Эксклюзив
29 сентября 2009
3158

Пояснительная Записка к проекту закона `Об Общественной палате г. Москвы`

Предлагаемый проект закона "Об Общественной палате г. Москвы" направлен на формирование правовых и организационных основ взаимодействия общества-органов государственного управления-бизнеса, в целях решения следующих государственных задач:
- в экономической сфере: повышение качества законодательной базы, повышение рационального использования человеческих ресурсов, повышение рационального использования государственных средств, выделяемых на поддержку социальных проектов;
- в социальной сфере: повышение качества жизни, уровня услуг в социальной сфере, решение экологических проблем, обеспечение охраны труда, защита интересов потребителей, реализация социальных проектов, повышение правовой культуры насаления;
- в правовой сфере: совершенствование института права и правовых отношений;
- в сфере национальной безопасности: снижение степени социальных рисков, переход от идеологических принципов общественных отношений к правовым, повышение уровня доверия людей к институтам государственной власти.
Исходя из полученного опыта работы ОП РФ и региональных общественных палат, необходимость создания ОП Москвы не вызывает сомнения. Этот опыт показывает, что потенциал идеи общественной палаты как общественного института огромен, однако реализован в недостаточной степени.
Законопроект дает правовую основу для создания и применения эффективного инструмента построения трехсторонних взаимоотношений общества-органов государственного управления-бизнеса с целью повышения общественного благосостояния.
Предлагаемые в законопроекте принципы развития общественных инициатив позволяет качественно изменить подход к приложению, использованию и распределению финансовых средств при решении социальных проблем в целом.
Для раскрытия и реализации экономического и социально-культурного потенциала законопроект предлагает инновационное решение в подходе к формированию и функционированию ОП Москвы.
Эффективное использование общественного ресурса только за счет новых организационных принципов дает:
- прямой исчисляемый экономический эффект;
- косвенный экономический эффект;
- социально-политический эффект.
К источникам прямого экономического эффекта можно отнести
- создание системы благотворительности,
- создание дополнительных рабочих мест и переподготовка кадров,
- повышение эффективности использования бюджетных средств,
- высвобождение бюджетных средств, необходимых для создания соответствующих государственных структур и контролирующих органов, за счет привлечения к решению проблем значительной части общества.
К источникам косвенного экономического эффекта можно отнести
- снижение остроты экономических проблем и повышение политической стабильности,
- безвозмездное содействие государственному управлению в сфере здравоохранения, образования, культуры, занятости населения, профессиональной ориентации и проч.,
- эффективное использование всех видов человеческого капитала
- качественное улучшение распределения бюджетных средств, выделяемых на поддержку ОО и НКО:
- решение социальных вопросов силами волонтеров.

В законопроекте закреплены следующие основные направления
- максимальное задействование общественного ресурса для решения проблем общества, в том числе привлечение средств из негосударственных источников финансирования для решения социальных задач,
- совершенствование организационно-правовых условий развития общественно-государственного партнерства;
- совершенствования экономических условий развития общественно-государственного партнерства, в том числе повышение эффективности использования государственных бюджетных ресурсов.
ОП Москвы является самостоятельным институтом, формируемым на основе добровольного участия общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций, а также жителей, не является органом при Правительстве г. Москвы или Московской городской Думе.
Согласно проекту закона в состав Общественной палаты входят общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы, жители г. Москвы, через ОО или НКО; членство в ОП Москвы ограничено только для политических партий и их объединений, объединений избирателей, коммерческих и государственных организаций.
Принципы формирования ОП Москвы заключаются в:
1 - открытости для вступления;
2 - членами являются общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации, осуществляющие работу в ОП через своих представителей.
Принцип функционирования ОП Москвы заключается в инициативе и самоорганизации.
Решения Общественной палаты носят как рекомендательный характер, так и характер законодательной инициативы, в отдельных случаях предусмотрено вынесение вопроса на региональный или местный референдум.
По результатам принятого решения направляются обращения в форме экспертных заключений, запросов, предложений. рекомендаций, законопроектов, проектов программ и проч.
На организационном общем собрании в соответствии с наиболее важными направлениями общественной жизни утверждаются основные направления деятельности, в соответствии с которыми образуются комитеты ОП. Состав комитетов формируется по принципу самозаписи, для координации работы комитета избирается координатор комитета
Для принятия оперативных решений по текущим вопросам образуются постоянно действующие органы: Координаторы комитетов составляют Президиум ОП Москвы и избирают Председателя Президиума ОП Москвы.
Текущая работа ОП Москвы предполагает:
по направлению задействования общественного ресурса для решения проблем общества
- мониторинг общественных инициатив,
- формирование и оформление общественных инициатив в виде проектов программ;
- продвижение проектов программ.
- реализация принятых программ;
по направлению совершенствования организационно-правовых условий развития общественно-государственного партнерства
- проведение экспертизы и оценки проектной и действующей нормативно-правовой базы,
- проведение экспертизы и оценки правоприменительной практики,
- проведение экспертизы и оценки социальной эффективности общественно значимой деятельности в городе Москве;
по направлению совершенствования экономических условий развития общественно-государственного партнерства
- участие в разработке и реализации государственных программ социального развития региона,
- участие в определении приоритетности социальных заказов,
- участие в проведении конкурсных отборов социально-значимых проектов при распределении финансирования из городского бюджета.
При выполнении текущей работы для решения конкретных вопросов образуются временные рабочие группы и направляются представители ОП Москвы в соответствующие государственные структуры.
Рабочие группы образуются по принципу самозаписи.
Для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением.
Расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год.
Анализ правоприменительной практики.
При разработке проекта закона были учтены замечания, сделанные Торгово-промышленной палатой РФ, Правительством РФ по результатам экспертизы проекта закона "Об Общественной палате Российской Федерации", практический опыт работы ОП Москвы РФ, а также накопленный опыт региональных Общественных палат.
В заключении, данном ТПП РФ на проект закона "Об Общественной палате Российской Федерации", было отмечено, что
- принцип формирования Общественной палаты РФ, применяемый согласно этому закону, может быть принят лишь как временный, на период становления и развития гражданского общества в России;
- . при рассмотрении проектов нормативных правовых актов законодательными и исполнительными органами государственной власти целесообразно не ограничиваться только кругом лиц, вошедших в ОП РФ, но и привлекать представителей общественных объединений;
отсутствие в Общественной палате представителей объединений наиболее активных в экономической сфере граждан значительно понизит уровень ее репрезентативности.

Галина Ефимова.

29 сентября 2009 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован