08 декабря 2011
3580

Пора повышать сложность

Российская индустрия полистирола успешно справляется с наращиванием выпуска стандартных продуктов. Рынок ожидает от нее рывка в качественном развитии
Во вторник, 20 сентября в отеле "Балчуг Кемпински" состоялась VIII Международная конференция "Полистирол и АБС-пластики 2011". Золотыми спонсорами мероприятия стали компании "Сибур" и "Европластик". Мероприятие прошло при партнерской поддержке информационного центра "Кортес". Рынок полистирола один из немногих в российской промышленности, тенденции в развитии которого отличаются стабильностью и существенным прогрессом, аудитория конференции с каждым годом растет. С середины 2010 года и по сей день спрос на все виды полистирола возрастает, причем наибольший интерес к этому продукту проявляют строительная индустрия и автомобильная промышленность. Именно поэтому компания "Креон" собрала на мероприятии представителей всех сегментов рынка: производителей, трейдеров, дистрибьюторов и переработчиков. Об этом в приветственном слове сказал генеральный директор компании Санджар Тургунов.

Обзор российского рынка полистиролов и АБС-пластиков, который был подготовлен совместно Creon и ИАЦ "Кортес", представил директор конференции Антон Антонов. В 2010 году в стране было произведено 286 тыс. т всех видов полистирола и АБС-пластиков, что на 12% больше чем в 2009 году. По прогнозам на 2015 год, суммарная мощность по производству полистирола и АБС-пластиков будет равна 277 тыс. т в год. Во многом рост мощностей происходит благодаря запуску новой линии по производству ПСВ на "Сибур-Химпроме" и росту мощностей по полистиролу общего назначения и УПС на "Нижнекамскнефтехиме". Особенно это актуально для ПСВ, объемы производства которого после кризиса существенно не увеличились. Для ударопрочного полистирола ситуация прямо противоположна: в посткризисный период данный полимер имеет максимальный прирост мощностей. При этом четко прослеживается тенденция сокращения экспорта, в связи с восстановлением потребительской активности и увеличением спроса на внутреннем рынке. Г-н Антонов подчеркнул, что объемы экспорта сокращаются, а основным потребителем (80%) российского полистирола за пределами страны является Белоруссия. В целом для внешней торговли полистиролом характерен марочный обмен продукцией: на экспорт поставляют одни марки, импортируются другие. Отчасти это связано с отсутствием или дефицитом ряда качественных и специальных марок в России, отчасти - с недоверием отечественных переработчиков к отечественным производителям. К примеру, несмотря на ввод новых мощностей по выпуску ПСВ внутри страны, импорт этого материала вырос в 2010 году на 8%. При этом из-за спада в строительной индустрии, где в основном используется вспененный полистирол, быстрого восстановления рынка ПСВ в России не ожидается, тем более, что он конкурирует с минеральной ватой и другими альтернативными утеплителями. На рынке АБС-пластиков присутствие импорта еще заметнее, поскольку половину спроса удовлетворяет корейская LG Chem.
За последний год на российском рынке вспенивающегося полистирола произошли значительные изменения. В конце прошлого года на "Сибур-Химпроме" в Перми было запущено новое производство ПСВ. Запуск нового производства призван улучшить надежность поставок потребителям качественного полимерного сырья и снизить зависимость рынка от импорта. О перспективах развития российского рынка вспенивающегося полистирола рассказал Павел Ляхович, заместитель руководителя дирекции пластиков и органического синтеза по продажам и маркетингу "Сибура". По его словам, рынок растет не только за счет увеличения объемов жилищного строительства, но и за счет реализации программ энергосбережения. Главная задача сейчас - увеличить теплоэффективность старых жилых домов, которые были построены в советский период. Это дает надежды на полную загрузку второй очереди производства ПСВ мощностью 50 тыс. тонн в год, строительство которой ведется в настоящее время. Производство будет начато в 2012 году. На сегодняшний день доля "Сибура" в российском производстве ПСВ составляет 20%, помимо "Сибур-Химпрома" выпуск ведет и завод "Пластик" в Узловой. Пермский полистирол под торговой маркой Alphapor преимущественно используется для теплоизоляции зданий, также находит широкое применение при производстве пищевой упаковки и декоративных формованных изделий.
О пуске производства ПСВ на "Сибур-Химпроме" рассказал Игорь Нуждин, главный технолог предприятия. Строительство установки по производству вспенивающегося полистирола мощностью 50 тыс. т началось в 2008 году по технологии австрийской фирмы Sunpor, пуск производства состоялся в ноябре 2010 г. Г-н Нуждин в выступлении рассказал о проблемах, которые возникли при пуско-наладочных работах, и том, как они были решены. Также он ответил на вопросы переработчиков о повышении качества продукции.
На европейском рынке полистирола ситуация неоднозначная, поскольку структура спроса отличается в разных странах. Томаш Биедрава, менеджер по развитию компании Synthos сравнил рынки полистирола в Германии и Польше. Ситуацию на рынке Польши можно охарактеризовать как преобладание количества над качеством: полистирол используется в больших количествах и идет в основном на нужды строительства и упаковочной индустрии, в Германии же велика доля более сложных и качественных сополимеров стирола, которые используются в выпуске бытовой техники и автомобилей. В строительной индустрии Европы используется в основном ПСВ с антипиренами, 42% пенопласта идет на фасадное утепление, 21% - на утепление полов, 15% - на утепление крыш.
О развитии производства полистиролов рассказал Руслан Бородин, начальник производства завода полистиролов крупнейшего в стране производителя, "Нижнекамскнефтехима". Решение о создании полистирольного производства было принято в 2000 году, запуск первой линии состоялся в 2003 году. Суммарная мощность предприятия, продукция которого насчитывает более 120 видов, составляет более 180 тыс. тонн в год. С 2010 года ведется строительство линии по производству АБС-пластиков. Основу продукции сейчас составляют УПС и полистирол общего назначения. Некоторые марки идут преимущественно на внутреннюю отделку автомобилей, производство игрушек, упаковки, бытовой техники и электроприборов. Крупные переработчики полистирола (Indesit, Комус-упаковка и др.) помимо сырья НКНХ используют и зарубежную продукцию, поскольку завод пока не может полностью удовлетворить их потребности.
Вопрос конкурентоспособности российского полистирола также стал главной темой выступления Максима Никифорова, начальника отдела продаж полистирола компании "Европластик". По утверждению г-на Никифорова, за 2010 год компания обеспечивала половину всех поставок полистирола в России. Ситуация с ценообразованием в России, по мнению специалиста, складывается из растущих цен на нефть и газ, увеличения транспортных тарифов, что приводит к тому, что покупать отечественное сырье становится не выгодным. Кроме того, отечественные предприятия зачастую не производят полистирол, нужный переработчикам. Ко всему прочему, сейчас происходит укрепление российского рубля, что в совокупности приводит к ситуации все большего обращения к импортной продукции, преимущественно азиатской. Однако, азиатские страны зачастую требуют предоплаты, кроме того, рассчитывать на долгосрочные контракты не приходится, да и доставка осуществляется в течение 45 дней. Все эти условия порождают ситуацию, при которой переработчики часть продукции приобретают у отечественных производителей, а часть у зарубежных. Генеральный директор компании "Европластик" Сергей Арбузов подчеркнул, что ситуация вытеснения импорта или его частичной замены продукцией отечественного производства возможна только при бесперебойной работе предприятий и налаженного сбыта.
О выборе поставщика сырья рассказал менеджер отдела закупок компании "Индезит Интернэшнл" Евгений Букатин, который подчеркнул, что пока компания не может позволить себе заменить определенные марки ПС, закупаемые у Polimeri Europa, продукцией НКНХ. Приоритет импортной продукции в данном случае отдается в связи с тем, что переработчики не могут работать с сырьем, которое приводит к дефектности изделий более 10%. Однако, в отличие от других крупных производителей бытовой техники, таких как LG, Vestel, Beco, работающими почти исключительно на иностранном сырье, "Индезит" значительную часть продукции закупает у НКНХ (30-40%) и ждет запуска производства АБС-пластиков на комбинате.
Об украинском рынке XPS (экструзионного пенополистирола) рассказал Дмитрий Михайлиди, руководитель направления "ТехноНИКОЛЬ XPS" службы технической поддержки корпорации "ТехноНИКОЛЬ". Компания производит как экструзионный пенополистирол, так и минеральную вату. По словам эксперта, на Украине 70% рынка утеплителей приходится на каменную и стекловату, лишь 7% достается XPS, 20% - EPS. Вообще две трети рынка СНГ по производству XPS приходится на две компании: "Пеноплэкс" и "ТехноНИКОЛЬ". Данные показатели дают основание полагать, что украинский и российский рынки еще находятся в стадии, когда то ли нет понимания, то ли возможности использовать XPS в качестве достойной замены вате, несмотря на то, что данный материал обеспечивает хорошую теплоизоляцию. Пока этот материал активно применяется только в малоэтажном коттеджном строительстве.
Директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий Савкин также рассказал о преимуществах использования полистирола и его производных в малоэтажном строительстве, объемы которого в последнее время существенно выросли. Кроме того, по его словам, полистирол интегрируется в энергоэффективные технологические решения по всему миру. Однако в России рынок данного полимера упал с 6,5 млрд. куб. м в 2008 году до 4,6 куб. м в 2009, сейчас наблюдается прирост на 10%, т.е. около 5,5 млрд. куб. м. При этом три четверти рынка утеплителей по-прежнему принадлежит стекловате и минеральной вате. Доля EPS составляет лишь 16-18%, а XPS - около 9%. Столь низкая доля EPS обусловлена тем, что данный продукт запрещен МЧС для использования в фасадном укреплении. В связи с этими событиями Ассоциация, взаимодействуя с несколькими организациями, подготовила первую редакцию европейского гармонизированного стандарта качества пенополистирола. Кроме того, для повышения эффективности коммуникаций и совместного достижения общих целей, сейчас разрабатывается Единый Кодекс поведения участников рынка теплоизоляционных материалов.
Иван Чернышев, эксперт Управления взаимодействия с инвесторами "ОЭЗ ППТ "Алабуга", рассказал о деятельности этой особой экономической зоны промышленно-производственного типа. "Алабуга" была создана в 2005 году и на данный момент является одной из успешных площадок для организации бизнеса, в том числе для производителей и поставщиков изделий из полистирола. Низкая арендная плата, соседство с НКНХ и г. Набережные Челны, развитая инфраструктура, работающие на территории парка предприятия автопрома, а также близлежащие предприятия-производители повышают привлекательность территории для инвестиций в переработку сополимеров стирола для выпуска автокомплектующих и другой продукции.
Несмотря на спокойную и позитивную атмосферу мероприятия, участники конференции согласились, что в отрасли существует ряд проблем, которые не решаются годами. Это и качественное доминирование импорта, и нестабильное качество конечной продукции, и неспособность российских производителей удовлетворить спрос. О путях их совместного решения игроки индустрии полистирола расскажут на следующих мероприятиях Creon, посвященных рынку этого продукта.

viperson.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован