Комментарий Владимира Тарачева
Владимир Тарачев, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
- Сегодня рынку ценных бумаг приходится сталкиваться со многими проблемами организационного, экономического и правового характера. Но одной из самых главных является проблема психологического характера. Это недоверие высшего руководства страны к российскому фондовому рынку. Если правительство после большого количества кризисов худо-бедно поверило в банковскую систему и уже воспринимает ее как некоторый реальный инструмент экономики, то к рынку ценных бумаг правительственные чиновники доверием еще не прониклись. Это означает, что они не только не готовы доверять этому рынку деньги, но и не рассматривают его как механизм, способный решать значимые экономические задачи.
Демонстрацией такого недоверия послужило обсуждение в Госдуме проекта закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. По сути этот законопроект стал первым, в котором авторы российских структурных реформ подошли к рынку ценных бумаг не с технологической, а с утилитарной точки зрения. Во всем мире рынок ценных бумаг и капиталов используется в пенсионной схеме как механизм трансформации долгосрочных накоплений в инвестиции. Денежные потоки граждан, домашних хозяйств, которые имеют денежный профицит, направляются в промышленный сектор и сельское хозяйство, что в конечном итоге приводит к увеличению темпов экономического роста.
К сожалению, российское правительство не решилось подобным образом использовать фондовый рынок. В тех поправках, которые сегодня обсуждает Госдума, приоритет отдан государственным ценным бумагам. Таким образом, все деньги пенсионеров попадут в федеральный бюджет и, по сути, будут переложены из кармана государственного пенсионного фонда в карман Минфина.
Почему у правительства вообще возникает такая психологическая проблема - это второй вопрос. Но при этом власти активно агитируют граждан приобретать акции, облигации, вкладывать средства в паевые фонды. Все предыдущее развитие законодательства о рынке ценных бумаг в некотором смысле было формальным, то есть было направлено на создание неких финансовых институтов и инструментов. В 1996 г. доложили о принятии закона о рынке ценных бумаг, в конце прошлого года был принят закон об инвестиционных фондах. В 1998 г. принят закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
С января этого года вступили в силу поправки к закону об акционерных обществах. Это базис российского законодательства о рынке ценных бумаг. Но он касается исключительно финансового инструментария. Как только речь зашла о деньгах, об инвестировании пенсионных накоплений, правительство тут же дало задний ход и практически полностью проигнорировало этот рынок. Таким образом, основная задача законодателей состоит в том, чтобы принять и совершенствовать законодательную базу рынка капиталов и рынка ценных бумаг, направленную на повышение доверия к рынку как со стороны российских частных лиц, компаний-эмитентов, правительства, так и со стороны зарубежных инвесторов.
Что планируется сделать в этом направлении? Первая идея связана с повышением прозрачности рынка и с борьбой со всевозможными нерыночными явлениями. Здесь необходимо упомянуть проект закона об инсайдерской информации, который еще два года назад был внесен депутатами. Эксперты подтвердили, что законопроект соответствует европейским стандартам в части борьбы с инсайдерами, то есть лицами, которые располагают непубличной конфиденциальной информацией и используют ее для того, чтобы самостоятельно совершать сделки на рынке ценных бумаг и таким образом получать личную выгоду.
Однако правительство с завидной регулярностью присылает негативные отзывы на этот законопроект. Это является еще и демонстрацией того, что чиновники хорошо осознают выгоды своего положения, связанного с доступом к большому объему закрытой конфиденциальной информации. Для правительственных инсайдеров такое положение является чрезвычайно приятным, и они в данный момент прилагают все усилия, чтобы не допустить принятия законодательства, которое поставит их в равные условия со всеми остальными участниками рынка. Получается, не зря говорят, что больше половины сделок на нашем рынке происходит с использованием инсайдерской информации. В европейском понимании такие сделки являются незаконными и недопустимыми, а лица, которые их совершают, должны привлекаться к уголовной и административной ответственности.
Следующее направление касается появления на рынке новых финансовых инструментов, которые ключевым образом отличаются от абстрактных акций и облигаций. Законопроект об ипотечных и инвестиционных ценных бумагах был принят Думой в первом чтении, но поразительным образом месяц назад президент представил на него отрицательное заключение. Специфика этого закона состоит в том, что он не только вводит новый класс финансовых инструментов - ипотечные ценные бумаги (закладные листы, ипотечные облигации и ипотечные сертификаты участия), но и определяет, как эти финансовые инструменты должны работать. Правительство же четыре года принимает всевозможные абстрактные программы развития ипотеки.
Есть вопросы и по рынку фьючерсов и опционов, так называемых срочных инструментов, проблему которого уже несколько лет обсуждают и в правительстве, и в парламенте, но никак не могут взяться за то, чтобы подготовить соответствующий законопроект. В развитых экономиках срочный рынок служит важнейшим экономическим и макроэкономическим инструментом, который позволяет компаниям осуществлять ценовое прогнозирование и страховать свои ценовые риски. У нас этот рынок практически отсутствует. Главная причина - нет законодательства, и опять-таки правительство, в силу, видимо, недопонимания и недоверия к данному сегменту рынка, просто полностью провалило подготовку нормативных актов в этой сфере.
Существует еще один интересный инструмент - двойные и простые складские свидетельства, законопроект о которых в 2001 г. был отклонен Советом Федерации. Речь идет о чрезвычайно важном финансовом инструменте, который товарные склады могут выдавать производителям, поместившим туда свой товар. Свидетельства могут использоваться для купли-продажи товаров и получения кредитов. Депутаты в течение трех лет пытались найти правительственное ведомство, которое выразило бы интерес к данной теме, но тщетно. В последнее время со стороны правительства главным разработчиком большого числа законов в финансовой сфере является Министерство сельского хозяйства. Выглядит странно, но это действительно так. В появлении новых финансовых инструментов не заинтересованы ни Минфин, ни ФКЦБ, ни Минэкономразвития.
Непочатый край работы связан и со структурными реформами в финансовом секторе. Здесь необходим комплексный подход. Нельзя выделить какие-либо законопроекты, которые имели бы отношение только к рынку ценных бумаг, либо только к банковской сфере. Такое деление было обосновано несколько лет назад, на начальном этапе законотворческой работы, когда речь шла о конструировании основных инструментов. Сейчас, в принципе, создана база для существования рынка, но не для его функционирования. Система не работает, так как не создано общих, координирующих законов. Узость подходов, недоверие правительства к отдельным сегментам финансового рынка мешает появлению комплексного законодательного регулирования, которое создает основу для движения финансовых потоков внутри всей финансовой системы.
"Россiя"
30.06.2002
http://www.tarachev.ru/publictext/public/id/440775.html