27 августа 2008
1429

Пример экономической стратегии Петровский район был признан победителем в номинации `За обеспечение прозрачности местных бюджетов`

В 2008 году Петровский муниципальный район принял участие во Всероссийском конкурсе "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами", проводимом финансово-экономическим журналом "Бюджет". В конкурсе приняли участие 183 городских округа и муниципальных района России. В середине мая были подведены итоги, и победителями в престижной номинации стали наши петровчане.

О том, какие экономические решения принимаются и как претворяются они в жизнь районной муниципальной властью, корреспондент "СБ" побеседовал с главой администрации Петровского района Александром Захарченко.

- Александр Александрович, за какие заслуги ваш район был признан победителем в номинации конкурса?
- Администрация Петровского муниципального района активно работает с муниципальными финансами. Так, на протяжении 2 лет на территории района реализовывалась Программа реформирования муниципальных финансов, в рамках которой осуществлялись мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Это создание собственного печатного органа муниципального района и Общественной палаты Петровского муниципального района.
Одним из главных направлений в нашей работе также является увеличение собственной доходной составляющей в структуре доходов бюджета. Посмотрите, как складывается ситуация: из 583,7 млн руб. доходов бюджета района 32% занимают собственные доходы, в то время как в 2005 году их доля составляла всего 22%. Но и данной пропорции удалось достигнуть только благодаря механизму, предусмотренному законом Ставропольского края "О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае", который позволяет заменять дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на дополнительные [дифференцированные] нормативы по налогам.
В 2008 году Петровский муниципальный район полностью заменил данную дотацию на норматив по налогу на доходы физических лиц в размере 33,2%. В результате в бюджет муниципального района поступает 63,2% всего собранного в районе налога на доходы физических лиц вместо законодательно закрепленных 30%. Без этой замены доля собственных доходов в бюджете района составляла бы всего 17% С данным механизмом мы работаем уже 3 года, и результаты нас радуют. Благодаря осуществленной замене в бюджет района дополнительно поступило в 2005 году 8 млн руб., в 2006 году - 12,4 млн руб., а в 2007 году - 26,4 млн руб. дополнительных доходов, которые были направлены на развитие района.
Пример Петровского района не остался незамеченным другими муниципальными образованиями нашего края. Если в 2005 году всего 3 муниципалитета в Ставропольском крае заменили дотацию на налоги, то в 2006 году таких муниципалитетов стало 17. В результате в местные бюджеты дополнительно поступило более 80 млн руб. В 2007 году в данный процесс включились сельские поселения, и количество муниципальных образований, заменивших дотацию, составило 106 муниципалитетов.

- Какие принципы управления, приемлемые в бизнесе, можно использовать в управлении районом?
- В связи с уходом эпохи стабильности бизнес был вынужден расстаться с неповоротливостью, неспособностью перестраиваться и научиться оперативно реагировать на рыночные изменения, делать прогнозы, ставить реальные задачи и обеспечивать их исполнение, то есть работать на результат. Система управления не может быть затвердевшей субстанцией, а в условиях развивающейся рыночной экономики не может быть эффективной на устоявшихся способах работы, с укоренившейся структурой, которая не реагирует на внешние изменения. Управленческий аппарат должен наперед просчитывать все решения. Принцип работы на результат можно и нужно использовать в управлении районом.

- В чем состоит специфика экономического развития района?
- Петровский район, как и любой другой, имеет свою особенность экономического развития, свои слабые и сильные стороны.
К сильным сторонам экономического потенциала района можно отнести развитую федеральную и региональную транспортную сеть, благоприятные ресурсные условия для развития животноводства и овощеводства. Достаточно большие запасы песка, глины привлекают инвестиционные потоки. Потенциальными инвестиционными ресурсами являются в нашем районе земли под сельскохозяйственные угодья, строительные объекты.
К сожалению, Петровский район, несмотря на имеющийся потенциал в области туризма и курортов, не имеет своей ниши на данном рынке. Основу потенциала курортов в Петровском районе составляет уникальный природный объект - Соленое озеро [бывшее Лушниковское]. Красота природного ландшафта, легкая транспортная доступность в сочетании с полезными лечебными свойствами озерной грязи и рапы позволяют считать объект неоправданно заброшенным. В восточной зоне Ставропольского края отсутствуют объекты туризма и курортов, предоставляющие цивилизованный отдых и лечение. Особенно актуально звучит вопрос лечения заболеваний кожи, суставов, органов дыхания, которые являются профессиональными для работников сельского хозяйства.
К слабым сторонам экономического развития района относятся низкий уровень доходности сельского хозяйства, кризисное состояние дорожной сети, инфраструктура, не соответствующая потребностям, высокий уровень расходов на ЖКХ, недостаток квалифицированных кадров в здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве.

- Какими промышленными предприятиями представлен сегодня район и насколько эффективно выражается их участие в экономической стратегии района?
- Наибольший удельный вес в общем объеме производства в районе занимают обрабатывающие производства - около 50%. На долю производства электроэнергии, газа и воды приходится 11%, строительства - 5%, транспорта и связи - 6%. Крупными и средними промышленными предприятиями района производится более 20 видов продукции. В 2 раза выросло производство растительных масел, патоки крахмальной.
Большой вклад в развитие промышленного потенциала района вносят предприятия машиностроения: ОАО "РТП "Петровское", ОАО "Светлоградагромаш". На территории района находится филиал ООО "НД-Техник", производящий крахмал, патоку крахмальную. В числе наиболее крупных перерабатывающих предприятий, производящих растительное масло, муку, - ООО "Класко", ООО "Петровские Нивы".
Промышленные предприятия района, сохранившие свой потенциал в перестроечные времена, сейчас работают стабильно, платят налоги, предоставляют рабочие места, выплачивают вовремя заработную плату.

- С какими проблемами вам самостоятельно не справиться и почему?
- Органы местного самоуправления Петровского муниципального района одни из первых в крае начали процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности района. Так, за период с 2005 года по настоящее время из 239 объектов недвижимого имущества зарегистрировано право муниципальной собственности Петровского муниципального района на 214, а из 95 земельных участков - на 39 участков. Однако администрации пришлось столкнуться с рядом проблем.
Наиболее остро стоит проблема в регистрации прав на те объекты, которые были переданы муниципалитетам от сельхозпредприятий без соответствующих правоустанавливающих документов и регистрации сделок. Администрация района совместно с органами местного самоуправления поселений по каждому такому объекту вынуждена обращаться в арбитражный суд, нести дополнительные расходы на уплату госпошлины [а она составляет 2 тысячи рублей за каждый объект].
Считаю, что необходимо решить этот вопрос на федеральном уровне путем внесения изменений в п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, дополнив ее нормой, предусматривающей "освобождение органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при заявлении требований, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом и защитой права собственности".

- Вопрос управления и распоряжения земельными ресурсами остается актуальным?
- Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N53-ФЗ в федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 июля 2006 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Федеральным законом органы местного самоуправления районов и городских округов были наделены федеральными государственными полномочиями. Однако в нарушение ст. 132 Конституции Российской Федерации ни материальных, ни финансовых ресурсов на реализацию переданных полномочий органам местного самоуправления передано не было.
В сложившейся ситуации органы местного самоуправления Петровского района и поселений вынуждены были заключить соглашения по передаче муниципалитетам поселений полномочий по распоряжению земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена, за исключением земель фонда перераспределения.
Считаем, что принятые в 2006 году изменения, связанные с управлением и распоряжением земельными ресурсами, не учитывали сложившуюся в каждом регионе систему управления землей, привели к дополнительным расходам и трудностям.

- Сбор налогов - один из проблемных вопросов. Как вы решаете эту проблему?
- Достижение эффективности налоговой системы в современных условиях возможно лишь при максимальном повышении качества налогового администрирования. Однако на местах мы видим действия в совершенно противоположном направлении.
Так, в 2003 году была проведена нерациональная реорганизация налоговых органов, в результате чего были созданы межрайонные инспекции. Одна такая инспекция обслуживает 3-4 района, состоящих из нескольких десятков поселений. Естественно, что в таких условиях невозможно обеспечить индивидуальную работу с налогоплательщиками, как следствие, наиболее острые проблемы возникают с собираемостью тех налогов, плательщиками которых являются физические лица.
В данной ситуации органы местного самоуправления вынуждены, не рассчитывая на налоговые органы, самостоятельно работать с недоимщиками, проводить инвентаризацию налогоплательщиков и так далее. Но те усилия, которые предпринимают муниципалитеты по увеличению поступлений в доход бюджета, не могут восполнить отсутствие на территории района налоговой инспекции, и это крайне негативно влияет на исполнение доходной части местных бюджетов.

- Какие экономические задачи предстоит решить в ближайшее время?
- В настоящее время на территории нашего района планируется реализация нескольких инвестиционных проектов. Один из них - строительство завода по производству автоклавного ячеистого газобетона, стоимость реализации проекта - 2,1 миллиарда рублей.

- Что является сдерживающим фактором для привлечения в ваш район иностранных инвесторов?
- Петровский район привлекателен для всех категорий инвесторов, в том числе и для иностранных. Но основным таким фактором для привлечения иностранных инвесторов является недостаточная обеспеченность района водой, необходимость модернизации систем электроснабжения и строительства новых канализационных сетей в городе Светлограде.
Изменить возникшую ситуацию может строительство водозабора из Большого Ставропольского канала четвертой очереди [БСК-4]. Реализация проекта позволит решить проблему нехватки воды на хозяйственно-питьевые нужды поселений района, даст толчок развитию не только предприятий по переработке сельхозпродукции, но и промышленности, улучшит социально-экономическую ситуацию в центрально-восточной зоне края.

Александр Козлов
business-st.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован