Отзыв председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Рафгата Алтынбаева вызвал оживленную дискуссию как вокруг ситуации в Республике Татарстан, так и о порядке формирования верхней палаты. Своими мыслями по данным проблемам с Regions.Ru делится председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко.
- Какой была ваша первая реакция, когда вы узнали информацию об отзыве Рафгата Алтынбаева?
- Для меня не стал неожиданным такой поворот событий. Жизненный опыт подсказывает, что самые странные вещи случаются с теми людьми, которые хотят работать, знают, как работать, и умеют работать, с теми, кто имеет свою точку зрения, гражданскую и человеческую позицию. В отношениях, которые складывались между Рафгатом Алтынбаевым и Минтимером Шаймиевым, не было близости и открытости. Объясню, почему, на мой взгляд, так получилось.
К сожалению, некоторые региональные руководители видят в нас, сенаторах, в первую очередь, своих конкурентов Когда Алтынбаев вступил в Партию ЖИЗНИ и занял там серьезный пост, он стал активно заниматься партийным строительством в Республике Татарстан. В прошлом мэр, Алтынбаев стал работать сглавами муниципальных образований. Хорошо зная ситуацию в республике, проблемы Татарстана, специфику муниципальной власти, он находил отклик с их стороны. Естественно, информация об этом ложилась на стол президенту Татарстана. В этом Шаймиев усмотрел желание Алтынбаева занять на его место. И тем самым действительно спровоцировал его на подобные заявления, с которыми он, обращу внимание, выступил только после утверждения его отзыва Госсоветом.
Возможно, у Шаймиева были основания для таких опасений. Только, на мой взгляд, если человек, в данном случае сенатор, стремиться сделать политическую карьеру, имеет для этого силы и возможности, в этом нет ничего плохого. Это нормальное желание, которое должно спокойно обсуждаться с тем же руководителем, интересы которого он представляет. Все равно когда-то Шаймиеву придется оставить свой пост. Ив регионе растет его смена. Почему этой сменой не может быть Алтынбаев? Ведь когда Шаймиев отправлял Алтынбаева от региона в Совет Федерации,он знал, наверное, его потенциал. Понимал, что этот человек действительно не ординарен. А теперь Алтынбаев и вовсе хочет этого Шаймиев или нет в обойме тех руководителей, которые в будущем будут работать в республике. Это стало объективной реальностью. И не стоило создавать конфликт, вынуждая Алтынбаева заявлять сейчас о своих президентских амбициях.
Президент Татарстана думает, что освободился от сильного конкурента, но по этому поводу хочу напомнить древнюю пословицу, которая гласит, что если убирают сильного, то он становится вдвойне силен. Опасаясь конкуренции, Шаймиев сам взрастилсвоего конкурента. Следует учитывать, что Алтынбаев занимает серьезныйпост в Российской партии ЖИЗНИ, на съезде 19 апреля его избрали заместителем председателя партии. Я думаю, если и дальше он будет заниматься партстроительством в Татарстане, то создаст серьезный задел для участия в президентских выборах.
- А как воспринимать претензии к членству Алтынбаева в Партии ЖИЗНИ, которыми Шаймиев обосновывал свое решение?
- Шаймиеев только говорит, будто отзывает Алтынбаева потому, что тот занимается организацией структур Партии ЖИЗНИ в Татарстане. Ведь тогда ему, по логике, надо избавиться в республике и от КПРФ, и от СПС, и от "Яблока". А еще лучше ввести монархический строй в одной отдельно взятой республике. Претензии к партии это выдумка. Партия ЖИЗНИ заявлена и воспринимается всеми как организация, которая идет в одном направлении с "Единой Россией". Об этомбуквально на днях заявил, например, другой ее лидер Вячеслав Володин. Мне кажется, Шаймиев чего-то не понимает или просто не желает считаться с мнением своих соратников. На мой взгляд, руководитель, особенно сильный руководитель, не долженвступать в битву с собственным народом. А в Татарстане, извините, около 20 тысяч членов Партии ЖИЗНИ. Почти столько же, сколько и членов "Единой России". И те, и другие это народ Татарстана.
- О том, что Партия ЖИЗНИ и "Единая Россия" не противники заявил и председатель Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов на первом партийном съезде. Почему же, на ваш взгляд, некоторые вступают в Партию ЖИЗНИ, а некоторые в "Единую Россию", если у этих партий такие похожие политические программы?
- Меня часто спрашивают об этом. Иногда бывают совершенно банальные причины. Есть люди, которые по определенным обстоятельствам личного характера, например, из-за того, что их не устраивают отдельные персоны в региональном руководстве, не желают вступать в "Единую Россию". Я не имею ввиду Шаймиева, потому что не владею ситуацией в этом регионе. Но, по информации с других территорий, знаю, что известные люди ученые, доктора наук на вопрос: "Почему вы не вступили в "ЕдинуюРоссию"? отвечают: "Мы не хотим быть рядом с такими-то и такими-то людьми из власти, которые там есть". При этом, говорят они, мы поддерживаем президента. Куда нам пойти? И они идут в Партию ЖИЗНИ.
Почему у жителей Татарстана отбирают право поддержать президента, будучи в рядах другого политического объединения. Понятно, что у президента такой высокий рейтинг, что слово "поддерживать" не совсем уместно. Будут ли его поддерживать партии или нет, а народ Путина второй срок изберет. Я в этом абсолютно уверена. Другое дело, почему идеи президента не могут быть реализованы через тех людей, которым он импонирует, но они не состоят в "Единой России"? Получается, что в Татарстане действует запрет на тех людей, которые поддерживают президента. Это не признак силы Шаймиева, а напротив проявление его слабости как руководителя, что дает почву для возникновения в республике оппозиции.
- В связи с возникшей ситуацией вновь поднимается вопрос о порядке формирования Совета Федерации. Что-то не ладно у нас с законодательством, раз подобные конфликты постоянно возникают.
- Абсолютно согласна с вами. Если есть процесс ввода в состав Совета Федерации, то по этой же схеме должен строиться и процесс вывода. При отзыве необходимо учитывать мнение комитета, его председателя, может, даже всей палаты. Инициировать отзыв, наверное, необходимо сверху. Коллегам по Совету Федерации виднее, насколько продуктивно работает тот или иной сенатор. Если же инициатива исходит из региона, то представитель комиссии по регламенту должен выехать идоложить власти субъекта Федерации мнение палаты. Я уверена, что Совет Федерации теперь будет инициировать принятие законов, призванных изменить порядок формирования верхней палаты.
Возвращаясь к вопросу об Алтынбаеве скажу, что отзыв председателя комитета факт беспрецедентный. Человек руководит другими сенаторами, работает над законами не для своего региона, а для всей страны. Тем более в Комитете по вопросам местного самоуправления, который курирует муниципальную реформу, начатую президентом. И судьбу такого человека, работающего в интересах всей страны, решает глава региона.
Я считаю, что с позиции субъекта Федерации все аспекты деятельности сенатора оценить невозможно. Что касается лоббирования интересов "своего" региона, к чему многих моих коллег, похоже, склоняют, я бы вообще законодательно запретила заниматься такой деятельностью членам верхней палаты.
22.04.2003
http://www.regions.ru/news/1078393