23 мая 2003
1097

Природная рента: кому она будет служить?

В России стремительно растет нефтедобыча. По прогнозам, к 2010 году российские компании должны будут произвести 360 миллионов тонн нефти. Но уже в прошлом году эта цифра достигла 378 млн, тонн. С начала 2003-го уровень добычи поднялся еще на 11 процентов. Казалось бы, радоваться надо. Почему же тогда специалисты вместо оптимизма выражают серьезную озабоченность?

Причина в том, что сверхинтенсивная добыча полезных ископаемых ведет к резкому истощению природных ресурсов. О том, как остановить процесс разбазаривания недр и заставить сырьевые отрасли работать не на карманы олигархов, а на благосостояние общества, шла речь в Госдуме на совместном заседании междепутатского объединения (МДО) "Энергия России" и думского Комитета по энергетике, транспорту и связи. Парламентарии сошлись на том, что России необходим закон о рентных платежах. По их мнению, государство как собственник недр должно эффективнее использовать механизм изъятия природной ренты.

Председатель МДО и комитета Владимир Катренко подчеркнул, что вопрос о природной ренте не случайно выходит сегодня на первый план. Россия - крупнейшая сырьевая держава. А рента, как известно, появляется от эксплуатации полезных ископаемых. Все цивилизованные страны давно уже признали экономический характер ренты. Ее потенциал успешно используется в США. Франции. Канаде, Норвегии, Германии. В России же вместо эффективных экономических рычагов действует безграмотный (по оценкам специалистов) закон о налоге на добычу полезных ископаемых. Чуть больше года назад он был усовершенствован".

В новой редакции отменены обязательные отчисления добывающих компаний на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть. Их заменила фиксированная ставка, рассчитанная на уровне средних прежних платежей". Поправки эти были приняты с большим скрипом. Специалисты в области природопользования возражали, пытались убедить коллег-депутатов не вводить "усредненный тариф". поскольку он не учитывает геологических условии разработки и качества месторождений и выгоден только нескольким крупным компаниям, работающим на высокопродуктивных структурах, где получают сверхприбыли. Для экономики же в целом - это удавка на шее.

Эксперты предупреждали, что "законодательная ошибка" может привести к тяжелым последствиям.
- Мы с бывшим замминистра природных ресурсов Александром Наталенко убеждали депутатов отказаться от неверного шага. Объясняли, что налоги на добычу полезных ископаемых должны быть дифференцированными. - говорил известный эксперт, в прошлом -замминистра энергетики России Валерий Гарипов. - Надеялись, что убедили. Но поздно вечером накануне голосования мне позвонил один из нефтяных магнатов и с усмешкой сказал: "Зря вы башмаки истаптывали. Наши доводы оказались убедительнее".

Как подчеркнул один из участников совещания, голос разума в очередной раз был заглушен чемоданом "аргументов". Явный намек на продажность части депутатского корпуса, лоббирующего интересы "кормильцев", ни у кого не вызвал протеста. На этот раз парламентарии предпочли не защищать честь мундира, а проанализировать негативные последствия собственного законотворчества.

Они таковы: за последние полтора года в стране заметно сократилась ресурсная и налогооблагаемая база, простаивают 40 тысяч продуктивных скважин (а это 50 миллионов тонн неполученного сырья в год), на грани банкротства оказались десятки компаний, а четвертая часть добытой в стране нефти стала убыточной. Депутат Владимир Медведев (тоже воевавший против "усредненного тарифа") дополнил картину, заявив, что эффективно добываемых запасов в стране осталось всего на 3- 5 лет...
Чтобы изменить тревожную ситуацию, надо прежде всего изменить законодательную базу. На помощь депутатам в Госдуму пришли ведущие ученые и эксперты. Заместитель директора по науке ВНИИ геологии и разработки горных ископаемых Элик Халилов обосновывал, что начинать надо с жестких нормативов на добычу полезных ископаемых. "В цивилизованных государствах установлены нормы отбора из скважин, - сказал он. - В России таких норм нет. Это приводит к варварской эксплуатации недр".

В России средний дебит скважины - 84 тонны нефти в сутки. Если она дает меньше, становится менее рентабельной, возникает угроза ее закрытия. "Подогревается" ситуация еще и неэффективным налогообложением, из-за чего часть продуктивных и вполне рентабельных скважин переходят в разряд убыточных. В США скважина даже при дебите 300 литров в сутки может быть рентабельной. Другими словами, "у них" действует тот дифференцированный подход к недропользованию, который мы никак не приведем в действие.

Группа российских ученых разработала документ, в котором прописан механизм налогообложения, позволяющий государству получать природную ренту в полном объеме, не ущемляя при этом экономического благополучия добывающих компаний. Это не первый документ, представленный на рассмотрение в Госдуму. Наработки по новому закону существуют. Вопрос в том, когда этот важнейший документ обретет реальные очертания и насколько здравым окажется его окончательный вариант? Ведь смысл закона не только в том, чтобы восстановить справедливость в отношениях между добывающими компаниями, прекратить варварскую эксплуатацию недр и улучшить ситуацию в минерально-сырьевом секторе, но и в том, чтобы за счет перераспределения ренты экономически поддержать другие отрасли экономики, значительно расширить и укрепить налогооблагаемую базу, и в конечном счете, повысить жизненный уровень населения.

23.05.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2520
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован