Программно-целевой способ реализации государственной политики известен давно и не уникален. Правительства всех стран, озабоченных глобальным соревнованием за ресурсы развития, пытаются выделить стратегически важные, конкурентоспособные направления и сделать там что-то полезное за счет денег, которые они собирают со всех. Например, в США около 50% от всех расходов госказны делается программно-целевыми инструментами, в странах ЕС еще больше, в частности, во Франции эта доля - 80%. При этом правительство делает три принципиально важные вещи. Во-первых, оно начинает управлять с обратной связью - формулирует целевые индикаторы, позволяющие оценивать результативность расходов, по сути, оценивает собственную полезность. Во-вторых, строит свои программы таким образом, чтобы за счет общественных ресурсов получить рыночные, коммерческие эффекты. В-третьих, повышает качество продукции и услуг бюджетных организаций, так как при прочих равных (например, гарантированной сметной обеспеченности) они начинают конкурировать за ресурсы. Но в России, особенно при пока еще могучем потоке экспортных денег, перераспределяемых госбюджетом, явно чувствуется недостаточная координация программ. Это, в конечном счете, ведет к дублированию, размыванию ресурсов и прочим нехорошим проявлениям. И правительство время от времени устраивает ревизию своим целевым программам, оптимизирует их количество, улучшает качество управления, унифицирует отбор, статучет, мониторинг проектов.
Сегодня российская наука подобралась к самому высокому проектному статусу, покольку существуют области знания, где она не только не утеряла конкурентные технологические преимущества, но уступает лишь двум-трем странам в мире. Речь идет о нанотехнологиях и смежных с ними биотехнологиях. Так случилось, что задел, созданный советской милитаризированной экономикой в этих критических на сегодняшний день областях оказался настолько высокого качества, что Россия имеет все шансы получить глобальные преимущества, преодолевая так называемый великий технологический скачок XXI века. По оценкам Минобрнауки, в 2006 г. общий объем бюджетного финансирования работ по нанотехнологиям в России составил около 3.5 - 4 млрд. руб. А в конкурсах в области нанотехнологий в рамках федеральной целевой научно-технологической программы Минобрнауки "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.", участвовало более 300 (в 2005-2006 годах) организаций Российской академии наук, вузы, организации Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального агентства по атомной энергии, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и других федеральных ведомств.
В прошлом году казалось, что вот-вот стартует новый национальный проект по нанотехнологиям. Этого не произошло. Чтобы создать масштабную программу, необходимо, как минимум, согласовать между всеми сторонами ее концепцию, принять технические регламенты ее воплощения и выделить ее расходы в бюджете на годы исполнения. Последнее выглядит традиционно непростым в ситуации сложившейся практики бюджетного планирования. Также понятно, что процесс согласований может затянуться и принять такой оборот, что научно-техническая суть программы потонет в многочисленных нестыковках. Нанотехнологиями в той или иной мере занимаются Минобрнауки, Минпромэнерго, Росатом, Роскосмос, РАН, вузы, применяя самые разнообразные инструменты финансирования. И ровно год назад на совещании у Президента России в Кремле развитие нанопроекта приняло новый оборот: по идее министра образования и науки Андрея Фурсенко сейчас нет нужды создавать отдельную целевую бюджетную нанопрограмму, а следует разработать механизмы координации существующих целевых программ, так или иначе затрагивающих нанотехнологии, и обеспечить согласование сроков, целевых индикаторов и результатов участников, которые контролируются ведомствами, осуществляющими финансирование проектов. Осторожность Фурсенко вполне объяснима. Не без оснований министр науки считает, что без тщательной ревизии имеющихся результатов, наработанных нашими (и зарубежными) учеными в области нано-технологий, риски выделенной программы многократно вырастут. Во-вторых, мягко говоря, сложно целевым образом финансировать область, которая касается всех сегментов научных заний и промышленных технологий. Увлечение масштабными проектами, которое дает дополнительную административную гордость и общественную значимость их инициаторам, в условиях рыночной конкуренции оборачивается антистимулами для участников.
Тем не менее, государство считает, что настало вемя для координации и консолидации ресурсов на прорывных направлениях в области нанотехнологий и наноматериалов. Но сразу же оговаривается, что во главу угла ставится не научная абстракция, а прямой выход на рынок - нефтехимию, агропром, строительство, машиностроение, медицину. Рынок открытый, глобальный! Наверное, государство в нынешних финансовых условиях легко могло бы не удвоить, а упятерить расходы на нано-технологии, но явно не торопится это делать. Правильно ли оно поступает, отдавая отчет в том, что времени на то, чобы занять конкурентные мировые позиции в данной сфере, мало - не более 5 - 7 лет? Судя по позиции Миннауки РФ, резкое увеличение объема ресурсов, направляемых на нано-технолгии, государство считает деянием нерациональным. То есть, просто взять и умножить выделяемые средства неправильно, поскольку они вряд ли могут быть эффективно использованы из-за неразвитости материально-технической базы наноиндустрии. Более того, если не решить эту проблему, то затормозятся темпы практического освоения уже имеющегося научно-технологического задела, и Россия не может эффективно участвовать в международном научно-техническом сотрудничестве. Без решения инфраструктурных проблем невозможно подготовить высококвалифицированные кадры. Для формирования инфраструктуры нанотехнологического направления на мировом уровне, где особое внимание уделяется оборудованию и оснащению технологической сети, Минобрнауки разработана федеральная целевая программа по развитию исследовательской и технологической инфраструктуры наноиндустрии, которую власти собираются запустить в этом году. Ключевой особенностью проекта Минобранауки является достаточно амбициозный план всего за три года преодолеть отставание от конкурентов по уровню развития инфраструктуры наноиндустрии, включая оснащение современным исследовательским и технологическим оборудованием ключевых национальных научно-технологических и образовательных центров. В рамках этой программы будет создана система стандартизации, сертификации и метрологии оборудования, материалов, технологий и производств наноиндустрии. Правительство собирается впотную заняться проблемами подготовки и переподготовки кадров, включая преподавателей, исследователей, патентоведов, метрологов. Не менее важно, что теперь выбрана головная организация, отвечающая за научную координацию всех работ по нанонаправлениям - это Российский научный центр "Курчатовский институт", имеющий опыт, традиции, кадры и оборудование.
18 апреля Президент России Владимир Путин на совещании по развитию нанотехнологий, состоявшемся в РНЦ "Курчатовский институт", сказал, что возросший экономический потенциал России открывает новые возможности для развития фундаментальных исследований, в том числе в нанотехнологиях как наиболее перспективной сфере. По мнению Президента, развитие наноиндустрии ведет к качественным изменениям в экономическом укладе, именно поэтому государство уделяет нанотехнологиям большое внимание.
Предлагаем вашему вниманию краткий фото-отчет о состоявшемся вчера совещании в "Курчатнике".
OPEC.Ru
19 апреля 2007 г.