Сегодня, 25 января, проводится интернет-пресс-конференция председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, председателя Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) Сергея Михайловича Миронова. Помогает нам провести эту пресс-конференцию, как обычно, "РосБизнесКонсалтинг".
Тема: "Итоги работы 15-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума". В конференции также принимает участие председатель палаты представителей парламента Новой Зеландии госпожа Маргарет Вилсон.
А.Щербаков (Ленинградская обл.): Уважаемый Сергей Михайлович, какова, на Ваш взгляд, главная цель АТПФ?
С.Миронов: Цели этой уважаемой международной организации, которая существует с 1993 г., были изложены еще в Токийской декларации, и главная цель - содействие международному сотрудничеству, безопасности и процветанию стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Естественно, наша 15-ая, юбилейная, сессия прошла точно в соответствии с основными целями этой организации.
В.Андрейченко: Каковы основные итоги работы 15-й сессии АТПФ?
С.Миронов: Я бы, прежде чем рассказать об основных итогах, обратил внимание на форму подготовки этих основных итогов, и даже, скорее, не форму, а речь идет о процедуре. Уникальность нашей сессии состоит в том, что очень согласованно и слаженно шла работа по регламенту, все решения принимаются консенсусом.
Я присутствовал на последних двух сессиях - во Вьетнаме и в Индонезии, и очень часто к тем или иным резолюциям были особые мнения тех или иных стран. Я бы хотел подчеркнуть, что на начало сессии была представлена 41 резолюция, и наш редакционный комитет отработал каждую из них, включая 31 пункт совместного заявления, и мы пришли к безусловному консенсусу.
По некоторым резолюциям дискуссии проходили по пять-шесть раз, но мы добились, что нет особых мнений, и все позиции согласованы. И в качестве примера такой слаженной работы я хотел бы просто привести названия некоторых резолюций (всего их 20), и вы увидите, каков спектр вопросов, обсуждаемых в рамках этой сессии. Ну, например, резолюция "Диалог цивилизаций и межконфессиональный диалог", "Энергетическая безопасность", резолюция "О совместных мерах в борьбе с пандемическими заболеваниями", "Борьба с терроризмом, наркотрафиком и международной организованной преступностью", специальная резолюция "Совместные усилия по укреплению мира и развитию сотрудничества в Северо-Восточной Азии в свете проведения КНДР ядерного испытания", резолюция "Изменение климата", "Борьба с бедностью, защита человечества от бедности, гарантия права на жизнь", "Мирный процесс на Ближнем Востоке". То есть не только проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона, но и любая мировая проблема - в поле зрения нашей организации.
Также были приняты резолюции "Международная миграция и развитие", "Торговля людьми", "Реформа ООН", "Укрепление сотрудничества в АТР в борьбе против коррупции", "Укрепление сотрудничества в сфере транспортной логистики" и, например, экзотически звучит, но я специально поясню, что это такое, - "Преодоление электронно-цифрового разрыва". Речь идет о том, что, к сожалению, с развитием современных информационных технологий, те страны, у которых нет соответствующего уровня развития этих технологий, вольно или невольно остаются на периферии мирового прогресса. Вот как раз об этом специальная резолюция нашей 15 сессии АТПФ. Это конкретные итоги нашей работы.
Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, насколько конструктивной оказалась позиция участников сессии по так называемым "горячим точкам" мира - по Ближнему Востоку, Корейскому полуострову? Насколько могут быть эффективными рекомендации форума?
С.Миронов: С точки зрения единодушия - то, что все резолюции приняты консенсусом, уже говорит само за себя. Мы не уходили ни от одной из острых тем. Действительно, редакционный комитет поработал очень хорошо. Прежде всего потому, что дал возможность высказаться представителям всех стран, всем, кто был в этом заинтересован. И совместно мы пытались найти взаимоприемлемые формулировки, которые нашли свое отражение в окончательном тексте резолюции. С точки зрения эффективности наших рекомендаций, я хочу обратить ваше внимание на то, что среди 23 стран из состава АТПФ, которые присутствовали на нашей сессии, три страны - постоянные члены Совета Безопасности - США, Китай и Россия.
Оценка того, что происходит в том или ином регионе мира, и видение возможного решения проблем всегда опираются на безусловный примат международного права, на безусловное главенствование ООН, и никто не видит возможности ориентирования на однополярное устройство мира. Мы все выступаем за многополярную позицию и за многополюсный мир. Это залог эффективности нашей работы.
Г.Белоусова (Москва): Госпожа Вилсон, какое у Вас сложилось впечатление от 15-й сессии АТПФ и какие организационные моменты Вы собираетесь использовать в подготовке 16-й сессии форума?
М.Вилсон: С точки зрения делегации Новой Зеландии, мы находимся под огромным впечатлением от того, на каком высоком уровне была организована подготовка 15-й сессии АТПФ. И очень хотелось бы отметить тот факт, что представители всех стран могли принимать участие непосредственно в выработке решения при принятии той или иной резолюции, то есть было предоставлено время, возможность каждому представителю каждого государства внести свои комментарии, поправки, и поэтому работа редакционной комиссии комитета шла на самом высоком уровне и гораздо лучше была оформлена, чем это было на предыдущей сессии.
И хотелось бы также отметить, что мы находимся под большим впечатлением от того, что делегации всех стран на этом форуме смогли обсудить не только важные вопросы, связанные с энергетической безопасностью, с торговлей, но также обсуждались такие вопросы, как "Пандемические заболевания", "Угроза и распространение инфекционных заболеваний по всему миру", "Борьба с терроризмом", обсуждались вопросы, связанные с глобальными изменениями климата, с разрывом технологического прогресса в различных странах, и это, конечно, произвело огромное на нас впечатление. Конечно же, на следующей встрече в Окленде (Новая Зеландия) на 16-й сессии АТПФ мы надеемся продолжить диалог в этом же русле и, вместе с тем, сделать особый акцент на развитии маленьких стран и государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопрос из зала: Сергей Михайлович, каковы перспективы участия в процессе парламентского сотрудничества Северной Кореи? Удалось ли поставить вопрос о привлечении ее хотя бы как наблюдателя?
С.Миронов: Вчера во время дискуссий прозвучало предложение о приглашении КНДР в качестве наблюдателя от делегации Республики Корея. Были разные оценки. Прозвучало сомнение в необходимости этого со стороны японской делегации. Мы имеем такую форму работы, как письменный опрос членов АТПФ. Мы решили, что если поступит соответствующее обращение, в данном случае пока еще ко мне (до мая этого года я исполняю обязанности председателя исполкома АТПФ), со стороны какой-либо делегации, я ожидаю, в частности, от делегации Республики Корея, то я проинформирую своих коллег и запрошу их точку зрения. Я напоминаю, любое решение, в том числе по членству даже в качестве наблюдателя АТПФ, принимается консенсусом. Если хотя бы одна из делегации выскажет нетвердое убеждение в том, что она согласна, мы тогда этот вопрос отложим до лучших времен. Поэтому трудно сейчас говорить о реальных перспективах, и я посмотрю, будет ли такое обращение со стороны какой-либо делегации. Пользуясь случаем, хотел бы отметить позицию нашей делегации. Мы считаем это приемлемым, чтобы дать КНДР статус наблюдателя в АТПФ.
А.Тимонин: Госпожа Вилсон, с каждым годом АТПФ приобретает все большую значимость и является неплохой площадкой для межпарламентского диалога. Как Вы думаете, во время Вашего председательства попросят ли членства новые участники, чтобы принять участие в этом диалоге?
М.Вилсон: Дело в том, что мы хотим пойти дальше по пути диалога. Что касается диалога на международном уровне в рамках нашей организации АТПФ, то не только страны-члены этой организации могут участвовать в этом диалоге, но мы хотим на следующей сессии сделать так, чтобы небольшие страны, входящие в АТР, могли присутствовать на некоторых заседаниях и высказывать свое мнение, слышать то, что происходит на этих заседаниях, то есть хотелось бы их тоже активно привлечь.
Е.Копылов (Кострома): Уважаемый Сергей Михайлович, какие решения в сфере экологии, здравоохранения и информационной политики были приняты на форуме?
С.Миронов: В сфере информационных технологий - это резолюция, которая называется "Преодоление электронно-цифрового разрыва". Если говорить про экологию - это и изменение климата. Если говорить о вопросах безопасности, здравоохранения, борьбы с болезнями, были специальные резолюции, которые я уже называл. Поэтому эти вопросы не остались без внимания участников 15-й сессии АТПФ.
А.Ильич ("Народное радио"): Сергей Михайлович, с учетом тех рекомендаций, которые были выработаны на сессии, у российской делегации появились какие-нибудь задумки на конкретные законопроекты?
С.Миронов: Вернусь к предыдущему вопросу. Одной из причин, которые побудили президента РФ Владимира Путина высказаться так, является реальное наличие того или иного топлива в природе. Но ключевой позицией, об этом говорил президент, является то, что мы называем "процессом нераспространения оружия массового уничтожения", и как раз та наша мирная энергетика, которая использует уран-235, в которой регулярно перерабатывается плутоний, в том числе оружейный, это всегда потенциальный источник опасности и использования этого топлива уже не в мирных целях. Вот о чем говорил В.Путин. Теперь отвечаю на ваш вопрос. Безусловно, нам сейчас предстоит самый глубокий анализ и дискуссий, и конкретных резолюций, которые были приняты на 15-й ежегодной сессии АТПФ. Я не исключаю, что некоторые идеи, некоторые наведут нас, законодателей, в данном случае я говорю о Федеральном собрании России, на идею инициирования тех или иных законопроектов. Но эта работа, которая нам предстоит, впереди. Сейчас я не готов назвать уже конкретные темы или позиции по возможным будущим законопроектам.
Вопрос: Одновременно с вашим мероприятием проходит сессия ПАСЕ. Там обсуждались вопросы энергетической безопасности, и у вас они обсуждались. Можно ли уточнить, в каком ключе они у вас проходили, высказывались ли у вас во время дискуссий какие-либо претензии к России?
С.Миронов: Прежде всего, я хотел бы обозначить, что я являюсь представителем председательствующей страны, и в рамках этой дискуссии мы ориентировались и предлагали нашим коллегам, в том числе, видение Россией этой проблемы. То видение, которое изложил В.Путин в середине прошлого года, в июле прошлого года в Санкт-Петербурге во время "восьмерки", где он выдвинул, в том числе, и четыре четкие позиции, которые, с нашей точки зрения, обеспечивают ту самую энергетическую безопасность. В целом наши коллеги принимают такое видение этой проблемы.
Должен сказать, что, безусловно, не имеет значения географическая составляющая этого вопроса, будь то Европа или Западное полушарие, или Азиатско-Тихоокеанский регион, потому что, я еще раз повторюсь, что принципиально важно, и это наша позиция, понимать, что и страны-экспортеры углеводородного сырья (а речь идет, прежде всего, об этом, хотя здесь можно рассматривать и то, что называется электроэнергетикой), и страны, которые нуждаются в энергетическом сырье, - взаимозависимы. Не может быть ситуации, когда та или иная страна по своему усмотрению перекрывает потоки, в чем иногда пытаются, говоря откровенно, обвинить или гипотетически предположить такие умыслы со стороны России. Так вот, это невозможно в принципе. В этой связи все страны взаимозависимы. У нас очень хрупкая планета, и коль скоро мы говорим об энергетической безопасности, более чем уместно переводить разговор совершенно в иную плоскость. Углеводородное сырье, какие бы запасы разведаны ни были, это исчезающий вид топлива - будь то газ или нефть.
Есть разные прогнозы, но в любом случае очевидно, что в XXI веке мы придем к истощению запасов, как основного вида этого топлива, и нужно говорить об альтернативных источниках энергетики. Это могут быть, действительно, и экзотические виды, но, прежде всего, нужно говорить об атомной энергетике. И я бы напомнил слова В.Путина еще в 2000г. на "саммите тысячелетия". Президент России сказал, что человечество обязательно должно, думая об энергетическом будущем цивилизации, уходить в ядерной энергетике от использования и плутония, и урана-235. Я профессионал в этой сфере, я по первому образованию инженер-геофизик, ядерщик. Речь идет о том, что запасы урана-235 и производного из него плутония ограничены. А вот, например, запасы урана-238 имеют очень широкое хождение. И те технологии, которые уже есть, - возможно, будущее энергетической безопасности всего человечества.
П.Заварянкин: Сергей Михайлович, заинтересована ли Россия в заключении соглашений о зонах свободной торговли со странами АТР? С какими странами в первую очередь и когда это может произойти?
С.Миронов: Уместно вспомнить многолетний переговорный процесс России по вступлению в ВТО. Кстати, мне приятно отметить, что Новая Зеландия была практически первой страной, которая заключила соответствующее соглашение с Россией. Мы это помним и очень признательны. Более того, говоря о зоне свободной торговли, мы понимаем, что это процесс взаимовыгодный, и желание любой одной страны в отсутствие обоюдного желания соседей или каких-либо других стран - это всегда только желание. В этой связи мы считаем, что это возможно. Кстати, опять же я не могу не вспомнить Новую Зеландию, которая принципиально ставит вопрос о снятии любых ограничений в рамках международной торговли. Новая Зеландия считает, что необходимо убрать все барьеры. Мы готовы к рассмотрению любых предложений, если - еще раз хочу подчеркнуть - это будет отвечать прагматичным интересам стран-участниц.
И.Сергеева: Какой Вы видите 16-ю сессию АТПФ в Новой Зеландии и что бы Вы хотели пожелать ее участникам?
С.Миронов: Завершая нашу сессию, мы посмотрели замечательную презентацию Новой Зеландии, мы слышали выступление моей коллеги, которая призвала нас через год приехать в Новую Зеландию, и я не сомневаюсь, что нас там ждет не только теплая, в прямом смысле слова, погода (в январе там - лето), но и наши коллеги, с которыми мы познакомились, и, смею надеяться, даже подружились. И мы уверены, что в Окленде (Новая Зеландия) все пройдет на самом высоком уровне, и я уверен, что мы пойдем дальше. Каждая сессия (и это закономерно) должна делать хотя бы небольшой, но шаг вперед по сравнению с предыдущей сессией. И я желаю нашим новозеландским коллегам именно такого успеха, а все, что зависит от нас, и в том числе от меня, потому что еще несколько месяцев я буду возглавлять исполком, мы обязательно сделаем и будем всячески помогать нашим новозеландским коллегам.
Во время прямой аудиотрансляции в интернете нашу пресс-конференцию слушали 35 тыс. 16 человек. Благодарим за внимание.
25 января 2007 г
http://www.mironov.ru/Conference