Если кто-нибудь сможет предложить,
как сейчас выплатить заработную плату
без эмиссии, ему сразу можно дать
Нобелевскую премию.
(из выступления по телевидению
профессораА.Я.Лифшица).
Уважаемый профессор и в недавнем прошлом высокий государственный чиновник явно погорячился с таким высказыванием. Мало того, что специфические российские проблемы, вытекающие из элементарной неспособности государственного руководства выполнять возложенные на него обществом задачи, возносятся на столь высокий уровень, но и сама постановка задачи, состоящая в обеспечении выплаты государством его же служащим всего лишь положенной им нищенской заработной платы без одновременного включения печатного станка, на исходе 20 века никак не вписывается в разряд мировых экономических достижений. В то же время цитата, взятая эпиграфом, наилучшим образом отражает отсутствие в верхних эшелонах власти представлений о реальных путях выхода из финансового тупика.
Внимательно следя за ходом развития экономического кризиса в России и оценками происходящих событий из уст признанных экономистов и правительственных чиновников, приходишь к выводу, что кроме декларирования элементарных истин о необходимости платить заработную плату и развивать местную промышленность, найти способ простить всех кому должен и обличить экономических реформаторов и приватизаторов во всех смертных грехах, никаких конкретных и осмысленных антикризисных мер в условиях рыночной экономики верховный истеблишмент предложить не в состоянии.
Огорчительная констатация данного факта свидетельствует об отсутствии у центрального руководства страной даже зачатков рыночного экономического мышления, что, несомненно, является одним из важнейших провалов 7-ми летней российской рыночной экономической жизнедеятельности.
При этом складывается мнение, что пришедшие к власти представители старой советской экономической школы действительно могли бы достаточно быстро и вполне успешно реализовать свои профессиональные навыки и создать в стране экономическую ситуацию подобную конца 80-х годов. Та ситуация еще у очень многих жива в памяти и сейчас выглядит для них почти райской. Но вдоволь вкусив известные рыночные атрибуты властьдержащие, менее всего хотят от них отказаться даже в кошмарном сне.
Данное положение означает на практике выполнение политического заявления действующего правительства о сохранении приверженности экономическим реформам, но с приданием им социальной направленности. Это означает, что правительство пытается задействовать единственно ему понятый механизм управления экономикой в стиле социалистического ренессанса, но с сохранением нажитого за истекшие 7 лет. Следовательно, мы наблюдаем попытку решения классической задачи - как сделать так, чтобы волки были сыты, а овцы целы. Результат решения такой задачи давно известен и не требует очередного эмпирического подтверждения.
Исходя из вышеизложенного, становится понятным, почему правительство не в состоянии даже сформулировать свою экономическую программу, пытаясь заменить ее так называемыми конкретными, первоочередными, жизненно необходимыми действиями. Поскольку предпринимаемые такого рода действия всегда отражают сиюминутные тактические обстоятельства, их очевидную ошибочность и необходимость прекращения и замены другими действиями, всегда можно объяснить изменением общей ситуации, а не пагубностью общего подхода к их выработке. Таким образом, мы видим, насколько изощренными оказались пришедшие к власти политики. Нет общего подхода - нет системной критики. Критика же отдельных действий всегда может быть объявлена несостоятельной и таким образом позиция правительства оказывается непотопляемой.
Вышеприведенные рассуждения автор произвел с единственной целью - показать, что ожидание лучших времен в связи с действиями центрального руководства в области экономики, безусловно, затянется на неопределенно долгий период.
В этих условиях региональные руководители, не потерявшие в пылу московских диспутов остатки здравого смысла, должны четко понять, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. В этом смысле региональному руководителю как раз и требуется иметь общий подход к решению задачи, а также и комплекс неотложных мер, вытекающих как из общего представления о развитии региона в рыночных условиях, так и из конкретной сегодняшней критической ситуации.
Следовательно, региональное руководство, прежде всего, должно сформировать для себя осознанную, понятую и, наконец, долговременную концепцию управления в современных рыночных отношения.
Государственная власть в цивилизованном обществе связывается с выполнением общественных функций. Ей необходимо обеспечить сносное существование неработающим членам общества (пенсии, пособия), деятельность здравоохранения, образования, сил правопорядка, обороны, поддержку фундаментальной науки, поддержку и развитие городских коммуникаций, жилищного фонда, строительство дорог и т.д. и т.д. Необходимость исполнения всех этих функций не вызывает ни у кого никаких сомнений. От качества исполнения этих функций зависит среда обитания общества, возможности эффективной деятельности бизнеса, качество жизни народа. В то же время для исполнения этих функций требуются деньги. В рыночной экономике эти затраты могут быть легко подсчитаны и в каждом бюджете они составляют основные статьи расходов. Считается, что раз общество делегировало часть своих функций аппарату власти, оно (общество) должно обеспечить и средства для их реализации. Соответственно, средства для реализации этих функций складываются из налоговых поступлений граждан и бизнесменов, коммунальных платежей и оплат за жилье, налогов на дорожное строительство, налогов на собственность, отчислений из заработной платы в пенсионные фонды и социальное страхование и т.д.
Аппарат власти, призванный обществом для выполнения общественных функций жизнедеятельности общества, формирует смету расходов бюджета и смету доходов бюджета. Однако если смету расходов достаточно легко подсчитать, то смета доходной части бюджета является зависимой от сбора налогов и платежей. Так как бизнес находится в крайне незавидном положении и научился не полностью делиться своими доходами с казной, трудно получить от него требуемые налоговые поступления и платежи. Налоговые поступления от граждан собрать значительно проще (их можно удерживать при каждой выплате заработной платы). Однако, сложности в бизнесе порождают и сложности с оплатой труда в этом бизнесе. Количество рабочих мест сокращается, а выплаты заработной платы происходят с задержкой. Недостаток поступлений в бюджет приводит к задержкам с выплатой заработной платы и работникам бюджетной сферы. Не получающее заработную плату население соответственно не только не вносит налоги в бюджет, но и не оплачивает коммунальные услуги и плату за жилье. В таких условиях наступает очень быстро обвальная ситуация, при которой дефицит бюджета постоянно возрастает, приводя в то же время к еще более затрудненному сбору доходной части бюджета. Представители аппарата власти, лично ответственные за исполнение бюджета, вынуждены прибегать к силовым методам сбора податей, чтобы хоть как - то выйти из сложившейся ситуации. Вся работа чиновников, по сути, сводится к поиску денег для выживания. О каких-либо перспективных социально-экономических программах уже на может идти и речи. Данная ситуация, характерная для практически любого региона России, является тупиковой.
Автор, прежде чем перейти к рассмотрению концепции регионального управления экономикой в условиях неустойчивых рыночных отношений, слабости централизованной государственной власти и широкого спектра властных полномочий региональных властей, считает необходимым остановиться на двух основополагающих моментах:
1. Роль капитала в экономической действительности, поскольку управление строится в системе рыночных отношений.
2. Роль власти в системе экономических отношений, поскольку строится концепция управления на уровне государственного регионального руководства
Вернувшись через 70 лет к капитализму, российская экономика стала руководствоваться практически всего только одним, примитивным и, в то же время, всеобъемлющим правилом действий в бизнесе: купи дешевле и продай дороже. Этот принцип торжествует на всех уровнях бизнеса, является исходным при определении эффективности любого предприятия, или целой отрасли. Сегодняшнее полное торжество данного принципа может быть легко объяснено самим характером становления нового капитализма в России. Его становление осуществлялось чрез возникновение кооперативного движения, в рамках которого просто не могло быть другого принципа бизнес-действий. Ни законодательная система, на финансовая система просто не оперировали в то время даже такими понятиями как собственность и капитал. Последующее развитие привело бывших кооператоров с их идеологией на вершину бизнеса. В то же время постоянная неустойчивость экономической и политической ситуаций в стране подогревала интерес бизнес-партнеров к немедленному извлечению прибыли из каждой сделки, а значит и к постоянному утверждению базового принципа: купи дешевле - продай дороже. В результате экономическая действительность предстает в виде миллионов отдельных, оторванных друг от друга сделок, совершаемых между всеми участниками бизнес-отношений. Естественно, в этих условиях любой сбой на уровне конкретной сделки, порождает лавину сбоев в других сделках, а именно, неполучение оплаты за свой товар или услугу каким-либо из бизнесменов, приводит в свою очередь к невозможности исполнения им аналогичных обязательств в других сделках. Данное положение приводит к необходимости получения предоплаты. Учитывая хроническую недостаточность оборотных средств, необходимость предоплаты резко сокращает активность бизнеса. Все это в сочетании с практически невозможной работой на условиях постоянного банковского кредитования (учитывая величину процентной ставки и саму сложность получения кредита из-за частоты его невозврата) резко сужает возможности развития внутреннего рынка, являющегося основой любой экономики. Следовательно, автор приходит к выводу, что всеобъемлющий принцип экономической деятельности: купи дешевле - продай дороже, без использования других принципов, приводит экономику страны только к одному результату: глобальному кризису, сопровождающемуся сужением внутреннего рынка.
При построении капитализма российская экономика по сути забыла его основополагающее понятие - капитал. Как только торжествующим принципом экономической деятельности становится капитализация средств, происходит изменение самих условий выработки бизнес-решений и их оценки. Приведем несколько примитивных примеров капитализации средств.
Наиболее распространенным представлением о капитализации средств является превращение денежных средств либо в основные средства предприятий, либо в недвижимость.
В первом случае вложение денег в основные средства за счет оборотных немыслимо, так как и сегодня оборотных средств недостаточно и их уменьшение приведет к свертыванию производства, и, следовательно, новые основные средства, предназначенные для увеличения производства, будут просто
не задействованы.
В случае капитализации средств в недвижимости использование оборотных средств возможно только, если происходит уменьшение объемов производства, и высвобождаемые средства перекачиваются в другую сферу использования, допустим из сферы промышленного или торгового бизнеса в риэлстэйт. Поэтому в настоящее время капитализация средств связана в основном с использованием прибыли. Так как, с точки зрения налогообложения, прибыль является наиболее подверженной государственному обрезанию, ее стараются не показывать и, соответственно, использовать ее для капитализации на уровне легальных действий не представляется возможным. Оборотные средства могут быть капитализированы и через приобретение ценных бумаг - акций. Российский опыт такого рода капитализации средств (от незабвенных МММ до настоящих государственных облигаций) схож с опытом игры на тотализаторе. Никакой серьезный бизнес не станет рисковать своими оборотными средствами для такого рода игр. Кроме того, даже при очень быстрой и надежной ликвидности таких вложений, под них затруднительно получить достаточный кредит, чтобы заменить действующие в обороте денежные средства заемными. В то же время, если удается вместо оборотных средств использовать заемные средства, получаемые под залог инвестированных в ценные бумаги оборотных, и если банковский процент по кредиту заведомо ниже, чем доход от инвеста, можно добиться ситуации, при которой вместо разорванных операций типа купли-продажи возникает ситуация финансового потока - вырученные от бизнеса средства немедленно направляются в инвест (капитализация), под инвест получаются заемные средства, используемые, как оборотные. При этом срок займа средств равен сроку удвоения капитала (это с учетом разницы в доходах на инвест и банковского процента составляет около 5-6-ти лет) и в течение этого срока данная операция постоянно возобновляется, в соответствии с действующим производственным циклом (допустим, ежемесячно), то через срок удвоения капитала у бизнесмена появляется возможность возврата займа и дальнейшее продолжение данных операций приведет к тому, что уже сам капитал обеспечит получение заемных средств, работающих как оборотные. Одновременно это означает возможность удвоения оборотных средств, или изъятие средств для других целей, или увеличение капитала и скорости его роста.
В настоящее время уже существуют соответствующие механизмы капитализации средств через объединенные инвестиционные фонды и соответствующие первоклассные банки, кредитующие под залог инвестов в эти фонды. Для российского бизнеса данный способ капитализации средств является не только предпочтительным, но и по сути единственным, учитывая рассмотренные выше возможности капитализации средств через внутреннюю экономику. Таким образом, данный подход к капитализации средств обеспечивает переход от разовых сделок купли-продажи к постоянным финансовым потокам и сохранению и увеличению всех оборотных средств через их капитализацию. Данный концептуальный подход имеет и четко выраженную философскую направленность к осмыслению места каждого экономического субъекта в мировой экономике: с одной стороны, экономический субъект через инвестирование средств в объединенные инвестиционные фонды напрямую участвует в развитии всей мировой экономики, даже не имея представления, где именно его кровные деньги работают в виде финансового капитала, с другой стороны, доходы от его инвестов напрямую связаны с успехом в развитии не какой-то определенной страны или мирового региона, а с успехом в развитии всей мировой экономики. Философские выводы из этого положения напрашиваются вполне очевидные. Автор их не рассматривает специально, учитывая характер и цель настоящей работы. Если добавить к вышеизложенному наличие соответствующих государственных гарантий описанным выше инвестам, то становится очевидным появление инструмента в руках бизнеса всех уровней для эффективного решения задач, не имеющих, в рамках обычных сегодняшних условий, положительного ответа.
Рассмотрение капитализации оборотных средств напрямую связано и с понятием оборотного (револьверного) кредитования. Данный тип кредитования предусматривает установление следующего вида отношений между некоторым бизнесом и обслуживающим его банком: с регулярностью производственного цикла (обычно 1 месяц) банк кредитует бизнес и возвращает кредит с процентами в следующем месяце. В этом случае текущее краткосрочное кредитование для банка становится по своему содержанию долгосрочным (соответственно действует процент по долгосрочному кредитованию значительно более низкий, чем по краткосрочному), а для бизнеса появляется возможность получения разового бесплатного инвеста в сумме месячного кредита (так как возврат его будет осуществлен только при окончании действия кредитного договора) с одной стороны, и осуществлять производственные затраты не тогда, когда появились достаточные для этого поступления доходов, а в нужное время, что для понимающих экономистов означает принципиальное изменение условий хозяйствования. Здесь и прямые мгновенные доходы от уменьшения различных пени и штрафных санкций, здесь и куда более существенные доходы, связанные с возможностью осуществлять производственный цикл не за счет предоплаты клиентов, а за счет собственных оборотных средств. Данный механизм функционирования тем более важен для бизнеса, чем более четкий по времени цикла и больший по объему оборот имеет компания. Однако, если банковские условия реализации такого сотрудничества, являются грабительскими по отношению к бизнесу (имеются в виду банковский процент), и заинтересованность банка состоит не в долгосрочном размещении средств, а в краткосрочном, при котором куда легче среагировать на постоянные изменения а финансовом рынке, данный естественный механизм функционирования бизнеса и банка становится невозможным. Пожалуй, единственным выходом из сложившейся ситуации является использование не внутренней банковской системы, а мировой.
Следовательно, капитализация средств через международные инвестиционные фонды и оборотный кредит в настоящих условиях возможны только через прямую связь экономического субъекта с мировой финансовой системой, минуя внутреннюю, антагонистическую по отношению к бизнесу, банковскую структуру.
Какой частный бизнес даже при полном понимании экономической сущности рассматриваемых процессов, способен реализовать столь эффективный механизм? Практически никакой, конечно, за исключением некоторого количества сверхмощных нефтяных компаний. При этом данные компании вовсе и незаинтересованы в этих механизмах, так как при существующих условиях они решают задачи совсем другой направленности, а именно их интересует не поиск и пополнение оборотных средств (их как раз в избытке), а поиск путей вывоза капитала, т.е. превращение сверхвысоких оборотов в политически неустойчивом рынке в промышленный капитал в более защищенном рыночном пространстве. С
точки зрения государственных интересов это в чистом виде криминал, но с точки зрения владельцев этих компаний это практически единственный способ защиты их интересов.
Таким образом, подводя итог возможностям капитализации средств можно прийти к следующим выводам:
2. Капитализация средств в современных условиях практически не осуществляется и главным принципом бизнеса по-прежнему остается правило: купи дешевле - продай дороже, с немедленным изъятием результата из обращения
на внутреннем рынке.
3. Капитализация средств с использованием мировой финансовой системы как инструментарий, доступный любому рядовому бизнесу в цивилизованных странах, недоступен практически никакому частному бизнесу в России из-за невозможности непосредственного, прямого, без посредничества местной банковской структуры, взаимодействия с международными финансовыми институтами.
4. В случае если частный бизнес все же находит такую возможность взаимодействия, он не пойдет на риск открытия постоянных кредитных отношений с международными финансовыми институтами, т.к. залогом этих отношений является оборот компании, а фактический риск выражается в частном капитале хозяина. Так как оборот компании в постсоветской России только частично зависит от усилий хозяина, и никто лучше самого хозяина не представляет насколько эфемерно в долгосрочном плане рассчитывать на его продолжение, риск потери своего кровно нажитого капитала из-за очередной политической и связанной с ним экономической пертурбации непомерно высок.
Прямым выводом из вышесказанного является необходимость создания таких условий, при которых становится возможным использование механизма капитализации средств. Данная задача без прямого участия государственной власти на том или ином ее уровне неразрешима. При этом имеется в виду, что пути взаимодействия частного бизнеса с международной финансовой системой, а также возникающие при этом риски, государство в лице региональной власти должно взять на себя. В свою очередь, государственная власть, взяв на себя такие функции, кардинальным образом изменяет свое место во взаимоотношениях с бизнесом, становясь не надстройкой над последним, а его составной, причем системообразующей частью.
Автор последовательно приводит читателя к основополагающему понятию:
государственная власть и частный бизнес только тогда могут образовать единое общественное целое, когда государственная власть, прежде всего и в первую очередь, сможет обеспечить для частного бизнеса получение экономических результатов невозможных для частного бизнеса без участия государства. Только в этом случае часть этого результата может присваиваться государством на справедливой, с т.з. бизнеса, основе.
В этом случае правила игры (законы) становятся не навязанными государством бизнесу, а совместно выработанными, взаимовыгодными и для государства, и для частного бизнеса.
Автор, как следует из вышеизложенного, переходит таким образом ко второму фундаментальному вопросу концепции регионального управления, связанному с ролью власти в системе экономических отношений.
Системообразующая роль власти в системе экономических отношений выражается в ответственности, которую она на себя берет по отношению к обществу в сфере экономики и в тех функция, которые она исполняет для обеспечения безусловной реализации своих обязательств по отношению к населению и бизнесу.
Ответственность в сфере финансового обращения в регионе.
В данном направлении региональная власть берет на себя функцию регулирования и контроля денежного обращения. В чем эта функция? С точки зрения любой компании или гражданина, платежи, осуществляемые за пределы экономической системы или внутри ее, в наличной или безналичной форме практически равнозначны. С точки зрения государственной власти, обеспечивающей функцию регулирования и контроля денежного обращения, сущность этих платежей различна. Взяв на себя ответственность за финансовое обращение, власть должна обеспечить реальное денежное покрытие всех платежей, осуществляемых компаниями в безналичной форме за пределы внутреннего рынка, и все выплаты наличных средств внутри системы. При этом все безналичные расчеты внутри контролируемой государством экономической системы, с точки зрения власти, всего лишь перекладывание средств из одного кармана в другой, но свой же. Следовательно, если власть, исполняя рассматриваемую функцию, обеспечивает уменьшение фактически необходимых денежных средств, потребных экономической системе для исполнения обязательств по наличным выплатам и безналичным платежам за пределы системы, значит системообразующий результат положителен и может быть распределен между властью, бизнесом и населением. Более того, становятся понятными действия власти по внедрению безналичных платежей населения за товары и услуги, относительному увеличению экспорта по отношению к импорту.
Ответственность за обеспечение условий капитализации средств.
В данном направлении региональная власть должна обеспечить, прежде всего, организацию оборотного кредитования своего бюджета. В результате власть может обеспечить плановое исполнение расходной части бюджета по месяцам, независимо от сезонных перепадов поступлений доходов и, кроме того, что очень важно, получить бесплатный инвест в бюджет в размере среднемесячного дохода. Разовое вливание в бюджет на уровне объема месячных поступлений обычно достаточно для покрытия задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы. Покрытие задолженности по заработной плате создает стартовые условия для внедрения в экономической системе безналичных платежей на основе кредитных карточек. Именно кредитных, а не дебетовых, под залог будущей заработной платы. В этом смысле на момент старта системы государственная власть обеспечивает не только погашение задолженности по заработной плате, но и предоставляет работникам безналичный бесплатный кредит в размере месячной заработной платы. Такой экономический результат имеет и важнейшие политический и социальный аспекты, приводящие к рассмотрению населением власти как атрибута общества, а не аппарата насилия. Укрепление государственной власти, в свою очередь, обеспечивает возможность исполнения ею последующих действий по расширению сферы оборотного кредитования с вовлечением в нее все большего числа коммерческих предприятий.
Обеспечение возможности капитализации средств через инвесты в объединенные международные инвестиционные фонды и использование на выгодных основах зарубежных инвестиционных кредитов является важнейшей системообразующей функцией государственной власти в управляемой ею экономической системе. Поскольку государственная власть исполняет функцию регулирования и контроля денежного обращения в экономической системе, он имеет возможность обеспечить непосредственно на уровне всей системы капитализацию оборотных средств, и обосновано отвечать за поддержание оборота системы - внутреннего рынка.
Подводя итог рассмотрению основополагающих представлений концепции регионального управления, автор считает необходимым остановиться на двух исключительно важных вопросах, связанных с целью управления и ролью налогов в системе государственного управления.
1. Почему развитие внутреннего рынка является главенствующей целью развития экономической системы в рыночных условиях?
2. Почему государственная налоговая политика является следствием роли, которую выполняет государственная власть в системе экономических отношений?
Никого не надо убеждать, что сложившееся сегодня кризисное состояние Российской экономики является прямым следствием сужения внутреннего рынка.
По моему мнению, следует отдельно остановиться на понятии внутреннего рынка экономической системы и его роли в ее общем развитии.
Внутренний рынок экономической системы составляют экономические отношения между субъектами этой системы. Конечным потребителем внутреннего рынка является население.
Платежеспособность населения определяет емкость внутреннего рынка экономической системы. На этом рынке действуют как коммерческие субъекты, принадлежащие системе, так и внешние по отношению к ней. В зависимости от емкости рынка для его насыщения требуется большая или меньшая масса товаров и услуг. Уровень конкуренции между производителями за обладание частью внутреннего рынка обеспечивает соответствующий уровень качества и разнообразия товарной массы и услуг. Удельный вес местных коммерческих структур в обеспечении внутреннего рынка показывает на только уровень развития местного бизнеса в условиях равной конкуренции с внешним, но и является определяющим в росте внутреннего рынка. Это понятно, так как увеличение доли местного бизнеса в обеспечении внутреннего рынка предусматривает его расширение, сопровождающееся появлением новых рабочих мест, а необходимость конкуренции с внешним бизнесом требует задействования квалифицированных специалистов, что в совокупности ведет к ускоренному росту доходов населения, в свою очередь определяющих емкость рынка и вызывающих новый виток его развития.
Высокоплатежеспособный, емкий внутренний рынок, с точки зрения государственной власти, как системообразующей составляющей единой экономической системы, является основополагающей целью по двум взаимосвязанным причинам:
1. С точки зрения платежей на внутреннем рынке между отдельными коммерческими субъектами, это перекладывание денег из одного кармана в другой но свой же, т.е. это не требует от государственной власти, при исполнении ответственности за обеспечение платежей, дополнительной нагрузки. Кроме того,
2. Почему изменение государственной налоговой политики является следствием изменения роли государственной власти в системе экономических отношений?
В настоящее время вся налоговая политика сосредоточена на получении как можно больших и быстрых налоговых поступлений от бизнесов и граждан, таможенных пошлин и акцизных сборов. То есть государство выступает в чистом виде как сборщик податей с использованием силовых структур, противопоставляя себя как частному бизнесу, так и всему населению. При этом, на все увеличивающиеся усилия в этом направлении, государство никак не может сбалансировать доходные и расходные статьи бюджета. Дефицит бюджета приводит к срыву выплат заработной платы и пенсий, ужесточая социально- экономическую обстановку, приводя к срыву поступлений платежей за коммунальные услуги и жилье, что еще более снижает бюджетные возможности. Несовершенство налоговой политики признается всеми, но изменения в налоговом кодексе либо не происходят вовсе, либо происходят только в развитие тех же методов.
Другого положения с налоговой политикой и не может быть, поскольку объективно система налогообложения напрямую зависит от состояния внутреннего рынка страны и роли государства в системе экономических отношений.
В то же время легко заметить, что при построении иной системы жизнедеятельности общества с государственной властью, являющейся органической, системообразующей его составляющей, изменяется сам характер формирования бюджетных поступлений, а с ним, естественно, и подход к налоговой политике.
Государственная власть, став системообразующей частью экономической системы, получает доходы как часть системной составляющей. Данные доходы, как уже показывалось выше, связаны с обеспечением государственной властью эффективного управления денежным обращением, созданием условий капитализации средств, внедрением оборотного кредитования коммерческих предприятий и бюджетов, внедрением безналичных расчетов за товары и услуги и в целом с развитием внутреннего рынка. Результатом качественного перерождения государственной власти является ускоренное развитие внутреннего рынка и соответственно увеличение доходов государства от участия в экономике.
Таким образом, следует отметить важнейшее фундаментальное положение,
связанное с изменением роли государственной власти в системе экономических отношений.
Как только государственная власть становится системообразующей частью
управляемой ею экономической системы, она немедленно получает кроме обязанностей, связанных с построением и развитием материальной и социальной инфраструктур жизнедеятельности общества, и финансовый источник их обеспечения, определяемый исполнением ею функции централизованного управления.
Доход от исполнения государственной властью функции централизованного управления вполне способен полностью покрыть расходы, связанные с государственным строительством - развитие материальной инфраструктуры (дорожное и городское строительство, средства коммуникации, экология и т.д.) и развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение и образование, оборона, службы правопорядка, безопасности, судопроизводства и т.д.). Что же в этом случае государство может вообще отказаться от налогов?Нет. Изменяются только цели налогов, а соответственно меняется и сама система налогообложения. Какие цели преследует государство, устанавливая налоги?
Первая группа целей - социальная.
В этом смысле налоги выполняют перераспределительную функцию для выравнивания доходов населения, формирования высокого устойчивого уровня жизни общества. Косвенно это же способствует и развитию внутреннего рынка из-за возможности участия в нем все большего количества населения. Маленький пример. Среднее потребление, допустим, мяса, на одного человека складывается из потребления мяса группой населения с высокими заработками, которое руководствуется только вопросами здоровья и вкуса, и потреблением мяса группой населения с низкими доходами, которое руководствуется главным образом достаточностью средств. Перераспределение с помощью налогов доходов от группы с высокими заработками к группе с низкими позволяет обеспечить для группы населения с низкими заработками возможность более широко удовлетворять свои потребности и значит более активно действовать на внутреннем рынке, увеличивая его емкость. Надо отметить, что при этом главная роль отдается не подоходному налогообложению, а налогам на собственность - движимую и недвижимую. Так как собственность есть следствие уже полученных доходов, а производственная собственность, являясь капиталом, выступает и как источник доходов, налоги на собственность, выполняя те же функции, что и подоходные, могут быть значительно более точно определены и собраны. При этом, чем выше доля налогов на собственность в структуре налоговых поступлений, тем выше точность планирования, надежность и своевременность налоговых поступлений в бюджет, тем более глобальные социальные задачи может решать общество.
Вторая группа целей - управленческая.
В этом смысле, государство с помощью налогов решает конкретные управленческие задачи в области социально-экономической жизнедеятельности общества. Назовем эти задачи.
1) Для защиты внутреннего рынка государство устанавливает таможенные пошлины, руководствуясь привлечением инвестов и защитой местных производителей, в целом обеспечивая условия успешного развития внутреннего рынка.
2) С целью сохранения здоровья нации государство устанавливает соответствующие акцизные сборы на ликероводочную и табачную продукцию, обеспечивая, с одной стороны, высокое качество допускаемой на рынок продукции, а с другой стороны, собирая средства достаточные для покрытия издержек, связанных с восстановлением здоровья населения, пользующегося указанной продукцией.
3) С целью охраны окружающей среды используются налоги и платежи за пользование природными ресурсами.
Можно назвать и целый ряд других задач, но автор не ставит перед собой, во всяком случае, в рамках данной работы, построение конкретного налогового кодекса. Тем более, что установление и изменение налогов и платежей, имеющих управленческие цели, происходит достаточно часто и зависит от конкретных задач, стоящих перед обществом в конкретные интервалы его развития.
Третья группа целей - обеспечение равноценного, справедливого участия членов общества в пользовании общественной материальной инфраструктурой.
В этом смысле государство устанавливает налоги и платежи за пользование общественной материальной инфраструктурой. Поясним это на конкретном примере.
Владельцы частного автотранспорта используют общественные магистрали более интенсивно, чем граждане, пользующиеся общественным транспортом. Тем более, что граждане, пользующиеся общественным транспортом, оплачивая свой проезд, тем самым уже вносят определенную плату за использование автомагистралей. Поэтому владельцы собственного автотранспорта должны по справедливости осуществлять целевые платежи за использование автодорог. Такого рода платежи могут устанавливаться не только на уровне региона, но и на уровне местных властей, например, плата за проезд по мосту, или отдельному участку автомагистрали и т.п.
Таким образом, налоговая политика меняется полностью на качественном
уровне, и теперь она формируется не с целью насыщения бюджета для решения общегосударственных задач, а в целях социальных для выравнивания доходов населения, управленческих для регулирования отдельных сторон развития общества и в целях справедливости для обеспечения равного участи граждан общества в пользовании общественной материальной инфраструктурой.
Следует подчеркнуть и еще одно принципиальное отличие новой налоговой
политики от действующей.
В системе налоговых поступлений и платежей абсолютный приоритет приобретают налоги на собственность и платежи за использование природных ресурсов и материальной инфраструктуры.
Налоги на текущую производственную деятельность можно и должно устранить вовсе, оставив только налог на чистую прибыль и то только для решения управленческих задач. Неиспользуемая чистая прибыль не может участвовать в полной мере в развитии внутреннего рынка. Поэтому налог на чистую прибыль стимулирует инвестирование ее в экономику с вытекающими отсюда последствиями.
Следует отметить, что сбор указанных налогов не требует значительных усилий от государства, так как подсчитать их не представляет сложности, а укрыть невероятно сложно.
Подводя итог рассмотрению концепции регионального управления можно сделать следующие выводы:
1. Концепция регионального управления базируется на качественном перерождении государственной власти и изменении ее роли в системе экономических отношений.
2. Качественное перерождение государственной власти состоит в том, что выступает не в качестве надстройки над обществом, управляя им через силовые структуры, а в становлении ее как органической, системообразующей части единой общественной экономической системы.
3. В качестве системообразующей части экономической системы государственная власть берет на себя ответственность за регулирование и контроль денежного обращения, обеспечивая платежи за пределы системы и наличные выплаты внутри системы, а также за создание условий капитализации средств.
4. Выполнение функций, связанных системообразующей ролью государственной власти в экономической системе, сопровождается получением экономических результатов, которые на в состоянии получить частный бизнес, действуя самостоятельно. Эффективность деятельности государственного руководства определяется величиной этой системной составляющей и ее ростом.
5. Системная составляющая общего экономического развития, как результат централизованного управления экономикой, делится между государством, частным бизнесом и населением.
10. В целом, качественное изменение роли государственной власти в системе
экономических отношений является фундаментом успешного социально- экономического развития демократического общества в рыночных условиях, при котором интересы государственной власти и частного бизнеса совпадают и направлены на повышение благосостояния населения, уровня и качества жизни общества.
Прежде, чем перейти к изложению второй части настоящей работы, а именно к комплексу первоочередных, антикризисных мер, следует определить условия выработки этих мер.
Рассматривая условия выработки антикризисных мер, любой региональный
руководитель, прежде всего, сформулирует требуемые целевые установки. Автор не берется судить о целях любого губернатора, однако можно предположить, что такими целевыми установками могут быть следующие:
1. В кратчайшие сроки, желательно вчера, обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий.
2. Немедленно, здесь допустимо слово сегодня, изыскать средства для подготовки к зиме, а именно для закупки топливно-энергетических ресурсов и проведению необходимых ремонтно-строительных и профилактических работ в жилищной сфере и в городских коммуникациях.
3. Как можно быстрее, в данном случае допустимо слово завтра, реанимировать крупные региональные предприятия, чтобы обеспечить реальную занятость населения и погасить вспышки недовольства, которые обязательно появятся, когда часть населения станет получать заработную плату, а остальная небюджетная часть будет голодать.
Если ограничиться данными целями антикризисных мер, требуется определить, каким образом они могут быть достигнуты.
Во-первых, достижение этих целей может быть связано с работой центра, который с помощью эмиссии, или западных кредитов, или монополизации ликероводочной промышленности или еще как-то сможет всем дать денег. Чтобы не оказаться последним в очереди за куском общего пирога, да и отхватить по возможности больший, руководитель региона обязан постоянно находиться в Москве, поближе к распределителю. Данный способ достижения упомянутых выше целей представляется сегодня большинству руководителей единственно возможным.
Реальность же этого способа для автора представляется весьма сомнительной. В любом случае, если губернатор предпочитает добиться своих целей только за счет усилий центрального руководства, дальнейшее чтение можно прекращать.
Во-вторых, достижение целей антикризисных мер может быть решено внутри региона на основе общей концепции регионального управления.
Далее автор сформулирует антикризисные меры с необходимыми пояснениями, однако, сами по себе он не заработают.
Губернатор, как первый руководитель региона, должен совершенно однозначно понять, что в случае выбора второго способа выхода из кризиса ему лично и его аппарату предстоит напряженная, безотлагательная работа в регионе.
С точки зрения концепции управления, региональная власть должна стать системообразующим элементом некой экономической системы. Следовательно, прежде всего, требуется эту систему, во-первых, определить структурно, т.е. попросту составить список, по крайней мере, необходимых предприятий и организаций, которые в нее войдут и, во-вторых, сформировать из этих предприятий и регионального органа управления систему, т.е. установить между всеми элементами системы определенные взаимосвязи.
Минимально необходимая структура экономической системы в регионе должна включать в себя:
Региональный центр управления является прямым представителем региональной власти и действует как системообразующий элемент экономической системы.
Поскольку мы рассматриваем централизованное управление экономикой, при организации взаимодействия между элементами системы используются т.н. лучевые контракты, а именно контракты между РЦ и остальными элементами системы. Рассмотрим содержание данных контрактов.
Данные контракты целесообразно осуществлять через предварительную структуризацию данных предприятий в оптово-розничную ассоциацию. Это связано со следующими вопросами. Только предприятия, вошедшие в ассоциацию, будут иметь возможность безналичного обслуживания через кредитные карточки. Подбор таких предприятий для включения в ассоциацию должен осуществляться при пристальном внимании со стороны РЦ, т.к. в случае включения в ассоциацию недобросовестных или недостаточно дееспособных предприятий торговли и бытового обслуживания будет нанесен ущерб потребителям, а за качество обслуживания последних по кредитным карточкам в конечном итоге отвечает РЦ. Всяческая дискредитация торговли по кредитным карточкам должна рассматриваться как нарушение контрактных обязательств и влечь за собой самые серьезные последствия. Такого рода действия могут рассматриваться и с позиции подрыва безналичных платежей в регионе, без которых просто немыслимо выйти из кризиса и в последующем обеспечить успешное социально-экономическое развитие региона.
Итак, предприятия торговли и бытового обслуживания, объединенные в ассоциацию, обеспечиваются специальными аппаратами для снятия денег с кредитных карточек покупателей и осуществляют продажу и за наличные, и по безналу по одним и тем же ценам. Торговые предприятия, вошедшие в ассоциацию, по сути, получают от РЦ гарантированный сбыт. Для обеспечения закупок для этих предприятий в рамках той же ассоциации создается оптовое предприятие. Так как оптовый закуп и розничная торговля осуществляются с единых целей, с гарантированным сбытом, появляется возможность, во-первых, на базе опта для розничной торговли создать эффективный оптовый рынок, который чисто экономическими методами (уровень цен и качество исполнения договоров поставки) может по своему объему значительно превысить объем, требуемый для обеспечения только розничной торговли и, во-вторых, устойчивость и эффективность оптового закупа позволяет Банку без риска осуществлять кредитование оптового рынка. Следует отметить исключительную важность правильной организации оптового рынка для достижения общей эффективности экономической системы. Как мы помним, РЦ с точки зрения управления финансовым обращением должен обеспечить выплаты наличных средств внутри системы и безналичные проплаты за пределы системы. В этом смысле, если предположить, что для обеспечения потребностей розничной торговли требуется 50% всего закупа осуществить за пределы региона, это существенная статья реальных расходов РЦ. В то же время, если созданный оптовый рынок работает эффективно, то он сможет обеспечить не только поступление необходимых товаров на внутренний рынок по правильным ценам, но и обеспечит значительный вывоз из региона, как товаров местного производства, так и внешних по отношению к региону, но проходящих через региональный оптовый рынок. На первом этапе важно обеспечить хотя бы уменьшение с помощью оптового рынка реальных расходов на закуп, а в последующем можно добиться обязательного положительного сальдо.
В результате установления контрактных отношений РЦ обеспечивает:
По итогам деятельности месяца РЦ осуществляет все необходимые платежи в бюджет, после чего переводит на счет торговых предприятий их чистый доход.
Главная задача РЦ при установлении лучевых контрактов с этими предприятиями добиться за счет обеспечения этих предприятий оборотными средствами резкого увеличения производства с реализацией на внутреннем рынке (обязательное условие) и на внешнем, по отношению к региону, рынке даже, если это потребует установления плановой дотации на экспортируемую продукцию. Взаимодействие предприятий по производству продуктов питания и оптового рынка является основой их совместного эффективного развития. С точки зрения управления финансовым обращением достигается на первом этапе увеличение доли местных производителей на внутреннем рынке, а затем и увеличение поступлений из-за пределов региона.
5. Контрактные отношения с крупными региональными предприятиями.
6. Контрактные отношения с сельскохозяйственными предприятиями.
При построении данных отношений РЦ должен исходить из того, что как бы ни
7. Контрактные отношения РЦ с Банком.
Данные отношения являются исходными при построении всей системы. РЦ через структуру Банка внедряет безналичные расчеты, открывает оборотное кредитование построенной экономической системы, включая оборотное кредитование регионального бюджета, кредитование оптового рынка и кредитование крупных региональных предприятий. Возникают вопросы: а почему Банк на это пойдет, сумеет ли он найти достаточно средств, не будет ли эта работа для банка слишком рисковой и, наконец, не будет ли она слишком дорогой для участников.
Рассмотрим эти вопросы.
1. Банк на это пойдет потому, что банку необходимо зарабатывать средства или уходить с рынка. Если еще совсем недавно Банк мог зарабатывать и зарабатывал на финансовых спекуляциях и на краткосрочных торговых кредитах, то теперь оба эти направления для Банка закрыты. Участвовать Банку в кредитовании реального сектора экономики самостоятельно представляется действительно невероятно рисковым делом. Значит, у Банка имеется альтернатива: либо превратиться в орган типа сберегательной кассы при отсутствии сберегательных вкладов и в почтовое отделение для переводов средств при их небольшом количестве, либо совместно с региональной властью участвовать в реальных коммерческих проектах с естественными рисками, но просчитываемыми и управляемыми.
4. Не будет ли оплата Банку слишком велика для участников проекта?
Нет, не будет. Оплата за оборотный капитал будет установлена исходя из его долгосрочного характера, а долгосрочное кредитование всегда более выгодно, чем краткосрочное. Кроме того, при определении платы за кредит стороны в обязательном порядке учитывают и другие доходы, вытекающие из участия в проекте. Имеются в виду, прежде всего, доходы Банка от участия в безналичном обслуживании населения и от кредитования оптового рынка. В любом случае, поскольку у Банка сегодня нет другой альтернативы остаться в бизнесе, вопросы дележа доходов будут вторичны по сравнению с вопросами общего выживания. Здесь очень важным моментом является позиция регионального руководства, уровень его авторитета и понимание всеми участниками проекта реальности происходящего. Не надо забывать, что рассматриваемые меры являются вынужденными, антикризисными.
Автор назвал в очень сжатом виде необходимые меры. В связи с этим возникают следующие вопросы:
1) Сколько времени требуется от момента принятия региональным руководством решения о внедрении антикризисных мер до утверждения готового проекта?
2) Сколько времени требуется от утверждения готового проекта до получения первых реальных результатов?
3) Каковы будут эти первые результаты?
Отвечая на первый вопрос, автор может назвать срок от 1 до 3-х месяцев, в зависимости от уровня поддержки разработчиков со стороны руководства регионом, уровня его авторитета, в том числе и по отношению к местной Думе (Законодательному Собранию), и, наконец, от наличия грамотных специалистов, способных оказывать разработчикам действенную помощь во вхождении в специфику региональных проблем и сложившихся взаимоотношений между экономическими субъектами, должными составить управляемую систему. Достаточно быстрый срок подготовки проекта связывается с тем, что автор располагает не только теоретическими представлениями о планируемой работе, но и практическими приложениями в виде конкретных договоров, инструкций, распоряжений Администрации и т.д.
Отвечая на второй вопрос, автор может утверждать, что первые результаты появляются практически мгновенно, поскольку если система построенная на бумаге (проект) запускается в реальную жизнь, то только сразу со всеми присущими ей и заложенными в нее условиями существования.
И, наконец, отвечая на третий вопрос, можно сказать, что зримые результаты будут состоять в том, что значительная часть населения, давно не получавшая заработную плату, сможет отправиться в магазин и начать покупать, используя кредитные карточки, а торговая сеть продавать, а оптовый рынок закупать, а Банк кредитовать, РЦ управлять, ЖКХ готовиться к зиме, ряд крупных региональных предприятий возобновит работу. Эти результаты не бог весть какие, с точки зрения любой мало-мальски функционирующей системы, но не с точки зрения разрушенной экономики, находящейся в глубоком кризисе. Очень важно, что они достигаются не экстраординарными методами, а вытекают из общих представлений о стратегии социально-экономического развития региона.
Таким образом, комплекс первоочередных, антикризисных мер является первым важным шагом к созданию основ централизованной региональной системы управления, может быть осуществлен в очень сжатые сроки, безболезненно для населения и бизнеса, и не требует специальных разрешительных постановлений центрального аппарата государственной власти.
Все права защищены.
В Краснодарском, Ставропольском крае, Ростовской области и Республиках Северного Кавказа правами на программу обладает Малый Алексей Алексеевич
Компания “Потенциал-Юг”, тел.: (8612) 31 28 50, 31 88 62.