25 декабря 2006
1447

Пресс-конференция Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова 25 декабря 2006 года на тему `О предстоящих выборах в регионах Российской Федерации в будущем, 2007 году` (стенограмма)

Приложение

А.А.ВЕШНЯКОВ

Добрый день, уважаемые участники пресс-конференции! Тема нашей сегодняшней встречи, практически завершающей 2006 год - о предстоящих выборах в регионах Российской Федерации в будущем, 2007 году.

Традиционно - вступительное слово, а затем я буду готов ответить на ваши вопросы, в том числе о выборах, прошедших в 2006 году.

11 марта 2007 года, в единый день голосования в 14 регионах назначены выборы депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это - Республика Дагестан, Республика Коми, Ставропольский край, Вологодская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Омская, Орловская, Псковская, Самарская, Томская и Тюменская области, город Санкт-Петербург, вы их видите на слайде.



Следует отметить, что в 12 из этих регионов выборы были назначены в соответствии с федеральным законодательством - законодательными (представительными) органами власти. В двух регионах - Самарской и Томской областях - органы власти в лице депутатов эти полномочия не исполнили, поэтому выборы назначали избирательные комиссии этих субъектов Российской Федерации -Самарской и Томской областей. Знаете, когда депутаты не способны назначить свои выборы, это свидетельствует или о том, что в этих законодательных органах власти не все в порядке, или о том, что сознательно сокращаются сроки избирательной кампании.

Всего на выборах в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, назначенных на 11 марта, будет замещаться 632 депутатских мандата, из них 230 будут распределяться по мажоритарной системе, а 402 - по пропорциональной. Впервые в Российской Федерации три субъекта Российской Федерации - город Санкт-Петербург, Московская область и Республика Дагестан проводят выборы своих законодательных органов власти только по пропорциональной системе.

Еще одна особенность: во всех остальных регионах применяется смешанная система, то есть одна половина депутатов избирается по партийным спискам, а вторая - по одномандатным округам, за исключением Мурманской области, где 16 депутатов избираются по мажоритарной системе не по одномандатным, а по двухмандатным избирательным округам.

В тех регионах России, где выборы были назначены и решения об этом опубликованы в официальной печати до 7 декабря, они проходят без применения последних изменений, внесенных в Федеральный закон об основных гарантиях. Вы знаете, что эти изменения касались, в частности, отмены порога явки на выборы. Так вот, у нас получилась следующая картина: в Республике Дагестан и Республике Коми порог явки остается, и на данных выборах он установлен на уровне 25 процентов, в Вологодской и Московской областях тоже порог явки остается, и в этих регионах он установлен на уровне 20 процентов. В остальных десяти субъектах Российской Федерации порог явки уже действовать не будет, так как вступила в силу упомянутая норма Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Кроме того, там будут применяться новые правила, связанные с ужесточением санкций по отношению к тем, кто допускает проявление экстремистской деятельности.

Следующая позиция. Хотелось бы отметить, что во всех этих 14 регионах барьер для прохождения политических партий в парламент установлен на уровне 7 процентов. То есть местные законодатели могли сделать его ниже (и пять, и три, и вообще не устанавливать), но все они его установили по тому максимуму, который разрешает федеральное законодательство, - 7 процентов. В Ленинградской области предполагается использование комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на 62 избирательных участках, в Орловской области они тоже будут применяться на 50 избирательных участках - в городе Орле. Кроме этого, в Городе Орле будут применяться комплексы электронного голосования (КЭГ) на 5 избирательных участках. Вы помните, уважаемые участники пресс-конференции, что впервые в России комплексы электронного голосования применялись 8 октября этого года на выборах в Великом Новгороде. С учетом тех замечаний, которые мы получили от экспертов, избирателей, политических партий, мы в эти устройства ввели некоторые новые элементы. В частности, теперь избиратель будет иметь возможность при голосовании на любом из комплексов электронного голосования видеть на контрольной бумажной ленте результат своего голосования, то есть таким образом он может сам проверять, его волеизъявление на бумажном носителе и соответствует ли то, что зафиксировалось, тому как он проголосовал на компьютере. Это делается для большего доверия данного избирателя к результатам голосования. Кстати, когда в кабину для тайного голосования зайдет следующий избиратель, он уже этого результата не увидит: лента пройдет дальше.

Кроме того, предусмотрено, что при применении комплексов электронного голосования в Орле у избирателя будет возможность выбора: если он по каким-то причинам не готов голосовать на КЭГ, то получит обычный избирательный бюллетень и проголосует с его помощью.

Эти два основных нововведения с учетом замечаний, которые мы получили на выборах при применении КЭГ в Великом Новгороде, будут учтены в городе Орле, и уже по результатам испытаний в Орле мы будем рассматривать вопрос о дальнейшей судьбе комплексов электронного голосования с возможным вариантом их применения на федеральных выборах и об изготовлении для этого соответствующей серийной партии.

Межведомственная комиссия, которая анализировала применение КЭГ на выборах в Великом Новгороде, уже отметила, что не видит никаких препятствий для их серийного производства, но мы решили не торопиться и только по результатам применения этих устройств с усовершенствованиями в городе Орле рассмотреть дальнейшую перспективу их использования.

Кроме этого, во всех 14 субъектах Российской Федерации, где будут проводиться выборы законодательных органов власти, предполагается использование мобильного портала. Что это такое, вы уже в курсе, я просто напомню, что мы впервые в Новгородской области опробовали возможности мобильной связи для контроля за подведением итогов голосования, то есть принимаются дополнительные меры по осуществлению общественного контроля за подведением итогов голосования с помощью мобильной связи. Испытания в Новгородской области показали оправданность и техническую исполнимость этих действий, поэтому мы будем применять такую форму контроля на выборах в законодательные органы власти во всех 14 субъектах Российской Федерации. То есть вы, журналисты, наблюдатели, представители политических партий, любой гражданин Российской Федерации, который захочет оперативно получить информацию об итогах голосования или на своем участке, или же в целом по своему округу, или в целом по субъекту Российской Федерации по политическим партиям, он может получить эту информацию, сделав запрос по соответствующему телефону, и через СМС-сообщение в оперативном режиме в ночь подведения итогов голосования будет получать эту информацию, как только она поступит в информационную систему ГАС "Выборы".

В настоящее время на выборах, назначенных в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, практически везде уже началась работа по выдвижению кандидатов, сдаче документов на регистрацию, которая будет продолжаться до второй половины января будущего года. Конкретные сроки вы видите на этой таблице, на экране. Кроме этого мы просили, чтобы эту таблицу в письменном формате раздали каждому из присутствующих, и тогда вы сможете увидеть все основные сроки избирательных действий, в том числе и количество депутатов, избираемых по пропорциональной системе, по мажоритарной системе, избирательные фонды, их величину. Все - в этой таблице, поэтому не буду сейчас детально вам ее пересказывать, так как она вам уже роздана.

О масштабности выборов, которые нас ждут 11 марта, говорят следующие факты.

По предварительным сведениям более чем в 60 субъектах Российской Федерации будут проводиться дополнительные и повторные выборы депутатов законодательных органов государственной власти наряду с теми 14 субъектами, о которых я уже говорил.

Кроме того, состоятся выборы по отдельным избирательным округам, а также выборы в органы местного самоуправления, включая дополнительные и повторные выборы по отдельным округам. В частности, будут проводиться выборы депутатов представительных органов местного самоуправления таких административных центров, как город Махачкала. Обратите внимание, в целом депутаты законодательного органа Республики Дагестан избираются только по пропорциональной системе, и в Махачкале будут проводиться выборы депутатов представительного органа власти этого города. Это будет также происходить в Черкесске, Сыктывкаре, Кирове, Омске, Пскове и Твери.

По предварительным оценкам на территориях, где 11 марта 2007 года будут проводиться выборы, в списки избирателей будет включено порядка 31 миллиона избирателей, то есть почти каждый третий избиратель России будет иметь право на участие в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, назначенных на 11 марта.

11 марта состоятся также референдумы в двух субъектах Российской Федерации - Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе по вопросу объединения данных субъектов Российской Федерации в единый субъект России. Они назначены соответствующими законодательными органами власти этих субъектов Российской Федерации. Вопрос референдума вы видите на слайде. Он аналогичен тем, что вносили в повестку дня на объединительных референдумах их предшественники - Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, а до того Камчатская область, Красноярский край с другими регионами и Пермская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, которые теперь уже сформированы как Пермский край - единый субъект Российской Федерации.

Если заглянуть чуть дальше 11 марта (а это тоже надо делать накануне Нового года), то до федеральных выборов, 15 апреля 2007 года, планируются еще одни выборы - депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва по результатам состоявшегося объединенного референдума. Эти выборы, которые нас ждут 11 марта во многих субъектах Российской Федерации и 15 апреля - в Красноярском крае, многие оценивают, как генеральную репетицию перед выборами федерального масштаба, т.е. выборами депутатов Государственной Думы, которые в соответствии с действующим законодательством должны пройти 2 декабря 2007 года. Кстати, в этот день должны будут состояться выборы в законодательные органы власти в семи субъектах Российской Федерации - в Республике Бурятия, Республике Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республике, Пензенской, Саратовской и Смоленской областях. Тогда же могут состояться выборы депутатов первого созыва нового субъекта Российской Федерации - Камчатского края. То есть можно сказать, что в соответствии с законодательством 2 декабря 2007 года будут не только выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, но одновременно с ними и выборы депутатов законодательных органов власти только что названных мною субъектов Российской Федерации. Еще раз называю: Республика Бурятия, Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Пензенская, Саратовская и Смоленская области и Камчатский край.

Что касается выборов Президента, то в соответствии с действующим законодательством в конце ноября - начале декабря 2007 года должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации с датой голосования 2 марта 2008 года. По Конституции Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации соответствующим Указом, а выборы Президента Российской Федерации - Совет Федерации.

Вот что хотелось бы сказать вам в начале нашей встречи. Теперь готов отвечать на ваши вопросы, уважаемые участники пресс-конференции.

ИТАР-ТАСС.

Александр Альбертович, скажите, какова Ваша оценка прошедших региональных выборов и участия в них политических партий минувшего завершающего года?

Спасибо.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Вполне уместный вопрос. Постараюсь на него подробно ответить, суммируя результаты выборов, которые мы имеем по 2006 году.

Во-первых, в 2006 году выборы в законодательные органы власти субъектов России состоялись в 18 регионах, из них в 8 регионах - в Республике Адыгея, Республике Алтай, Калининградской, Кировской, Курской, Нижегородской и Оренбургской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 12 марта 2006 года. И совсем недавно, 8 октября, прошли выборы в девяти субъектах Российской Федерации в законодательные органы власти. Тоже напоминаю - в Республике Карелия, Республике Тыва, Чувашской Республике, Приморском крае, Астраханской, Новгородской, Липецкой, Свердловской областях, Еврейской автономной области. То есть восемь плюс девять, получается семнадцать, а я говорю - всего восемнадцать, потому что 3 декабря 2006 года проходили еще выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва.

Должен отметить, что все эти выборы состоялись и депутатский корпус избран в правомочном составе для работы данных законодательных органов власти.

Могу дать еще одну справку: всего, начиная с 2003 года по настоящее время, выборы с использованием пропорциональной системы (а все эти выборы проходили с применением, как правило, смешанной системы) уже состоялись в 61 субъекте Российской Федерации.

Кроме того, можно сказать, что применение пропорциональной системы действительно активизировало работу политических партий в регионах Российской Федерации. Анализ результатов выборов показал, что эта система работает в нынешних условиях Российской Федерации более демократично и более справедливо, чем мажоритарная. Я уже неоднократно говорил, что при применении пропорциональной системы по результатам выборов в парламенты субъектов Российской Федерации проходят, как правило, три, четыре, а то и пять политических партий, а по мажоритарной системе в большинстве случаев подавляющее число депутатских мандатов, до 100 процентов, получают представители одной партии, которая в ладах с властью.

Что еще можно отметить в 2006 году? Это год, когда состоялись дополнительные выборы депутатов Государственной Думы по четырем округам. На карте мне дают подсказку, и вы тоже ее видите: выборы состоялись в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, в Сахалинской области, в городе Москве и Брянской области. Кстати, все эти выборы были последними выборами депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Теперь, даже если освободится место какого-то депутата Государственной Думы, мы назначать выборы по одномандатным округам больше не будем, так как до окончания срока полномочий Государственной Думы осталось меньше года. В соответствии с законодательством в этот срок дополнительные выборы депутатов Государственной Думы не назначаются.

Происходит процесс объединения многих партий с учетом тех результатов выборов, которые они получают в регионах, и с учетом того, как они оценивают свои перспективы на будущее в свете новых норм законодательства, которое предусматривает 7-процентный барьер на выборах депутатов Государственной Думы и невозможность создания избирательных блоков. Объединительные процессы, как вы знаете, проходят довольно активно. Эти процессы затронули несколько партий, в частности, уже оформлено объединение партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на базе партии "Родина". Российская партия Пенсионеров, Российская партия ЖИЗНИ прекратили свое существование, как партии, преобразовались в общественные объединения, а партия "Родина" теперь по результатам этого объединительного процесса называется партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Преобразовалась в общественную организацию Российская объединенная промышленная партия, она как партия больше не существует.

Следует отметить, что объединительные процессы на этом, видимо, не завершатся. Вы знаете о заявлениях других политических партий, но пока, кроме деклараций, юридических шагов по этому пути они еще не сделали. Что касается участия политических партий в выборах в регионах Российской Федерации в 2006 году и получении ими соответствующих мандатов, то ситуация выглядит следующим образом.

Всего по результатам участия в выборах в регионах Российской Федерации получили мандаты по пропорциональной избирательной системе 12 региональных отделений политических партий. Я назову, какие это партии и какое количество мандатов, в том числе в процентах, они получили.

Всероссийская политическая партия "Единая Россия" получила по результатам выборов 2006 года в законодательные органы власти по пропорциональной системе 196 мандатов, или 50,8 процента от общего числа мандатов, распределяемых по пропорциональной системе.

Коммунистическая партия Российской Федерации на втором месте - 64 мандата (16,6%);

Российская партия Пенсионеров - 36 мандатов (10,1%);

Либерально-демократическая партия России - 27 мандатов
(почти 7%);

Российская партия ЖИЗНИ - 23 мандата (6,5%);

Аграрная партия России - 12 мандатов (3,4%);

"Родина" - 9 мандатов (2,5%);

"Союз Правых Сил" - 6 мандатов (примерно 2%).

Все остальные партии набрали менее полутора процентов. Это Российская объединенная промышленная партия - 5 мандатов; партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" - 4 мандата, "Свобода и Народовластие" - 2 мандата, "Свободная Россия" - 2 мандата.

Вы, наверное, обратили внимание, что "Единая Россия", участвуя в выборах в законодательные органы власти во всех 18 регионах, везде преодолела соответствующий барьер и имеет свое представительство в парламентах субъектов Российской Федерации; Коммунистическая партия Российской Федерации участвовала во всех выборах, в одном регионе не имеет своего представительства, а в остальных 17 - имеет. Либерально-демократическая партия России имеет своих представителей в 10 субъектах Федерации, а Российская партия Пенсионеров - в 11.

Таковы результаты выборов, состоявшихся в 2006 году, в том числе и результаты, которые получили политические партии.

РУССКАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Александр Альбертович, позвольте два небольших вопроса.

Первый. На прошлой неделе Росрегистрация заявила, что несколько партий, которые будут допущены к региональным выборам, после выборов будут ликвидированы. Это не введение избирателей в заблуждение? Как Вы это оцениваете?

И второй вопрос. Можно ли говорить, что теперь уже закончилась корректировка всего избирательного законодательства и перед федеральными выборами в Госдуму, и перед выборами Президента? Первый раз мы промахнулись. Теперь уже можно так говорить?

Спасибо.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Я не знаю, мы не промахивались.

РУССКАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

Вы говорили, что все закончилось.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Мы имели такое намерение, и его не скрывали и не скрываем сейчас, что многие поправки, которые принимались в 2006 году, можно было вполне не рассматривать и остановиться на том, что было сделано в 2005 году. Но правом законодательной инициативы наделены депутаты Государственной Думы, которые реализовали его, в том числе принятием различного рода поправок в течение 2006 года. Вы это знаете. Это и графа "Против всех", и порог явки, ушедшие в историю. Это и запрет на так называемое "скрытое" блокирование, это и ограничение, по возможности, избираться тем, кто имеет гражданство другого государства. Это и ограничение по критике в телеэфире, в соответствующих рекламных роликах и передачах. Так что в этой части мы не меняли свои позиции, а законодатели эту позицию изменили.

На сегодняшний день я ничего не знаю о планах законодателей еще что-то менять в Федеральном законе об основных гарантиях. Более того, так же, как и вы, я слышал заявление председателя профильного комитета Плигина Владимира Николаевича о том, что они поставили точку. Будем приветствовать, если эта точка действительно поставлена. Хотя надо иметь в виду, что действительно в начале следующего года, надо будет внести изменения в федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", чтобы привести их в соответствие с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон об основных гарантиях.

Что касается первого Вашего вопроса, то ситуация следующая. Да, Росрегистрация наделена правом проверять, насколько численность политических партий, которую заявляют сами политические партии, соответствует действительности, и если эта численность не соответствует требованиям закона (а с 1 января 2007 года в рядах партии должно быть не менее 50 тысяч членов партии), то Росрегистрация доводит результаты этой проверки до сведения политической партии. Если политическая партия согласится с результатами этой проверки и признает, что ей как политической партии невозможно существовать в соответствии с законодательством, она сама принимает решение или о роспуске партии, или о преобразовании ее в общественную организацию, или, например, об объединении с какими-то другими политическими партиями. Если же она не признает результаты проверки Росрегистрации, то разбираться и принимать решение по этому поводу будет Верховный Суд Российской Федерации.

На сегодняшний день Росрегистрация огласила результаты своей проверки: по количеству членов партии требованиям соответствуют 19 политических партий, две из которых - Российская партия Пенсионеров и Российская партия ЖИЗНИ - уже прекратили свое существование, превратившись в общественные организации. Значит, осталось 17. Остальные, по оценкам Росрегистрации, требованиям по численности не соответствуют. Но когда мы встречались здесь с политическими партиями, многие из них эти результаты не признают. Значит, впереди у них судебная перспектива.

На сегодняшний день политическая партия, которая по оценке Росрегистрации не имеет необходимого количества членов партии, имеет право участвовать в выборах. Если она докажет в судебном порядке, что у нее действительно есть 50 тысяч членов партии, дальше она будет участвовать во всей избирательной кампании, в том числе будет внесена в избирательные бюллетени 11 марта. Если же Росрегистрации удастся доказать, что результаты проверки были совершенно объективными, совершенно обоснованными, то тогда суд примет сторону Росрегистрации и политическая партия по решению суда прекратит существование, а значит, будут аннулированы и зарегистрированные списки кандидатов от региональных отделений этой политической партии или от партии в целом. Вот такая ситуация, и ее надо иметь в виду и политическим партиям, и Росрегистрации, и журналистам, описывающим все это, и нашим избирателям.


РУССКАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ

А может ли это привести к отмене результатов выборов?

Нет. А как они могут быть аннулированы, если на сегодняшний день никаких юридических оснований говорить о том, что партия уже не существует, пока нет.




ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ "ГАЗЕТА. РУ"

У меня тоже два небольших вопроса. Вы подвели итоги выборов в этом году. Как известно, по их итогам Великий Хурал Тывы до сих пор не может начать работу, и тем не менее на днях два кандидата были восстановлены, там идут судебные процессы. Как Вы относитесь к этой ситуации?

А второй вопрос - видите ли Вы перспективы для введения выборности Совета Федерации, может ли это произойти, скажем, в следующем году, и как Вы к этому относитесь?

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Что касается Великого Хурала Тывы, то здесь действительно неприличная ситуация. На мой взгляд, так не должна вести себя политическая партия, блокируя работу парламента субъекта Российской Федерации. Вы правы, что по четырем округам, в которых оспаривает отмену результатов выборов Российская партия ЖИЗНИ, по двум уже есть решение суда и оно, скорее, в поддержку позиции партии ЖИЗНИ, но еще требует соответствующих дальнейших действий.

Центральная избирательная комиссия анализирует все, что связано с подготовкой и проведением выборов, которые состоялись там 8 октября, в том числе с этими разбирательствами и блокированием работы Хурала политической партией, и намерена во второй половине января направить в Тыву представителей ЦИК России, чтобы рассмотреть все аспекты этой избирательной кампании, извлечь из нее уроки и сделать выводы на будущее.

Что касается перспектив возможного избрания членов Совета Федерации на прямых выборах, я лично поддерживаю эту идею, давно уже говорю на эту тему. ЦИК России даже предлагала конкретную модель, как это можно сделать, такую же, какую сейчас предлагает Сергей Михайлович Миронов, но предлагает, не оформив это как соответствующий законопроект, который мог бы быть предметом обсуждения в Государственной Думе. А вы знаете позицию парламентского большинства Государственной Думы, готовой принять такой подход со стороны инициаторов прямых выборов членов Совета Федерации. Будет ли это сделано в будущем 2007 году, уверенно сказать не могу, но наверное, это все-таки будет сделано - вероятнее всего после федеральных выборов. Но в любом случае эта модель предусматривает, что члены Совета Федерации избираются не одновременно все, а поэтапно, по мере завершения полномочий законодательных органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Я поддерживаю такой подход - если проводить выборы членов Совета Федерации, то одновременно с очередными выборами депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. То есть такая реформа, если она будет принята, в любом случае не будет одномоментной: срок полномочий законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, как правило, 4-5 лет, и если будет принят такой закон о прямых выборах членов Совета Федерации, допустим, в 2007 году, то практически он будет реализовываться поэтапно в течение пяти лет.

РАДИО "СВОБОДА".

У меня вопрос: если можно, уточните, пожалуйста, - я вижу в этой таблице, что порог явки остался в четырех субъектах Российской Федерации, остальные будут избирать депутатов без порога явки?

И еще раз, если можно вот об этом эксперименте, который удачно прошел в Великом Новгороде, а теперь будет использоваться в Орловской области, об электронном голосовании.


А.А. ВЕШНЯКОВ

Если говорить по первому вопросу, то я уже обратил ваше внимание и обращаю еще раз, отвечая сейчас, что действительно из 14 регионов России, где на 11 марта назначены выборы депутатов законодательных органов власти, в десяти порога явки уже не будет, потому что назначение выборов и опубликование решения о назначении выборов состоялось после 7 декабря, а 7 декабря вступил в силу Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральный закон об основных гарантиях и, в частности, предусматривающий отсутствие порога явки избирателей и другие новации. И вы, открыв эту таблицу, как раз видите, что порог явки остался в четырех регионах - Республике Дагестан, Республике Коми, Вологодской и Московской областях. Все остальные идут по тем правилам, которые не предусматривают применение этой нормы в законодательстве этих субъектов Российской Федерации.

Что касается комплексов электронного голосования, то повторю - впервые эти комплексы электронного голосования, работающие на принципе электронно-сенсорных устройств, применялись на выборах 8 октября на 5 избирательных участках в Великом Новгороде. С учетом полученных там замечаний и пожеланий, мы несколько усовершенствовали работу этих устройств, в частности, предусмотрели возможность, чтобы каждый избиратель мог увидеть на контрольной бумажной ленте результат своего голосования на компьютере. Кроме того, избирателю, если он не готов голосовать с помощью электронного устройства, дается право голосовать по привычной для него схеме, получая избирательный бюллетень, заполняя его и опуская в ящик для голосования.

Результаты испытаний усовершенствованных комплексов электронного голосования, которые мы проведем в городе Орле, будут проанализированы ЦИК России, и по результатам этого анализа будет приниматься решение о судьбе КЭГ, производить ли их серийно для использования на федеральных выборах в 2007-2008 годах с учетом требований законодательства России, или нет.

Поэтому приглашаем вас принять участие в наблюдении за этими испытаниями, анализе применения КЭГ и дальнейшей их судьбе.

ГАЗЕТА "Московская правда".

Александр Альбертович, можно два уточнения по предыдущим вопросам? Насколько я помню, если я правильно понял, полный процесс объединения прошел сначала для "СПС" потом для "Единой России", причем Шойгу очень жаловался, что это тяжелый, сложный и запутанный процесс. Что тогда происходит со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", если было два письма от Ольги Застрожной, я немножко в них запутался. Она человек абсолютно доскональный, но вот результат. Поясните пожалуйста!

Второй вопрос. Есть ли у вас какие-то планы по использованию автоматики на федеральных выборах, в частности, что светит Москве? Насколько ваш опыт применения тех же КЭГ уникален в сравнении с мировым опытом, потому что я столкнулся с тем, что даже в Думе не знают, насколько у нас прогрессивно проводится голосование.

Спасибо.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Вы правы в том, что объединительные процессы среди партий у нас идут уже не первый год. Вы напомнили, что в свое время появился "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ". Это было давно, и говорим не об этом, а о том объединительном процессе, который шел в 2006 году. А так Вы правы, "Единая Россия" получилась из ряда политических партий, так же, как теперь из трех политических партий получилась партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Кстати, ЦИК России, которая отвечает за единообразное применение законодательства Российской Федерации, приходилось отвечать на вопросы, возникавшие после объединения политических партий по праву их участия в избирательных кампаниях, поэтому мы вырабатываем свою позицию и рекомендации, как надо поступать и политическим партиям при оформлении документов, и избирательным комиссиям принимающих эти документы. Это в свое время было и по "СОЮЗУ ПРАВЫХ СИЛ", и по "Единой России". И теперь по партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" мы направили избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации соответствующее письмо за подписью секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Ольги Кирилловны Застрожной.

Так что здесь ничего принципиального нового не происходило: просто ЦИК России, используя свое право на единообразное применение законодательства, в ответ на конкретные вопросы, которые возникали в субъектах Российской Федерации, доводила свою позицию до регионов России. Это позиция не только секретаря ЦИК России, это позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Кто с ней не согласен, пожалуйста, может не соглашаться, в том числе оспаривая в суде и не применяя наши рекомендации. Мы готовы защищать свою позицию, а защищая ее, мы за последние годы ни разу не проиграли ни одного судебного процесса.

Что касается комплексов электронного голосования, то я уже говорил о работе, которую мы ведем и о которой не устаем рассказывать, показывая КЭГ в действии средствам массовой информации, политическим партиям, международной общественности, в том числе специалистам-экспертам в области информационных технологий, как это в свое время было в Великом Новгороде, когда мы их использовали впервые. Более того, создана специальная межведомственная комиссия, куда вошли представители и специализирующихся в этой области министерств и ведомств, Государственной Думы, Совета Федерации. Также открыто и гласно мы готовим испытание комплексов, доработанных с учетом полученных замечаний на выборах в Орловской области, в городе Орле. Еще раз приглашаем всех вас, в том числе и газету "Московская правда", поучаствовать в наблюдении за использованием этих устройств и рассказать о них в своих изданиях, и не только для избирателей-москвичей, но и для депутатов как Московской городской, так и Государственной Думы. Нам здесь нечего скрывать. Вы действительно правы: работа по внедрению КЭГ ЦИК России ведется примерно по тем же направлениям, что и в ряде других государств мира. В частности, мы внимательно ознакомились с использованием электронного голосования в Соединенных Штатах Америки на последних выборах в Конгресс, и увидели, что, в принципе, используем все существующие в мире передовые наработки в этом вопросе.

В то же время мы не собираемся принимать скороспелых решений без соответствующей проработки вопроса и поддержки со стороны политических партий, со стороны избирателей Российской Федерации. Поэтому, хотя у нас уже есть рекомендации специалистов, что можно запускать КЭГ в серийное производство, мы этого пока не делаем, а проводим еще испытание, 11 марта 2007 года в городе Орле, и по его результатам будем принимать решение.

АГЕНТСТВО "ИНТЕРФАКС"

Александр Альбертович, у "Интерфакса" три конкретных вопроса.

Первый. Вы не исключаете, что в будущем году будет принят закон о прямых выборах членов Совета Федерации. Будет ли ЦИК России принимать участие в подготовке законопроекта, есть ли у Вас какие-то пожелания к этому документу?

Второй. Как идет процесс формирования территориальных избирательных комиссий на местах, учитываются ли интересы политических партий?

Третий, последний вопрос. Каков размер избирательных фондов и будет ли ЦИК России ужесточать меры контроля за использованием финансовых средств, которые в них поступают?

Спасибо.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

На первый вопрос отвечу, что мы в разработке этого законопроекта на данном этапе не участвуем. Если он будет подготовлен, представлен и направлен нам на соответствующее заключение, то в части процедур избрания членов Совета Федерации и других аспектов, которые имеют отношение непосредственно к прямым выборам, их реализации и организации, мы, конечно, выработаем единое мнение, и свое заключение по этому поводу доведем и до инициаторов проекта, и до законодателей в лице Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Что касается формирования территориальных избирательных комиссий, то этот процесс идет. В настоящее время территориальные избирательные комиссии сформированы примерно на три четверти, то есть мы практически близки к тому, чтобы этот процесс завершился в декабре 2006 года. В 2007 году останется сформировать совсем малое количество территориальных избирательных комиссий. На сегодняшний день можно отметить, что никаких серьезных конфликтов при учете предложений политических партий в состав этих избирательных комиссий не зафиксировано, то есть гарантированно работает норма закона, согласно которой любая политическая партия, представленная соответствующей фракцией в Государственной Думе по результатам выборов в 2003 года, вправе иметь своего представителя в случае представления его кандидатуры в состав территориальной избирательной комиссии.

Кроме того, даже если политической партии эти преференции не касаются, избирательные комиссии субъектов Федерации в подавляющем большинстве случаев отдают определенное предпочтение предложенным ими кандидатам при назначении членов территориальных избирательных комиссий.

Общий итог всей работы по формированию территориальных избирательных комиссий мы подведем в январе - феврале будущего года и вас всех детально с ним ознакомим, в том числе разместив на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Более того, могу сказать, что нас впереди ожидает еще формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, так как в 2007 году истекает срок полномочий избирательных комиссий 65 субъектов Российской Федерации. Их новые составы должны быть сформированы до начала соответствующей избирательной кампании федерального масштаба в этих 65 регионах. В частности, в апреле будут сформированы избирательные комиссии трех субъектов Федерации - Хабаровского края, Тамбовской и Тверской областей, в мае - 6 регионов, в июне - 20, в июле - 28, в августе - 8.

И если уж говорить о формировании, то надо иметь в виду, что и у нынешнего состава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в марте 2007 года полномочия заканчиваются. Поэтому в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях должно состояться назначение новых членов Центральной избирательной комиссии Государственной Думой и Советом Федерации (по опыту прошлого формирования - примерно в феврале 2007 года), а Президент Российской Федерации назначит свою "пятерку", вероятнее всего, в марте 2007 года. Так что организационное заседание нового состава ЦИК России состоится не ранее 26 марта и, видимо, не позднее 2 апреля 2007 года. Я - говорю 26 марта, потому что 26 марта 2003 года состоялось организационное заседание нынешнего состава ЦИК России, от которого идет отсчет срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - четыре года. Поэтому организационное заседание нового состава должно состояться не ранее истечения этого срока полномочий, то есть не ранее 26 марта 2007 года.

Если говорить по фондам. По фондам ситуация следующая. Если вы возьмете таблицу, которую мы с вами вместе анализировали, увидите, что наименьший размер избирательного фонда для кандидатов - 1,5 миллиона рублей - предусмотрены региональными законами Вологодской и Орловской областей, наибольший - 10 миллионов рублей - в Республике Коми. Для избирательных объединений наименьший - 10 миллионов рублей - в Республике Дагестан, наибольший - в городе Санкт-Петербурге - 600 миллионов рублей. Это очень большая величина, в полтора раза больше, чем на федеральных выборах депутатов Государственной Думы, за что мы критиковали законодателей Санкт-Петербурга. Более того, именно от величины средств, которые может тратить на свою избирательную кампанию партия, зависит величина еще и избирательного залога. Она может быть в пределах 10-15 процентов от этого предела, о котором я только что говорил. Так вот, в Санкт-Петербурге пошли по максимуму и по залогу, установили 15 процентов от 600 миллионов. Это получается 90 миллионов рублей. С нашей точки зрения, это чрезмерно высокий избирательный залог, который, конечно, создает явное неравенство среди политических партий, так как ряд политических партий в соответствии с законодательством имеет возможность не собирать подписи, не вносить залог. Поэтому такого рода замечания в адрес законодателей Санкт-Петербурга мы в свое время высказывали.

Другие цифры вы можете более подробно увидеть в той таблице, которую вам раздали. Вы увидите, что довольно высокий предел средств, которые можно тратить на избирательную кампанию, зафиксирован в Московской области - 150 миллионов рублей. Но в то же время и Московская область не маленькая, как вы хорошо понимаете, и не только по числу избирателей, но и по мощному экономическому потенциалу.

АГЕНТСТВО "РИА-НОВОСТИ".

Александр Альбертович, какие рекомендации ЦИК России дает политическим партиям и избирательным комиссиям по подготовке к выборам 11 марта непосредственно?

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Спасибо за Ваш вопрос, хотя на него я отвечу очень кратко.

Я просил, чтобы вам раздали брошюру с материалами совещания с политическими партиями, которое проводила Центральная избирательная комиссия по результатам выборов 8 октября. В ней содержится доклад Центральной избирательной комиссии, который представила Ольга Кирилловна Застрожная, где изложены рекомендации Центральной избирательной комиссии не только в адрес политических партий, но и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по результатам анализа правоприменительной практики на выборах 8 октября.

В частности, там сказано, что надо обратить внимание на то, чтобы не использовалась социальная реклама политических партий, так как она, якобы, не подпадает под требования законодательства о выборах. Мы полагаем, что это не может быть. Во время выборов любая реклама политической партии является предвыборной рекламой. А если это так, то она может, естественно, распространяться в соответствии с законодательством о выборах в Российской Федерации, то есть оплачиваться из избирательного фонда после того, как он образован соответствующим образом, в пределах тех величин, о которых мы с вами говорили.

Кроме того, мы рекомендовали всем избирательным комиссиям иметь специальную программу информационно-разъяснительной деятельности, направленную на разъяснение законодательства о выборах, на информирование избирателей о выборах, о кандидатах, чтобы избиратели хорошо знали о предстоящих выборах и активно в них участвовали. Отмена порога явки не освобождает, а наоборот, обязывает избирательные комиссии более активно заниматься такой информационно-разъяснительной деятельностью и создавать условия для активного участия избирателей в предстоящих избирательных кампаниях.

Мы рекомендовали избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и политическим партиям активно использовать возможности общественного контроля с помощью мобильной связи, о чем я уже вам говорил.

Кроме этого, мы просили избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и политические партии принять меры по предоставлению бесплатного эфирного времени на государственных телерадиокомпаниях тогда, когда это время собирает наибольшую аудиторию. Так записано в Федеральном законе, поэтому эта норма должна выполняться государственными телерадиокомпаниями. Если же она ими не выполняется, то этот спор можно и нужно решать в судебном порядке.

Мы обратили внимание и политических партий, и избирательных комиссий на то, что они должны четко взаимодействовать во время избирательной кампании. Избирательные комиссии должны создавать максимум условий для нормального участия в избирательном процессе политических партий, предоставляя им методические материалы по оформлению документов, по сдаче их в адрес избирательных комиссий для регистрации, опираясь при этом на новые нормы закона, которые предусматривают обязанность избирательной комиссии обо всех ошибках извещать допустивших их избирательное объединение или кандидата, чтобы они имели возможность их исправить и из-за этих ошибок не возникали проблемы вплоть до постановки вопроса о снятии с регистрации того или иного кандидата или списка избирательного объединения.

Более обстоятельно рекомендации изложены в соответствующем докладе.

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

Александр Альбертович, вы всегда критиковали применение "паровозов" на выборах. Как вы оцениваете ситуацию, когда один лидер партии возглавляет списки? Так, например, Белых предложил свою кандидатуру, и на прошлых выборах Бабурин тоже возглавлял все списки своей партии в регионах. Как вы относитесь к этому?

А.А.ВЕШНЯКОВ

Так же, как уже не раз высказываются по этому поводу. Технология так называемых паровозов, ее называют и по-другому, технология так называемых рекламных кандидатов - дискредитирует пропорциональную систему выборов в Российской Федерации. Кем бы она ни применялась, моя оценка от этого не изменится. Ни одна из демократических развитых стран в таком объеме, как Российская Федерация, такую технологию не использует.

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

Вас не смущает, что ее применяют именно оппозиционеры, которые до этого выступали против "паровоза"?

А.А.ВЕШНЯКОВ

Они объясняют это тем, что раз другие партии им навязали такие правила, то они и берут на вооружение эти подходы, так как законодатель по этому поводу ограничений и штрафных санкций не предусмотрел. А это надо было бы сделать.

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

Это их позиция, что их вынудили?

А.А.ВЕШНЯКОВ

Это уже другой вопрос, что их там вынудило и заставило. Но сама по себе технология использование кандидата только в рекламных целях это попытка ввести в заблуждение избирателя Российской Федерации. Естественно, она не может ни при каких обстоятельствах поддерживаться со стороны тех лиц и организаций, которые призваны защищать избирательные права граждан.

АГЕНТСТВО "ИТАР-ТАСС".

Александр Альбертович, как Вы оцениваете перспективы проведения российско-белорусского референдума, о котором много говорится в последнее время? Спасибо.

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Не думаю, что о нем говорится больше, чем год, два и три года назад. Если вы вспомните те годы, в том числе завершение соответствующих периодов, то наверняка согласитесь, что тогда эта тема обсуждалась еще чаще, чем сейчас. Я пока не вижу никаких серьезных предпосылок для того, чтобы условия для этого объединительного референдума созрели и были реализованы в 2007 году. Так же, как я говорил это год назад, два года назад, ситуация пока не изменилась по разрешению этой проблемы.

ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ".

Скажите, пожалуйста, будут ли действовать на выборах в Московскую областную Думу какие-то нововведения?

А.А. ВЕШНЯКОВ.

Если говорить про выборы Московской областной Думы, то там предусмотрено несколько нововведений. Наиболее принципиальное заключается в том, что эти выборы депутатов законодательного органа власти Московской области впервые в истории Московской области будут проходить только по пропорциональной системе: все 50 депутатов избираются по партийным спискам. Избирательная кампания уже стартовала и сейчас идет период выдвижения кандидатов от политических партий. В этом процессе могут участвовать и беспартийные кандидаты, предлагая свою кандидатуру тому или иному региональному отделению политической партии.

Особенность этих партийных списков в Московской области в том, что, к сожалению, не учтены наши рекомендации - если уж вы идете на выборы по партийным спискам, то нужно или сделать их открытыми, как сделали при применении пропорциональной системы в некоторых регионах, например в Тверской области, или же сделать их региональную разбивку, что предусмотрено на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Законом Московской области это не предусмотрено, что обязывает и политические партии, и избирательные комиссии доводить до избирателей как можно больше информации о тех лицах, которые будут выдвигаться политическими партиями по этим партийным спискам. В противном случае избиратели могут просто не понять, за кого конкретно предлагается голосовать, так как избиратели той же Московской области, как и многих других регионов, привыкли голосовать за конкретных лиц, которые раньше баллотировались по одномандатным округам.

Вот наиболее принципиальные новации, которые ждут избирателей Московской области. О других, которые касаются также и других регионов Российской Федерации, я сегодня уже говорил в течение часа и не думаю, что мне надо это повторять.

ИНТЕРНЕТ-АГЕНТСТВО "ДНИ.РУ"

На прошлом совещании с представителями политических партий Вы призвали их ввести в избирательные комиссии наблюдателей. Откликнулись эти партии или нет, и какие откликнулись?


А.А. ВЕШНЯКОВ.

Что касается наблюдателей, то период назначения наблюдателей, направления их на соответствующие избирательные участки еще не наступил. Уверен, что большинство политических партий, которые будут участвовать в выборах 11 марта, назначат и направят на избирательные участки своих наблюдателей, которые смогут осуществлять там соответствующий контроль.

Что касается федеральных избирательных кампаний, то мы поддержали инициативу, которую проявил Фонд свободных выборов - организовать специальные курсы подготовки наблюдателей. Сейчас эта работа Фонда с другими общественными организациями развертывается и она будет осуществляться в течение всего 2007 года из расчета, чтобы подготовить таких людей для профессионального наблюдения за подведением итогов голосования на выборах депутатов в Государственную Думу, а потом и на выборах Президента Российской Федерации. Насколько мне известно, политические партии этим предложением воспользуются. Но о конкретных результатах в этом вопросе говорить преждевременно, так как это пока планы, которые будут осуществляться в будущем, 2007 году.

Каждая партия имеет право направить своего представителя в лице наблюдателя на любой избирательный участок России.

Избирательных участков в России на федеральных выборах около 95 тысяч. Поэтому, пожалуйста, каждая партия может иметь отряд наблюдателей в 95-100 тысяч человек, потому что она может направить своего наблюдателя еще и в каждую территориальную избирательную комиссию. Кроме того, у нее есть право направить с правами наблюдателя и более широкими правами члена комиссии с совещательным голосом тоже в любую избирательную комиссию: участковую, территориальную и комиссию субъекта. Поэтому я думаю, что этими правами партии обязательно воспользуются и должны к этому серьезно готовиться. Этими же правами обладают непосредственно и сами кандидаты, которые идут по одномандатным избирательным округам.

Пожалуйста, есть еще вопросы?

Таким образом, констатируем, что вопросов у участников нашей пресс-конференции больше нет.

Благодарю вас за возможность очередной раз встретиться с вами и ответить на ваши вопросы. У нас, видимо, в этом году - 28 декабря будет еще одно заседание ЦИК России, так как буквально сегодня получили жалобу от Санкт-Петербургского регионального отделения партии "ЯБЛОКО". Поэтому всех, кто желает участвовать в возможном заседании ЦИК России по рассмотрению этой жалобы, приглашаю. Поздравляю с наступающим Новым годом, желаю счастья, здоровья, удачи во всех ваших делах!

http://www.cikrf.ru/cikrf/conference/konf_vesh_251206.jsp

25 декабря 2006 г.


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован