Профессор Голицынского пограничного института, доктор юридических наук,
полковник Красинский В.В.
Professor of Golitsyno Military Institute,
doctor of law, colonel Krasinsky Vladislav
Аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование и современная практика применения специальных экономических, защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в интересах защиты государственного суверенитета Российской Федерации.
Ключевые слова: государственный суверенитет, защита государственного суверенитета, угрозы отрасли экономики, защита национального рынка, защитные меры, антидемпинг, компенсационные меры.
In article the legal regulation and actual practice of the special economic, protective, anti-dumping, countervailing and anti-subsidy measures for the protection of the state sovereignty of the Russian Federation are considered.
Keywords: state sovereignty, protection of the state sovereignty, threats to the economy industry, protection of national market, protective measures, anti-dumping, countervailing and anti-subsidy duties.
Источник опубликования: Красинский В.В. Практика применения специальных экономических, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в интересах защиты государственного суверенитета России // Военное право. 2017. № 2. С. 238-248.
Защита государственного суверенитета от внешних угроз в экономической сфере предполагает обеспечение равноправной интеграции нашей страны в мирохозяйственные связи, недопущение критической зависимости России от иностранных государств (их союзов) во внешнеэкономической деятельности, торговых операциях и других жизненно важных вопросах экономического сотрудничества. Данное обстоятельство актуализирует необходимость изучения конституционно-правового регулирования применения специальных экономических, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в интересах защиты государственного суверенитета.
В Российской Федерации конституционно-правовое регулирование применения соответствующих экономических мер осуществляется в рамках двух субинститутов:
субинститута специальных экономических мер в отношении иностранных государств, иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства для защиты интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, а также защиты прав и свобод граждан;
субинститута специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым или субсидируемым иностранным импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
Субинститут специальных экономических мер введен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Основаниями применения специальных экономических мер является возникновение совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также принятие соответствующих резолюций СБ ООН[1]. Как мы видим, основания для применения данных мер связаны с возникновением внешних угроз государственному суверенитету. Целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан[2].
Специальные экономические меры носят временный характер (срок их применения устанавливается Президентом Российской Федерации) и применяются независимо от других мер защиты государственного суверенитета[3].
Примерный перечень данных мер закреплен в статье 3 Федерального закона «О специальных экономических мерах»:
приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;
запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;
прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация указанных мер защиты государственного суверенитета обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Предложения о введении специальных экономических мер вносятся Президенту Российской Федерации, который и принимает решение об их применении. Законодателем установлен перечень субъектов, имеющих право вносить предложения о применении этих мер. К ним относятся Совет Безопасности Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. На основании решения Президента Правительство устанавливает перечень конкретных действий и ограничительных мер в отношении недружественных иностранных государств, их органов и должностных лиц.
В связи с агрессией Вооруженных Сил Турецкой Республики против российского бомбардировщика СУ-24, сбитого над территорией Сирии 24 ноября 2015 г., Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» с 1 января 2016 г. было приостановлено действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г. в части поездок граждан Турецкой Республики – обладателей общегражданских заграничных паспортов. По поручению Президента Правительством Российской Федерации была приостановлена деятельность Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, приостановлен переговорный процесс с турецкой стороной по проекту Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о торговле услугами и инвестициях, проекту Среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2016-2019 гг., а также по созданию Российско-турецкого совместного фонда по финансированию инвестиционных проектов в Российской Федерации и Турецкой Республике.
Основанием отмены специальных экономических мер является устранение обстоятельств их введения. Отмена специальных экономических мер осуществляется в аналогичном порядке: управомоченные субъекты обращаются к Президенту Российской Федерации с предложениями об отмене указанных мер, который и принимает соответствующее решение.
В отличие от специальных экономических мер субинститут специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер имеет более узкое целевое назначение и направлен на защиту экономических интересов национальных товаропроизводителей. Кроме того, перед введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер допускается введение предварительных мер в отношении недобросовестных экспортеров (предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина, предварительная компенсационная пошлина).
Основанием введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер является совокупность условий для защиты внутреннего рынка: резкий рост импорта, демпингового импорта или субсидируемого импорта; нанесение таким импортом серьезного ущерба (угрозы) отрасли экономики (для специальных защитных мер) или материального ущерба (угрозы материального ущерба) национальным производителям или замедления создания отрасли экономики (для антидемпинговых и компенсационных мер); причинно-следственная связь между импортом и ущербом экономике.
Меры защиты внутреннего рынка предназначены для противодействия несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров или возросшего импорта. Зарубежная практика применения подобных мер сложилась давно. Впервые антидемпинговые меры были применены Канадой в 1904 г. против импорта стали из США. Вскоре антидемпинговые законы были изданы в Новой Зеландии (1905), Австралии (1906), а затем получили широкое распространение в большинстве государств мира. В 1947 г. в целях выработки общих принципов применения мер защиты внутреннего рынка было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). После образования в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) для членов ВТО были введены обязательные правила применения мер защиты внутреннего рынка и способы разрешения торговых споров.
Защитные меры вводятся общегосударственными (Глава государства, Правительство) или отраслевыми органами государственного управления (министерства и ведомства). Так, Глава государства обладает правом введения защитных мер в Республике Беларусь, Туркменистане[4]. В другой группе стран меры защиты внутреннего рынка применяются по решению Правительства (Австралия, Кыргызстан, Россия, Турция и др.). Во многих государствах защитные, антидемпинговые и компенсационные меры вводятся уполномоченными министерствами и ведомствами (Министерство финансов – в Индии и Индонезии, Министерство торговли – в США, и Колумбии, Комитет по специальным защитным мерам в Таиланде). В Украине защитные меры вводятся решением Межведомственной комиссии по международной торговле Украины.
В настоящее время практика применения мер защиты внутреннего рынка распространена в большинстве государств мира, что отражается на условиях доступа российских производителей на внешние рынки, влияет на их конкурентоспособность и требует адекватного реагирования со стороны России[5].
По состоянию на 1 мая 2016 г., по данным Минэкономразвития Российской Федерации, 25 стран (Австралия, Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Китай, Лаос, Малайзия, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Шри-Ланка), а также ЕС применяют защитные меры в отношении российских товаров[6]. Применительно к отечественной экспортной продукции действуют 123 меры, в том числе антидемпинговая пошлина - 43, специальная защитная пошлина – 16, компенсационная пошлина – 1, прочие нетарифные меры – 63 (включая дополнительные сборы и ограничения по номенклатуре – 25, технические барьеры – 10, тарифные квоты – 3, квотные ограничения – 1, акцизы на дискриминационной основе – 5, запреты на импорт – 4, санитарные и фитосанитарные меры – 9, угрозы введения мер – 6. Проводятся 17 расследований, из них 7 антидемпинговых, 9 специальных защитных и 1 компенсационное расследование, а также 10 пересмотров антидемпинговых мер[7].
В рамках санкционной политики ЕС, США, Японии, Украины, Швейцарии, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии, Исландии, Лихтенштейна, Черногории и Албании указанные страны ввели запрет на ввоз товаров, происходящих из Крыма и г. Севастополя.
С момента принятия в Российской Федерации законодательства о мерах защиты внутреннего рынка (Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об экономических интересах Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»)[8] было принято несколько десятков мер защиты внутреннего рынка. Защитные меры эффективно применялись в различных секторах российской экономики: машиностроении, металлургии, химической промышленности, пищевой промышленности, сельском хозяйстве.
Защитные меры являются выгодным инструментом регулирования внешней торговли в Российской Федерации. В частности, в связи с беспошлинным режимом свободной торговли в отношении товаров, происходящих из СНГ, защитные меры остаются для российских производителей надежным средством защиты внутреннего рынка.
К числу актуальных тенденций международной и российской внешнеторговой практики следует отнести широкое применение антидемпинговых мер, что обусловлено следующими факторами:
- стремлением придать протекционистским мерам избирательный и целенаправленный характер;
- созданием системы многосторонних международных обязательств в области применения традиционных торговых ограничений в рамках ГАТТ и общей либерализацией международной торговли;
- усилением монополизации многих товарных рынков, создавшей предпосылки для применения демпинговой практики наиболее мощными компаниями[9].
Как показывает практика, противодействовать поставкам из одной или нескольких стран (что предусмотрено антидемпинговыми мерами) технически проще, чем с импортом из всех государств в целом. К тому же членство Российской Федерации в ВТО дает право нашей стране обращаться в суд ВТО на расследование правомочности применения антидемпинговых мер к российскому экспорту и вводить ответные защитные меры.
К числу преимуществ антидемпинговых мер также относятся: более низкая степень ущерба национальным производителям, которую необходимо доказать для введения антидемпинговых мер и достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин[10].
В Российской Федерации условия и процедура применения защитных мер регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Правовой основой применения данных мер на территории Таможенного союза выступает решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза», а также Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.). Таможенный союз может применять специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры как единое межгосударственное объединение или от имени государства-члена[11]. В последнем случае применение меры ограничивается только этим государством.
Введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер предшествует квазисудебная процедура - расследование, проводимое уполномоченным органом исполнительной власти[12]. Уполномоченный орган по результатам расследования представляет в Правительство Российской Федерации доклад с предложениями о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер. Правительство принимает соответствующее решение.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» специальные защитные меры могут применяться к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики[13]. В целях установления серьезного ущерба отрасли экономики или угрозы его причинения уполномоченный орган, проводящий расследование, оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и оказывают воздействие на экономическое положение отрасли в том числе:
- темпы и объем прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в государстве конкурирующего товара;
- уровень цен на импортный товар по сравнению с ценой конкурирующего товара, производимого в государстве;
- изменение объема продажи конкурирующего товара на внутреннем рынке;
- изменение объема производства конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отраслях экономики государства;
- долю импортного товара в общем объеме продажи на рынке данного товара и конкурирующего товара.
В условиях критического положения в отрасли экономики государства, если задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством Российской Федерации на основании доклада уполномоченного органа принимается решение о введении предварительной специальной пошлины[14].
Специальные защитные меры применяются по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям[15]. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года, за исключением случая продления действия такой меры. Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок продления, не должен превышать 8 лет.
В рамках ВТО специальные защитные меры рассматриваются в качестве чрезвычайных мер (статья XIX ГАТТ 1994 г.).
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли экономики или существенно замедляет создание отрасли экономики[16]. Товар рассматривается как предмет демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
Ущерб отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта, воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара.
При анализе объема демпингового импорта уполномоченный орган, проводящий расследование, определяет, произошло ли существенное увеличение демпингового импорта данного товара (в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления в государстве аналогичного товара).
При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации устанавливаются следующие факторы:
были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, существенно ниже цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
привел ли демпинговый импорт к существенному снижению цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации;
препятствовал ли существенно демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке Российской Федерации, который имел бы место в случае отсутствия демпингового импорта.
Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль российской экономики заключается в оценке экономических факторов, имеющих отношение к состоянию отрасли российской экономики, в том числе:
степени восстановления экономического положения отрасли российской экономики после воздействия на нее имевших место ранее демпингового импорта или субсидируемого импорта;
происшедшего или возможного в будущем сокращения производства, продажи товара, доли его на рынке Российской Федерации, прибыли, производительности труда, доходов от привлеченных инвестиций или использования производственных мощностей;
факторов, влияющих на цены товара на рынке Российской Федерации;
размера демпинговой маржи;
происшедшего или возможного в будущем негативного воздействия на движение денежных потоков, запасы товара, уровень занятости, заработную плату, темпы роста производства товара, возможность привлечения инвестиций.
При установлении угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта учитываются следующие факторы:
темпы роста демпингового импорта, свидетельствующие о реальной возможности дальнейшего увеличения такого импорта;
наличие у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта, достаточных экспортных возможностей или очевидная неотвратимость их увеличения, которые свидетельствуют о реальной возможности увеличения демпингового импорта данного товара, с учетом возможности других экспортных рынков принять дополнительный экспорт данного товара;
уровень цен товара, являющегося предметом демпингового импорта, если такой уровень цен может привести к снижению или сдерживанию цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и дальнейшему росту спроса на товар, являющийся предметом демпингового импорта;
запасы у экспортера товара, являющегося предметом демпингового импорта.
Решение о наличии угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики принимается в случае, если по результатам анализа перечисленных факторов орган, проводящий расследование, пришел к заключению о неотвратимости продолжения демпингового импорта и причинения таким импортом материального ущерба отрасли российской экономики в случае непринятия антидемпинговой меры.
Если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством Российской Федерации на основании доклада Минпромторга России принимается решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины.
Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении от экспортера письменных обязательств о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара (при наличии аффилированных лиц экспортера в Российской Федерации – о поддержке этих обязательств экспортера его аффилированными лицами)[17].
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» решение об одобрении ценовых обязательств не принимается Правительством Российской Федерации в случае, если орган, проводящий расследование, приходит к заключению о неприемлемости одобрения таких обязательств в связи с большим числом реальных или потенциальных экспортеров товара или по причинам, связанным с интересами государственной политики.
При нарушении или отзыве экспортерами ценовых обязательств Правительство вводит предварительную или окончательную антидемпинговую пошлину. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.
В рамках ВТО применение антидемпинговых мер допускается, если демпинг причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории члена ВТО, или материально сдерживает создание отечественной промышленности (статья VI ГАТТ 1994 г.)
В отношении государств или их союзов, осуществляющих субсидирование своих экспортеров для проникновения на внешние рынки, используется инструмент компенсационных мер. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Ущерб отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта устанавливается на основе результатов анализа объема субсидируемого импорта, воздействия субсидируемого импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара. При анализе воздействия субсидируемого импорта на отрасль экономики государства оцениваются те же экономические факторы, что и при демпинговом импорте.
До завершения расследования Правительством Российской Федерации может вводиться предварительная компенсационная пошлина.
Как и в случае с демпинговым импортом, расследование может быть приостановлено или прекращено при принятии иностранным государством (союзом иностранных государств) или экспортером письменных обязательств, в соответствии с которыми:
иностранное государство (союз иностранных государств), из которого экспортируется товар, соглашается отменить или сократить субсидирование либо принять другие соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
экспортер товара соглашается пересмотреть установленные им цены данного товара (при наличии аффилированных лиц экспортера в Российской Федерации обеспечить поддержку аффилированными лицами экспортера его обязательств о пересмотре цен) таким образом, что принятие обязательств устранит неблагоприятные последствия субсидируемого импорта.
Решение об одобрении обязательств экспортеров принимается Правительством Российской Федерации. Законодатель допускает возможность неприемлемости таких обязательств в связи с большим числом реальных или потенциальных экспортеров товара или по причинам, связанным с интересами государственной политики.
Срок действия компенсационной меры не должен превышать 5 лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» срок проведения расследования для решения вопроса о применении специальной защитной меры не должен превышать 9 месяцев и может быть продлен не более чем на 3 месяца. Вопрос применения антидемпинговой или компенсационной меры решается в течение 12 месяцев с даты начала расследования. Этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Для целей применения антидемпинговых и компенсационных расследований важную роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика государства, против товаров которого ведется расследование, является рыночной[18].
В рамках расследования наличие рыночного статуса означает, что расчет себестоимости импортируемой продукции в стране его происхождения будет проводиться на основе данных, предоставленных непосредственно производителем или экспортером товара, против которого проводится расследование. При нерыночном сценарии орган, проводящий расследование, основывает свои расчеты на данных третьей рыночной страны, имеющей схожие общеэкономические показатели и показатели отрасли, производящей товар, против которого ведется расследование («суррогатный подход»). Возможно использование данных, предоставленных национальной компанией – заявителем, по чьей инициативе было начато расследование. И в том, и в другом случае данные по себестоимости будут искажаться в пользу заявителя и в ущерб интересам производителей страны с нерыночной экономикой[19].
Поэтому суверенное государство заинтересовано в устранении дискриминационного подхода к национальным производителям на зарубежных рынках, проводит работу по пересмотру действующих антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер и либерализации торговых барьеров.
В рамках ВТО применение компенсационных мер в соответствии со ст.10 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам 1994 г. допускается только в отношении последствий конкретной субсидии на внутреннем рынке импортирующего члена ВТО.
Интеграция российской экономики в мировую торговую систему, открытие российских рынков для иностранных товаров, противодействие несправедливой иностранной конкуренции повышает актуальность защиты государственного суверенитета в социально-экономической сфере.
Рассмотренная система юридических мер защиты государственного суверенитета Российской Федерации успешно применяется в различных секторах экономики, позволяет разрабатывать и осуществлять сбалансированную внешнеэкономическую политику на основе удовлетворения потребностей внутреннего рынка и защиты отечественных производителей с использованием принятых в международной практике специальных экономических, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Список использованных источников и литературы:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Текст официально не опубликован.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // www.pravo.gov.ru Дата обращения 16 января 2016 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Рос. газ. 2003. 17 декабря.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281- ФЗ «О специальных экономических мерах» // Рос. газ. 2007. 10 января.
Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 7 августа.
Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 36. Ст. 3878.
Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // Рос. газ. 2015. 29 декабря.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 8 августа.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // Рос. газ. 2015. 2-3 декабря.
Исанченко Т.М. Практика применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговой политике ЕС // Вестник Томского университета. 2010. № 33. С. 113-114.
[1] Международные санкции применяются по решению СБ ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН в отношении государств, нарушающих нормы международного права.
[2] Так, в связи с санкционной политикой США и стран Западной Европы Президентом Российской Федерации в отношении государств, поддержавших санкции против России, были введены специальные экономические меры. В случае с актом агрессии Вооруженных сил Турецкой Республики в отношении российского бомбардировщика СУ-24, сбитого над территорией Сирии в ноябре 2015 г., руководством Российской Федерации с учетом особенностей политической ситуации не объявлялась мобилизация и не вводился режим военного положения. Вместе с тем в качестве реакции на агрессивные действия иностранного государства – члена НАТО для защиты государственного суверенитета также были использованы специальные экономические меры.
[3] См. Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Рос. газ. 2014 . 7 августа; Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 326 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 36. Ст. 3878; Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // Рос. газ. 2015. 29 декабря.
[4] См. Указ Президента Республики Беларусь от 12 октября 2009 г. № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)», Указ Президента Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь». Помимо Главы государства меры по защите внутреннего рынка Белоруссии могут устанавливаться Правительством. См., например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2008 г. № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на территорию Республики Беларусь».
[5] После вступления Российской Федерации 22 августа 2012 г. в ВТО и ратификации международных соглашений по ВТО некоторые ограничительные меры в отношении российского экспорта были отменены.
[6] Наибольшее число защитных мер в отношении Российской Федерации применяется к продукции отечественной металлургической, трубной и химической отраслей.
[7] www.ved.gov.ru/rus_export
[8] Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
[9] Исаченко Т.М. Практика применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговой политике ЕС // Вестник Томского университета. 2010. № 33. С. 113-114.
[10] Для введения специальных защитных мер ущерб отрасли экономики должен быть серьезным, а для применения антидемпинговых мер достаточно материального ущерба.
[11] См. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 143 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза», от 27 августа 2013 г. № 181 «О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза» и др.
[12] В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Минпромторг России проводит расследования, предшествующие введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 г. № 1 межгосударственным органом, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза, определен Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.
[13] Специальные защитные меры применяются путем введения импортной квоты, специальной пошлины или предварительной специальной пошлины. К примеру, импортные квоты устанавливались постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 – 2009 годах», от 28 января 2006 г. № 50 «О мерах по защите российских производителей ламп накаливания». Специальная пошлина вводилась Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 68 «О специальной защитной мере в отношении крепежных изделий».
[14] Впервые предварительная специальная пошлина была введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 783 «О временных мерах по защите российского свекольного комплекса» с 1 августа по 31 декабря 1998 г. на сахар-сырец и белый сахар. С 6 августа 1999 г. предварительная специальная пошлина применялась в течение 180 дней на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1999 г. № 902 «О временных мерах по защите российских производителей патоки крахмальной». Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 284 «О временных мерах по защите российских производителей карамели» сроком вводилась предварительная специальная пошлина на конфетную продукцию.
[15] Как уже отмечалось, в отличие от антидемпинговых и компенсационных мер, которые применяются в отношении импорта из отдельных стран, специальные защитные меры вводятся для защиты от импорта товара независимо от страны его происхождения.
[16] Так, в 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые меры применялись в отношении происходящих из Украины некоторых видов стальных труб, машиностроительного крепежа, никельсодержащего плоского проката. Проводились антидемпинговые расследования в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР, Республики Корея, Бельгии, Финляндии, Казахстана, а также в отношении полиамидных технических нитей из Украины.
[17] Как мы видим, законодателем особо оговаривается т.н. «скрытый демпинг», осуществляемый аффилированными лицами.
[18] До 1 июля 1998 г. к странам с нерыночной экономикой относились Азербайджан, Албания, Армения, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНР, Кыргызстан, Молдова, Монголия, Россия, КНДР, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Украина. В мае 2002 г. в ходе саммита «Россия-ЕС» была достигнута договоренность о предоставлении Российской Федерации рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур.
[19] Меры защиты внутреннего рынка. Материалы Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России. URL: www.ved.gov.ru/rus_export