25 апреля 2007
1698

Пособия для небедных

Всемирный банк (ВБ) предложил изменить российскую систему распределения помощи для бедных. В представленном вчера докладе говорится о том, что беднейшие граждане России ежегодно недополучают минимум 45 млрд. руб. из-за плохой подготовки адресных социальных программ. Представители ВБ предлагают переориентировать социальные программы в пользу наименее обеспеченных россиян.

В исследовании отмечается, что "большая часть средств, направляемых на реализацию указанных программ, оседает в карманах граждан, не относящихся к категории бедных, в том числе тех, которые относятся к обеспеченным слоям населения". В частности, 10% всей адресной помощи для бедных получают 20% наиболее обеспеченных граждан страны. По состоянию на начало четвертого квартала 2005 года лишь 47% получателей пособий на детей и 35% имеющих право на получение жилищных субсидий относились к категории бедных. А программа детских пособий охватывает в России до 60% детей из семей, не относящихся к категории бедных.

В качестве эксперимента Всемирный банк предлагает федеральному правительству провести в 4-8 регионах реформу распределения адресной помощи, увеличив пропорции средств, направляемых в адрес наиболее нуждающихся слоев. При этом предлагается строже подходить и к определению критериев бедности, что предусматривает более серьезную проверку уровня доходов и имущества, и к определению состава семейной единицы, получающей помощь.

Опрошенные "НГ" эксперты скептически отнеслись к предложениям ВБ относительно борьбы с бедностью в России. Это уже не первый раз, когда российское научное сообщество критикует ВБ. По мнению заведующего Центром социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, основная проблема ВБ состоит в том, что он дает рекомендации, которые из-за специфичности нашей страны не могут быть реализованы. В частности, в 2004 году, когда было представлено аналогичное двухлетнее исследование по оценке бедности в России, российские социологи и экономисты раскритиковали предложение банка по увеличению адресной помощи слаборазвитым регионам с большим уровнем бедного населения (Северный Кавказ, Южная Сибирь, часть Центральной России).

По мнению научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина, с момента того самого доклада о бедности в России не делалось ничего, кроме монетизации льгот, в результате чего были потрачены большие деньги на увеличение выплат. Эксперт напоминает о росте разрыва между самыми богатыми и самыми бедными до 43 раз, о чем в марте сообщил глава МЭРТа Герман Греф. По мнению Ясина, в России невозможны радикальные реформы по изменению адресного финансирования из-за возможных политических рисков. "Проводить специальную политику для ликвидации бедности нельзя, и тому есть много мировых примеров, когда повышались пособия на детей и по безработице, и люди переставали работать и начали активно рожать", - объясняет Евгений Ясин.

С ним согласен и Евгений Гонтмахер, который отмечает уникальность российской ситуации: "Мы единственная из развитых стран, где бедные - это в основном работающие люди. И это абсурд выплачивать деньги людям, которые имеют работу". Подобные предложения, по мнению Гонтмахера, становятся антистимулами для социума. Например, когда пособие дается государством на ребенка, а живут на него родители. Вместо этого можно давать не деньги, а услуги, говорит Гонтмахер. Однако до появления "материнского капитала" в России додумались и без рекомендаций Всемирного банка. "Сейчас действительность такова, что отнимать какие-либо льготы или пособия нельзя. Иначе мы получим социальный взрыв, как в случае с монетизацией", - объясняет Гонтмахер.

Надежда Померанцева

Независимая газета

25.04.2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован