24 марта 2004
2786

Предприниматели страны хотят объединиться

РСПП, "Деловая Россия" и ОПОРА спорят о том, кому будет принадлежать первенство в объединенной предпринимательской организации. Но обстоятельства подталкивают их к скорейшему нахождению консенсуса

В ближайшее время пройдут очередные консультации представителей предпринимательских организаций России (РСПП - крупный бизнес, "Деловая Россия" - средний бизнес, ОПОРА - малый бизнес) в рамках единого Координационного совета. Основные баталии идут по вопросу роли каждой из этих организаций в объединенной структуре, хотя, как признают участники, политическая ситуация в стране подталкивает к скорейшему нахождению консенсуса. Дело в том, что все три существующие организации сегодня находятся в кризисной ситуации, и их возрождение возможно только под эгидой единой структуры, представляющей интересы российского бизнеса. В противном случае у чиновников останется возможность играть на противоречиях между предпринимателями.

Одной из первых организаций, представляющих интересы делового сообщества в общероссийском масштабе, стал Российский союз промышленников и предпринимателей, учрежденный в 1991 г. Однако до конца 90-х годов эта организация оставалась скорее общественной и не была сколько-либо заметна в политической жизни страны, так как "серьезные" предприниматели предпочитали самостоятельно ходить в Кремль и решать все волнующие их вопросы в индивидуальном порядке. Ситуация изменилась с приходом в Кремль Владимира Путина, объявившего курс на равноудаление. Впрочем, если бы предприниматели не были готовы к "равноудалению", то, наверное, инициатива президента не удалась бы. Дело в том, что в стране сформировалось несколько равномасштабных олигархических группировок, дальнейшая конкуренция которых за влияние на власть могла дестабилизировать обстановку в стране. Лидерам финансово-промышленных групп удалось договориться о формировании "одного окна" при взаимоотношениях с властными структурами. Таким "окном" в 2000 году стал РСПП, который к концу 90-х годов объединял лишь старых хозяйственников и, соответственно, не мог выступать от всего бизнеса. Приток "новой крови" вывел организацию на новый уровень - она стала неким консультативным органом исполнительной власти. Бизнесмены самостоятельно прорабатывали практически все направления экономической политики, многое из этого учитывалось законодателями и правительством.

Год спустя в Кремле озаботились проблемами малого и среднего бизнеса, инициировав создание "Деловой России", которую возглавил основатель компании "Майский чай" Игорь Лисиненко. Впоследствии, как говорят участники событий, г-н Лисиненко отверг помощь администрации президента, заявив, что справится самостоятельно. Но, вместо того чтобы кропотливо выращивать организацию, руководство "Деловой России" взяло курс на интеграцию тех, кто не вошел в РСПП, - политические амбиции Игоря Лисиненко перевесили. В кулуарах организацию стали называть "партией обиженных" (подразумевая желание руководства организации создать мини-РСПП). Как результат, в Кремле к концу 2001 г. появляется новый проект - Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА), целью которого стало лоббирование интересов малого бизнеса. Конечно, нельзя с полной уверенностью говорить, что ОПОРА создавалась как противовес "Деловой России", однако внимание ей уделялось большое - руководство организации (в 2002 г. президентом ОПОРы стал Сергей Борисов) регулярно имело возможность общаться с президентом. Хотя логика в разделении среднего и малого бизнеса была: первые с "нуля" выстроили бизнес регионального или даже российского масштаба (в отличие от олигархов, которые оказались в нужное время в нужном месте), бизнес вторых ограничивается той местностью, в которой проживает предприниматель, средний бизнес определяет конкурентоспособность страны, тогда как малый, прежде всего, решает социальные задачи (создание рабочих мест).

Спокойная жизнь предпринимательских организаций продолжалась до 2003 года. Весной прошлого года из "Деловой России" уходит Игорь Лисиненко, который осознал, что его проект строительства конкурента РСПП не удался. Впрочем, осенью уже и сам РСПП оказался на грани исчезновения - арест Михаила Ходорковского показал реальный уровень влияния этой организации: его не было. Кроме того, внутри РСПП так и не был решен вопрос о противостоянии между "старым" крылом советских директоров и "новым" - олигархами, пришедшими в организацию в 2000 г. По словам представителя организации, все консолидированные решения принимались только благодаря личному авторитету Аркадия Вольского, который является бессменным лидером РСПП с момента его создания. Это была не очень конструктивная атмосфера, и, возможно, она стала одной из причин политической слабости РСПП в "деле Ходорковского". ОПОРе удалось избежать публичных скандалов, однако огромное количество проблем мешало и ее дальнейшему развитию - экспансия организации во все мыслимые направления привела к тому, что реально доводились до конца очень немногие начинания (это наглядно демонстрирует сайт, где представлены десятки комитетов и комиссий, но отсутствует какая-либо информация о результатах их работы).

Сегодня для предпринимательских организаций настал "момент истины" - либо они превратятся в клубы по интересам, утратив серьезное влияние на экономическую и политическую жизнь страны, либо пойдут по пути идеологического "оздоровления". При этом надо понимать, что в текущий момент их судьбы во многом зависят от административных решений, - Кремль может выбрать фаворита, который наиболее лоялен ему, и, опираясь на мнение "предпринимателей" (неважно, что только одной из групп предпринимателей), проводить любую экономическую политику. Для страны это было бы провалом, так как в нынешнем виде исполнительная власть оказывает скорее разрушительное влияние на экономику, чем созидательное. России сегодня нужна действующая сила, которая могла бы корректировать работу государственной системы через формирование прозрачных, формализованных институтов взаимодействия с властью. Хотя и политические возможности, которыми обладают предпринимательские организации, не брать в расчет нельзя (в частных компаниях работают сегодня десятки миллионов людей).

Объединение РСПП, "Деловой России" и ОПОРы, идея которого была предложена Владимиром Потаниным, в принципе, могло бы привести к появлению единого предпринимательского объединения, которое и взяло бы на себя функции взаимодействия с властью. При этом нужно понимать, что слияние этих организаций невозможно: они слишком разные по структуре и задачам, кроме того, в случае политического провала новой организации в России может не остаться ни одной предпринимательской организации. Наиболее реальным сценарием было бы создание новой организации или единого представителя трех существующих - сегодня в качестве такового можно рассматривать Координационный совет, в рамках которого идут напряженные переговоры о роли каждой из организаций. Обновленный состав "Деловой России" и ОПОРА заявляют, что краеугольным камнем деятельности единого представителя должна быть защита интересов именно малого и среднего бизнеса. Скорее всего, в РСПП согласятся с этим предложением, так как в конечном итоге у всех предпринимателей одна цель - повышение конкурентоспособности перед лицом транснационального бизнеса. И если в стране сможет развиваться малый бизнес, то средние и крупные компании, обладающие несравнимо большим финансовым и политическим потенциалом, тем более будут себя чувствовать комфортно.

Одним из первых препятствий, которые предстоит преодолеть новому объединению, является коррупция. Именно коррупция, которая превратилась сегодня в "чиновничий бизнес", снижает конкурентоспособность российского бизнеса - необходимость огромных взяток мешает инвестиционному процессу, препятствует возникновению нормальной конкуренции в стране. Россия заинтересована в том, чтобы коррупция превратилась в сферу повышенного риска и низкой рентабельности. Для этого нужно создать такие условия, чтобы предприниматели могли во всеуслышание заявлять о фактах коррупции, не боясь административного прессинга, что возможно только при наличии в стране сильной предпринимательской организации.

Отдел экономики

Михаил Смирнов, 24.03.2004

www.rbcdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован