27 октября 2005
4977

префект ЦАО Сергей БАЙДАКОВ: Надо учитывать интересы населения

Накануне Нового года в нам в редакцию приезжал префект ЦАО Сергей БАЙДАКОВ. Повод был серьезный - районной газете исполнилось 15 лет. Но визит префекта был не только торжественным - мы договорились с Сергеем Львовичем об интервью, но в тот день из-за недостатка времени завершить его не смогли. И вот недавно такая встреча состоялась. Предлагаем вниманию читателей ответы С.Л. Байдакова на вопросы нашего корреспондента.

- Какие основные задачи вы планировали решить, вступая в должность префекта? Какие из них удалось решить, какие - не удалось?

- Главную задачу я определил для себя таким образом: обеспечить баланс социальных и экономических интересов округа. Понятно, что развитие центра столицы неизбежно, но при этом здесь нужно создать комфортные условия для проживания москвичей. Надо учитывать интересы населения, и это я считаю основным в работе исполнительной власти. В то же время, как префект, я должен обеспечить условия экономического развития округа для реализации социальных программ. Конечно, я осознаю меру своей ответственности и за сохранение исторического наследия, и культуры города. Можно привести много примеров по округу, когда мы принимаем компромиссные решения, и жители с пониманием к этому относятся.

Вместе с тем считаю, что мы неудовлетворительно, заорганизованно работаем с населением. Некоторые вопросы сводим к противостоянию власти и жителей, которые на самом деле должны быть нашими помощниками и единомышленниками. Решать проблемы населения необходимо с максимальной оперативностью. Я регулярно провожу совещания с работниками управ районов по поводу различных конфликтных ситуаций, и решаем мы их сегодня преимущественно в пользу москвичей. Вплоть до отмены ранее принятых решений. Это касается в первую очередь вопросов строительства в центре. Хотя бывают ситуации, когда некоторые люди или группы лиц подогревают конфликты, но мы и с этим спокойно разбираемся. Хочу заметить, что мы порой не уделяли проблемам москвичей того внимания, какое они требуют, но эту ситуацию мы переломим, потому что работа с населением - это для нас главное.

Но для этого необходимо, чтобы те люди, которые работают в команде вместе со мной, в большей степени стали реформаторами. Бывает, что стабильная и хорошо отлаженная система работы чиновников отторгает реформы, но я рассчитываю на поддержку коллег. Надеюсь, что 2005 год для префектуры ЦАО будет переломным.

- В последнее время депутаты Мосгордумы, правительство Москвы активно обсуждают вопрос о разделении властных полномочий между округами и районами города. Как, на ваш взгляд, должна быть выстроена эта схема?

- Я твердо убежден, что максимальное количество полномочий надо передавать в районы. Округ должен решать вопросы отраслевого характера, представлять интересы города на территории, координировать работу на местах. Другое дело, что процесс передачи полномочий не должен носить революционный характер, а идти эволюционно. Считаю, что районы сегодня вполне могут в большей мере решать многие вопросы, в том числе и в области инвестиционной политики. Причем речь идет не просто о передаче какой-то бумажной работы, а об ответственности за принятие решений по развитию района.

- Издержки приватизации 90-х годов привели к исчезновению доступных продовольственных магазинов. Сегодня все предприятия торговли - частные. Понятно, что магазин должен приносить прибыль, иначе он не сможет работать. Как заинтересовать предпринимателей, чтобы они открывали социальные магазины?

- Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы мы отработали комплекс экономических, правовых и организационных мер, чтобы правительство города установило определенные преференции для социальных магазинов. Это прежде всего снижение арендной ставки. Аккредитованный социальный магазин имеет 50-процентную льготу на аренду. Сегодня он имеет потребительскую корзину из 37 наименований товаров первой необходимости: хлеб, молоко, овощи, мясо, рыба и т.д. Уровень цен на эту корзину на 10-15 процентов ниже средних по Москве. А дополнительно инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют на них 10-процентную скидку. Кроме того, заключаем договора социального партнерства, где в качестве основных критериев выступают не только ограничения по ценам, но и оказание конкретной помощи тем жителям округа, которые в этом нуждаются.

Чтобы подобрать помещения для социальных магазинов, мы сотрудничаем с Департаментом имущества, работаем с арендаторами, которые по различным причинам не в состоянии продлевать договорные отношения с городом. Или, например, выкупаем у владельцев нежилые площади и возвращаем их в городскую собственность, расселяем коммунальные квартиры, расположенные на первых этажах зданий. Даем возможность магазинам развернуть дополнительно лотки и павильоны, чтобы дать им возможность окупить торговлю дешевыми продуктами. Уже несколько собственников открыли на своих площадях социальные магазины. Работаем по этому вопросу и с сетевиками.

- Серьезная проблема для Центра - ликвидация ветхого и аварийного жилья, которая подразумевает отселение с последующим сносом или реконструкцией. Принятые депутатами городской Думы и правительством Москвы нормативные документы, регламентирующие порядок отселения, не дают четких гарантий получения нового жилья в том же районе или хотя бы в пределах Центрального округа при отселении из аварийного дома. А многие жители ЦАО не хотят уезжать на окраину. Как решить эту проблему?

- Прежде всего, замечу, что никакой программы по `выдавливанию` жителей из центра не существует. Численность населения в округе стабилизировалась на привычном уровне: около 600 тысяч человек. К 2006 году, возможно, произойдет даже рост - тысяч на 10. В 2004 году новые квартиры в центре получили в среднем около 65 процентов жителей. Но мы планируем в дальнейшем оставлять в округе 100 процентов переселенцев, естественно, если они того пожелают. В 2005 году - 80-85, в 2006-м - 100 процентов. Жилья с деревянными перекрытиями с износом 60 и более процентов в Центральном округе больше всего. Так что основная проблема в центре - ликвидация ветхого жилья. Но это не поголовный снос. Сначала проводится индивидуальное обследование каждого дома. Если он признается аварийным, то либо происходит отселение с последующим сносом, либо реконструкция с перепланировкой, заменой перекрытий и инженерного оборудования.

Но дома в Центре в основном построены не кварталами, а `точечно`. Поэтому невозможно везде организовать переселение жителей, чтобы они получали новое жилье в том же дворе или через дорогу от старого. Нужен стартовый дом, а лучше несколько, с которых и начнется `волна` переселения. И нам, чтобы расселить ветхие дома, нужно искать площадки под новостройки. Это сложная задача. Основные ограничения - градостроительная и экономическая ситуации: в округе нет свободных площадей для кварталов муниципального жилья. Но есть резерв. К примеру, в Таганском, Басманном районах, а также на Пресне, в Замоскворечье и Хамовниках имеется много пятиэтажек так называемых несносимых серий.

Условия жизни в них по сути такие же, как и в `хрущобах`. Наши архитекторы посчитали на примере двух кварталов, расположенных в Таганском районе: если снести их, то в новых домах, построенных на этом месте, можно получить 200 тысяч квадратных метров жилья. Можно две трети из них отдать жителям снесенных пятиэтажек, оставшуюся треть - под расселение обитателей той самой ветхой точечной застройки, разбросанной по всему центру.

При этом комплексно обновляется целый квартал, и у жителей появляется возможность получить отдельное благоустроенное жилье в пределах нескольких улиц. Это перспективное направление, которое значительно увеличит объемы возводимого в центре муниципального жилья. Такая схема позволит освободить десятки тысяч метров ветхого жилья, разбросанного по всему округу. Только строить такие дома надо за счет городского бюджета.

- Создание условий для парковки автотранспорта - еще одна приоритетная задача в ЦАО. Известно, что обеспеченность машиноместами в центре ниже среднего показателя по городу в 1,5 раза. Утверждена программа гаражного строительства, в соответствии с которой к 2007 году 60 процентов автовладельцев-жителей округа будут обеспечены машиноместами. За счет чего это предполагается сделать?

- Во-первых, ведем поиск дополнительных площадок, поквартально `отрабатывая` территорию по каждому микрорайону в поиске резервов. Одновременно пересматривая нормативы строительства гаражей, подбираем современные инженерно-технические решения. Нам необходимы муниципальные гаражи, чтобы они были по карману жителям. Финансирование программы будет осуществляться из нескольких источников: средств городского бюджета, предусмотренных для подготовки документации на конкурсные объекты и доходов от строительства гаражей-стоянок с последующей передачей их в аренду жителям округа; собственных средств организаций, выигравших конкурсы по подбору инвесторов, а также личных средств автовладельцев, участвующих в программе `Народный гараж`. Мы предлагаем и городскую долю в муниципальных гаражах продавать по рыночной цене и эти деньги также направлять на строительство. Экономическая модель такого рода дает возможность построить даже больше, чем запланировано к 2007 году, и, кроме того, что очень важно, снижать стоимость машиномест. По Генплану Москвы планировалось 70 процентов населения обеспечить машиноместами к 2020 году. Но мы хотим добиться этой цели уже к 2008 году, хотя пока гаражи имеют всего четвертая часть жителей ЦАО. В прошлом году введено 10 тысяч мест, в 2005 году построим еще 15 тысяч, в 2006-м - 25 тысяч, к 2007 году - еще 30 тысяч. Планируем размещать гаражи и паркинги в откосах железной дороги, использовать продление тоннелей, пристройку к глухим стенам домов механизированных многоэтажных `этажерок`.

- В каких пределах может быть цена машиноместа по программе `Народный гараж`?

- Не более полутора-двух тысяч долларов. Согласитесь, для владельца даже недорогой машины сумма вполне реальная. За счет чего получается так дешево? Дело в том, что на период строительства арендная плата за землю с автовладельцев не взимается, а затем она устанавливается льготная для всех категорий участников программы.

- Сергей Львович, мы впервые печатаем интервью с вами в нашей газете. Понятно, что существует окружная газета, но жители привыкли к своей, районной. Может быть, стоит попробовать встречаться с вами на страницах газеты почаще?

- А какие проблемы? Есть потребность - можно и чаще. И если у редакции или жителей будут ко мне вопросы, всегда готов на них ответить.

No12 (532) от 1 апреля 2005 г.
www.napresne.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован