В рамках акции "Известий" "Национальный проект семьи N" российские учителя прислали немало писем в нашу газету. Кто-то делился радостью, рассказывал о новых компьютерных классах и растущих доходах. Кто-то писал о проблемах. Например, о том, какой строгий отбор проходят школы, прежде чем получить дополнительную помощь государства. Их письма были опубликованы в "Известиях" вместе с ответами чиновников. Но в четверг мы хотим написать о приятном - о лучших учителях и лучших школах России. О том, как они ощутили на себе действие национального проекта "Образование".
"Учитель года России" Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы средней школы No 37, г. Череповец:
"Можно совместить программы "Жилье", "Образование" и "Здравоохранение"
Андрей УспенскийАндрей Успенский только что получил звание "Учитель года России-2006". В конкурсе участвовали только победители национального проекта. Учителем стал в 27 лет. А до этого был и электриком 5-го разряда, и музыкантом, и заместителем директора Вологодской туристической компании "Авось". Уже 10 лет он преподает литературу в уникальной 37-й математической школе города Череповца, в которой учатся только мальчики. Помимо своего предмета он ведет факультатив по "Мировой художественной культуре" (у него своя авторская программа). А еще - занятия струнными инструментами. Он потомственный педагог: дед и бабушка были учителями. Самое большое наказание для его учеников - это когда он называет их по фамилии. Большинство выпускников учатся в Петербурге и Москве. Один парень одновременно является студентом мехмата МГУ и консерватории.
Деньги, полученные за победу в конкурсе, пойдут на домашние нужды.
- Может ли нацпроект решить проблемы образования? Если никак не решать, то и не решишь, - говорит Андрей Успенский. - Например, в нашей школе всего 16 преподавателей. Из них трое в этом году участвовали в конкурсе на лучшего учителя. Сложность была в том, что слишком поздно поступила информация. Но все трое выиграли грант. Если бы писали пятеро, получили бы пятеро. В результате остальные учителя захотели поучаствовать в этом конкурсе на будущий год. Так что это совсем небесполезное дело.
Проблем много. Одна из главных связана с жильем. Кредит на жилье я брать не стал. У нас мало кто берет кредиты (слишком большие проценты).Собственно говоря, именно из-за квартиры я и стал участвовать в этом конкурсе. В результате в виде исключения мне разрешили жить в доме для молодых специалистов и врачей. Моя жена - врач, но, к сожалению, не терапевт, которым повысили зарплату, а невропатолог. И я уже не молодой специалист. После участия в городском конкурсе мне предложили комнату, а после участия в областном - однокомнатную квартиру.
Я считаю, что одним из недочетов является то, что в конкурсе на грант нацпроекта не могут участвовать молодые учителя: у них нет стажа, многолетнего опыта, признанных заслуг. И еще: а вдруг получится как-то совместить программы "Жилье", "Образование" и "Здравоохранение". Построили же в нашем городе дом для молодых специалистов - учителей и врачей.
Ефим Рачевский, директор "Лучшей школы России-2006" - Центра образования No 548 "Царицыно":
"Главная проблема национального проекта сегодня - это зарплата учителя"
Ефим Рачевский- С образованием сегодня связано новое качество жизни. И в нашем политическом истеблишменте появились люди, которые тоже это понимают. Ведь до возникновения национального проекта образование было на периферии государственного сознания.
Чем меньше школа, тем ощутимее для нее грант. Но и для нашей большой школы эти деньги тоже очень весомые. В бюджете всегда считается каждая копейка. Миллион, который школа получила в рамках нацпроекта, мы потратили на реконструкцию школьной библиотеки. Она и до этого была прекрасно оснащена и компьютеризирована, но там было всего 15 рабочих мест, а нам нужно - 40.
Поскольку нам не хватило еще двух миллионов (для того чтобы полностью переоборудовать библиотеку, нужно 4,5 миллиона), мы ринулись в другие конкурсы. И выиграли московский конкурс "Школа будущего", получив еще один миллион. Префект Южного округа за то, что мы вошли тогда в десятку лучших школ России, тоже дал нам миллион. Расширение библиотеки для нас - чрезвычайно важная вещь. Ведь библиотека - это центральное ядро в образовательном пространстве школы. Каждое рабочее место оснащено выходом в интернет.
Чтобы я предложил добавить в национальный проект "Образование"? Тут нужны системные шаги, и первое, что я бы сделал, - это коренным образом изменил систему оплаты труда учителя. Нужно уйти от единой тарифной сетки и попытаться увязать оплату труда учителя с тем качеством образования, которое он позволяет достичь. Для этого нужно устанавливать критерии оценки труда учителя. Любой учитель (необязательно лучший) должен больше зарабатывать. Сегодня машинист в метро получает 30 тысяч рублей, и чуть меньше - водитель троллейбуса. То есть что сделало государство, а точнее - рынок? Учитель опять стал аутсайдером. И на этом фоне мы декларируем, что качество жизни зависит от образования! Возникает вопрос: чем мы все-таки озабочены? Ростом интеллектуального ресурса страны или тем, чтобы плодить как можно больше водителей троллейбусов и машинистов метро (которые тоже, конечно, должны получать достойную зарплату)?
Главная проблема национального проекта сегодня - это зарплата учителя. Поднять общественный статус учителя (о чем все время говорят) нельзя, если его заработок меньше, чем заработок московского дворника. В среднем по России учитель получает порядка семи с половиной тысяч рублей, а по Москве - двенадцать с половиной.
Что касается нацпроекта "Здоровье", то он так затронул нашу семью: моя жена очень долго не хотела идти в районную поликлинику. Я ей говорил: "Наташа, сходи - им теперь много платят". Она пришла туда и нашла там чудного участкового, который сказал, что он теперь никуда не уйдет. Понятно, что с врачами-специалистами все обстоит не так благополучно.
30.11.06
http://www.izvestia.ru/
Наталья Иванова-Гладильщикова