02 ноября 2010
3216

Пределы роста

Манифест Михалкова вызвал реакцию, которая доказывает значительность и автора, и того, что он написал.

При этом вовсе необязательно, чтобы то, что он написал - было правильно.

"Либералы" атаковали Михалкова за то, что он изложил свое кредо целостно именно с позиций консерватизма. Многие консерваторы - за то, что он попытался сделать консерватизм адекватным и актуальным, показал, чем именно сегодня могла бы быть его идеология, последовательно артикулированная применительно к проблемам сегодняшней России.

Но бессмысленно обвинять сознательного носителя той или иной идеологии в том, что он последовательно излагает и развивает тезисы того, во что он верит. Его судить можно лишь с точки зрения либо соответствия того, что он говорит, тем основам, которым он присягает - либо с точки зрения того, насколько предлагаемые им позиции соответствуют по постановке задач сегодняшнему положению вещей.

Значительность его материала заключается, с одной стороны, в том, что он для сегодняшнего российского консерватизма сделал то, чего никто из представителей трех других мировых идеологий в России не сделал применительно к своим идеологиям.

Ни националисты, ни либералы (и настоящие, и квазилибералы, подменяющие либерализм пещерным антикоммунизмом) ни коммунисты не смогли внятно и последовательно изложить свое видение своих идеологических постулатов применительно к сегодняшнему состоянию России.

И во всяком случае, то, что Михалков написал и его видении консерватизма - значительно более внушительно и внятно, нежели то, что пытается артикулировать объявившая себя консервативной партией "Единая Россия" и ее главный специалист по консерватизму Борис Грызлов.

Документ можно упрекать в известной противоречивости - а кто-то упрекает его в половинчатости. Но это неизбежный результат значимости этого документа. Михалков, будучи конформистом - в этом конформизме пришел в противоречие со своим гражданским чувством. Будучи сторонником "консерватизма" - то есть "сохранения" - смог поставить вопрос об изменении. Но не том бессмысленном изменении, которое предлагают рыночные фундаменталисты и мечтающие о "второй перестройке" маргиналы 90-х, в первую очередь вокруг центра Йоргенса, будучи по выбранной позиции априори противником значительных перемен - смог понять необходимость развития.

И поняв - смог обозначить те основные цели и задачи, которые нужно решать на пути этого развития.

Консерватизм при этом оказал воздействия как на методы, так и на инструменты, в которые Михалков верит. И его консерватизм при этом позволил обозначить, а что, собственно, при всей необходимости изменения и развития, изменению не подлежит.

Михалков сделал очень важную вещь. Он вслух и на высокопубличном уровне сказал то, что чувствует и понимает большинство людей, не лишенных хотя бы здравого смысла:

"Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола "местных начальников", всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян."...

"Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики."

Уже одно то, что Михалков назвал веру в рынок сказками, в которые пора перестать верить - уже одно это оправдывает все те... специфические и экзотические мысли, в оправу которых он поместил это положение.

Точно так же, как и то, что он назвал всего лишь декларациями, то есть по контексту - пустыми декларациями - такие же сказки про политическую независимость и индивидуальную свободу. И хотя цена, заплаченная за право слушать эти сказки, огромна - и Михалков об этом говорит - о распаде страны, о разрушении государственности, о потерях полутора сотен миллионов населения и просто десятков миллионов лишившихся жизни в результате политической и экономической мерзости, лицемерно называемой реформами убитых в результате - она заплачена за то, чего страна на деле не получила:

Россия не стала свободнее, чем она была в 1985 году;

Россия не стала жить лучше, чем она жила в 1985 году;

Россия не стала справедливее, чем она была в 1985 году.

На деле ее народы и граждане стали бесправнее, чем четверть век назад, беднее (в сопоставимом измерении), чем четверть века назад, и имеют справедливости просто неизмеримо меньше, чем это было четверть века назад.

Все то, что они заплатили - они заплатили не за лучшую жизнь, а за "запах плова" - за ложь о том, что они стали лучше жить.

Разумеется, если не говорить о тех 3 -10 %% населения, которые в той или иной степени сегодня имеют богатство и наживаются на бедности стомиллионного населения.

И Михалков это видит, признает и об этом говорит. Нужно менять не методы и формы - нужно менять стратеги, движения, цели и смыслы.

"Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело!"

И когда он говорит о целях этого дела - он, в общем-то, говорит все верно: нужна законность и порядок, нужна культурная и национальная безопасность, нужен "рост благосостояния для всех", нужно "восстановление чувства гордости и ответственности за свою страну", нужна гарантированная справедливость и социальная защищенность.

Проблема в том, что если он ставит цели как гражданин, то инструменты их достижения он уже предлагает как консерватор:

-возродить силу и мощь российского государства;

- поддержать становление новых для России структур гражданского общества;

- восстановить и укрепить нравственный авторитет власти;

- обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики;

- заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности.

Винить его в том, что называя себя консерватором, он и предлагает инструменты и способы как консерватор - нелепо.

Да и сами по себе предлагаемые меры хотя и недостаточны, но вполне здравы. Проблема в том, что они ограничивают сами себя.

Не может быть сильным и мощным государство, служащее ничтожному меньшинству обогатившихся за последние четверть века - время, когда большинство беднело и нищало. Не может быть ни сильных, ни современных структур гражданского общества в стране, где не уважаются гражданские права и граждане в разы обеднели по сравнению с тем, как они жили раньше. Не может быть динамичного роста экономки без государственной политики развития производства - да стране и нужно не "динамичное", а прорывное развитие. И прорывы осуществляются не при той экономической политике, которую проводит поддерживаемая Михалковым власть. Нравственный авторитет власти не есть стремление общества ее уважать - власть сама должна его заслужить у народа. И если она делает не то, чего от нее хочет народ - а народ, скажем, хочет национализации крупной промышленности, выборов губернаторов, отмены ЕГЭ и т.д. - то она по определению не может обладать нравственным авторитетом. Основы правосознания не закладываются произволом власти.

Народ не может уважать закон, который не выполняется, не отражает его интересы и воспринимается как заведомо несправедливый.

В России сегодня действительно нет Права, потому что власть его игнорирует и превращает в свою прислугу, - и нет Правды, потому что нынешний политический строй России основан на лжи - от лжи о результатах референдума 1993 году по вопросу о принятии Конституции до лжи о результатах всех текущих выборов, от лжи о несуществующих преимуществах рыночной экономики - до лжи о преимуществах, полученных после отказа от прежнего социального устройства.

Народ не будет уважать труд, если видит, что люди разделены на тех, кто трудится и не имеет достатка, и тех, кто собственно полезным трудом не занят (хотя любит назвать этим именем свою организационную суету и спекулятивную деятельность), но живет в довольстве.

Труд, не приносящий достатка, не может уважаться. Это - не труд. Это - повинность. Люди имеют право не уважать ни труд, ни власть, ни закон, пока власть не примет и не начнет исполнять законы, согласно которым любой работодатель, за три дня задержавший зарплату работнику, будет лишен своего имущество и отправлен в тюрьму.

Народ не будет уважать законы, пока они будут разрешать платить людям не зарплату, а нищенское пособие, во много раз меньшее, чем зарплата советского общества и позволять торговцу наживаться за счет произвольного повышения цен.

Михалков призывает уважать частную собственность - но зачем им ее уважать, если девять десятых граждан ее в России лишены
? Причем лишены именно таким образом, что ту собственность, которой они обладали раньше в прежней ее форме, была у них нагло украдена пору приватизации. Это - не более как призыв к ограбленному - уважать богатство своего грабителя.

Михалков абсолютно верно говорит о том, что нынешние формы общественной и государственной деятельности и власти не могут обеспечить развития страны. Что нужны новые люди, новые формы и новые качества - и называет их вполне верно:

- предвидеть основные направления глобального развития;

- намечать долгосрочные приоритеты и магистральные пути в развитии страны;

- ставить стратегические цели и решать тактические задачи внутренней и внешней политики;

- выявлять и разрешать ключевые проблемы государственного строительства и общественного самоуправления;

- укреплять вертикаль государственной власти на федеральном и региональном уровнях;

- выявлять и поддерживать сетевые структуры гражданского общества;

- обеспечивать свободу и конкуренцию в сфере экономической деятельности и предпринимательства;

- осваивать новационные и поддерживать традиционные формы и методы административной и хозяйственной деятельности.

Если отбросить в сторону фразу о поддержке конкуренции и предпринимательства, то все это есть не просто признание недееспособности нынешней политической элиты и не просто призыв к ее форсированной ротации - это, по сути призыв к той самой революции, которая так сильно пугает Михалкова, потому что революция происходит тогда, когда закупориваются каналы вертикальной мобильности, новые люди не приходит во власть, а старые не обладают новыми качествами и не могут решать незадачи, решения которых от них ждет общество.

Когда и поскольку "старые люди" власть добровольно не отдают - новые люди ее "забирают силой".

Михалков, по сути, говорит элите: "Вы не справляетесь. Уйдите. Пусть придут новые люди" - но к массам он обращает призыв: "Уважайте нашу власть, хотя она и не способна решать задачи, которые жизнь перед ними ставит".

Только зачем "старым людям" уходить, если те, кто их к этому призывает, заведомо отказывается от самой мысли о том, что если те не уйдут, - их нужно будет выгнать силой...

Тут уж одно из двух - либо власть почитай и на нее не посягай, но тогда не говори, что нужны новые люди, либо обеспечивай приход к власти новых людей всеми известными русской истории средствами.

Михалков одновременно хочет идти в будущее - и открещивается в этом от банального консерватизма реакционеров, и ищет в прошлом, причем в проигравшем прошлом, образцы поведения и персоналистские идеалы среди вечно проигрывавших.

Можно многое припомнить большинству тех исторических персонажей, на которые Михалков ссылается в своем манифесте: Ильину - его фашистские симпатии, Франку - его иррационализм и почти что мистицизм, Суворину - реакционность и мракобесие. Можно на эту тему и спорить.

Но вот чтобы призывать к почитанию "Союза 17 Октября"... Почитать октябристов можно, только очень мало зная об их реальной политической деятельности. И о том, сколько они мешали проводить свои инициативы тем же Михалковым почитаемым Столыпину.

Симпатии же к последнему хотя и модны, но в основном построены на мифах - в конце концов, трагедия последнего была не столько в том, что его застрелили, сколько в том, что все его реформы практически провалились еще при его жизни. Когда Сергей Митрохин ставит в упрек Михалкову "плевок в светлое лицо Столыпина", поскольку, по мнению официального лидера "Яблока", Столыпин проводил в России "либеральные реформы" - удается понять, почему при таком образовательном уровне лидеров "Яблока" последнее пребывает в своем нынешнем состоянии.

Вообще, Михалков и Столыпин в чем-то, безусловно схожи - Столыпин хотел превратить Россию в страну зажиточных крестьян - и боялся для этого отобрать землю у помещиков.

Михалков тоже хочет некого фантастического единения ТРУДА, КАПИТАЛА, ЗЕМЛИ и ЧЕЛОВЕКА - но не смеет говорить о том, что никогда КАПИТАЛ ничем добровольно не поступался ради ТРУДА.

А единство человека и земли, увы, обретается в могиле.

В общем-то, он дает более чем разумное и привлекательное определение Просвещенного Консерватизма: "Просвещенный консерватизм - это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его". Только, с одной стороны, это, увы, похоже на плагиат.

Так и слышатся сказанные 90 лет назад слова: "Коммунистом нельзя стать, не усвоив все те знания, которые ранее были накоплены человечеством." "Учиться, учиться и учиться. Но чему учиться и как учиться? Учиться коммунизму, сочетая теорию с практикой".

С другой - нелюбимая Михалковым революция тем и отличается от смуты или "реформ 90-х", что главной ее задачей является как раз не разрушение, а созидание, строительство.

Михалков хочет идти вперед, зовет к инновациям, развитию Науки и Образования, честно и публично указывает на одну из главных опасностей сегодняшнего моменту - попытку под видом модернизации провести вестернизацию страны. И вместе с тем он оказывается скован образами и символами прошлого - причем прошлого не вчерашнего, а столетней давности.

И в этом - тоже значимость его Манифеста. Он - пример того, что нельзя революционные цели - а цели, описанные Михалковым, революционны, и с общей исторической точки зрения, и с точки зрения стояния нынешней России - осуществлять, отрицая революционные методы.

Как человек и гражданин, Михалков понял, что стране нужна революция. Как присягнувший консерватизму, власти, церкви и прочим атрибутам - показал те пределы, те ограничения, дальше которых нельзя пойти, оставаясь консерватором. То есть показал пределы, показал, насколько далеко можно зайти, оставаясь гражданином, болея за страну - не имея смелости выйти за рамки старой идеологии.

Те, кто упрекают его в апелляциях к монархии, религии и прочей шелухе ушедшего прошлого, не понимают, что главное не в том, что он ссылается на эти нелепости. Главное в том, что сохраняя наивную веру в эти нелепости, он сумел сказать то, что сказать необходимо.

"Нам надо преодолеть психологию аутсайдеров. Перестать радоваться открытию у нас иностранных заводов по сборке автомобилей, аудио- и видеоаппаратуры и других промышленных товаров. Хватит осваивать зады индустриального мира. Пора слезть с сырьевой иглы, прекратить тупо торговать невосполнимыми природными ресурсами. Необходимо возродить сознание и бытие великой континентальной державы. Начать жить в глобальном мире по законам постиндустриального - информационного общества.

Хватит проедать национальное достояние! Довольно жить взаймы!

Нам надо развивать высокие технологии и продвигать российскую культуру, науку, технику и образование в новых перспективных областях.

Нам необходим новый креативный класс-лидер. Пора снова стать первыми - творцами и первооткрывателями.

Мы не нация торгашей, мы нация героев! "

То есть сказал о запросе на революционный класс и свершение им революции, и тут же заявил "Революция как принцип и способ решения политических, экономических, культурных и социальных проблем нами отвергается. Мы отрицаем ее не только в прямой форме - как кровавый бунт и тотальное насилие - но и в скрытом виде - как ползучее государственное разложение, хроническую общественную болезнь и духовное обнищание человека.

Пришло время сказать: революции закончены - забудьте!"

Сказал необходимое: "Народы и люди, забывшие свою историю, обречены на исчезновение. И не следует забывать, что мы осознаем себя русскими, а не немцами, французами или англичанами прежде всего благодаря нашему прошлому".

Хотя, тут же дополнил это очередной нелепостью, назвав законы истории "псевдонаучными".

Признался, по сути, в своих содержательно социалистических и коммунистических симпатиях (правда, утопического толка): "Главной гарантией личной свободы и публичной независимости является братская человеческая солидарность. Братская солидарность, взаимопомощь и служение общему делу ограничивают индивидуальный произвол человека, но не противоречат его личной свободе. Наш идеал - социальное братство - союз свободных людей, равномощных в обретении гражданских прав и несении гражданских обязанностей.

Внешняя свобода, или ПРАВО, - не только способность человека поступать так, как ему заблагорассудится, но и публичная обязанность отвечать за свои поступки в границах установленных обществом и поддерживаемых государством обычаев и норм".

Правда, тут же наговорил что-то невразумительное о том, что "Внутренняя свобода, или ПРАВДА, - дар Божий" ... и "Нарушение внутренней и внешней свобод человека недопустимо и должно охраняться Церковью (то есть, вообще-то, главным врагом свободы) и Государством (забыв, что всегда вопрос заключается в том, ЧЬЕ это государство и кому оно служит)".

По тексту вообще получилось, что Церковью и Государством будет охраняться как раз "нарушение свободы", названное Михалковым же "недопустимым". Здесь он явно оговорился - но оговорился "по Фрейду": Церковь и государство как раз всегда именно этим и занимались.

Дав яркую и внятную картину того, чем должен быть консерватизм в современной России - он показал, каковы его пределы и ограничения. Показал, что в самой просвещенной своей форме Консерватизм оказывается недостаточен для того, чтобы обеспечивать решение проблем страны. То есть показал негодность консерватизма как такового для обеспечения движения вперед.

Михалков призвал к революции в сегодняшней России.

И одновременно постарался проклясть Революцию.

Встает вопрос, что более важно. Что для него более ново. И что более значимо.

То, что он не любит Революцию и революционеров - известно давно.

Ново то, что он при этом призвал к Революции. И молодец, что это сделал.

В истории так бывает. И в таких случаях, общество сначала признает, принимает и осознает стоящие перед ним цели и задачи. И затем убеждается в том, что революционные цели требуют революционных методов.

Copyright © 1999-2005 "Агентство Политических Новостей". Лицензия минпечати Эл. N77-2792
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на АПН обязательна

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован