Не ошибусь, если скажу, что главной темой последних летних месяцев, затронувшей интересы более чем 50 млн. россиян - льготников, являлся законопроект о замене натуральных льгот на денежные компенсации. В его обсуждение были вовлечены профсоюзы, ветеранские и другие общественные организации. Всего в Государственную Думу поступило около 5 тысяч поправок, полторы тысячи из которых были приняты депутатами.
3 августа Госдума приняла документ в третьем, окончательном чтении, а 8 августа (в воскресенье) за новый закон, проявив удивительное единодушие (только пять воздержавшихся и один - "против") проголосовал и Совет Федерации.
Итак, дело сделано. Депутаты разъехались на каникулы. А нуждающийся в социальной поддержке народ после вступления в силу Закона "О разграничении полномочий между уровнями власти и новых мерах социальной поддержки", то есть сразу же после 1 января 2005 года, начнет ощущать повышение своего материального благосостояния - по крайней мере, это обещали депутаты во время горячего обсуждения законопроекта. Впрочем, отдельные депутаты, пожертвовав своим отдыхом, решили встретиться с журналистами и еще раз обсудить, а может быть и разъяснить, принятый Госдумой закон.
Обсуждению нового Закона была посвящена пресс-конференция, которую провел для журналистов братских СМИ 10 августа Виталий Шуба. Он являлся руководителем рабочей группы по доработке законопроекта, а также основным докладчиком во время третьего чтения. Поэтому на вопрос журналистов о том, не рисковал ли он, возглавив работу по принятию непопулярного в народе закона, Виталий Шуба ответил;
- Да, в СМИ говорят по-разному. В одной газете прочитал, что Виталий Борисович совершил большую ошибку, оставив отпечатки своих пальцев на законопроекте.
Я нисколько об этом не сожалею. Не все понимают, о чем идет речь. Кое-кто из недобросовестных политиков пытается извлечь из этого политические дивиденды: все рушится, все отменяется, куда мы катимся... Все это не так. Наоборот, меры социальной поддержки населения возрастают. Только теперь они будут адресными. Все принципиальные поправки, высказанные в ходе обсуждения законопроекта, были внесены: сохранен МРОТ, сохранены льготы жителям Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним, предусмотрены льготы для детей-сирот и т.д. Все обязательства, взятые на себя государством, различными уровнями власти должны быть исполнены, за неисполнение - меры определенного воздействия.
Все это мы уже проходили, и не раз. Но почему-то никто, никогда и ни за что не нес никакой ответственности, даже если федеральный бюджет не перечислял на места средства на покрытие льгот по федеральному закону "О ветеранах". Что изменилось? Психология чиновников? Вряд ли. Появились лишние деньги, которые с легкостью можно отвлечь на выплаты денежных компенсаций? Но откуда они взялись, почему их еще вчера катастрофически не хватало на обеспечение натуральных льгот? Или слишком хорошо написан закон, что его нельзя будет нарушить? В любом случае, вопросы остались: отдельные журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, прямо говорили о том, что не смогли до конца разобраться в этом документе. Поэтому привожу часть вопросов и ответов Виталия Шубы (которые волнуют не столько журналистов, сколько читателей и, прежде всего, самих льготников) почти дословно.
Вопрос: Предусмотрена ли индексация денежных компенсаций льготникам? Назовите статьи закона, где об этом говорится.
Ответ: Да, предусмотрена. Статьи 153, 154. Кроме того, денежные компенсации льготникам не будут рассматриваться, как дополнительный доход населения: это важно, особенно при оплате коммунальных услуг.
Вопрос: Председатель общества "Мемориал" Миронов просил выяснить, почему жертвы политических репрессий не отнесены к федеральному финансированию: ведь политических заключенных сажало в тюрьмы государство?
Ответ: В базовом законе "Об органах государственной власти" (ФЗ - No95) записано? что финансирование льгот пострадавшим от политических репрессий является расходным обязательством субъектов федерации. В ходе обсуждения высказывалось несогласие с данным положением. Но тогда надо было бы вносить поправки в ФЗ - No95. Такую цель мы не ставили. В принятом законе записано, что на эти цели из федерального бюджета будут выделяться средства в объеме не менее чем в текущем году - с учетом инфляции. Субъекты федерации будут участвовать в финансировании, если произойдет увеличение расходных обязательств.
Вопрос: Располагая финансовыми ресурсами, федеральное правительство сможет выполнить свои обязательства перед льготниками. А справятся ли со своими обязательствами регионы? Депутат Законодательного собрания Иркутской области Кузьмин называет сумму, необходимую для выплаты денежных компенсаций, от 5 до 15 млрд. рублей на 2005 год.
Ответ: Да, опасения есть. Но налоговый потенциал у области не изымается. Распределение налогов, закрепление их за разными уровнями бюджета позволяет наращивать налоговую базу на территории, оставлять прирост от налогов. Теперь региональные власти, Законодательное собрание должны принять собственные законы по льготам, определить объем компенсаций и порядок сохранения части натуральных льгот, определить затраты, которые понесет региональная казна. Я смотрел предварительные расчеты Комитета социальной защиты: речь идет примерно о 3 млрд. рублей. Я могу приблизительную цифру назвать по федеральному бюджету: он будет финансировать на территории области льготы на 2 млрд. рублей. В постановлении Госдумы правительству поручено предусмотреть в 2005 году создание специального фонда, средства которого будут направляться на сбалансирование бюджетов субъектов федерации. Ответ получен, но сомнения остались. Как считают эксперты многочисленных российских фондов и институтов, в будущем году нагрузка на регионы значительно возрастет. Будет сокращено количество федеральных социальных программ, их реализацию, скорее всего, передадут на места, в регионы. Богатые субъекты федерации останутся богатыми, депрессивные территории по-прежнему намерены и будут жить за счет федерального бюджета, ведь Москва не допустит окончательной гибели конкретного региона. В худшем положении окажутся те субъекты федерации, что живут средне: в основном за счет собственных источников, но не без помощи федерального бюджета (Иркутская область как раз и попадает в это число).
Вопрос: Будут ли в субъектах федерации формироваться социальные пакеты, как на уровне федерации?
Ответ: Вот мы привыкли по всем вопросам кивать на Москву. А с 1 января 2005 года это - компетенция субъекта федерации. Ведь цель закона о разграничении полномочий как раз в том, чтобы каждый уровень власти отвечал по тем обязательствам, которые на него возложены законом. Сейчас существует жесткая норма: не могут возникать новые расходные обязательства без передачи финансовых ресурсов. Это будет антиконституционно, незаконно. Надо привыкать жить по принципу: "Мой мандат, я его исполняю, я за него плачу".
Вопрос: Люди обеспокоены повышением ставок налога на землю. В СМИ можно встретить информацию о том, что в Москве с 1 января 2005 года сотка земли будет стоить 4000 тысячи, в других регионах до 1000 рублей. Это ударит, прежде всего, по дачникам, старикам.
Ответ: Вы опять предлагаете, чтобы этим занималась Москва? Есть муниципальная власть, и городская Дума будет принимать свои решения и по ставкам налога на землю, и по льготам - на основе регионального закона. Кстати, с 1.01.05 налог на землю полностью остается на территории муниципального образования.
Вопрос: Реализация нового закона может вызвать виток инфляции, цены вырастут на все.
Ответ: Не думаю. Новых денег не появится, инфляционного всплеска мы не ожидаем.
Журналистов интересовало мнение Виталия Шубы и по другим вопросам: о поддержке молодежи, о том, куда будут направлены средства стабилизационного фонда, ведь к концу 2004 года он составит не менее 400-450 млрд. рублей, о выборах в Законодательное собрание области, о принятии экологической программы непосредственно по Братску.
Было высказано и пожелание депутату Шубе, прежде всего как первому заместителю председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы: формировать федеральный бюджет на 2005 и последующие годы с учетом реального роста экономики, а не за счет роста цен на нефть и ее экспорт. Тогда можно будет говорить о реальном повышении зарплат и пенсий, о реальном, а не обещанном повышении материального благосостояния населения. И как можно реже говорить о льготах и о бедных,- их в нашем, богатом ресурсами и замечательными, способными людьми государстве, не должно быть в принципе.
газета Свободные новости
Наталия Ромашина
13.08.2004
http://www.vshuba.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&gid=159.2