Эксклюзив
18 июля 2012
6371

Приватизация и отношения собственности как зеркало российской экономики

В России запахло жареным. Новыми потрясениями. Причина этому - асоциальный характер собственности и надвигающаяся волна новой приватизации. Любая экономика как в зеркале отражается в отношениях собственности - это непреложный закон экономики. Равно как и то, что с развитием отношений собственности напрямую связано развитие экономики страны. И не только. Отношения собственности определяют уровень демократии в стране. Эти отношения могут являться гарантом демократического развития, а могут принять столь уродливые формы, что ни о какой демократии, сколько бы ее не декларировали, речи идти не может. Сегодня в России однобокая демократия - четко просматривается демократия для власти и властных элит и отсутствие демократии для граждан. Собственность олигархов защищается и свято охраняется государством, в то время как личная собственность граждан беззащитна.

Наличие собственности всегда и везде даёт человеку ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне, желание иметь большую семью, стремление приумножать имеющуюся собственность, а самое главное - развиваться самому, повышать свой образовательный и интеллектуальный уровень. В конечном итоге это даёт возможность самому государству двигаться вперёд поступательно, без революций и потрясений, выполнять экономические и политические функции на благо своих же граждан.
Сегодня на слуху две нефтяные компании: ОАО "Роснефть" и ОАО "Роснефтегаз". СМИ переполнены сообщениями об их деятельности и достижениях. Связано это с новыми руководителями этих компаний и непосредственным особым покровительственным интересом президента страны к их стратегическому развитию. Хотя "Роснефтегаз" и нефтяной компанией-то нельзя называть, несмотря на то, что в ее названии присутствует слово "нефть". Вообще можно ли "Роснефтегаз" называть громким словом "компания", если в ее штате чуть более десятка сотрудников.

И вдруг это малочисленное, ничего не добывающее и ничего не производящее юрлицо ОАО "Роснефтегаз" упоминается в Указе Президента РФ (1) как центральное звено нового этапа приватизации самого мощного, самого богатого, самого реального, самого олигархического, самого валютно-доходного сектора экономики России, коим является топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Когда две компании с очень похожими названиями ("Роснефтегаз" и "Роснефть"), одна очень маленькая, другая очень большая (гигантская) удостаиваются покровительства верховной власти, то это о многом говорит, гораздо больше, чем прописано в Указе. Обе компании по организационно-правовой форме относятся к открытым акционерным обществам. Следовательно, обе компании являются ЧАСТНЫМИ. Но их ошибочно называют государственными, объясняя при этом, что 100-процентным ("Роснефтегаз") и 75-процентным ("Роснефть") пакетами акций владеет государство. Но по российским и мировым законам, кто бы ни владел акциями ОАО, данное юридическое лицо является ЧАСТНЫМ.

Президентом большой компании ("Роснефть") и председателем совета директором малой компании ("Роснефтегаз") назначен давний соратник президента Игорь Иванович Сечин, который уже много лет курирует и "управляет" нефтегазовой отраслью и задает вектор ее развития.

Куда ведет этот вектор? По нашему мнению, к усилению экспортно-сырьевой модели экономики России. Хотя все властные органы, политики и экономисты не устают твердить, что надо отказаться от экспортно-сырьевой ориентации. Но одно дело говорить, а другое - делать. У нас слова часто расходятся с делами. Говорим о неоиндустриализации, модернизации, нанотехнологиях, а на деле развиваем только экспортно-сырьевой сектор экономики. Упомянутый Указ, якобы, знаменует начало новой волны приватизации, на самом деле он служит началом национализации отраслей ТЭК. Приватизация в этом Указе означает не что иное, как средство прикрытия истинной цели, а именно национализации и концентрации предприятий ТЭК под флагом ОАО "Роснефтегаз", которое станет стопроцентной офшорной "дочкой" ОАО "Роснефть".
Прошлое, настоящее и будущее этих двух компаний предопределяли прошлое, настоящее и определяют будущее топливно-энергетического комплекса, от которого, по существу, зависит дальнейшее развитие всей экономики России.
Экономисты, исследующие прошлое и настоящее состояние ТЭК и его развитие в будущем по-разному оценили Указ Президента РФ. Одни считают этот Указ оборотнем ("Новая газета", 01.06.2012 г.), другие - поспешным ("Российская газета", 28.06.2012 г.), третьи - наоборот, своевременным ("Независимая газета", 04.06.2012 г.). Любопытно, что все они одновременно и правы и неправы, поскольку Указ содержит много двусмысленностей.
Казалось бы, экономика России натолкнулась на безысходную проблему: экспортно-сырьевая модель разрушает реальный сектор и она же является уже много лет благом для властей, олигархов, высокопоставленных чиновников и для бюджетно-финансовой системы.

Действительно, трудно представить себе, какой была бы Россия сегодня без обильного валютного дождя, сопровождающего экспортно-сырьевую модель. Но в экономике, как и в истории, не может и не должно быть сослагательного наклонения.
Мировые тенденции роста цен на минеральные ресурсы благоприятствовали России с 1999 г. Цены на нефть, газ, драгоценные и цветные металлы неуклонно росли. Полугодовой спад в 2008 г. можно не учитывать, так как уровень цен быстро и также за полгода восстановился.
Неблагодарное дело прогнозировать поведение цен в будущем - но почти все уважаемые международные организации в унисон заявляют (и даже обосновывают), что еще 20-30 лет тенденция роста цен на нефть, газ, металлическое и неметаллическое минеральное сырье сохранится. Возможны недлительные небольшие понижающие флуктуации, как например, наблюдаемое в июне-июле 2012 г. снижение цены барреля нефти со 125 до 100 долларов США. Может быть, в августе 2012 г. баррель нефти подешевеет до 80 долл., но потом цена вернется до уровня 125 долл. и будет расти.
Если верить иностранным прогнозистам, то спрашивается, зачем уничтожать экспортно-сырьевую модель, приносящую золотые яйца двум элитным слоям общества - власти и бизнес-менеджменту.

Споры и рассуждения, какая собственность лучше, государственная или частная, кто более эффективно управляет, государство или частный собственник, напоминают вопрос недалеких взрослых, кто лучше, папа или мама.

Собственность - это не материя, которая дана нам в ощущениях. Российские недра находятся в государственной, то есть в нашей народной собственности, то есть я, российский гражданин, ее обобщенный хозяин. Но я хочу ее пощупать, осознать, что я - ее собственник. Условно говоря, когда я беру собственную (личную) зажигалку, то я ее могу осмотреть, пощупать, высечь огонь. Я реально чувствую полезность собственности на зажигалку. Собственность, неважно, на недра или на зажигалку не может быть иллюзорной. Она должна быть реальной и осязаемой.
От того, что нас убеждают, что недра являются исключительно государственной собственностью и что они принадлежат всем нам, мне не холодно и не жарко, так как я, как рядовой гражданин России, никак ее не ощущаю. Государство не привело в действие экономические механизмы, материализующие совместную собственность на недра. Создана и поддерживается иллюзорность собственности. Она даже отражена в конституции страны и во многих законодательных актах. Но иллюзии на собственность никогда не означали реальной собственности...
Иллюзорна не только собственность на недра. Она распространяется практически на все виды государственной собственности на природные (и не природные) ресурсы.
К примеру, в энергетике почему-то распределительные сети, не приносящие доход, являются государственными, а генерирующие мощности - частными. И весь доход, минуя государство (но не власти), достается энергостанциям, но не народу.
Также как в недропользовании государство не может составить баланс спроса, добычи и потребления полезных ископаемых, в энергетике нет объективного (а его не может быть) баланса электроэнергии и поставок топлива на ТЭЦ и АЭС.

Право собственника (государства) на получение дохода от использования собственности и в недропользовании и в энергетике нарушено:
- не приносящие доход запасы полезных ископаемых - собственность государства, а приносящие горную ренту и баснословные доходы предприятия по добыче полезных ископаемых - в собственности узкого круга лиц, де еще часто в офшорных юрисдикциях;
- не приносящие доход распределительные сети в энергетике - собственность государства, а приносящие энергетическую ренту генерирующие энергетические предприятия - в частной собственности опять-таки в офшорных зонах.
То же самое наблюдается и с другими природными ресурсами. В водопользовании водохранилища в госсобственности, а предприятия по их использованию в частной собственности. В лесопользовании участки леса исключительно государственные, а предприятия по вырубке леса, в которых образуется лесная рента - частная собственность все в тех же офшорах.

К сожалению (горькому и великому!) вся собственность на все природные ресурсы построена по принципу:
все, что негоже - государству, все, что гоже - бизнесу.
Выше не один раз упоминались офшоры, как убежище для "беглых" денег. Офшоры - это сравнительно новый экономический механизм сокрытия доходов, увода их от налогообложения из страны возникновения и упрятывания истинных владельцев денег через многочисленные цепочки юридических лиц закрытого типа. Офшоры - это сегодня одна из главных экономическо-политических бед России. Одновременно офшоры - это экономические мировые ячейки, приносящие доходы их хозяевам, которые активно используют их для своего блага и поддержания благополучия офшорных юрисдикций. Соответственно офшоры приветствуются мировым законодательством тех стран, которые вовлечены в эту искусственно созданную мировую экономико-политическую афёру. К огромному огорчению, Россия (особенно в XXI веке) превратилась в одного из основных игроков этой мировой афёры. Сегодня ни одна даже мало-мальски заметная сделка не обходится без офшорных схем. Что тут говорить, если почти все лицензии на недро-, лесо-, водопользование находятся на балансе офшорных юридических лиц с неизвестными бенефициарами.

В целом, расширение движения капиталов из одной страны в другую - это взаимовыгодный положительный тренд современного развития. Но это в том случае, если имеются "лишние" капиталы, в которых не нуждается страна их порождения. Российский же феномен увода капиталов в офшоры и в мировую экономику не вписывается в общую рациональную экономическую схему, так как наша страна сама остро нуждается в инвестициях. Их нехватка - это основное зло российской экономики, обусловившее почти полное исчезновение созидательного воспроизводственного вектора развития страны.
Несколько слов надо сказать о социальном характере собственности. Помимо экономической, правовой, исторической и финансовой сущности, собственность является нравственной категорией. Любой человек всегда оценивает собственность с позиции того, КАК она заработана, КАК она досталась тому или иному физическому лицу. Одно дело, когда собственность приобретена воровским путём, разбоем и грабежами, что было характерно на ранних стадиях развития капитализма. Другое дело, если собственность заработана своим умом, производством конкретных товаров и услуг - такая собственность характерна для развитого демократического капитализма, где она находит всеобщее понимание и признание. Третье дело, если собственность получена по наследству, имеет многолетние корни и родственное продолжение. Это уважаемые во всём мире семейства Ротшильдов, Фордов, Рокфеллеров, бывшие русские Третьяковы, Морозовы, Юсуповы...
Нравственно-социальный характер собственности выражается такими понятиями, как форма собственности (общественная, церковная, личная и т. п.), направлением использования (на инвестиции, благотворительность, пожертвования или покупка дворцов, яхт, спортклубов), местом использования (на родине или вне её), личностью собственника (любит он или безразличен к окружающим и т. д. и т. п.).
Если взять из всего вышеизложенного худшее, то получится социальный портрет собственников в современной российской экономической действительности. Поэтому нет сегодня более важной экономической задачи, как изменение социального назначения собственности и облика собственников.

Для решения этой задачи экономическая наука давно разработала многообразный арсенал механизмов. Нужна только политическая воля и политическое искусство властей.
Россия оказалась одним из немногих государств бывшего соцлагеря, в котором народ лишили собственности на общенародные национальные активы. Всеобщая собственность превратилась в частную собственность узкого круга партийной и комсомольской элиты и примкнувших к ним лидеров преступных группировок, обеспечивающих "крышу" и защиту этой новоявленной собственности. А народу при этом достались красивые чековых фондов, приказавших в 1995 г. долго жить. Эти акции, как лакмусовые бумаги, выявили истинные цели приватизации начала 90-х - не распылять собственность, а сконцентрировать ее в немногих руках.
Впору вспомнить мудрого премьер-министра того времени Черномырдина В.С. с его неувядающим афоризмом: хотели как лучше, а получилось как всегда. Но себя он не обидел, присвоив себе значительную часть собственности на наше всё - ОАО "Газпром".

Получилось как всегда. Народ в очередной раз поверил умным речам политико-экономической элиты, в очередной раз поддержал ее и в очередной раз оказался обманутым, обделенным и отдаленным от собственности. И общенародная собственность (при социализме) и государственная собственность (сегодня) - это не собственность, а иллюзия на право собственности.
Понятие государственной собственности в России совершенно не соответствует понятию государственной собственности в экономически развитых странах. Государственная собственность в России утратила свой настоящий экономический смысл. Еще раз вспомним представляющее абракадабру словосочетание - стопроцентная государственная компания ОАО "Роснефтегаз".

Как и государственная собственность, российская частная собственность сегодня лишена экономического смысла, поскольку истинные владельцы частной собственности в большинстве своем неизвестны... Однако народу называется одна-две сотни фамилий живущих в России и за рубежом сегодняшних владельцев основных приватизированных предприятий. Эти имена и фамилии стали нарицательными...
Форма собственности и порядок создания той или иной формы собственности определяются конституцией страны и законами. Но мне неизвестно ни одного закона, в котором были бы даны точные и внятные, не допускающие двусмысленности, понятийные определения форм собственности. В Конституции России (статья 9) записано: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Вдумаемся, сколько двусмысленностей заложено в этой конституционной норме: "другие природные ресурсы" - какие?; "могут находиться" - а могут и не находиться; "иных формах собственности" - каких иных? Значит, Конституция России допускает офшорную форму собственности, цепочку офшорных фирм и фирмочек, скрывающих как истинных владельцев-собственников, так и реальный объем этой собственности. Таким образом, искажение смысла экономических отношений в сфере собственности закреплено законодательно. Российские законы составлены так, что допускают разночтение и позволяют разорвать цепочку: собственник - собственность - доход.
Российский народ по своей природе очень доверчивый. Он верит призывным лозунгам властной элиты и своими руками осуществил перевороты 1917 г., 1992 г. Но "перевернув" экономическую формацию, народ успокаивается и терпеливо ждет обещанных лидерами переворота благ. Но... обещанные блага остаются только в речах и на бумаге.

Политическая и частично культурная элита, государство и бизнес, якобы, едины в стремлении улучшать (и только улучшать!) жизнь народа. И народ обязан понять это и не мешать великолепной троице. И это триединство элиты, государства и бизнеса обеспечит через 6 лет (тут цифры расходятся - 10, 15 лет) прекрасное будущее нашего народа. Красиво выразился премьер-министр России Дмитрий Медведев в Екатеринбурге на форуме "Иннопром-2012" 12.07.2012 г.: "все сферы жизнедеятельности должны стать "умными" - "это умные сети, умные дороги, умные производства". Так что заживем мы скоро умно-преумно. Дожить бы!!!
Хочется верить, что народ теперь не тот, что в начале 20 века, и не тот, что 20 лет назад. Понемногу в России создается гражданское общество. Это вселяет надежды, что народ будет добиваться, чтобы:
- каждый стал собственником не на словах, а на деле;
- избавить Россию от офшоров;
- заработала реальная экономика;
- рентные доходы распределялись среди всех граждан России;
- власть и элита исполняли бы волю гражданского общества;
- бизнес не на словах, а на деле служил бы народу.
________________________________________________________________
1. Указ Президента РФ N 695 от 22 мая 2012 г. "О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса".

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован