Большинство экономических проектов долгосрочны. Чтобы построить завод, надо его спроектировать, - а окупится он в лучшем случае через несколько лет работы. Экономисты обязаны смотреть вдаль: не заметишь вовремя айсберг - пустишь свой корабль ко дну, как "Титаник".
Еще важнее это для государства: оно инвестирует в основном в инфраструктуру с большой капиталоемкостью и долгой окупаемостью. Если бизнес часто может смотреть лишь на 2-3 года вперед, государство должно думать минимум на 10-15 лет.
Большинство развитых стран осуществляет среднесрочное (на 5-7 лет) прогнозирование и оценивает перспективу 15-20 лет. СССР, как часто бывает с первыми, довел эту систему до абсурда: излишне жесткое планирование стало одной из причин неэффективности.
В хаосе реформ даже квартал казался вечностью, но стабилизация делала необходимость среднесрочного планирования, особенно бюджетного, все более очевидной: инвестиционные, да и социальные проекты длятся годы, и незачем ежегодно обсуждать их заново.
Впервые расширить горизонт бюджетного планирования до 3 лет пытались в 2003 году - помешала слабость экономических ведомств. Правительственные изменения Бюджетного кодекса вводят полноценную "трехлетку" лишь с 2009 года. До этого бюджеты на второй и третий годы будут ежегодно "уточняться".
Но даже формальное их утверждение законом и обязывание регионов готовить перспективные финансовые планы, - важный и верный шаг.
Автор: Делягин Михаил, директор Института проблем глобализации, д.э.н