Причины, цели и характер СВО многократно описаны В.В. Путиным, но в условиях массовой дезинформации и искажения реалий требуют постоянных и энергичных усилий по разъяснению, в том числе в деталях, генезиса развития конфликта. Они вытекают исключительно из развития международной и военно-политической обстановки последних десятилетий, когда США удалось развалить СССР и Организацию Варшавского Договора, Социалистическое содружество, одновременно укрепив контроль западной военно-политической и финансово-экономической коалиции в мире. Внутренние особенности отношений между народами бывшего СССР, включая проживающих на Украине, конечно, есть, но они не могли бы привести к силовому противоборству нового государства – Украина – с Россией, которая большинством граждан воспринималась как свое государство.
Неизбежное изменение соотношения сил в мире, которое стало очевидным еще в 70-е годы прошлого века, было воспринято в США и центрах глобального управления как вызов, который может быть ликвидирован только при помощи оперативного развития двух направлений в мировой политике:
Во-первых, сохранения военно-технического превосходства и контроля с помощью военной силы и финансовых институтов над всеми процессами в мире.
Во-вторых, при помощи формирования мощной западной финансово-экономической и военно-политической коалиции глобалистов во главе с США.
В этом плане исключительно важное место занимала Украина по целому ряду причин.
Первое. Потому, что Россия, вместе с Украиной и Белоруссией, стала бы безусловной страной-доминантой в Европе как по политическим, военным, экономическим, демографическим, так и иным (пространственным, культурно-духовным) параметрам. Это сделало бы непреодолимой преграду для господства в Европе со стороны США.
Более того, возвращение Украины в качестве союзника России означало бы конец любым планам по превращению её в плацдарм для развала России.
Второе. Развитие НАТО и всей западной инфраструктуры коалиции фактически перешло границы Северной Атлантики и даже Европы, сделало эту коалицию глобальным игроком в области безопасности. В том числе и в Тихоокеанском регионе, где сталкиваются особенно остро интересы США и КНР. Мощная Россия стала бы гарантией защиты «тыла» Китая, его северных, северо-западных и западных границ, позволив НОАК сконцентрировать силы на Юго-Востоке страны, где им угрожают США и Тайвань, а также союзники США.
Принимая во внимание невозможность решительного исхода боевых действий, обусловленную соотношением противоборствующих сил и состоянием военных технологий, а также преобладание медийно-политического компонента конфликта над его собственно военной составляющей, можно сделать вывод о необходимости пересмотреть сам смысл победы и поражения. Другими словами, о победе может говорить сторона, которой удаётся придать конфликту наиболее комфортный для нее характер». «Комфорт», по оценке США, – это контролируемая эскалация, ориентированная на долгосрочную перспективу военно-силового противоборства с Россией. В частности, это возможность сохранить темпы социально-экономического развития и роста ВВП в условиях войны. Или реализовать другие цели государственной стратегии или национальной стратегии.
В феврале-марте 2024 года в Центре военно-политических исследований МГИМО МИД РФ была предложена схема наиболее вероятного развития сценария ВПО и наиболее вероятных его конкретных вариантов в 2024–2025 годах, которая актуальна и в настоящее время[1]. В частности, наиболее вероятным базовым сценарием развития ВПО был указан сценарий «Эскалации военно-силового превосходства» в нескольких наиболее вероятных вариантах, из которых до осени 2024 года, очевидно, стал постепенно реализовывался «Вариант № 1» – «Инерционное продолжение развитие эскалации». Его основные особенности также подтвердились (поставки ВТО, террористические операции и пр.). При этом была заметна и достаточно заметная тенденция перехода к «Варианту № 2» – «Усиление эскалации и распространение её на другие регионы». Эта тенденция угрожала стать реальностью уже в начале осени 2024 года. В числе наиболее вероятных регионов Армения, Молдавия, Казахстан и Таджикистан.

Таким образом, стратегический прогноз развития ВПО и стратегии США и их союзников вполне возможен и носит достаточно определенный и конкретно-прикладной характер. Очевидно, что он не претендует на прогноз развития оперативной или вариант сценария развития стратегической обстановки, однако, в целом может служить военно-политическим ориентиром не только для политического и военного, но и военно-технического планирования и формирования системы исходных данных для ГОЗ.
________________________________________
[1] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке после начала специальной военной операции на Украине. – М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603 с