В воскресенье, 16 апреля, петербургское баскетбольное "Динамо" завершает второй круг чемпионата страны. Соперник для последнего матча питерцам выдался, можно сказать, выдающийся. Московское "Динамо" на днях выиграло Кубок УЛЕБ, второй по значимости европейский турнир, и завоевало путевку в баскетбольную Евролигу. Таким образом, осенью в главном клубном турнире континента от России выступят две команды. А пока будущего новичка Евролиги проэкзаменуют в Петербурге.
Кстати, в прошлом году на участие в Кубке УЛЕБ претендовали и петербуржцы, выигравшие Кубок Европы. Однако руководство баскетбольного европейского союза заявило о предпочтительности национальных розыгрышей и выделило место для московского "Динамо", занявшего в российском чемпионате-2005 второе место. Теперь уже петербуржцы борются за серебряные медали, а москвичи с их знаменитым тренером Душаном Ивковичем в чемпионате лишь пятые.
"Динамо" завершает круговую часть чемпионата России под непрестанные слухи о финансовом крахе команды. Однако, как сообщили "Известиям" в клубе, ситуация выправляется, деньги на зарплату поступают и задолженность перед игроками погашается. Генеральный директор Владимир Родионов, который первым и рассказал о проблемах, тоже подтверждает, что финансовая ситуация стабилизировалась. Значит, ничто не должно помешать питерцам в воскресенье дать бой московскому тезке, а затем в плей-офф чемпионата России дойти до финала с европейским грандом - ЦСКА, с которым, между прочим, у питерцев в нынешнем чемпионате счет по играм 1:1.
Олег Рогозин
Сон про не сон
Через полторы недели у театра тур по Китаю, а с 14 по 16 апреля Театр "Дерево" - у нас, в Мюзик-холле, со спектаклем "ONCE (Однажды)".
Уже и корейцы видели "Однажды", и итальянцы, и шведы, поляки, французы, британцы, испанцы, мексиканцы... Россияне тоже видели. "Недавно, в Красноярске подошли после спектакля крупные серьезные люди, - вспоминает основатель театра Антон Адасинский. - Отвели меня в сторону и спросили, умираю я в конце спектакля или засыпаю. Я хотел отшутиться, но, поглядев внимательно на главного, смешался..." Это хорошо: не поняли - подошли к Адасинскому да выяснили. По-простому так, по-детски. "Однажды" и посвящен "ребенку, живущему внутри каждого из нас до самой смерти", - при том, что официальное посвящение от Адасинского такое: "всем клоунам и, конечно, Славе Полунину и "Лицедеям", с которыми я провел в 80-х несколько замечательных лет". А тем серьезным людям из Красноярска Адасинский сказал: "не умер, мол, не умер"... Впрочем, может, просто успокоить хотел. Зачем огорчать человека.
Спектакль "Однажды" удостоен призов на Эдинбургском фестивале и фестивале ARENA в Эрлангене (Германия). "Однажды" в 2000 году получил от мексиканских критиков приз с формулировкой, поясняющей тем, кто не в курсе, - о чем, собственно, это чудо: "Лучший иностранный спектакль о любви". Любовный треугольник - как бы Пьеро, Коломбина и Арлекин. То ли та лав стори снится всем, то ли - одному. Что гораздо печальнее.
Анастасия Борисова
Известный дизайнер Харри Коскинен, впервые за последние два десятилетия, представил в Петербурге и России предметы финского индустриального дизайна. В Галерее Марины Гисич до 18 апреля поселились подсвечники и артпродукты из стекла, дерева, металла и пластика.
В Петербург "штучки" Коскинена приехали из российской столицы, где выставлялись в Центральном доме художника. Самые престижные премии принесли автору - одному из самых известных современных индустриальных дизайнеров мира - его стулья. Но это не сузило круг его интересов в дизайне и не повлияло на разнообразие артпродуктов.
Крупнейшие мировые компании и бренды ценят Харри Коскинена за его практичность, эстетическую строгость и простоту. Он не идет на поводу у существующих техник и материалов, использует их иначе - ищет и находит лучшие качества предмета и пространства и в результате оказывается в победителях. При этом Коскинен трепетно относится к материалу, ручному труду и технике. На выставке в Петербурге все это демонстрируют его устремленные вверх подсвечники, рельефные бутылки и стаканы, а также лампа-блок в виде ледяного куба.
Ирина Радова
Культ воды и Сибири
Этнографический музей заполнила вода из баварской реки Вальднааб. Выставка фотографий немецкого художника Джефа Беера так и называется - "О воде". Эти работы впервые выставлены за пределами Германии.
Специально к церемонии открытия из Мариинского театра доставили в Этнографический музей маримбафон - ударный инструмент со специфической высотой звука. На нем Джеф Беер исполнил одно из своих музыкальных произведений. В Европе и Северной Америке он больше известен как скульптор, живописец, график и музыкант. Художественной фотографией Беер не менее успешно занимается последние четверть века. Баварская река Вальднааб вдохновила его на создание цикла фотографий "О воде". Автор уверен, что живущие в окружении рек и каналов петербуржцы поймут его увлеченность водной стихией. А временно поселить свои работы в Этнографическом художник решил потому, что хранит дома множество рисунков с изображением предметов быта, национальной одежды и традиционных орнаментов различных этносов. Автор сделал их в разных этнографических музеях мира.
Среди массы интересов Джефа Беера - культурные традиции народов Сибири, исповедующих шаманизм. Он даже изобразил "Сон о подлинной оленьей сущности". Символично, что район северо-восточной Баварии, где живет художник, называют "баварской Сибирью". Помимо воды и Сибири Беер увлечен русской классикой. Под впечатлением от прозы Тургенева он создал серию скульптур "Записки охотника". Петербургский градостроительный совет в прошлом году дал добро на их установку "на территориях ландшафтных объектов" города.
Ирина Радова
Импровизация по-скифски
Сергей Курехин утверждал, что Ленин - гриб. А сам основатель "Поп-Механики", кажется, стал кем-то вроде Ленина: его заветам следуют сотни людей. Под лозунгом "Импровизация бездонна!" вот уже десять лет проходит Международный фестиваль Сергея Курехина - SKIF.
За это время в Петербурге отыграли многие великие (без преувеличения) музыканты, а десятки неизвестных ранее авангардистов попали в любимчики. Год назад у фестиваля наконец появилось собственное здание - старенький кинотеатр "Прибой" в глубине Васильевского острова, где он отныне и проходит.
В этом году атмосфера настоящей музыкальной импровизации и тотального равенства между людьми повторится с 20 по 23 апреля. "Каждый - может!" - висел на одном из СКИФов плакат. Спускаясь со сцены, музыканты вливаются в толпу и слушают других. А любой слушатель, наоборот, может устроить где-нибудь в холле собственный концерт, сыграть джем на пустых бутылках, выдать партию на губной гармошке, устроить массовое чаепитие. Имена на афише, как правило, сплошь незнакомые, и в этом основная интрига. Скажем, на этот раз публика знает, чего ждать от Фреда Фрита и Криса Катлера, но подавляющее большинство музыкантов - "темные лошадки". Про Roberto Paci Dalo известно, что он совмещает кларнет с электроникой и возглавляет Интернет-радио; про группу Plan Kruutntoone - что те экспериментируют с фольклором (от цыганского до кельтского); про "2/5 BZ" - что ее основал уроженец Стамбула, любящий аудовизуальные представления и ненавидящий масскульт ("Нет туризму! Нет экзотике!"). Завсегдатаи помнят, как покорили Петербург исландки "5TA HERDEILDIN", которые у себя на родине чередуют выступления перед парламентом и работу с левыми партиями. Завсегдатаи понимают, что новый проект тех же музыкантов - THE EYE - может оказаться весьма интересным. Но все это - только слова, не дающие ни малейшего представления о том, что музыканты устроят на сцене. В этом-то и заключается самое интересное - четверо суток сюрприза с возможностью повлиять на конечный результат.
Юлия Жаворонкова
Марис Янсонс: Дирижер должен зажечь костер
Единственный петербургский музыкант, получивший в этом году престижнейшую американскую премию "Грэмми" - аналог "Оскара" в мире музыки, - выдающийся дирижер Марис Янсонс. Почти тридцать лет он был дирижером Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии - когда-то оркестра Мравинского, а потом Темирканова, а также преподавал в консерватории. Сейчас маэстро Янсонс - главный дирижер сразу двух престижнейших оркестров Европы: амстердамского Концертгебау и мюнхенского оркестра Баварского радио. Его ангажементы включают концерты с Венским филармоническим, Берлинским филармоническим, Лондонским филармоническим оркестрами, оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии, Кливленда, Чикаго, Бостона. Недавно (редкий случай!) Марис прилетел в Петербург и сразу попал в зону внимания корреспондента "Известий" Юлии Бройдо.
известия: Где эта улица, где родной дом у Мариса Ардовича?
Янсонс: Мой дом - в Петербурге, хотя больше всего времени я провожу в самолетах и в гостиницах. Но здесь моя библиотека, мои партитуры. Обожаю этот город и стараюсь приезжать почаще - встретиться с друзьями, сходить в театр. Я родился в Риге, но вырос в Петербурге, приехал сюда тринадцатилетним мальчиком, плохо говорившим по-русски. Для меня в этом городе - три святых места: десятилетка (средняя музыкальная школа при консерватории. - Ред.), консерватория и филармония.
известия: Вы получили "Грэмми" за запись Тринадцатой симфонии Шостаковича. Но, насколько мне известно, записали все его симфонии, и летом эти диски выйдут в свет?
Янсонс: Этот план - записать все симфонии Шостаковича с разными оркестрами мира - у меня возник давно, еще в 1980-е. Хорошо, что он осуществился в год столетия композитора. Обычно записывают цикл симфоний с одним оркестром, но у меня была цель показать, что Шостакович - композитор мирового масштаба. Меня часто спрашивают: как на Западе относятся к Шостаковичу, понимают ли его музыку? Я не люблю слово "понимать" применительно к музыке. Шостакович - великий композитор, его могут играть все оркестры. В этом году я буду исполнять его на Зальцбургском фестивале, сделаю фестивали в Амстердаме и в Мюнхене. В мае ставлю "Леди Макбет Мценского уезда" в Амстердаме в оригинальной редакции 1932 года. А в июле приеду в Петербург и буду на фестивале "Звезды белых ночей" дирижировать Шестую симфонию и Первый фортепианный концерт Шостаковича с Денисом Мацуевым. Я Шостаковича знал лично, но был тогда очень молод. Он подходил, что-то спрашивал, жал руку. Мы не пропускали премьер его сочинений, и, конечно, Мравинский, который был дружен с Шостаковичем, много мне про него рассказывал.
известия: Вы более четверти века работаете на Западе. Изменилось ли за это время отношение к русских музыкантам?
Янсонс: Тех, кто живет на Западе уже 30-40 лет, воспринимают почти как своих. Но тенденция, что от нас ждут прежде всего русской музыки, существует. Я же начал работать на Западе в 1979 -м - главным дирижером филармонического оркестра в Осло. Тогда у меня даже не было официального разрешения. Приходилось преодолевать различные ограничения - ведь за границей советскому человеку можно было находиться не более 90 дней в году, причем в одну и ту же страну нельзя было ехать дважды! Но еще до этого, сразу после консерватории, мне посчастливилось поучиться в Вене. В 1968-м сюда на гастроли приехал оркестр Берлинской филармонии во главе с легендарным Гербертом фон Караяном, он давал мастер-класс для дирижеров и пригласил меня приехать к нему учиться. Он назвал мою фамилию, и Министерство культуры включило ее в список культурного обмена между Австрией и Советским Союзом. Из Вены я позвонил Караяну и приехал к нему в Зальцбург. А уже потом, когда получил Вторую премию на конкурсе Караяна, меня пригласил ассистентом Евгений Мравинский.
известия: Патриарх петербургской дирижерской школы Илья Мусин говорил, что дирижированию нельзя научить, а можно только научиться.
Янсонс: В чем-то я его понимаю. Но мы-то как раз всегда считали, что Илья Александрович - такой замечательный педагог, что он и медведя научит дирижировать. И он на самом деле выучивал дирижеров, даже тех, которые не имели таланта. Но мне кажется, что научить можно дирижерской технике, пониманию стиля музыки, даже, с большим трудом, работе с оркестром. Но для этого нужно иметь оркестр, а у молодых дирижеров это бывает редко. Одному нельзя научить, да и научиться тоже, - способности повести за собой оркестр. Это от Бога. Я видел многих молодых дирижеров, которые совершенно не умеют дирижировать - не знают ни стиля, ни темпов, но если у них есть этот дар, то оркестр пойдет за ними. Я это вижу в первые пять минут репетиции.
Дирижер должен зажечь костер. Это не так просто, если каждый день дирижируешь. Но очень нужно. Бывает, сидишь в дирижерской и ничего не можешь. Но выходишь за пульт, зажигаешься. Процесс пошел. Если этого нет, то концерт, может, и пройдет нормально, но будет неинтересным.
Сейчас дирижерская профессия стала безумно популярной. Каждый второй дирижирует. Когда я учился, у нас был маленький класс. Теперь же все хотят быть дирижерами. Но когда начинается гонка за количеством, теряется качество. Образование тоже страдает. Великие умерли или, если говорить о нашей стране, уехали.
известия: Вы много лет работали вместе с Юрием Темиркановым. Он все чаще говорит, что мы живем в эпоху жесточайшего культурного кризиса. Вы тоже это ощущаете?
Янсонс: Безусловно. Мы вообще мало анализируем, для чего существуем. Человек - это не только тело, но и душа. Ее надо развивать. Две вещи могут быть пищей для души - религия и искусство. Мы так далеко зашли в развитии нашего материального существования - уже покупают билеты, чтобы полететь на Луну. Это все замечательно: мобильные телефоны, компьютеры. Но и об искусстве забывать нельзя. Вот я десять лет проработал во Дворце пионеров, сейчас это называется Дворец творчества юных. Тогда только на духовой отдел приходили 500 детей. Сейчас если 50 - все рады. Раньше симфонические концерты проходили в районных домах культуры. Теперь этого нет. И на Западе тоже все культурные программы сокращаются - денег нет. А когда денег нет, то первой страдает что? Культура. Теперь это называется даже не культура, а entertainment - развлечение. И во многих газетах теперь не "Культура", а Entertainment. И такое же отношение к обучению: нравится - занимайся, не нравится - не надо.
известия: Культуртрегеры всех мастей говорят о привлечении нового слушателя в академические залы. Вы считаете, за это нужно бороться?
Янсонс: А что еще остается делать? Плюнуть? Сказать: не хотите - не надо? Ничего хорошего не будет. На Западе делаю открытые генеральные репетиции, куда приглашаю школьников и устраиваю им маленькие лекции, работаю с молодежными оркестрами. Мои музыканты идут в школы, играют там, объясняют. Но что это по сравнению с той лавиной, которая изливается с экранов телевизоров? Нужны коренные изменения на государственном уровне - законы нужны. Недавно в лондонских школах проверяли, чем питаются дети. Выяснилось, что все едят из Макдоналдса - хотя это вредно. Репортаж этот показали по телевидению, он вызвал большой общественный резонанс. И правительство вынуждено было принять закон, запрещающий продавать фастфуд в школах. Этот случай только утвердил меня в мысли, что можно и нужно вмешиваться: в приказном порядке любой человек должен прикоснуться к искусству, и обязательно в молодом возрасте. Это не значит, что все обязаны играть, выступать, рисовать, но иметь доступ - должны. Ведь наша молодежь ничего не знает. И может быть, - я даже уверен - если их вовремя направить и показать, что качество жизни заключается не только в том, чтобы иметь дом, машину, но есть у этого понятия и другие значения, они бы вообще иначе посмотрели на свою жизнь.
14.04.2006
izvestia.ru