По мнению начальника Главного управления Центрального банка РФ по Пермской области Владимира Белоусова, в экономике Прикамья работают деньги, вывезенные пермяками за рубеж.
"Так какие комментарии мне нужно дать?" - весьма необычно начал разговор г-н Белоусов и уронил взгляд в сторону.
Признаться, беседовать с банкирами доводилось нечасто, и наш разговор завязывался очень тяжело. Может, в силу особой специфики деятельности представителя "высшего государственного органа денежной власти" страны на территории Пермской области. Однако по ходу дела беседа обрела динамику, и мне посчастливилось увидеть на лице банкира человеческие эмоции. Но именно в эти самые минуты меня заставляли выключать диктофон. Когда речь заходила о вещах, безусловно, важных и для массового читателя почти сенсационных, меня предупреждали: за пределы этого здания информация не должна уйти ни на каких носителях, если только не считать таковым мою голову. Но все равно в ходе беседы затронуты были вопросы, на мой взгляд, крайне любопытные.
Право на пилотную площадку
- Ваша работа является госслужбой?
- Примерно так. Потому что Центральный банк - некоммерческая организация. И сейчас решается вопрос о закреплении за нашими работниками статуса государственного служащего. Сейчас мы как бы приравнены к ним, но таковыми все же не являемся.
- Какие задачи вы выполняете как структурное подразделение Центробанка?
- У нас четыре основные функции. Во-первых, организация и поддержание налично-денежного обращения. Во-вторых, организация безналичных расчетов. В- третьих денежно-кредитное регулирование и, в-четвертых, надзор за коммерческими банками.
- И как вы оцениваете состояние дел в Пермской области по всем перечисленным параметрам?
- Начну с расчетной системы. Пермская область была инициатором создания системы электронных платежей в соавторстве с Волгоградом и Екатеринбургом. Опробование системы прошло в 1991 году, в промышленную эксплуатацию система вошла в 1992 году. А по оценкам независимых международных источников, создание системы электронных безналичных расчетов вошло в десятку научно-технических достижений в мировой практике. То, к чему западные страны шли десятилетия, мы в России сделали за 10 лет. Многие технические, программные вопросы прорабатывались здесь, затем переносились на другие регионы России.
- А что можете сказать по поводу дееспособности банковского сектора Прикамья?
- Пермская область находится в первой половине списка областей по количеству собственных коммерческих банков. И ближе к началу списка - по количеству кредитных организаций. Список этот динамично изменяется. На сегодняшний день у нас осталось 10 из 24 собственных (т. е. пермских) коммерческих банков с четырьмя своими филиалами, 30 - филиалов иногородних банков, 6 - представительств, а также 20 отделений Сбербанка (включая собственно Западно-Уральский Банк). То есть я хочу сказать, что такое количество кредитных организаций выводит нашу область на границу между первым и вторым десятком регионов по уровню развитости банковской системы России. Месяц назад на совещании в Центробанке по поводу вхождения банков в систему страхования вкладов мы присутствовали среди 25 регионов, лучших по показателю объема вкладов населения.
Отмечу, что Главное управление Центробанка по Пермской области участвует в ряде экспериментов по надзорной работе. Наш регион является пилотной площадкой по опробованию института кураторства для осуществления более тесного взаимодействия с кредитными организациями.
- И что дал этот эксперимент?
- По последним законам, принятым по настоянию депутатов и большим просьбам кредитных организаций оградить их от излишней опеки Центрального банка (речь идет о частых проверках), решили, что мы можем появляться с проверками в банках не чаще, чем один раз в год. Но для осуществления реального надзора за жизнедеятельностью кредитных организаций, в их же интересах и интересах Центробанка, необходимы более частые контакты. Это показала и практика эксперимента. Куратор имеет право ежедневного взаимодействия с подразделениями банка, чтобы жить проблемами банка, рассматривать все сложности, которые у него возникают и оценивать, насколько критична ситуация в тех или иных кредитных организациях. Естественно, оказывать помощь, консультировать. И, встречаясь с руководителями кредитных организаций области, мы слышим положительные оценки этого непростого эксперимента.
Решающая скрипка
- А какие у нас самые крупные кредитные организации?
- Западно-Уральский Банк Сбербанка России, который занимает доминирующее положение в банковском секторе Прикамья, охватывая до 70 процентов всех активных операций. И только 30 процентов финансового рынка приходится на остальные почти 40 банков.
- Как вы оцениваете такое положение вещей, когда роль первой скрипки в банковском секторе - у Сбербанка России?
- В принципе, мы к этому относимся двояко. С одной стороны, региону явно не хватает крупных банков. У нас ведь промышленные предприятия очень крупные. И для того чтобы удовлетворить их кредитные интересы, требуется достаточные объемы активов банка. Поэтому присутствие такого банка, причем собственного, надо расценивать, как элемент положительный. А, с другой стороны, получив 70 процентов всего финансового рынка региона, СБ стал монополистом в этой сфере. Поэтому он определенным образом мешает развитию других кредитных организаций со всеми вытекающими отсюда последствиями. А отсутствие конкуренции в банковской деятельности также может отрицательно сказаться на клиентах.
- Стало быть, рыночные отношения в банковской сфере у нас развиты плохо?
- Они могли бы и лучше развиваться.
Без лишней скромности
- Есть ли собственные клиенты у ЦБ?
- Как правило, это силовые структуры и до недавнего времени - государственные учреждения, которые постепенно переводят свои счета в казначейство.
- Под какой процент они с вами работали?
- Бесплатно.
- То есть их переход в казначейство для ЦБ в какой-то степени выгоден?
- Чем меньше у нас клиентов, тем меньше у нас работы, тем меньше и численность Главного управления. От этого зависит и оплата труда.
- Какими средствами располагает ЦБ, как участник платежной системы?
- Все кредитные организации держат у нас свои коррсчета для организации расчетов, а также для получения наличных денег. Поэтому мы осуществляем производственную функцию "организации безналичных расчетов в Российской Федерации" и работаем на рынке безналичных средств. С другой стороны, мы занимаемся перевозкой ценностей (наличных денег), выпуском денежных знаков в обращение и их заменой по мере износа. Поддерживаем необходимый уровень наличной денежной массы в регионе, перераспределяем и обновляем ее. У нас есть специальная служба, которая занимается определением платежеспособности, подлинности денежных знаков, находящихся в обращении на территории Пермской области, и соответствующим образом взаимодействующая с ГУВД. Причем, все это мы делаем бесплатно.
- В таком случае, на что вы живете?
- По закону, Центробанк не имеет права вести коммерческую деятельность. Поэтому коммерцию из своих функций по обслуживанию бюджета и силовых органов мы исключили. Но у ЦБ существуют свои определенные статьи дохода, которыми он пополняет смету. И часть превышения сметы над расходами он отчисляет в доход федерального бюджета.
- Как бы вы определили статус Центробанка в стране?
- Мы являемся высшим органом государственной денежной власти с особым статусом: Центробанк не отвечает по долгам государства.
- Объясните, пожалуйста, как такое возможно?
- Учтите такой тонкий момент. Условно говоря, ценность денег, которыми мы пользуемся, является предметом соглашения всех присутствующих в пределах РФ юридических и физических лиц. И если бы Центральный банк подчинялся бы правительству, то для покрытия дефицита бюджета или каких других правительственных нужд он был бы обязан производить эмиссию. Но это привело бы к удешевлению, или, как говорили раньше, к "порче денег", принадлежащих остальной части населения. Нас бы ведь не спрашивали ни о чем. В силу этого у ЦБ такой вот двойственный статус, дающий ему в этом плане независимость. Но для стороннего наблюдателя за процессами на финансовом рынке, он является составной частью этого государства. И работает бесплатно, например, как прокуратура.
Клиент, скорее, жив
- Владимир Васильевич, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с промышленным потенциалом Пермской области?
- Мы очень внимательно с помощью собственной системы мониторинга и анализа наблюдаем за деятельностью предприятий, всех элементов народного хозяйства Пермской области. Делаем необходимые обзоры, делимся информацией с заинтересованными организациями. Скажу так: после определенного "проседания" и потери источников централизованного финансирования наши крупные предприятия, относящиеся, как правило, к оборонному комплексу, постепенно оживают. Они продемонстрировали свою жизнеспособность, раздробившись на менее крупные предприятия, перейдя на другой рынок товаров и услуг. Теперь наша область даже увеличивает объем промышленного производства. А в некоторых отраслях, таких, как производство минеральных удобрений, добыча сырья, она его и не снижала. И на сегодняшний день регион все больше и больше нуждается в финансовых средствах: либо в виде кредитов, либо в виде инвестиций. Разница в том, что кредитование осуществляется на возвратной основе, а инвестиции вкладываются.
- Изменилось ли что-нибудь в экономике Прикамья с приходом нового губернатора?
- Вы помните, сколько требовал Явлинский для того, чтобы изменить ситуацию? 500 дней! И то над ним потом смеялись. А тут сколько прошло? Мы слышали только декларации Чиркунова по результатам первых своих ста дней. Мы также анализировали некоторые материалы, подготовленные администрацией для проведения некоторых преобразований в Пермской области. Нормальные декларации и нормальные материалы. Но одно дело - говорить, а другое - воплотить это в жизнь.
- А как, с вашей точки зрения, выглядит инвестиционная привлекательность региона?
- Мы всегда были привлекательными. А сейчас стали еще более привлекательными. Я часто летаю авиарейсами и вижу, какой поток деловых людей из-за рубежа устремился в наш регион...
- ...почему же вы тогда так иронично улыбаетесь и отводите взгляд в сторону? Толк-то от иностранных визитов есть?
- Я считаю, что, может быть, именно "иностранный капитал" у нас и не работает. Но сколько наших земляков за последнее время уехали за рубеж! А сколько денег туда перевели? И я считаю, что на территории Прикамья работают в том числе и их средства в качестве инвестиций, пришедших оттуда.
Тут у нас возникла дискуссия, которая могла бы случиться у любого участника столь любопытного разговора. И меня попросили выключить диктофон...
Белоусов Владимир Васильевич.
Родился в 1950 году в Перми. Отец работал в профкоме завода Свердлова. Мать - главным бухгалтером. Поэтому "каким-то образом к финансовой деятельности приобщался еще в семье". В 1976 году окончил Пермский политехнический институт по специальности "автоматика и телемеханика" электротехнического факультета. Работал на этой же кафедре. Принимал участие в научно-исследовательских работах. В 1980-м окончил заочную аспирантуру Военно-механического института в Санкт-Петербурге. Принимал непосредственное участие в создании вычислительного центра коллективного пользования. В 1991 году защитил кандидатскую диссертацию.
С 1986 года - в областной структуре Госбанка, на должности заместителя управляющего областной конторы.
С сентября 2004 года - начальник Главного управления Центрального банка РФ по Пермской области.
www.permoboz.ru
01.11.2004
Наталья Жукова