Исчезновение лесов, лугов, эрозия почвы, расширение площади пустынь, окисление почвы и воды, загрязнение воздушной среды – всё это приводит к сокращению биологического разнообразия нашей планеты...
На современном этапе развития цивилизации некоторые люди начали осознавать, что сохранение жизни на нашей планете – важнейшая задача всего человечества. Уникальность жизни на Земле, её огромное многообразие форм и видов подтверждают не только наблюдения натуралистов с древнейших времён, но и современные исследования учёных всего мира, включающие и освоение космического пространства. Для исследования космоса в течение многих десятилетий потрачены громадные финансовые ресурсы, и в результате стало понятно: в космосе нет благоприятных условий для жизни и тем более для постоянного продолжительного проживания. А создавать там искусственные условия жизни – технологически сложнейшая задача. Хотя она принципиально решаема, но довольно трудоёмкая и требует неоправданно больших затрат природных ресурсов, которые целесообразнее было бы направить на поддержание устойчивости системы жизнеобеспечения всего живого на Земле.
Система жизнеобеспечения зависит от многих факторов. Один из основных связан со стремительным ростом населения: при нынешних темпах роста численность населения уже в нынешнем столетии приблизится к 14 млрд человек. Другой не менее важный фактор – возрастающее потребление природных ресурсов – материальной основы жизни людей и развития экономики. К первоисточникам таких ресурсов относятся недра Земли, Солнце, воздух, вода, растения, животные и редуценты (грибы и бактерии). Земля обладает удивительным свойством восстанавливать многие природные ресурсы, необходимые для системы жизнеобеспечения. Она способна растворять, разлагать на безопасные составляющие многие химические вещества, поступающие в почву, воду и воздух, в результате жизнедеятельности живых организмов, в том числе и человека. Однако природные процессы восстановления плодородия почвы, свойств воды и воздуха, сведённых лесов, уничтоженных лугов и дикой природы могут происходить до тех пор, пока скорость потребления природных ресурсов не превышает скорости их естественного восстановления.
Человек научился синтезировать новые органические и неорганические материалы, радиоактивные и другие вещества, не существующие в природе. И многие из них не разлагаются на безопасные составляющие в природной среде. Ежедневно выбрасываются горы мусора промышленных и радиоактивных отходов, накапливающихся на всех стадиях производства и потребления, начиная от добычи полезных ископаемых и другого сырья и кончая использованием конечной продукции. В громадных масштабах производятся и накапливаются и бытовые отходы. Однако и производители, и потребители многочисленных видов продукции чаще всего по тем или причинам не задумываются об ограниченных пределах системы жизнеобеспечения и не заботятся об экономии и сбережении природных ресурсов.
Система жизнеобеспечения включает множество сложнейших связей всего живого и неживого в окружающей среде. Такие переплетающиеся взаимные связи имеют не только локальный, но и глобальный характер. И нарушение хотя бы одной из них может привести к непредсказуемым необратимым последствиям для биосферы и человека в том числе.
В последние годы стремительно исчезают леса, поля и болота, а площадь пустынь неуклонно и стремительно растёт. Плодородный слой почвы в некоторых сельскохозяйственных угодьях вымывается или выветривается. Многочисленные реки, озёра и другие водные источники засоряются опасными веществами. Подземные воды извлекаются быстрее, чем происходит их восполнение. Очень быстро истощаются запасы нефти и природного газа, потребляемых для производства топлива и множества видов другой продукции – в ближайшем будущем, через несколько десятилетий, они будут полностью исчерпаны..
Накапливаются промышленные, радиоактивные и бытовые токсичные отходы, загрязняющие почву, атмосферу и воду. Например, некоторые химикаты, применяемые в сельском хозяйстве, отравляя не только почву, но и грунтовые воды, реки и озёра, попадают в продукты питания. С повышением содержания диоксида углерода и других газов в атмосфере ускоряется глобальное потепление с неблагоприятным изменением климата, и, как следствие, ухудшаются условия ведения земледелия: засушливые территории ещё больше страдают от нехватки влаги, а переувлажнённые и затопленные – от её чрезмерного избытка. С каждым годом медленно поднимается уровень Мирового океана. Затапливаются огромные площади прибрежных зон. Такие глобальные процессы невозможно полностью остановить, но их можно существенно ослабить и замедлить, если принять срочные, неотложные меры в ближайшее время.
Наблюдается разрушение озонового слоя, защищающего всё живое от губительного ультрафиолетового излучения. Одна из причин такого разрушения – хлорфторуглероды, которые в недалёком прошлом производились в огромных промышленных масштабах и использовались в качестве хладагентов в холодильниках, кондиционерах и как аэрозольные наполнители. Попадая в нижние слои атмосферы, эти летучие газы поднимаются вверх и вступают в реакцию с озоном, разрушая его быстрее, чем он способен восстановиться. Эти опасные газы, кроме того, усиливают парниковый эффект.
Сжигание угля, нефтепродуктов и природного газа сопровождается выбросом в атмосферу не только диоксида углерода, но и оксидов серы и азота, которые, соединяясь с парами воды, образуют кислотные осадки, губительно влияющие на живую и неживую природу.
Исчезновение лесов, лугов, эрозия почвы, расширение площади пустынь, окисление почвы и воды, загрязнение воздушной среды – всё это приводит к сокращению биологического разнообразия нашей планеты.
Почему же так беспощадно загрязняется окружающая среда и разрушается наша собственная система жизнеобеспечения? Чаще всего это происходит невольно, непреднамеренно и неосознанно. И причины могут быть разные: например, бедные люди вырубают лес, чтобы приготовить пищу и обогреться, а обеспеченные люди жгут дрова, чтобы посидеть у камина; кто-то разжигает костёр, дабы развлечься. Многие люди, совершая те или иные поступки и действия, чаще всего не имеют даже малейшего представления об их последствиях – загрязнениях среды нашего обитания. А это означает, что такие люди, свободные от знаний о природе, оказались и свободными в своих разрушительных действиях. Поэтому важно помнить, что путь созидания лежит через налаженную систему воспитания и образования, которая даёт всесторонние знания и ориентирует каждого человека на благородное дело ради сохранения природы и богатейших её ресурсов.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков Степан Харланович