изменений в Федеральный закон "О оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с целью учета специфики производства соответствующих действий в компьютерных сетях.
28 января 2003 г. подписан Дополнительный протокол к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации, об инкриминировании расистских актов и совершенного ксенофоба при помощи информационных систем. Национальному и международному законодательству необходимо обеспечить адекватные законные ответные меры в борьбе против пропаганды расизма и ксенофобии, проводимой посредством компьютерных систем, отмечается в протоколе. Целью протокола является введение уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем.
Российская Федерация выступила с инициативой, направленной на создание под эгидой Совета Европы Общеевропейского регистра нормативных правовых актов государств-участников Совета Европы. Указанная инициатива нашла закрепление в Резолюции No 1 "О борьбе с терроризмом", принятой на 25-й Конференции европейских министров юстиции в октябре 2003 г. в Софии. В соответствии с указанной Резолюцией Комитет министров Совета Европы приступил к рассмотрению возможности создания европейского регистра национальных и международных правовых актов, начав в качестве приоритетной задачи с правовых актов в области борьбы с терроризмом.
По инициативе представителей российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы идея создания Общеевропейского регистра нашла отражение в Рекомендации ПАСЕ 1677 (2004) от 6 октября 2004 г. к Комитету министров Совета Европы о начале подготовительной работы по составлению Общеевропейского регистра нормативных актов, связанной с необходимостью обеспечения создания системы компьютеризированного доступа к нормативным актам государств-членов Совета Европы и других европейских организаций и обменом правовой информацией.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти разрабатываются предложения, связанные с созданием Общеевропейского регистра, в частности его пилотного проекта - правовой базы данных по борьбе с терроризмом и обеспечения общественной безопасности.
В ходе реализации "Дорожной карты" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия планируется наращивать правоохранительных органов с помощью специально созданных структур и разработки процедур с целью совершенствования обмена информацией при расследовании уголовных дел путем обеспечения удаленного доступа к информационным ресурсам с использованием сети Интерпола.
Важной сферой сотрудничества является и изучение возможностей расширения обмена информацией в области:
преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности с детской порнографией;
подозрительных сделок между подразделениями финансовой разведки Российской Федерации и государств - членов ЕС, учитывая соблюдение требований конфиденциальности и защиты информации;
борьбы с незаконным оборотом наркотиков, основанное на соглашении между Российской Федерацией и Европолом;
борьбы с оборотом похищенных транспортных средств (с использованием Поисковой системы Европола).
Частью четвертой, посвященной сотрудничеству в области кризисного регулирования "Дорожной карты" по общему пространству внешней безопасности, предусмотрено заключение соглашения о защите информации в данной области сотрудничества.
Вопросы общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты, отражены в трех частях "Дорожной карты". Запланировано совместное определение конкретных областей сотрудничества в рамках технологий информационного общества, общего научного пространства, сетевого объединения и доступа к электронным ресурсам исследовательских библиотек и научным базам данных.
Необходимо отметить, что в процессе формирования четырех общих пространств Европейского Союза и России предусмотрено укрепление сотрудничества в области гармонизации и сближении законодательства, обмена информацией и статистическими данными, создания и ведения баз данных, стандартизации и автоматизации, использования сети Интернет и систем передачи данных.
Представляется, что реализация сотрудничества в названных областях направлена на транснациональное обеспечение процесса построения информационного общества и единообразие восприятия принципов международных правовых норм, и это, несомненно, окажет позитивное влияние на развитие национального законодательства, регулирующего вопросы информационного общества, что необходимо для полноценного международного сотрудничества при построении информационного общества.

http://conf.cpic.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован