26 июля 2006
1216

`Право собственности`, интервью с руководителем Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области Пронькиным А.Д.

Ничего не попишешь - иметь собственность и быть свободным от общества нельзя, а значит, все, что у вас есть, необходимо соответствующим образом зарегистрировать. Потому что иначе государство вашу собственность в упор не видит, ее для него попросту нет. В плане уплаты налогов вам не регистрировать вам это вроде и выгодно, но есть еще много разных "планов", по которым вы в проигрыше. О необходимости соблюдать законы, о "мертвых душах" в общественной жизни и о многом другом наше интервью с Алексеем Пронькиным, руководителем Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области - главным государственным регистратором Томской области.

- Алексей Дмитриевич, в перечне основных задач Управления значится осуществление:

-государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

- деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных, иных некоммерческих организаций;

- контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата;

- контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

- контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Каким образом вы определяете приоритетные направления?

-Для нас нет и быть не может более или менее важного вида работы по одной простой причине: за любыми нашими действиями стоят люди. Поэтому мы можем говорить не о приоритетах, а о тех или иных наиболее важных вопросах, которые возникают на определенном этапе.

В настоящее время это все, что связано с регистрацией прав и сделок с недвижимостью. К сожалению, мы не можем регулировать, да и определенно спрогнозировать поток граждан к нам. Так, июнь прошлого года был относительно спокоен - время отпусков, люди предпочитали заниматься дачными делами, а не операциями с недвижимостью. Нынешний же июнь был чрезвычайно напряжен в плане посещения граждан, а если учесть жару, очереди, то могу сказать - труднейший месяц! Как бы мы ни старались избежать появления очередей, при стихийном желании граждан - оформить недвижимость - они будут. Как спрогнозировать поток посетителей и подстроиться под него, если в нашем офисе на Пушкина их было во вторник 5 человек, а в четверг 60? А в офисах на Кирова или Сакко наоборот?

У нас единственный ориентир в этом стихийном процессе: изменение законодательства. Взять приватизацию квартир, вы помните, что был установлен срок до конца 2007 года? Муниципального жилья у нас еще предостаточно. И можно представить, что нас ждало бы, если бы сотни тысяч человек, отложив оформление сделок на последний месяц, пришли к нам одновременно в декабре!!!

Для того чтобы каким-то образом систематизировать работу по оформлению недвижимости, мы попытались систематизировать основные виды сделок, с которыми идут граждане, что-либо одно выделить невозможно - спектр самый широкий: это и купля - продажа, и ипотека, и дарение и так далее. Другое дело как построена работа с гражданами, пришедшими за регистрацией.

- Какова структура федеральной регистрационной службы в областном центре, в районах области?

- В декабре 2004 года в рамках административной реформы к Управлению Росрегистрации было присоединено Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области. Ранее Учреждение находились в областном ведении, и работало по принципу самоокупаемости. Это был логичный шаг - федеральные функции отдали федеральному органу. Вместе с функциями были переданы штаты и помещения. Но к нашему великому сожалению Москва утвердила лишь ту численность работников, которая фактически имелась на момент присоединения. В результате "сгорели" 56 томских вакансий. Сегодня мы очень сильно чувствуем недостаток кадров. Этот вопрос поднимается мною в Москве, нас поддерживает Губернатор области. По всей России по этому направлению - не мед, но если где-то увеличивают штаты, то мы до сих пор не можем достичь той численности, которая уже была на регистрации недвижимости еще в Учреждении.

- Где особенно чувствуется дефицит кадров?

-Наиболее экономически активные территории - Томск, Северск, Стрежевой, Томский район. Вот туда бы добавить по 5-6 человек, они бы точно без работы не остались.

- С принятием федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" власть стала относиться к вашей службе более внимательно? Ведь только должным образом зарегистрированное имущество, включая землю, служит источником налоговых поступлений.

- Вы абсолютно правы, только зарегистрированное имущество является объектом гражданского права за исключением ряда случаев, установленных Федеральным законом. Построил дом, живешь в нем - живи, но если захотел пустить его в оборот, выставить в качестве залогового имущества при оформлении банковского кредита и так далее,- оформляй в соответствии с действующим законодательством. С момента регистрации, т.е. с момента появления права собственности в гражданско-правовом смысле, государство выступает гарантом его обеспечения.

- Алексей Дмитриевич, сколько процентов вы бы дали на такое "невидимое" имущество граждан, предприятий?

- Чтобы посчитать - надо время. Мы знаем только ту собственность, которая зарегистрирована. Сейчас мэрия ведет интенсивную работу по оценке состояния городского имущества. По самым приблизительным оценкам около 4 тысяч объектов недвижимости в Томске - бесхозяйные. Можно только предположить, каково состояние дел в глубинке. С первого сентября государство проводит так называемую дачную амнистию. В тот период, когда строилась основная масса мичуринских в 60-е, 70-е годы, вопрос с выделением земли решался просто: сельский совет отводил территорию "отсюда - досюда" и дачные товарищества вели застройку. В результате в Томском районе мы имеем громадную территорию, занятую дачниками. Но если треть из них зарегистрировала имущество должным образом - то хорошо. Люди рассуждают так: я работаю на этом участке, на нем работали мои родители, плачу взносы в товарищество, участвую в собраниях, все нормально. Но чтобы фактически узаконить владение данным участком земли, надо поднять архивы прежних лет, найти решение о выделе земель, узаконить постройку дома, а для этого пройти все необходимые инстанции: экологическую службу, санитарную, пожарную и везде внести определенную плату. Получается, что при стоимости дачного домика в 15 тысяч рублей, только за межевание земель придется отдать 16 тысяч. "Да гори оно синим пламенем!"- скажет гражданин и оставит все, как было. Государство же "как было" не устраивает, поэтому и принято решение с 1 сентября 2006 года вести регистрацию "мичуринского" имущества по упрощенной схеме. Не бесплатно, во всяком случае, за его регистрацию в нашем управлении нужно будет заплатить государственную пошлину. Владельцев мичуринских участков сотни тысяч, очевидно придется тяжело и нам, и людям. Причина стихийного подхода кроется в нашем менталитете - люди не приучены к плановому построению знаковых событий. Проснулся гражданин утром в хорошем настроении, а не сходить ли мне, не оформить ли недвижимость? Вместо того чтобы записаться заранее и прийти в назначенное время, люди томятся в очередях, нервничают. А у нас получается, где густо, а где пусто.

Объединившись с Учреждением юстиции по регистрации прав, в районах области мы сохранили прежнюю структуру работы, а в городе для большей функциональности системы по работе с населением эту структуру сломали и специально создали отдел по приему и выдаче документов. Теперь начальник отдела может "дирижировать", в какой то степени, процессом по приему и выдаче документов. Для того чтобы действовать можно было оперативно, мы создали резервные рабочие места, укомплектовали их компьютерами, а поскольку принцип работы один и тот же, то в случае наплыва посетителей мы можем отправлять дополнительных сотрудников туда, где в данный момент горячо. Помимо этого сам процесс приема документов организован, как по предварительной записи, так и по "живой" очереди. При чем, "живая" очередь, если много людей с утра, по времени разбивается на рабочий день, и людям незачем сидеть в залах.

- Это томское ноу-хау или обычная практика работы в вашей системе?

-Это мы сами придумали, стараемся организовать труд наших сотрудников более рационально, а визит граждан к нам сделать результативным.

- Как у вас, федеральной структуры, работающей на территории области, складываются отношения с областной администрацией?

- Отношения добрые, рабочие. Областная власть помогла нам достроить прекрасное здание, в котором мы работаем сейчас. И пусть денег выделили не очень много, но депутаты Государственной Думы Томской области проявили понимание и проголосовали за оказание помощи нашему Управлению.

А поскольку в новых стенах должна быть новая жизнь сейчас мы закупаем современную компьютерную технику и осваиваем наисовременнейшую программу. Наш регион единственный из шестнадцати, участвующих в эксперименте, кто забросал разработчиков программы вопросами и предложениями, это было даже в Москве отмечено. Мы не стесняемся спрашивать, потому что кровно заинтересованы в ее функционировании. Шаг вперед сделан громадный, ведь еще в прошлом году основную компьютерную базу составляли машины 1998 - 1999 года выпуска. В прошлом году и в этом полугодии мы закупили и установили 123 компьютера, 4 сервера.

С первого июля произошло увеличение штатов Управления: в связи с передачей нам функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций (а их в Томской области более 3 тысяч), добавили еще десять штатных единиц. Но, скорее всего, им придется работать на самом "горячем" направлении - основную массу людей направляем в отделы по регистрации недвижимости.

- Как человек по долгу службы искушенный в политике, вы не намерены принимать в ней активное личное участие? Возможно, в целях прагматичных...

- Нет и по одной простой причине - не мое это. В отличие от непрогнозируемого количества людей, которые приходят регистрировать недвижимость, число региональных отделений политических партий и их "активность" мы можем спрогнозировать. В 2006 году с приближением выборов политическая жизнь оживилась, центр стал заинтересованно посматривать на регионы, и это, несомненно, повлекло за собой определенные события.

Сразу могу сказать, отделений политических партий в Томской области регистрируется, на мой взгляд, много. На середину июля 25, последнее - "Патриоты России", где региональный лидер Евгений Кротов. Мною, как руководителем, дано указание своим сотрудникам - никому никаких послаблений, перед Законом все равны. В соответствии с нашими полномочиями выборочно проверяем партийные списки, и если находим "мертвые души", отказываем в регистрации. Такие случаи есть и даже не единичные. В 2006 году у нас было 6 судебных исков, связанных с ликвидацией отделений политических партий. В четырех случаях суд согласился с нами, и его решения уже вступили в силу. За 2005 г. и первую половину 2006 г. нами через суд ликвидировано 6 региональных отделений, зарегистрировано 2.

- Как обстоят дела в отношении религиозных организаций?

- Политическое строительство более жестко регламентировано Законом. Религиозные организации доставляют нам хлопоты в плане нерасторопности выполнения тех или иных требований, предусмотренных законодательством, но не настолько серьезно. Я считаю неэтичным сравнение тех или иных религиозных конфессий, но отношение к соблюдению норм, предусмотренных Законом, у них действительно разное. Было дело, даже Губернатору на меня жаловались. Но после того как разобрались в конфликте, с первого полугодия 2004 года, мы забыли о проблемах, связанных с деятельностью религиозных организаций. Ведь ничего сверхъестественного во время проверок наши сотрудники не требуют, но то, что положено по Закону - нужно выполнять всем.

- Некоммерческие общественные организации насколько проблемны?

-Что такое общественные организации? Объединения садоводов - огородников - общественные организации "сезонного" характера. Ближе к весне она переживает пик активности, собрались, активизировались и к земле склонились.

Нотариусы, адвокатская палата, ТСЖ - это тоже общественные некоммерческие организации, кипучие, живучие, внесезонные. Сейчас мы в основном "чистим" реестр НКО, регистрируем вновь создаваемые. К проверкам вплотную пока не приступили, а как только начнем, тогда и поймем, на сколько это хлопотно.

- С адвокатами-то наверняка проблем нет, они законы, как никто другой, знают...

- Это не значит, что они их не нарушают, иначе бы на них люди не жаловались. Большинство претензий мы направляем президенту адвокатской палаты. Ситуацию я определил бы как стабильную, мы их не проверяем - нет к тому оснований, но в случае необходимости "запасной рычажок" у нас теперь есть, полномочия тоже.

На нас же возложен контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В нее входят люди, которые имеют соответствующие свидетельства, полученные после сдачи экзамена комиссии, в которую входят и сотрудники Управления. Проверять же их деятельность в полном смысле этого слова - не имеем права, т.к. нам подконтрольна организация, а не ее отдельные члены, а поскольку организации арбитражных управляющих зарегистрированы в соседних областях, то делать это могут только наши коллеги. В то же время за нарушения законодательства, которые выявляются нашими сотрудниками в соответствии с нашими полномочиями, привлекаем нарушителей к административной ответственности. По фактам нарушения законодательства о банкротстве в прошлом году и за 6 месяцев этого года было составлено 13 протоколов об административных правонарушениях на арбитражных управляющих.

- Мы так много говорим про Законы, обычно их ругают, а вы?

- Ругать, спорить, доказывать надо, когда мы имеем дело с проектом Закона. А после того как он принят - только исполнять. Огромная ответственность лежит на наших депутатах, на сенаторах. Когда на свет появляется Закон, который ничего кроме недоумения не вызывает - вред от него большой. Создание общественной палаты внушает мне определенный оптимизм, ведь в нее входят, в том числе и неполитизированные люди среди которых деятели науки, культуры, экономисты, юристы, т.е. те, кто может и с житейской точки зрения оценить проект Закона и сказать, на сколько он нужен и какой положительный эффект принесет. Главное, чтобы вновь принятый Закон отвечал жизненной необходимости и снимал массу проблем в первую очередь у людей.

- Если сравнить российскую и западную модели работы по оформлению недвижимости, много отличий?

- Главное - отношение к проблеме. На Западе нерегистрация имущества расценивается как уклонение от налогов, а это серьезное преступление. У нас в общественном сознании все с точностью наоборот: сумел уйти от налогов - молодец. Все чем мы занимаемся, крайне необходимо государству по одной простой причине: лишь зарегистрированное имущество выводится из "тени" и является по сути дела налогооблагаемой базой. На данном этапе идет работа по созданию единой базы данных, единой программы, в которой можно будет получить информацию о зарегистрированном имуществе гражданина, где бы он ни жил: в Москве, Рязани или в Томске. За рубежом такая база данных создана давно. Причина нашего отставания объяснима - не так давно все вокруг было государственное. Люди только учатся правильно обращаться со своей собственностью и ценить это право. И когда у нашего Управления много работы - значит, растет экономическая активность населения, Томская область - развивается.


26 июля 2006,
www.rosreg.tomsk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован